Занятие - тренинг «Взаимодействие родителей и детей в приемной семье».
план-конспект по теме

Зильберс Марина Майгоновна

Занятие-тренинг«Взаимодействие родителей и детей в приемной семье». Цель: повышение уровня психолого-педагогической и социально-психологической компетенции приемных родителей, осознание возможностей формирования творческого общения в отношениях родителей и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Зильберс М.М. педагог-психолог

Тема:       «Взаимодействие родителей и детей в приемной семье».

 Цель: повышение уровня психолого-педагогической и социально-психологической компетенции приемных родителей, осознание возможностей формирования творческого общения в отношениях родителей и детей.

В: Китайская мудрость гласит: «Мудр понемногу у всего научающийся».

        Хотелось бы верить, что сегодняшний вечер не пройдет даром, что все мы станем немного мудрее.   Мы будем улыбаться, играя в семейные «погремушки», а это значит, мы узнаем, как еще можно поддержать положительный эмоциональный фон семьи.

На нашей встрече присутствуют семьи: дети и родители, поэтому и называется наше занятие «Дети +  родители». Каждая семья – это команда, которая будет выполнять сообща задание. Но начнем мы с общего упражнения.

1. Упражнение «Меняются местами, те…»

Цель: создание работоспособной обстановки.

В круг ставятся стулья на один меньше, чем участников. В. находится в центре и говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого…» (называет определенный признак). Обладающие этим признаком должны поменяться местами. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

2.«Семейные погремушки» - варианты совместных творческих дел.

Так как фоновым понятием все - таки является семья,  мы будем выполнять варианты совместных творческих дел - назовем их «семейные погремушки» (имея в виду поговорку:  «В каждой избушке - свои погремушки»).

   Вот с такой «погремушки» и начнем.  

    Погремушка 1. «Расскажи стихи руками» (на овладение неречевыми средствами)  Каждой семейной команде дается детское четверостишье.

 Например:

  1. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

  1. Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

  1. Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох! Доска кончается,

Сейчас я упаду».

  1. У лукоморья дуб зеленый.

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученный

Все ходит по цепи кругом.

  1. «Баю – баюшки – баю,

      Не  ложися на краю,

 Придет серенький волчок

 И укусит за бочок».

 6.  Наша Таня громко плачет,

     Уронила в речку мячик.

     Тише, Танечка, не плачь –

      Не утонет в речке мяч.

 

Постарайтесь без слов, с помощью пантомимы рассказать известное всем стихотворение.  Остальные участники должны его угадать.

По окончании задать вопрос: что вы сейчас чувствуете? Какой вывод можно сделать?

Будьте внимательны друг к другу и овладевайте неречевыми средствами общения.

Погремушка 2 «Сиамские близнецы».

Семейная команда (2 человека)   принимает вид сиамских близнецов. Им необходимо выполнить задание. Вырезать круг из бумаги, вставить нитку в иголку, зашнуровать ботинок, завязать бант.

Погремушка 3 «Бег на «трех ногах».  Каждая команда   становится у линии старта. Левая нога одного привязывается к правой ноге другого. По сигналу ведущего связанные пары устремляются к финишу наперегонки.

По окончании: что вы сейчас чувствуете? Какой вывод можно сделать?…

Действие слаженности на основе чувствования друг друга.

Погремушка 4  «Послание».

Участникам раздаются   листы бумаги и фломастеры.

В каждой семье есть место (зеркало, стена, телефонный столик), где вы оставляете послание, когда не успеваете увидеть друг друга.

На вашем листе задано чувство, которое надо изобразить, нарисовать и дописать (закончить это предложение).

Например:

Я возмущаюсь, когда детская остается неубрана.

Я боюсь, когда на меня кричат.

Я обижаюсь, когда…

Я радуюсь, когда…

Я разряжаюсь, когда…

Я беспокоюсь, когда…

По завершении представить рисунки, чтобы  участники догадались о зашифрованном послании. Вопросы к участникам: Что вы чувствуете сейчас? Можно ли таким приемом сообщать о своих чувствах? Какой вывод можно сделать?…

Будьте внимательны к чувствам домочадцев и умейте культурно выразить свои.

Погремушка 5 «Слепец и поводырь» (на доверие)

Приглашаются семейные команды. Один в команде – «слепой», ему завязывают глаза, другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия (н-р, подняться на  стул, пройти между столами,  обойти людей в цепи (т.е. держащихся за руки). Разговаривать между собой нельзя. Цель «поводыря» - провести так, чтобы «слепец» не споткнулся, не упал, не ушибся.

