Обеспечение психологической и физической безопасности детей
консультация

Воронова Елена Евгеньевна

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме:

«Обеспечение психологической и физической безопасности учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obespechenie_psihologicheskoy_i_fizicheskoy_bezopasnosti.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Выступление на общешкольном родительском собрании по теме:

«Обеспечение психологической и физической безопасности учащихся»

Слайд 2.Уже давно не секрет, что большинство проблем взрослой жизни берут свой исток из детства. И что окружающие взрослые люди вольно или невольно становятся причиной серьезных психологических травм у детей. Важнейшим фактором становления личности ребёнка является психологическая безопасность.

Слайд 3.Угрозы психологической безопасности школьников могут в школе, за ее пределами,  дома, в семье.

Школа – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Слайд 4.С учётом всего вышеперечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях.

А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищённого пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

Основной задачей по обеспечению безопасности детей в школе является: формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении различных неординарных ситуаций.

Для реализации данной задачи в нашей школе создана целая система профилактических мероприятий, направленных на охрану психологического и физического здоровья детей.

Слайд 5.В школе уделяется большое внимание организации работы по воспитанию основ безопасности учащихся в различных сферах деятельности.

Классные руководители проводят классные часы, тематические и практические занятия в школе, за её пределами, о соблюдении правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности, электробезопасности, правил поведения при встрече с незнакомыми людьми, о здоровом питании, пропаганде ЗОЖ, о соблюдении требований к одежде и обуви обучающихся.Перед праздничными и каникулярными днями дополнительно проводятся  с учащимися инструктажи по указанным выше правилам безопасности. Также проводятся уроки безопасности, беседы, различные акции и мероприятия.

Пристальное внимание уделяется обеспечению безопасности детей во внеурочное время. Для этого в школе организовано достаточно большое количество кружков и секций, занимаясь в которых дети всегда находятся под постоянным контролем педагогов и учатся самостоятельно организовывать свободное время.  

Кроме спортивно-массовой и кружковой работы в школе проводятся встречи спредставителями комиссии по делам несовершеннолетних, ГИБДД, проводятся лектории для учащихся, в ходе которых разъясняются порядок действий и правила поведения в различных жизненных ситуациях.

В течение всего учебного года ведется работа по созданию комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, педагогов и родителей. Ключевыми мероприятиями данного направления психологической службы являются: проведение тренинговых, коррекционно-развивающих и просветительских занятий с обучающимися; диагностическая работа с обучающимися, просветительская и консультационная работа с педагогами и родителями.

Из всего вышесказанного следует, что в школе осуществляется разноплановая работа по обеспечению безопасности детей. Но самым важным остаётся участие родителей в формировании навыков безопасного поведения, поскольку дети наблюдают и подражают взрослым и прежде всего вам – своим родителям.

Слайд 6.Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок. Ведь именно семья должна обеспечивать школьникам состояние психологической защищенности. Дети очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта.

Слайд 7.Что же является основными причинами нарушения психологической безопасности ребенка?

  1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда, когда даже   ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
  2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой, т.е. неумением справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
  3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями (одной из причин разлада в семье, и это одна из главных причин – алкоголизация родителей). В результате постоянного нарушения в семье психологической безопасности у ребенка формируется низкая самооценка, на фоне других детей он начинает осознавать свою не успешность.

Нарушения внутрисемейных отношений приводят к формированию социально опасного поведения ребенка.

Слайд 8.А как же справиться с этим причинами, которые приводят к нарушению психологического здоровья? Существуют 3 фактора, которые позволяют родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения.

1.Это взаимоотношение родителей. Ребенок - плод взаимоотношений родителей. И любовь родителей друг к другу - это его жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности. Если ребенок видит, что его родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности. Конфликты родителей при детях, тем более с применением физической силы – это самый прямой путь к разрушению детской психики.

И еще важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать этого от детей. Требуйте от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни.

2.Создание безопасного климата в семье. Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха, необходимо поощрять и хвалить детей – для развития адекватной самооценки. Несправедливое или слишком жесткое отношение к ребенку вредит его психике. Несоизмеримо строгие наказания ломают психику и приводят в итоге либо к агрессивному, либо к безвольному поведению.

