Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников и пути их преодоления "
материал

Сазонова Жанна Алексеевна

Данное собрание знакомит родителей учащихся 5 класса с рядом проблем, связанных с трудностями адаптации детей при переходе из младшего звена в среднее. Дает возможность оказать консультативную помощь, дать практичес­кие советы, направленные на преодоление физиологических и психологических трудностей, возникающих у детей при переходе из 4 в 5 класс. Показывает важность совместной работы в решении данного вопроса.

Методическая разработка содержит цели и задачи собрания. План работы. Обсуждаемые вопросы. Рекомендации родителям. Предусматривает получение обратной связи от родителей с помощью приема "Круг ответственности". Содержит вопросы анкетирования. В конце имеется анализ проведенной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка плана проведения родительского собрания в 5 классе

Тема: «Трудности адаптации пятиклассников и пути их преодоления»

Подготовила и провела учитель МКОУ Тутончанская средняя школа

Сазонова Жанна Алексеевна

Разработано для родителей учащихся 5 класса. Возраст 11 лет.

Цели: Познакомить родителей учащихся 5 класса с рядом проблем, связанных с трудностями адаптации детей при переходе из младшего звена в среднее. Оказать консультативную помощь, дать практические советы, направленные на преодоление физиологических и психологических трудностей, возникающих у детей при переходе из 4 в 5 класс. Показать важность совместной работы в решении данного вопроса.

Вопросы, предлагаемые для обсуждения:

  1. Физиологические проблемы пятиклассников связанные с адаптацией учащихся к новым условиям и требованиям и пути их решения.
  2. Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению
  3. Взаимоотношения с ребенком в семье в период адаптации к обучению в 5 классе, условия успешного преодоления возникающих проблем.

План работы:

  1. Знакомство родителей с проблемами, возникновение которых может быть связано с особенностями физиологии ребенка данной возрастной категории.

  • изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой,
  • увеличение физической и умственной нагрузки
  • возросший темп и объем работы как на уроке, так и дома;
  • быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме
  • изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью
  • состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме.

Дать рекомендации выполнение которых способствует адаптации физиологического состояния организма ребенка, связанные с режимом дня, организацией рабочего места ребенка, режимом труда и отдыха, нормой времени необходимой для выполнения устных и письменных заданий в пятом классе, рациону, занятиями физкультурой и спортом. 

  1.  Возможные психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению. Рекомендации родителям обратить внимание на следующие моменты:
  • Усталый, утомленный внешний вид ребенка, жалобы на плохое самочувствие.
  • Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелание выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  1. Обсуждение взаимоотношений с ребенком в семье. Какие условия необходимы для  успешного преодоления  трудностей связанных с адаптацией.

Рекомендации родителям:

-Принятие ребенка таким какой он есть, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

-Обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку.

-  Сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

 При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений рекомендовать обратиться к школьному психологу.

  1.  Получение обратной связи от родителей с использованием приема «Круг ответственности»

Раздаточный материал: Листы бумаги формата А3 с нарисованными кругами, в количестве равному числу малых групп из присутствующих родителей.

  •  Родителям необходимо подумать, от чего зависит успешность адаптации ребенка при переходе в пятый класс.
  • Инструкция: Представить, что данный круг-100% успешная адаптация, а, следовательно, здоровый гармонично развитый, ребенок с хорошей успеваемостью.
  •  Задание: разделить круг на доли в соответствии с тем, от чего (кого) зависит эта успешность» (Варианты ответов родителям не предлагаются)
  • Представление результатов групповой работы с комментированием и обсуждением. Выводы.

  1. Анкетирование родителей

Участникам предлагается в тестовой форме ответить на несколько вопросов.

- Считаете ли Вы важной обсуждение темы данного родительского собрания:

А. Да                  Б. Нет               В. Затрудняюсь ответить

- Считаете ли Вы полезной информацию, полученную в ходе собрания.

А. Да                  Б. Нет               В. Затрудняюсь ответить

Замечали ли Вы у своих детей признаки, указывающие на проблемы адаптации.

А. Да                  Б. Нет               В. Затрудняюсь ответить

- Согласны ли Вы с тем, что решение проблем, связанных с адаптацией учащихся 5 класса зависит не только от учителей, но и от родителей ребенка.

А. Да                  Б. Нет               В. Затрудняюсь ответить

Остались ли у Вас вопросы по обсуждаемой теме.

А. Да                  Б. Нет               В. Затрудняюсь ответить

Какие эмоции вы испытали в ходе родительского собрания:

А. Положительные     Б. Отрицательные       В. Никакие

Анализ результатов родительского собрания:

   При проведении данного родительского собрания основные цели были достигнуты.

 В ходе работы присутствующие родители познакомились с особенности физиологии и психологии детей данного возраста, получили рекомендации по выявлению проблем и пути их решения, выявили важность совместной работы (учитель-родитель) в разрешении проблем адаптации пятиклассников. Прием «Круг ответственности» показал, что родители осознают, что адаптация не ограничивается рамками учебного процесса, а связана также с   и с психологической атмосферой в семье.

Участники мероприятия отметили важность данной темы т.к. она затрагивает всех детей, и от проделанной работы зависит дальнейшее развитие и успеваемость учащихся. Остались довольны уровнем проведения и результатами встречи.

 Родители принимали активное участие в обсуждении вышеперечисленных вопросов, активно задавали вопросы, связанные прямо или косвенно с данной темой. Поэтому единственным недостатком стала ограниченность мероприятия по времени.

На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод о важности родительских собраний на данную тему. Рекомендую всем классным руководителям обращать внимание на данную проблему и обязательно включать тему: «Трудности адаптации пятиклассников и пути их преодоления» в тематику родительских собраний, запланированных на новый учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников в средней школе».

Переход  школьника из начальной школы в среднею - важный этап в жизни ребенка.  Наша задача, чтобы этот этап жизни младшего подростка прошел безболезненно. Цель родительского собрания: позна...

Разработка родительского собрания на тему: "«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби...

Выступление на родительском собрании с сообщением "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дал...

Родительское собрание на тему «Адаптация пятиклассников в основной школе»

В работе представлены основные возрастные психологические, психофизические особенности детей детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода в ...

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"...

Материалы родительского собрания на тему "Адаптация пятиклассников"

Цель: привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации...