Профилактика употребления психоактивных веществ.
методическая разработка (8 класс)

 Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_profilaktike_pav.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ПАВ.

Рекомендации для родителей.

Сегодня алкоголь и наркотики стали частью молодежной среды.    Это реальность, в которой живут наши дети. Невозможно изолировать ребенка от этой реальности, просто запретив употреблять наркотики или гулять в определенных местах.

 Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье подростков. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди молодежи. Беда может прийти в любую семью. Подвержены зависимости подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому очень важный адресат  профилактической деятельности – семья ребенка.

Обобщение опыта работы с семьями детей и подростков, употребляющих наркотики, показывает, что семья может выступать:

– как фактор фиксации психологической зависимости от наркотиков;

– как фактор, провоцирующий продолжение приема наркотиков;

– как фактор эффективности психотерапевтической и реабилитационной работы.

Основные  факторы,  способствующие  предрасположенности

подростков к употреблению психоактивных веществ.

Социальные и социально-психологические факторы риска:

•  Нарушение  семейной  системы  (неполная  семья,  появление  отчима (мачехи), сводных братьев и сестёр).

•  Асоциальная и антисоциальная семья.

    Малообеспеченная  семья;  

•  Злоупотребление  в семье алкоголем  и/или наркотиками  

•  Нарушенные  стили  воспитания  в семье  (гипопротекция, гиперпротекция,  авторитарность,  жестокое  обращение  с ребёнком  в семье, попустительство-безнадзорность,  рассогласованность  и непоследовательность в воспитании,  отсутствие  понимания  между  родителями,  отсутствие  духовности, нравственных ценностей и идеалов в семье).

•  Чрезмерная занятость родителей, отсутствие контактов с ребёнком.

•  Психологические  травмы  (смерть  близкого,  развод  родителей,  насилие и пр.)

•  Избыток свободного времени, незанятость ребёнка (безделье, скука).

•  Пребывание  в антисоциальных  (асоциальных)  компаниях  и компаниях, употребляющих ПАВ, доступность для ребёнка психоактивных веществ.

Личностно-психологические факторы риска.

•  Неуверенность в себе.

•  Групповая конформность (тенденция подчиняться влиянию группы).

•  Недостаточный  самоконтроль  и самодисциплина,  неумение распознавать и адекватно выражать свои чувства.

•  Склонность  к самодеструктивному  поведению,  отсутствие  навыков заботы о себе.

•  Неумение  принимать  ответственность  за  собственное  поведение.

   Ведущим  мотивом  поведения  является  получение  сиюминутного  удовольствия, наслаждения.

•  Низкая  толерантность  к стрессовым  ситуациям  и отсутствие  навыков управления стрессом, неумение эффективно разрешать конфликтные ситуации.

•  Заниженная  или  завышенная  самооценка,  несформированность коммуникативных навыков.

•  Несформированность собственной системы ценностей, пассивность  в их достижении.

•  Акцентуации характера.

Возможные мотивы потребления ПАВ.

Социальные мотивы:

•  желание занять место  в группе  сверстников  и соответствовать принятым

в ней нормам;

•  стремление поддержать субкультурную «традицию».

   подражание друзьям и знакомым;

•  влияние  старшего  по возрасту  или  значимого  для  подростка  человека, подчинение угрозам и давлению со стороны;

Индивидуальные мотивы:

•  любопытство,  стремление  испытать  себя  в новой,  экстремальной ситуации;

•  стремление получить удовольствие (физическое, психологическое);

•  стремление  забыться,  расслабиться,  снять  напряжение,  неприятное ощущение, нейтрализовать отрицательные эмоции;

•  стремление  выйти  из  состояния  скуки,  бездействия  или  усилить эффективность своей деятельности.

Патологические (болезненные) мотивы:

•  мотивы  ухода  (назло  себе,  взрослым);  потеря  смысла  жизни,  протест, ощущение себя лишним в жизни;

•  поведение, обусловленное психическими расстройствами;

•  биологическая  потребность  на  стадии  физической  зависимости  от психоактивного вещества.

Признаки и симптомы употребления ПАВ (психоактивных веществ).

  • Бледность кожи
  • Расширенные или суженные зрачки
  • Покрасневшие или мутные глаза
  •  Дефект  речи  (заторможенность,  эффект  вытянутой магнитофонной плёнки);
  • Нарушение координации движений
  • Учащенный пульс
  • Приступы смеха
  • Следы от уколов
  • Свернутые в трубочку бумажки
  • Шприцы, маленькие ложечки, капсулы. Бутылочки
  • Нарастающее безразличие
  • Уходы из дома и прогулы в школе
  • Ухудшение памяти
  • Невозможность сосредоточиться
  • Перепады настроения (из крайности в крайность)
  • Нарастающая скрытность и лживость
  • Неряшливость
  • тревожное состояние (ощущение,  что за тобой следят, что за тобой пришли). и т.д.

