ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯММИ ОБУЧАЮЩИХЯ НА 2018/2022 УЧЕБНЫЕ ГОД
рабочая программа

Бродягина Светлана Юрьевна

Цель:

  • Организовать сотрудничество родителей и центра в совместной воспитывающей деятельности и взаимодействие с центром в воспитательном процессе.
  • Развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями.

Задачи:

  •  Включение родителей в совместную с центром воспитывающую деятельность с детьми.
  • Оказание помощи родителям в семейном воспитании.
  •  Совместная с центром организация социальной защиты детей.
  • Организация здорового образа жизни в семье и школе.
  • Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_roditelyami_brodyagina_s.yu_.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Сургутского района

«Центр детского творчества»

Программа

«Работа с родителями»

Разработала:  педагог дополнительного образования С. Ю. Бродягина

П.Федоровский


ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯММИ ОБУЧАЮЩИХЯ

НА 2018/2022 УЧЕБНЫЕ ГОД

Пояснительная записка

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка.

Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально- обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания.

Аудио- и видеопродукция, социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей.

Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. В учреждениях дополнительного образования детей работа с родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога  становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.

Цель и задачи

Цель:

  • Организовать сотрудничество родителей и центра в совместной воспитывающей деятельности и взаимодействие с центром в воспитательном процессе.
  • Развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями.

Задачи:

  •  Включение родителей в совместную с центром воспитывающую деятельность с детьми.
  • Оказание помощи родителям в семейном воспитании.
  •  Совместная с центром организация социальной защиты детей.
  • Организация здорового образа жизни в семье и школе.
  • Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.

В центре программы - предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.

Работа с родителями делится на психолого-педагогическую диагностику и организационно-педагогическую деятельность. Программа включает: изучение семьи воспитанника; проведение тематических родительских собраний; психолого-педагогическое просвещение родителей (которое способствует развитию педагогического мышления и воспитательных навыков родителей, изменению восприятия собственного ребёнка, его более глубокому пониманию); вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (для этого проводятся открытые занятия для родителей, дни открытых дверей).

Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.

Основные направления деятельности:

-диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;

-приобщение родителей к педагогическому процессу;

-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;

-практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей через индивидуальные педагогические консультации;

-привлечение родителей к участию в деятельности учреждения через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации занятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.

Педагогический коллектив осуществляет основные направления деятельности программы, используя воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.

Ожидаемые результаты

Активные формы работы с родителями дадут  возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут  условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать  согласованному принятию совместных решений.

Социально-педагогические результаты работы с родителями

На уровне детей и родителей:

- разрешение личностных проблем детей и родителей;

-повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.

На уровне учреждения:

- повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей играют существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создают творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. Деятельность МАУДО «ЦДТ» и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Методическое обеспечение

Методы взаимодействия с родителями

-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

-методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;

-методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;

Формы взаимодействия с родителями

Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.

Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности МБОУ ДОД СЮТ. Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение.

Консультация для родителей – проводят педагоги, методисты и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации – групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.

Открытое учебное занятие – учебное занятие с приглашением родителей воспитанников, администрации учреждения. Основная цель – укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.

День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг.

Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.

Выставка – форма представления творческих работ воспитанников МБОУ ДОД СЮТ. Может быть совместной с родителями, бабушками, дедушками. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.

Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: выставка, соревнования, мероприятие и т. д. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, помощь в подготовке к выставкам, соревнованиям.

Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами должна стать одной из самых важных в работе образовательного учреждения. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогами создаст благоприятные условия для свободного развития личности и сформирует у детей ценностное отношение к семье.

2. Содержание работы

- Повышение психолого - педагогических знаний родителей.

- Ознакомление родителей с методикой воспитания, этапами физиологического и психического развития детей;

- Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования: Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом центра, правилами внутреннего распорядка, правилами для обучающихся, едиными педагогическими требованиями;

- Ориентация на выбор профессии;

- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- Совместные творческие дела и мероприятия;

- Родительские собрания;

- Индивидуальные тематические консультации;

- Социологические опросы, диагностика родительских интересов;

- Участие родителей в управлении центра;

- Родительские комитеты.

3. Организационная деятельность педагогов доп. образования по

взаимодействию с родителями, семьей.

- Составление социального паспорта каждой семьи и класса в целом.

- Выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем школы.

- Организация индивидуальных и общих консультаций для родителей.

- Обеспечение работы родительского комитета.

- Составление плана работы с семьями.

- Помощь родителям в составлении программы развития своего ребенка.

- Совместное планирование и анализ деятельности класса, творческих дел.

- Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии

совместно с родителями через организацию экскурсий на предприятия, встречбесед с родителями, встреч со специалистами в зависимости от

профессиональных интересов детей.

- Проведение дискуссий, классных часов по проблемам нравственности совместно с родителями объединения.

Направления и формы работы:

1. Изучение условий семейного воспитания

• беседы, анкетирование родителей;

• формирование банка данных о семье и семейном воспитании;

• посещение семей.

2. Информирование родителей об учебно-воспитательном процессе

• родительские собрания (знакомство с целями, задачами и программой

деятельности, обсудить возможные пути реализации);

• приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;

• создание базы телефонов родителей, создание беседы в WhatsApp.

3. Взаимодействие с родительским комитетом

4. Совместная деятельность родителей и учащихся

• формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

• при личных встречах;

• с помощью записок-извещений;

• записи в дневниках;

• посредством телефона и интернета.

План работы.

СЕНТЯБРЬ

- Знакомство с родителями учащихся;

 - Тестирование;

- Родительское собрание;

- Индивидуальные консультации для родителей.

ОКТЯБРЬ

- Информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка, его психическом состоянии;

 -Индивидуальные собеседования с родителями по итогам первой четверти.

НОЯБРЬ

- Проведение открытых мастер-классов и открытых занятий;

- Индивидуальные консультации для родителей;

- Посещение семей, нарушающих дисциплину.

ДЕКАБРЬ

Родительское собрание;

- Решение по вопросу организации новогоднего праздника;

- Индивидуальные, групповые консультации для родителей;

 - Подведение итогов I полугодия

ЯНВАРЬ

- Анкетирование «удовлетворённость родителей образовательным процессом»;

 -Индивидуальные консультации для родителей.

ФЕВРАЛЬ

- Родительское собрание;

- Индивидуальные консультации для родителей.

МАРТ

- Праздник мам, бабушек, девочек;

 - Индивидуальные консультации для родителей по итогам успеваемости.

АПРЕЛЬ

- Проведение открытых мастер-классов и открытых занятий;

- Индивидуальные консультации для родителей.

МАЙ

Подведение итогов работы объединения, творческих достижений обучающихся;

 - Индивидуальные консультации для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными учащимися на 2013-2014 учебный год

Программа  работы с одаренными  учащимися на 2013-2014 учебный  год и карта иучастия в конкурсах различного уровня...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя технологии Ибрагимовой Венеры Азатовны 2018-2022 гг.

Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагога, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического тру...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя технологии Ибрагимовой Венеры Азатовны 2018-2022 гг.

Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагога, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического тру...

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» на 2018 – 2022 г.

Актуальность: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявл...

Результаты освоения обучающимися программы по биологии (2018-2022 учебный год)

Отчеты по предмету (биология) на основании данных Школьного портала Московской области....

Программа работы с одаренными детьми на 2023-2024 учебный год

В МБОУ гимназия  №2 выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических ос...