Этапы развития речи ребенка
консультация

Атякшева Татьяна Александровна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_razvitiya_rechi_rebenka.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок овладевает речью в несколько этапов:

Подготовительный этап:

- крики, возникают, с рождения до 2-х месяцев самостоятельно;

гуление, стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым - с 2 до 5-7 месяцев;

лепет, его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);

- слова, переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета – с 11-12 месяцев;

Преддошкольный этап:

 - словосочетания, появляются после усвоения двухсложных и трехсложных слов - с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев; Дошкольный этап:

- предложения, конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где? куда?», с 3 лет- «почему? когда?» ;

 - связный рассказ, появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках - с 4 лет;

- словотворчество (примерно в 5 лет), может самостоятельно образовывать слова, относящиеся к разным частям речи,  и объясняет их значение;

- полное усвоение грамматического строя родного языка (примерно  в 5-7 лет).

Признаки нарушений речи

 -к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;  к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит; к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке; к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации; к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего; к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

- к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»); к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

- к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

- к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

- к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

- в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

- в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

Правила общения с ребенком, которые способствуют речевому развитию:

1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.

2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Недопустимо "подлаживание" под детскую речь, сюсюканье.

3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Используйте пословицы, поговорки, читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте.

4. Общаясь с детьми, не спешите, т.к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.

5. Постарайтесь критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь.

6. Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословными:  "да", "нет".

7. Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе. Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как «тепло» или «холодно», «морозно», «ясно».

8. Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их значении и, когда возможно, о происхождении этих предметов.

9. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Ученые утверждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5 - 3 тысячи слов, в то время как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же.

Этапы развития речи

ребенка

thumbnail


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы развития речи ребенка.

Памятка для родителей....

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка.

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...

Буклет для родителей "Этапы развития речи"

Материал для родителей по развитию речи ребенка....

Памятка родителям :"Этапы развития речи в норме"

Памятка родителям : "Этапы развития речи в норме"...

Этапы развития речи от рождения до трёх

Этапы развития детской речи от рождения до трех лет.Что нужно знать? Как помочь своему малышу?...

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка

Консультация для воспитателей о том, как влияет речь взрослого на речь детей...