Эти симптомы являются косвенными. Для подтверждения злоупотребления наркотиками и зависимости от них необходима консультация врача-нарколога.

Что делать, если возникли подозрения?

  1. Не отрицайте Ваши подозрения.
  2. Не паникуйте. Если даже Ваш ребенок попробовал наркотик, это еще не значит, что он наркоман.
  3. Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями. Проявите  искренне  участие  и  интерес,  не  применяйте  допроса  с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для  подростка  будут  менее  угрожающими,  чем  сложные,  «расследующие» вопросы.
  4. Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока Вы не справились с Вашими чувствами.
  5. Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь. Имейте дело с человеком, а не «проблемой». Говорите как равный,  а не как  старший.  Если  вы  попытаетесь  действовать  как  учитель  или  эксперт  или прямолинейно  разрешать  проблемы  (что  обычно  и  делают  родители),  это  может оттолкнуть вашего ребенка.
  6. Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.
  7. Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.

                Как же уберечь детей от этого зла?

Правила эффективного общения родителя с подростком.

 Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения, когда дети и взрослые откровенно  без страха критики и осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты.

Принять  - значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете их убеждения.

Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, часто повторяет: "Я тебя слушаю тебя внимательно!".

Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал:

- ребенок убедится, что вы его слышите;

- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

- ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок, блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса. Поэтому всегда слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их.

Поддерживайте ребенка без слов - улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, возьмите за руку.

Всегда поддерживайте разговор с ребенком, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.

Выберите подходящий момент для разговора. Убедитесь, что информация, полученная ребенком, верная. Поговорите с ребенком о наиболее распространенных мифах о табаке и алкоголе и развейте их.

Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Эти  методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

А если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

Исследования показали, что люди, употребляющие табак, алкоголь и наркотики, обычно имеют низкую самооценку. Так и у ребенка имеющего положительную, высокую самооценку, скорее всего хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкоголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружающих более активно, чем тот, который считает себя "хуже других".

Всегда  старайтесь  подчеркивать  все  хорошее  и  успешное,  что  присуще вашему  ребенку.  Ощущение  успешности,  достижения  в  чем - то,  в  том  числе прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как и за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей.

Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение как наивысшие достижения и победы других.

Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка.

Давайте ребенку настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье. Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова "я тебя люблю" способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие.

В каждой семье есть своя система ценностей. Не существует единых стандартов воспитания, предупреждающих употребление табака и алкоголя. Примерами семейных ценностей, относящиеся к профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков подростками относятся:

- наличие личных убеждений, отрицающих употребление алкоголя или наркотиков;

- признание ценности своей свободы, ценности принятия своих решений; при этом стремление быть "как все", "следовать за толпой" не является ценностью и стандартом поведения;

-         стремление к тому, чтобы быть здоровым и красивым; следование здоровому образу жизни;

- убеждение, что контролировать свое поведение следует всегда.

Исследования показали, что большинство людей употребляют алкоголь так же, как это делали их родители. Вероятность курения повышается у тех детей, чьи родители курят. Специалисты советуют не пить при детях много. Демонстрация того, что вы можете в зависимости от ситуации или вовсе не пить или пить умеренно, является хорошим примером, а вы сами являетесь положительной ролевой моделью. Даже когда родители не пьют и не курят совершают ошибку, если  не обсуждают проблему употребления табака или алкоголя с детьми. Эти родители должны помнить, что они, к сожалению, не являются единственными образцами для своих детей.

Одним из примеров здорового поведения для ребенка являются родители, организующие праздники, где алкоголь - не центр события. Наряду с алкогольными напитками предлагайте гостям безалкогольные напитки, никогда не заставляйте кого-либо пить, если он не хочет, убедитесь в том, что ваши подвыпившие гости не будут за рулем по дороге домой.

Особенно тяжелая ноша ложится на семьи, в которых один из родителей страдает алкоголизмом. Поступки больного алкоголизмом отца и реакция на его болезнь здоровой матери и наоборот формируют опасные для детей в будущем модели поведения.

Несколько правил, которых следует придерживаться в целях облегчения положения ребенка в такой семье:

- Не пытаться скрыть от детей проблему - заболевание супруга. Дети могут справиться с ситуацией лучше, если будут твердо знать, что один из родителей болен.

- Убедиться в том, что ваши дети понимают, алкоголизм - это заболевание, как рак или диабет. В этом случае они  возненавидят болезнь, но будут продолжать любить больного отца или мать.

- Узнайте больше информации об алкоголизме сами, а затем передайте ее детям. Понимание избавляет, хотя бы частично, от страха перед заболеванием.