Сцены насилия и жестокости, увиденные детьми в жизни, по телевизору или на компьютере, могут оставить серьезный психологический шрам, ведь дети склонны отождествлять себя с происходящим, а значит подвергаться сильному шоку. Старайтесь ограждать детей от сцен насилия и от опасных ситуаций, но не превращайте это в паранойю, когда ребенок растет в полностью стерильной обстановке.

3. Фактор, который позволит родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения это - эффективное общение с детьми.  Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят, искренне радоваться малейшим успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех.  Старайтесь строить доверительные взаимоотношения, не высмеивайте детей, даже если они говорят глупости. При неудачах ребенка сосредотачивайте внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его достоинства. Давая указания, аргументируйте их целесообразность. Наказывайте ребенка только после разбирательств и справедливо. Наказание должно соответствовать возрасту и недолжно включать физическое насилие. Не игнорируйте просьбы детей. Не высмеивайте их чувства и стремления, не довлейте своим мнением, а лишь направляйте их и подсказывайте.

Слайд 9.У детей существует колоссальная потребность в родителях. Поэтому важно уделять время ребенку, проявлять интерес к жизни ребенка. Спрашивать, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Не только про уроки и школу, но и про друзей, про последний фильм, который он смотрел. Выслушивать своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили. Рассказывает - значит, доверяет вам. Важно не потерять этого доверия. Учитесь быть хорошими родителями, размышляйте над своими ошибками и не переносите их на детей, и уж тем более не исправляйте свои ошибки за счет них. Помните, что у ваших детей будет своя жизнь, не заставляйте их проживать жизнь за вас, достигая за вас каких-то целей. Ваша задача не в том, чтобы «он поступил в институт, ВЕДЬ я когда-то не смог», и не в том, чтобы «она стала врачом, как я мечтала», а в том, чтобы дать детям возможность гармонично развиваться, адаптироваться к этому миру, избрать СВОЙ неповторимый путь и стать в конце концов полноценным и счастливым человеком!

Слайд 10.Для обеспечения психологической безопасности стоит с внимательностью относиться к тому, как вы ведете себя с детьми и при детях. Как известно, «дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами.

Слайд 11.Еще одна угроза безопасности наших детей  - информационная.Компьютер и Интернет с каждым днем всё активнее входят в нашу жизнь. Дети сегодня являются одними из самых активных пользователей Сети. Кроме того, что Интернет – это полезный источник информации и общения, он (вместе с компьютером) одновременно является и источником угроз безопасности детей.

Интернет становится частью социальной жизни детей: в Интернете они знакомятся и проводят время, ищут информацию, связанную с учебой или увлечениями.

Слайд 12.Что за угрозы подстерегают наших детей в виртуальном мире?

   Порнография

Опасна избыточной информацией и грубым, частоизвращенным, натурализмом. Мешает развитию естественных эмоциональных привязанностей.

Депрессивные молодежные течения

В последнее время к новым угрозам безопасности детей относят появления такого общественного опасного деяния, как склонение несовершеннолетних к совершению суицида посредством Интернет. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем. Желание уйти из жизни у подростка формируется извне путем умышленного создания другими лицами ситуаций, провоцирующих к совершению суицида, деятельность так называемых «Групп смерти», таких как «Синие киты», «Разбуди меня в 4.20», «Беги или умри» и других.

Наркотики

Интернет пестрит новостями о “пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления “зелья”.

Сайты знакомств, социальные сети, блоги и чаты

Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, “убивает” коммуникативные навыки, которые мыневольно приобретаем с самого раннего детства.

Секты

Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне посилам  “проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.  

Экстремизм, национализм, фашизм

Все широкие возможности Интернета используются представителями экстремистских течений для того, чтобы заманить в свои ряды новичков.

Слайд 13. Мы, взрослые должны помочь научить детей принципам безопасной работы в Интернете.

1.Убедите своих детей делиться с вами впечатлениями от работы в Интернете. Путешествуйте в Интернете вместе с детьми. 

2.Научите детей доверять интуиции. Если что-нибудь в Интернете будет вызывать у них психологический дискомфорт, пусть дети рассказывают вам об этом. 