По окончании: Что чувствуете? Было ли уютно? Было ли чувство безопасности? Доверяли ли вы? Какой вывод можно сделать?…

Делать все возможное для поддержания чувства безопасности и доверия членов семьи.

Погремушка 6 «Семейный коллаж». Командам раздаются журналы различной тематики, лист ватмана, клей. За 10 минут семье предлагается  создать коллаж на тему «Счастливы вместе». По окончании выполненной работы каждая семья рассказывает, что, по их мнению, является важным в их семье.

Погремушка 7. «Вавилонская башня». Каждой команде выдается около 100 листов бумаги (газет) и дается задание: построить из этих листов высокую башню, не используя каких-либо скрепляющих материалов. Время работы – 10 минут.

Психологический смысл упражнения. Оно приводит к повышению групповой сплоченности, позволяет развивать способности, выдвигать и отстаивать свои идеи, вызывает у участников положительные эмоции. Обсуждение. Как распределялась работа между членами семьи. Кому принадлежали идеи по конструкции различных частей башни?

Погремушка 8 «Карандаши».

Суть упражнения состоит в удержании фломастеров, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Пары располагаются друг напротив друга и пытаются удержать два фломастера, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская фломастеры, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад, сделать шаг вперед, отвести назад, выпрямиться, выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия  друг друга.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый участник из семейной команды, чтобы фломастеры не падали? Как установить с членом команды необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Общая семейная погремушка. «Аукцион» (игра со всеми участниками)

Предложите способ, как можно справиться с плохим настроением:

  • послушать музыку
  • поплакать.

Погремушка 7 «Карандаши»

«Аплодисменты по кругу». Мы с пользой провели время, и мне хочется в заключении предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее. Каждый участник хлопает в ладоши другому, тот – следующему и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Заключение.

Наверное, все поняли, что Дети + Родители и есть общество – мы! Родители + Дети – это самые важные, самые первые роли.  Родители помогают  ребенку становиться человеком. А он будет строить мир. Так пусть эти отношения будут незыблемо добрыми, чтобы мы и наши дети жили в Добром Мире!  

Литература

  1. Волков А.В., Амелина С.В., Фролова Н.Е., Шешнина Н.А. Профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних: результаты анонимного анкетирования учащихся образовательных учреждений Ярославской области в 2007-200 гг. – Ярославль: ИРО, 2008.
  2. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? Москва, 2003 г.
  3. Гринберг С. Н, Вараева Н. В. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги.  Санкт – Петербург, 2007 г.
  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами \ под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПБ.: Речь, 2003.
  5. Емельянова Л.Н. Игровая терапия, центрированная на ребенке. Ярославль, 2008
  6. Мишурова Е. Ю. Эмоциональные трудности приемных детей ГУ ЯО «Центр по усыновлению, опеке и попечительствую», Ярославль, 2007 г.
  7. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / Белогуров С.Б., Климович В.Ю. – М.: Центр «Планетариум», 2004.
  8. Психолого-педагогическое сопровождение детей – сирот. Методические материалы для специалистов сопровождения под редакцией Л.Г. Жедуновой, Т. А Ивановой, С.Б.Корниловой, И.В. Кузнецовой, Н.Н. Посысоева. Ярославль, 2005 г.
  9. Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся общеобразовательных учреждений: Руководство по использованию наглядных средств обучения / Под ред. Н.В. Ероховой. – М.: Центр наглядных средств обучения, 2005.
  10. Терновская М.Ф. Тренинговая программа для подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью. Выпуск 4, Москва 2002 г.
  11. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов. Москва, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для родителей и детей «Конфликты в семье» (для родителей и учащихся 7-9 классов)

Занятие для детей подросткового возраста и родителей о моделях поведения в случаях возникновения конфликтных ситуаций в семьеЦель: - Развивать представление о сущности конфликтов, понимания есте...

Семинар- тренинг "Бесконфликтное взаимодействие родителей и детей"

Семинар- тренинг составлен мной и активно используется в работе с родителями, основной целью которого является профилактика жестокого обращения с детьми....

Дети в приемной семье

Советы начинающим родителям....

«Воспитание детей в приемной семье: особенности и проблемы»

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей,возрастает с каждым годом. Сиротство- одна из проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Актуальность ...

"Методы воспитания детей в приемной семье"

Описание общих особенностей механизма воздействия на личность ребенка, учет которых может помочь приемным родителям избежать некоторых ошибок, пока они не вы­работают свой собственный взгляд...