- Убедитесь, что дети не чувствуют, что являются причиной болезни в целом или очередного запоя в частности.

-        Постарайтесь внести некоторую стабильность и порядок, ритуалы и традиции в жизнь вашей семьи. Здоровому развитию детей способствует постоянство и предсказуемость окружающей среды.

Навыки противостояния давлению сверстников - это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления ПАВ.

Научите ребенка ценить индивидуальность в людях и в себе самом. В подходящий момент попросите ребенка сказать, что делает вас особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком. Спросите, что ребенку нравится в своей собственной индивидуальности, добавьте его описанию хороших черт, которых он сам не назовет.

Обсудите вместе ребенком понятие дружбы. Попросите его составить описание настоящего друга: "друг - это ..." и "другом  не являтся...". Пока он работает, составьте свое описание друга. Поговорите, сравнивая, сколько одинаковых характеристик в ваших описаниях и выясните, кто же такой настоящий друг.

Научите ребенка говорить людям "нет». Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать "нет" давлению посторонних взрослых или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необходимо настаивать на уважении к себе. Эти ситуации, прежде всего, - предложение табака, алкоголя, наркотиков. Вы  должны объяснить  ребёнку,  что,  проявив  себя  как  самостоятельную личность, он избавится от множества неприятностей. Скажем, на  вечеринке,  где  все  принимают  алкоголь,  другу,  который призывает  присоединиться,  можно  ответить:  «Я  чувствую себя  здесь  неуютно  и  пойду  домой,  но  пойму,  если  ты захочешь  остаться».  Выход  из  неприятной  ситуации  найден без ущерба для дружбы. Научите его отказывать с юмором. Объяснив отказ страхом, подросток вызовет раздражение у окружающих. Однако, обратив  отказ в шутку, он сделает правильный выбор, оставшись королём положения.

 Бывают ситуации, провоцирующие давление со стороны сверстников. Подростки настойчиво предлагают друг другу выпить алкоголь, попробовать наркотики. Вы можете помочь своему ребенку избежать попадания в такие ситуации, введя специальные правила. Например, ваш ребенок не будет бывать дома у своих друзей, если там никого из взрослых. Он не будет ходить на дни рождения, которые проводятся без присмотра взрослых.

Используйте давление сверстников в свою пользу. Оно может быть не только отрицательным, но и положительным. Важно, чтобы дети, окружающие вашего ребенка, придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга.

Исследования психологов показали, что дети в своей жизни ведут себя более ответственно, когда взрослые накладывают разумные ограничения на их свободу.

Семейные правила помогают ребенку сравнительно легко сказать "нет" в ситуации давления со стороны сверстников. Например, представьте, что в ответ на предложение группы сверстников покурить, ребенок говорит: "Нет, спасибо. Мои родители на прошлой неделе сказали, что они не купят мне компьютер, если я буду курить".

Конструктивным ответом на вопрос будет организация здоровой, творческой деятельности ребенка. Возможно, как минимум, два пути.

Первый. Поддерживайте участие ребенка в кружках, спортивных секциях, поощряйте занятия музыкой и хобби, не настаивая на том, чтобы он обязательно выигрывал или добивался результатов. Не важно, чем будет заниматься ребенок. Если у него есть здоровые интересы, то вероятность курения, употребления алкоголя или наркотиков невелика.

Второй, способствующий здоровой деятельности ребенка, - это путь совместной деятельности. Опросы детей показывают, что они любят, когда родители проводят с ними время, даже если это связано с выполнением работы по дому.

Составила: социальный педагог МБУ ДО ГДДТ СП ЦППС – Бодрова Л. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

В настоящее  время употребление подростками психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества и др. средства) представляет собой серьезную проблему современного общества.Сог...

Разработка группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ). Тема занятия: «Мой выбор».

Цели занятия:1.     Выявить причины употребления ПАВ.2.     Сформировать представление о вредном воздействии ПАВ на организм человека.3....

Профилактика употребления психоактивных веществ

Анализ программы по профилактике психоактивных веществ "Я за здоровье"...

"Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ)"

Конспект занятия с элементами тренинга...

ПРОГРАММА по профилактике употребления психоактивных веществ в студенческой среде

ПРОГРАММА по профилактике употребления психоактивных веществ в  государственном  бюджетном  образовательном  учреждении среднего профессионального образования «Октябрьский нефтяной...

Памятка для родителей "Профилактика употребления психоактивных веществ ребенком"

Документ содержит памятку для родителей "Профилактика употребления психоактивных веществ ребенком"....

Консультация для родителей по профилактике употребления психоактивных веществ.

  Проблемы употребления алкоголя, а так же наркотики, курение очень актуальны в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает в...