"Методы воспитания детей в приемной семье"
консультация

Губина Татьяна Николаевна

 Описание общих особенностей механизма воздействия на личность ребенка, учет которых может помочь приемным родителям избежать некоторых ошибок, пока они не вы­работают свой собственный взгляд на проблему воспитания приемных детей, не накопят опыт, способный стать самым лучшим компасом в море вопросов извечной проблемы «от­цов и детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_vospitaniya_v_priemn._seme.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

                                                                                                                              Губина Т.Н., воспитатель

Качества личности родителей-воспитателей (или вообще приемных родителей) являются определяющими для всей дальнейшей судьбы этой необычной семьи, ибо от этого зависит общая атмосфера дома, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность распада семьи. Во главу угла, конечно же, должна быть поставлена любовь к детям, но не абстрактная, а любовь действенная, осознанная, образно говоря, зрячая. Ведь недаром говорится, что легко любить все человечество и трудно - конкретного человека.

На это необходимо обращать особое внимание родителей-воспитателей, так как практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа, будь то дом ребенка, детский дом или школа-интернат, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерна материнская депривация, т.е. отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых, по утверждению психологов, основывается базисное для развития полноценной личности доверие к окружающему миру. Причем последствия материнской депривации могут проявиться не сразу, а несколько позже, поставив в тупик взрослых, которые не готовы к негативным проявлениям в поведении детей, полностью рассчитывая на их желание войти в семью и клятвенные заверения в хорошем поведении, впоследствии неоднократно нарушаемые. Поэтому, помимо любви к детям, родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть. Именно отсутствие этих качеств у родителей-воспитателей с романтическими установками или стремлением самоутвердиться посредством выполнения роли спасителей несчастных детей может послужить причиной конфликтов, стрессовых ситуаций, депрессии и нервных срывов. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являются, как уже сказано, терпение и педагогический оптимизм.

Однако как бы ни были важны личностные качества родителя-воспитателя, ему все же необходимы и определенные педагогические знания, ибо он выбирает работу с детьми как профессию, следовательно, должен иметь профессиональные умения и навыки.

Приступая к работе, приемные родители должны отчетливо представлять себе, как применяемые ими методы воспитания могут сказаться на детях, какую реакцию вызвать и к каким результатам привести.

В официальной педагогике до недавнего времени наиболее рекомендуемыми были так называемые методы убеждения, когда воспитатель воздействовал словом. Причем зачастую взрослый был уверен, что его тирады, обращенные к детям, воспринимаются адекватно заложенному в словах содержанию, в то время как дети считали нравоучительные беседы и нудные наставления выматывающим душу занятием.

Возникает резонный вопрос: так что, совсем не говорить с ребенком? Говорить, но точно представляя себе меру воздействия. Задача воспитателя в том, чтобы сообщить знания, причем в соответствующей возрасту ребенка форме. Наиболее простая схема такова: в дошкольном и младшем школьном возрасте-рассказ, предполагающий яркую и эмоциональную форму изложения; в подростковом - беседа, т.е. вопросно-ответная форма; в раннем юношестве - диспут, дискуссия. Следовательно, можно и нужно говорить с ребенком, пока он слушает нас с раскрытым ртом и горящими глазами; с подростком - пока он спрашивает; с юношей или девушкой - пока они спорят. Как только ребенок начал скучать, подросток перестал спрашивать, а юноша или девушка - спорить, надо заканчивать общение, ибо далее они не будут слушать.

Раньше, чем многие другие методы воспитания, начинает воздействовать на детей пример. Общеизвестно, как часто дети копируют своих близких: так, у спокойных, уравновешенных родителей даже грудные дети меньше плачут. Это одно из направлений в развитии подражательности, как правило, наиболее известное. Кроме него, существуют еще несколько направлений, знание о которых может помочь приемным родителям в выборе тактики по отношению к детям.

Подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. И поэтому в общеизвестной игре «дочки-матери» дети не только копируют реальную обстановку своего дома, но и в определенной степени практикуются в создании модели своей собственной будущей семейной жизни. Следовательно, понаблюдав за играми детей, можно увидеть себя в кривом зеркале, попытаться что-то исправить, а также постараться ненароком подбросить материал для дальнейших игр: что-то почитать, рассказать или даже включиться в игру.

Подражательность имеет свойство изменяться от подражания внешнего к внутреннему, от копирования всего образца поведения - к заимствованию отдельных черт. Правда, эти особенности проявляются позже, в подростковом возрасте, и тоже связаны с процессом самовоспитания.

Побуждая к подражанию, надо обязательно вселять в ребенка веру в свои силы.

Прежде чем рассмотреть следующую группу методов воспитания, заметим, что все наше поведение, все наши поступки являются реакцией на внешние возбудители. Правда, скорость этой реакции в различных ситуациях бывает неодинаковой: некоторые поступки мы обдумываем, размышляем над возможными последствиями, в других случаях реагируем чуть ли не молниеносно. Причины, как правило, две: или просто нет времени на обдумывание, или нет необходимости думать, так как ситуация не нова, реакция отработана, действие привычно.

