Игры для развития речи детей 4-5 лет. Консультация для родителей.
консультация

Адамян Нарине Суриковна

Период 4-5 лет очень сложный и важный  в жизни ребенка.Именно это возраст - возраст" Почемучек". Многие родители путаются в воспитании детей. И , именно, Игра  идет им в помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_4_-_5_let_konsultatsiya.docx636.43 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ВНИМАТЕЛЬНЫМ РОДИТЕЛЯМ

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ.

Наверняка, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим, самым умным, самым, самым, самым…  Чтобы говорить научился, едва родившись,  чтобы все звуки и слова выговаривал правильно, чтобы речь ребёнка была грамотной, связной, образной. Но одного хотения мало.  Ведь речь – это не что-то данное природой, речь формируется и развивается только в процессе речевого общения окружающих с маленьким ребёнком. Ребёнок перенимает у родителей особенности звукопроизношения, словарный запас, способы построения фразы. И если речь родителей не отличается грамотностью, богатым словарным запасом, трудно ожидать от ребёнка выдающихся речевых способностей.  Так что внимательным и заботливым родителям необходимо прикладывать немалые усилия, чтобы развивать речь своего ребёнка, а не уповать на детский сад и школу: там, мол, обязаны всему научить.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра.  Поэтому для формирования и развития у ребёнка желаемых качеств, умений, навыков лучше всего использовать игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, способствующие формированию и развитию речевых умений. Поиграйте со своим ребёнком, вместе, всей семьёй.  Именно поиграйте, а не заставляйте его заниматься, взяв на себя роль строгого учителя.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

«Узнай по звуку».  Для игры нужны различные предметы, звучащие игрушки(5 – 8 предметов). Сначала надо рассмотреть, назвать все предметы и послушать, как они звучат. Можно послушать, как шуршит бумага, как ножницы режут бумагу, как карандаш рисует по бумаге, как переливается вода из чашки в чашку, как скачет мячик, стучит барабан и многое другое, ведь любой предмет при действии с ним звучит. Затем играющие отворачиваются, а водящий издаёт звук каким-либо предметом.  Играющие должны отгадать предмет по звуку.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

«Улавливай шёпот».  Ведущий становится напротив играющих на определённом расстоянии и чётким, внятным шёпотом даёт команды («Руки вверх», «Хлопнуть два раза» и др.). Постепенно ведущий отходит всё дальше, делая шёпот менее уловимым.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Можно устроить игры – соревнования: кто шире откроет рот, у кого длиннее язык, кто дальше вытянет губы трубочкой, кто лучше надует щёки, кто громче щёлкает языком, кто лучше улыбнётся и покажет все зубки и многое другое.

РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ

«Кто дальше?».   Для игры понадобятся ватные шарики, бумажные кораблики и т.п.  Кораблики ставятся на край стола перед игроками.  По сигналу все дуют на свою фигурку, вытянув губы в трубочку и не надувая щёк. Сделать можно только один выдох, дуть несколько раз подряд нельзя. Выигрывает тот, у кого предмет продвинется дальше.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Приятный запах».  Для игры нужен душистый предмет (мыло, духи, фрукт, цветок).  Играющие по очереди нюхают предмет (делают вдох), а на выдохе произносят слово или фразу, постепенно увеличивая количество произносимых на одном выдохе слов: «Ах!», «Хорошо!», «Хорошо пахнет!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах!».

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

«Ловишки».  Сначала игроки договариваются, какой звук будут ловить, например, звук А. Водящий произносит ряд звуков (А, И, У, А, А, О, Э, А, У и т.д.). Остальные игроки,  услышав звук А, хлопают (ловят звук).

«Быстро отвечай».  В эту игру можно играть, если ребёнок уже научился вспоминать слова с определённым звуком. Например, все решили, что сегодня будут называть слова, в которых слышится звук  С.  Водящий называет темы, а игроки слова. За правильные ответы – фишки (пуговицы, карандаши, монетки и т.п.). Примерные темы: «Овощи» (свёкла, капуста), «Фрукты» (слива, ананас), «Мебель» (стол, стул), «Одежда» (сарафан, носки), «Обувь» (сапоги, сандалии), «Транспорт» (автобус, самолёт), «Домашние животные» (собака, свинья) и другие.

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

«Чего не стало?».  Эта игра упражняет в употреблении слов в родительном падеже и развивает внимание и память. Для игры нужны игрушки или предметы, картинки (начинать с 3-х  – 4-х, постепенно увеличивая по возможностям ребёнка). Сначала игрушки рассматриваются и называются.  Затем игроки отворачиваются или закрывают глаза, а водящий убирает одну, а позднее и  2 – 3 игрушки.  Повернувшись, игроки должны сказать, чего не стало, давая правильную форму слова: не стало куклы, не стало кубика и т.д.

«Скажи наоборот».  Эта игра упражняет в подборе слов с противоположным значением. Играть можно с мячом. Водящий называет слово и бросает мяч игроку. Игрок называет противоположное по смыслу слово и бросает мяч обратно.  Например:  большой – маленький, злой – добрый, светло – темно, чисто – грязно, вверх – вниз, вперёд – назад, говорить - молчать и т.п.

«Скажи ласково».  Эта игра упражняет в образовании слов с уменьшительно – ласкательным значением. Можно ходить по квартире и называть ласково все предметы. Только сначала надо назвать обычное слово, а затем ласковую форму: шкаф – шкафчик, ложка – ложечка, окно – окошко и др.

«Исправь ошибку».  Эта игра учит пониманию смысла предложения.  Водящий произносит предложения с ошибками.  Игроки исправляют и произносят правильно. Например: Посуда моет маму.  (Мама моет посуду.)  Машина чинит папу.  Газета читает дедушку.  Книга читает Катю. Коза даёт капусту девочке. Дорога едет по машине. Маша несёт сумку в хлебе.и т.п.

«Загадки».   Эта игра учит рассказывать о предмете, давать его описание. Проводится по темам, например, овощи. Сначала надо рассмотреть и назвать овощи, а затем убрать их из поля зрения игроков ( за ширму, в ящик). Водящий рассказывает о каком-то овоще, не называя его, например: этот овощ красного цвета, он круглый, гладкий, сладкий, сочный (помидор).

«Сравнения».  Эта игра учит сравнивать один предмет с другим по какому-то качеству (цвету, фактуре и др.).  Можно использовать игрушки и самые разные предметы.  Примеры сравнений: Снег холодный, как мороженое.   Цыплёнок желтый, как солнышко. Ежик колючий, как иголка.

Игр для развития речи  очень много, вы можете использовать предложенные,  можете придумать сами, можете найти в различных источниках. Пусть вашим девизом в общении с ребёнком будет: «Учимся, играя!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры для развития речи детей 1-3 лет

Игры для развития речи детей 1-3 лет....

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей)...

Игры по развитию речи детей 1-ого года жизни.

Познавательное и речевое развитие....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Упражнения и игры для развития речи детей 3-5 лет»

На семинаре-практикуме рассматривались теоритические и практические аспекты, способствующие  развитию речи детей: артикуляционная гимнастика,дыхательный упражнения и фонетическая ритмика...

«Развитие речи детей ОВЗ через музыку» консультация для родителей

Речь и пение Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение....