Особенности работы с родителями детей с ОВЗ в условиях ФГОС
статья

Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, или как корректнее говорить, ребенок с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует особых условий. Главная задача воспитания таких детей – создать условия, способствующие максимальному раскрытию личности.

Диагноз ребенка с ОВЗ для родителей – стресс. Нередко он сопровождается кризисом семьи.

В настоящее время обучение учащихся с ОВЗ осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование и интегрированное обучение.

Задача педагогического коллектива перестроить позицию родителей на конструктивную деятельность и сотрудничество в воспитании и обучении детей с особыми потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с родителями

детей с ОВЗ  в условиях ФГОС

Орлова Е.К., МКОУ «Калтукская СОШ»,

учитель русского языка и литературы, первая кв.к.

Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, или как корректнее говорить, ребенок с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует особых условий. Главная задача воспитания таких детей – создать условия, способствующие максимальному раскрытию личности.

Диагноз ребенка с ОВЗ для родителей – стресс. Нередко он сопровождается кризисом семьи.

Принятие диагноза и ситуации в среднем протекает по такому плану:

  1. Отрицание. Родители не хотят признавать диагноз, они проходят нескольких врачей. Сама идея спросить несколько врачебных мнений верная, но в данном случае это превращается в бесконечный бег с уже не раз подтвержденным диагнозом. Это опасно тем, что вместе с принятием оттягивается лечение, а некоторые заболевания требуют его незамедлительного начала.
  2. Гнев. Пока отсутствует план коррекции и реабилитации, родителей охватывает отчаяние и растерянность. В ответ на них возникает защитная реакция в виде гнева, направленного на себя, супруга, ребенка, врачей. На этом этапе важно как можно раньше познакомиться с другими семьями, где есть дети с ОВЗ, найти информацию об учреждениях, куда можно обратиться за помощью.
  3. Чувство вины. На этом этапе родители склонны обвинять себя в особенностях ребенка, искать причины в собственном поведении. Поможет работа с психологом.
  4. Эмоциональная адаптация. Родители принимают ребенка, себя, ситуацию. Преобладают позитивные установки, помогающие выработать навыки для создания счастливого будущего ребенка.

Популярны три стратегии поведения родителей. Две деструктивные:

  • Пассивное принятие типа «на все воля Бога» или «все само собой образуется». При таком поведении стресс будет только усугубляться, трудности – нарастать.
  • Вера в судьбу. Тоже пассивная позиция. От первой отличается наличием постоянного чувства вины и беспомощности, страха обвинений со стороны.

Конструктивная позиция – активное участие в решение проблем, приобретение ресурсов, изменение ситуации. Если что-то пока изменить нельзя, то родители принимают это и контролируют. В остальном же активно действуют.

В настоящее время обучение учащихся с ОВЗ осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование и интегрированное обучение.

Задача педагогического коллектива перестроить позицию родителей на конструктивную деятельность и сотрудничество в воспитании и обучении детей с особыми потребностями.

Примерные виды помощи родителям детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с особыми образовательными потребностями определено следующими видами деятельности педагога-психолога (в его отсутствие классного руководителя):

  1. Выступления на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе (основной школе)».
  2. Круглый стол для родителей: «Как взаимодействовать с тревожными детьми», «Как взаимодействовать с агрессивными детьми».
  3. Анкетирование родителей младших школьников и старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений.
  4. Индивидуальные консультации для родителей особых детей по обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей, повышению самооценки детей.
  5. Групповая консультация для родителей детей-инвалидов: «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей». «Упрямый ребенок». «Организация летнего отдыха».
  6. Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения».
  7. Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями».
  8. Индивидуальные консультации для родителей детей-инвалидов, детей с ОВЗ по запросам.

Рекомендации родителям детей с ОВЗ

Уважаемые родители, вы должны обратить внимание на такие основы воспитания как:

  • обеспечение для детей равных прав на образование;
  • обучение навыкам самообслуживания;
  • обучение отстаиванию своего мнения.

Реабилитация детей обязательно должна проходить в условиях взаимодействия, сотрудничества родителей, образовательных учреждений, психолога, социального работника, медика. Важна открытость, гуманность, профессионализм, ответственность в отношениях.

Недопустимо ограничивать самостоятельность ребенка, выполнять за него каждое действие. Нужно поощрять самообслуживание, обучать детей даже с тяжелыми степенями умственной отсталости.

Родители (совместно с и педагогами) обязаны:

  • создать атмосферу доброжелательности и психологической безопасности;
  • успехи ребенка сравнивать только с его же достижениями, а не другими детьми;
  • стараться безоценочно принимать ребенка;
  • ориентироваться на сохраненные навыки, положительные личностные качества как потенциал для коррекции;
  • мыслить позитивно, не акцентировать внимание на особенностях;
  • постепенно знакомить ребенка с его реальными особенностями, развивать таланты и способности, чем воспитывать чувство самоуважения и самоценности.

Чтобы добиться этого:

  1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам учреждения. 
  2. Читайте. Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры, возможности.
  3. Соблюдайте ВСЕ рекомендации учителя– логопеда.
  4. Общайтесь с ребенком.
  5. Что делать НЕ НАДО. Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Хвалите детей. Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Интересуйтесь мнением ребёнка.
  6. Помните о домашних занятиях. При задержке психического развития у ребёнка ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому учебный материал необходимо повторять и закреплять дома.
  7. Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка.
    8. Помните о своих интересах и желаниях.
    9. Отслеживайте, как идет развитие ребёнка.
    10. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям.
    11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей.

Можно отметить, что только совместная работа родителей и педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями приведет к решению проблемы.

Учитель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам, психотерапевтам и так далее. Он должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия, различные социально-реабилитационные технологии, владеть педагогической этикой.

  1. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. Козырева, Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей/Е.А. Козырева// Журнал практического психолога. -2013. - № 4. - С. 71-75.
  3. Приходько О.Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. - Методические рекомендации. (серия «Инклюзивное образование») М., 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в условиях ФГОС

Уже долгое время в образовании есть необходимость в создание потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможно...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Доклад «Особенности составления рабочей программы педагога в условиях ФГОС» к педагогическому совету

Материал содержит информацию о структуре рабочей программы педагога с подробным описанием каждого пункта....

Педагогический совет по теме: «Особенности работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»

Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образован...

Статья "Особенности работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"

В статье приводятся теоретические положения, касающиеся работы педагога с одаренными детьми. Рассматривается нормативно-правовое обоснование данной деятельности, приводится характеристика педагогическ...