3.Если ваши дети общаются в чатах, пользуются программами мгновенной передачи сообщений, играют в сетевые игры или занимаются в Интернете чем-то другим, что требует указания идентификационного имени пользователя, помогите им выбрать это имя и убедитесь в том, что оно не содержит никакой личной информации. 

4.Запретите своим детям сообщать другим пользователям Интернета адрес, номер телефона и другую личную информацию, в том числе номер школы и любимые места для игр.

Слайд 14.  

5.Объясните детям, что нравственные принципы в Интернете и реальной жизни одинаковы. 

6.Научите детей уважать других пользователей Интернета. Разъясните детям, что при переходе в виртуальный мир нормы поведения нисколько не изменяются. 

7.Добейтесь от детей уважения к собственности других пользователей Интернета. Расскажите детям, что незаконное копирование продуктов труда других людей, в том числе музыки, видеоигр и других программ, почти не отличается от воровства в магазине. 

8.Убедите детей в том, что они не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Скажите, что интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают. 

9.Объясните детям, что верить всему, что они видят или читают в Интернете, нельзя. Скажите им, что при наличии сомнений в правдивости какой-то информации им следует обратиться за советом к вам. 

10.Контролируйте действия своих детей в Интернете с помощью специализированного программного обеспечения. Средства родительского контроля помогают блокировать вредные материалы, следить за тем, какие веб-узлы посещают ваши дети, и узнавать, что они там делают.

Слайд 15.

В последнее время еще одна страшная опасность ходит рядом с нашими детьми. Это - никотиносодержащие препараты, или снюс. Проблема потребления наркотических и психоактивных веществ среди детей и подростков является значимой и представляет серьезную опасность для здоровья подрастающего поколения. Снюс - новое опасное увлечение школьников. Предлагаем Вашему вниманию репортаж корреспондентов Первого канала о новом «модном» аналоге сигаретам среди молодых людей и подростков.

Просмотр видео

Слайд 16.

Надеюсь, что информация, предложенная вам на собрании, поможет нам всем вместе сохранить жизнь и здоровье наших детей.

В обобщении информации мне хотелось бы представить вашему вниманию видео-ролик «Главные заповеди родителей!»

Раздача памяток:

Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни!

1. Находите время для общения с ребенком, как бы сложно не было и какой бы интенсивный график работы у вас не был. Выкраивайте время для того, чтобы сесть и просто поговорить с ребенком (как у него дела, как прошел день и т.п.).

2. Оградите ребенка от участия в ваших конфликтах с супругом. Для ребенка вы оба являетесь значимыми и любимыми! Не заставляйте его видеть, что два дорогих ему человека не могут поладить между собой.

3.  Поощряйте достижения ребенка, Даже если это маленькая открытка, которую ребенок сделал своими руками, похвалите его. Он старался, делал с любовью, а вы просто взяли и выкинули ее.

4.  Не угрожайте и не шантажируйте ребенка.Так вы формируете у него СТРАХ, но никак не стремление двигаться вперед и достигать каких-то поставленных целей.

5.  Изначально ставьте перед ребенком определенные правила,которым он должен следовать. Ребенок должен иметь представление о том, что ему можно и чего нельзя в определенных ситуациях.

6. Ставьте перед ребенком реальные цели. Ребенок может не справиться с поставленными Вами задачами по разным причинам. Но он будет знать, что подвел Вас, что в Ваших глазах он плохой.

7.   Не сравнивайте Вашего ребенка с другими детьми!! Ваш ребенок уникален по-своему, он другой, не такой, как остальные. У него есть свои особенности. Нет двух одинаковых детей, поэтому не надо требовать от ребенка быть похожим на Васю или Петю из соседнего подъезда.

8.Самое главное – любите своих детей безусловно!!! Без каких-либо обязательств!! Для ребенка – Вы пример, Вы для него самые родные и близкие. Он любит Вас такими, какие Вы есть, он Вас принимает, подражает Вам. Почему так сложно принять этого маленького человека таким, какой он есть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Статья это тезисы выступления на конференции...

Презентация на тему «Психологические особенности физического воспитания детей с избыточным весом»

Презентация на тему «Психологические особенности физического воспитания детей с избыточным весом»...

Роль воспитателя в укреплении психологического и физического здоровья детей в условиях школы – интерната.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе-интернате роль педагога-воспитателя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но главное ...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...