Знание привычек трудно переоценить, они настолько входят в нашу плоть и кровь, что становятся, как говорят, второй натурой. Полезные привычки незаменимы в обыденной жизни, поэтому на их привитие многие родители обращают больше всего внимания. В педагогике установлены требования к выработке привычек, выполнение которых сберегает время и усилия взрослых. Что же касается приемных родителей, то им часто приходится не только формировать нужные привычки, но и отучать от вредных, что тоже оговорено в требованиях.

Поэтому лучше проанализировать, что представляется в настоящее время наиболее важным: опрятность, пунктуальность, правдивость и пр., и наметить план действий. Естественно, в процессе приучения приемных детей к новому для них образу жизни на некоторые вещи приходится временно закрывать глаза. Иначе можно попасть в ситуацию, когда погонишься за двумя зайцами и ни одного не поймаешь.

Еще одно требование к выработке привычки: вначале надо добиваться точности выполнения действия и только потом - быстроты. Особенно же важно помнить о том, что каждый успех должен быть замечен и эмоционально подкреплен, т.е. надо как можно больше хвалить ребенка за продвижение вперед, за любые достижения.

В корне неверно говорить о сравнительной действенности того или иного метода воспитания, считая один слабым, другой сильным. Однако есть группа методов, которые, по общему признанию, вступают в наибольшее соприкосновение с личностью. Это методы поощрения и наказания.

Механизм их воздействия таков: поощрение вызывает положительные эмоции, тем самым действия и поступки, за которыми оно последовало, закрепляются в поведении поощряемого. А наказание влечет за собой отрицательные эмоции, оказывающие тормозящее действие на совершенные поступки. Правда, методы воспитания редко применяются изолированно, т.е. поощрение (или наказание) может сопровождаться примером, разъяснением, приучением, тогда и воля, и сознание будут вовлечены в этот процесс формирования поведения, но все же не следует забывать, что эмоции не всегда подвластны разуму.

Действие поощрений и наказаний, как и других методов воспитания, подчиняется определенным законам. Нарушение их ведет к непредсказуемым результатам, неожиданным для воспитателей. Вот наиболее часто встречающиеся ошибки. Так, некоторые родители считают, что увеличение размера поощрения или наказания автоматически усиливает их воздействие. На самом деле происходит обратная реакция и действие их нивелируется, сходит на нет. Неумеренность поощрений пробуждает желание получать их вновь и вновь, развиваются тщеславие, эгоизм, себялюбие. А с нарастанием количества наказаний снижается «порог чувствительности», что очень легко проверить, вспомнив ощущения в какой-либо неудачный день. Первая неприятность переживается очень остро, последующие слабее и слабее, пока не наступит состояние «а гори оно все огнем, семь бед - один ответ». То есть наступает эмоциональное перенасыщение, блокирующее дальнейшее восприятие.

Если сегодня похвалили за какой-то поступок, то завтра за него не хвалят, а принимают как должное. Теперь, чтобы заслужить поощрение, ребенок должен совершить большее, чем уже сделал. Так стимулируется его нравственное становление.

С наказаниями надо быть очень осторожными, ведь известно, что горе переживается острее и помнится дольше, чем радость. Очень больно воспринимают дети несправедливость, поэтому нельзя наказывать по подозрению. Как бы вы ни были уверены, что провинился именно этот ребенок, а не другой, не соседский, не кошка или собака, в конце концов, но «не пойман - не вор». Чересчур уверовав в свою проницательность, можно совершить непоправимую ошибку, наказав невиновного. И еще желательно хотя бы поначалу наказывать ребенка, не привлекая к этому всеобщего внимания, наедине, «по секрету». Кроме того, имея дело с приемными детьми, следует особенное внимание придавать мотивации проступка. Иногда за действием ребенка кроется желание любым способом привлечь к себе внимание, проверить, действительно ли его любят и до каких границ эта любовь простирается.

Особого разговора требует вопрос о физических наказаниях. Правда, как бы мы ни ратовали за их полное исчезновение, как бы ни предостерегали родителей, надо посмотреть правде в глаза и признать, что ремень довольно часто служит самым убедительным аргументом в некоторых семьях. Но подобными действиями взрослые могут доказать только то, что они сильнее детей, а это общеизвестно. Следовательно, применяя физические наказания, родители тем самым расписываются в своем бессилии, показывают свою слабость и полное отсутствие способности по-настоящему влиять на ребенка. А если учесть, что 14-15-летний подросток уже вполне способен постоять за себя и дать сдачи, следовательно, к этому возрасту родители могут потерпеть полное поражение и должны приготовиться к капитуляции перед любым способом самовыражения юноши или девушки. Чтобы предотвратить такой исход, следует четко представлять себе механизм взаимодействия физических наказаний и психики ребенка. Эксперименты физиологов дали однозначные результаты: резкий раздражитель не позволяет выработать тонкой дифференциации, он имеет ограниченный радиус действия.

Если необходимо затормозить опасные для жизни и здоровья маленького ребенка поступки (отучить выбегать на мостовую, влезать на подоконник и пр.) и если на него не действуют слова, то его можно шлепнуть. Здесь нет сложной дифференциации, простое действие тормозится отрицательными эмоциями. Но, помимо простых действий, ребенок обучается жить в обществе, что требует различных и очень сложных форм взаимоотношений с окружающими. Установление границ поведения необходимо, но они должны быть осознаны детьми и восприняты как полезные не только для окружающих, но и для него самого.

В педагогической теории и практике известны ошибки, вызванные нарушениями требований к применению методов воспитания. Кроме них, выделяют еще общие ошибки семейного воспитания, обусловленные стилем взаимоотношений родителей и детей. Одной из наиболее распространенных являются так называемые «родительские ножницы», или расхождение в требованиях взрослых. Когда мать разрешает то, что запрещает отец, бабушка позволяет все, а дедушка - ничего, то у ребенка происходит полная потеря ориентации. В результате создается установка: когда все нельзя, тогда все можно. А ребенок точно должен знать, что нельзя и почему, или где можно, а где нельзя. Последнее объясняет такие расхождения в требованиях, которых трудно избежать в обыденной жизни.

Формированию полноценной самостоятельной личности мешает авторитаризм в воспитании, диктат, подавление личности ребенка. Когда взрослые считают, что только они знают, что для ребенка хорошо, а что плохо, что нужно делать каждую минуту, и постоянно контролируют ребенка, то впоследствии они могут напрасно жаловаться на несообразительность, несобранность подростка или юноши, разводить руками, говоря: «В кого он удался такой несамостоятельный, пока несколько раз не скажешь - не сделает», и забывают, что сами к этому приучили.

Любопытно, что к таким же результатам приводит и полярный стиль взаимоотношений - полная заласканность, изнеженность и избалованность детей. Правда, для приемных родителей чаще характерно стремление к диктату, чем к избалованности. Заметим также, что и диктат, который часто сопровождается применением физических мер воздействия, и избалованность, приводящая к непомерному возрастанию потребностей, как правило, развиваются по формуле П.Ф. Лесгафта: «Сначала конфеты, потом конфеты с ромом, потом чистый ром». Применительно к диктату это трансформируется следующим образом: малыша шлепают ладонью, школьника «воспитывают» ремнем, а потом уже и до револьвера недалеко.

Достаточно характерно для родителей и некоторое запаздывание в восприятии нового уровня развития ребенка. Так, ему уже 7 лет, а с ним обращаются как с 5-летним; ему - 12, а родители снова остались в недалеком прошлом; ему уже 15, а в представлении взрослых он все еще ребенок.

Встречается у родителей и такой ошибочный взгляд на воспитание, как концентрация основного внимания на исправлении недостатков, вместо того чтобы формировать желаемые качества и умения. Конечно, для приемных родителей избавление от вредных привычек – проблема очень актуальная, но при этом нельзя забывать и о закладывании каких-то основ на пустующем месте. Всегда легче строить, чем перестраивать, проще приучать к труду, чем потом бороться с ленью, прививать щедрость, а не искоренять жадность.

Наконец, очень часто родители стремятся сразу отреагировать на какие-то нежелательные действия ребенка или даже на полученные о нем сведения. Эта ошибка носит название «применение воспитательных мер в состоянии возбуждения», когда взрослые не находят времени на то, чтобы подумать, проанализировать ситуацию или даже допустить мысль, что ребенок был прав, хотя и такое случается. Тогда самый лучший выход - попросить у несправедливо наказанного или просто подозреваемого в чем-либо ребенка прощения, как ни кощунственно это может прозвучать для некоторых родителей. Способ избежать названной ошибки тоже заключен в известной формуле: воспитывай своего ребенка (а именно таким он становится для приемных родителей), как чужого, а чужого, как своего.

Таковы наиболее общие особенности механизма воздействия на личность ребенка, учет которых может помочь приемным родителям избежать некоторых ошибок, пока они не выработают свой собственный взгляд на проблему воспитания приемных детей, не накопят опыт, способный стать самым лучшим компасом в море вопросов извечной проблемы «отцов и детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей в нетипичных семьях

Воспитание детей в нетипичных семьях. ( В помощь родителям)...

Консультация для родителей Особенности воспитания детей в неполных семьях

Распад семьи — это почти всегда травма для ребенка. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих г...

Консультация для родителей «Особенности воспитания детей в неполных семьях»

Распад семьи — это почти всегда травма для ребенка. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих г...

Дети в приемной семье

Советы начинающим родителям....

Занятие - тренинг «Взаимодействие родителей и детей в приемной семье».

Занятие-тренинг«Взаимодействие родителей и детей в приемной семье». Цель: повышение уровня психолого-педагогической и социально-психологической компетенции приемных родителей, осознан...

«Воспитание детей в приемной семье: особенности и проблемы»

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей,возрастает с каждым годом. Сиротство- одна из проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Актуальность ...