Практикум-тренинг для родителей с детьми ОВЗ
консультация
Предварительный просмотр:
Практикум-тренинг для родителей детей с ОВЗ
Цели:
- показать родителям степень понимания своего ребенка;
- помочь глубже осознать свои отношения с детьми;
- повысить психологическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания
Задачи:
- создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества;
- расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
- активизация коммуникаций в семье;
- повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;
- формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье
Ведущий 1: Мы вас приветствуем! Входите!
И не стесняйтесь, проходите!
Хоть мы друзьями и богаты,
Но вас мы видеть всегда рады!
Ведущий 2: Добрый день, участники встречи!
Мы желаем добра, и радости тем с кем общаемся.
Наше сердце отрывается для искренних и добрых людей.
Ведущий 1: Мы с ВАМИ сегодня вместе на тренинге, чтобы обменяться умениями лучше понимать и принимать наших детей такими, какие они есть!
Любая встреча, любой разговор, а также и тренинг начинается с приветствия. Приглашаем вас в середину комнаты.
ИГРА-АКТИВАТОР - приветствие в кругу:
Ведущий 2: Предлагаем вам, уважаемые родители, обмен приветствиями. Встаньте в круг. По-моему сигналу вы обмениваетесь разнообразными приветствиями… вежливо, искренне, доброжелательно.
- Вам все понятно...?
- Под звон бубна обменивайтесь…
- рукопожатиями,
- носочками,
- восторженные восклицания,
- щечками,
- пяточками,
- похлопывание по плечу,
- локоточками,
- носиками,
- обмен кивком,
- объятиями.
Ведущий 1: Нам приятно, что вы умеете быть приветливыми и уважительными друг с другом. Мы рады, что мы снова с Вами!
РАЗМИНКА.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ»
Ведущий 2: Поменяйтесь местами те, кто…
- любит петь;
- те, у кого голубые глаза;
- те, у кого сын;
- те, чьи дети любят петь;
- те, у кого дочь,
- у кого есть друзья;
- кто помогает делать уроки ребенку;
- кто утром поцеловал ребенка;
- те, чьи дети с радостью идут в школу,
- те, кто любит животных;
- те, у кого в этом месяце день рождение;
- те, кто анализирует свои поступки,
- у кого хорошее настроение,
- те, кто читает сказки ребенку на ночь;
- кто любит играть с ребенком;
- кто считает себя счастливым родителем (мамой, отцом)?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Приглашаем ВАС в путешествие - далекое плавание
«ВСЕ ПРЕОДОЛЕЕМ ВМЕСТЕ»!
Ведущий 1: Перед тем, как мы отправимся в плавание, давайте прогуляемся по нашему городу, подойдем к фонтану «Радости - Полная чаша». Душа ребенка – это полная чаша. Подумайте и скажите:
- Каким вы хотите видеть своего ребенка?
- Какими чертами характера он должен обладать?
У каждого из Вас есть сердечки, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?
Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
Ведущий 2: А какими должны быть мы - взрослые, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми… И здесь важно понять, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его слышали, понимали, принимали, помогали.
Ведущий 1: Приглашаем ВАС в путешествие. Представьте себе, что у нас есть удивительная возможность путешествовать на этом корабле. Держим курс на «Необитаемые острова»
Звучит музыка, слышен шум моря.
Ведущий 2: Парусник легко качается на волнах.
Мы стоим на палубе, и ветер странствий зовет нас в дальний путь, треплет наши волосы. Мы смотрим в морскую даль, такую манящую и загадочную.
Ведущий 1: Над нами огромное синее небо, такое же безбрежное, как море.
Доброго вам плавания, уважаемые родители!!!
Остров «Запрет»
Ведущий 2: Посмотрите, пожалуйста, на свои столы, у кого оказалась геометрическая фигура - треугольник выходит в круг, садится на стул, будет выступать в роли ребёнка. А каждый из нас мама этого ребенка.
Ведущий 1: Я, как мама (каждая из вас), очень забочусь о своем ребенке, чтобы он был здоровенький, чистенький, сытый, общительный.
Участникам предлагается вспомнить и назвать наиболее часто употребляемые запреты в отношении детей. Каждый запрет фиксируется на “ребёнке”
- “Не кричи, кому сказала!” – завязываем рот;
- “Не бегай, голова уже кругом!” – завязываем ноги;
- “Не грызи ногти, черви заведутся!” – завязываем руки;
- “Не подглядывай, а то по носу щелкну!” – завязываем глаза;
- “Не крутись бестолку, как белка в колесе!” – забинтовываем корпус тела;
- - Что ревешь, я тебя спрашиваю? Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! – завязываем платком сердце.
Рефлексия: Какие чувства Вы (ребенок) испытывали с такими запретами? Какой из запретов Вас больше всего тяготил?
Ведущий 2: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка. Давайте найдем позитивные решения. Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки – соблюдать чистоту рук;
- Не завязывать ноги – обучать правилам поведения;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Давайте будем не учить детей жить!
Просто позволим им смотреть как это делаем мы!
Приближаемся к острову «Прикосновение»
Упражнение «Ладошки»
«Когда моя рука в твоей руке, то все плохое где-то в далеке…»
Цель: Использование тактильных ощущений
Тихо звучит спокойная музыка.
Ведущий 1: я прошу всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется, молча в течение 5-7 минут.
Ведущий просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). Чему учит нас это упражнение?
Ведущий 2: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони ребенка прикасаются к ладоням например, мамы, происходит контакт двух людей, и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребёнком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведёт к формированию невротической личности ребёнка. Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.
Подплываем к острову «Музыка здоровья»
Ведущий 1: Приглашаем вас на «Звуковую гимнастику»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим
звук. Пропеваем следующие звуки в течение 10 сек.:
- А — воздействует благотворно на весь организм;
- Е — воздействует на щитовидную железу;
- И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
- О — воздействует на сердце, легкие;
- У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
- Я — воздействует на работу всего организма;
- М — воздействует на работу всего организма;
- X — помогает очищению организма;
- ХА — помогает повысить настроение.
Ведущий 2: Заботьтесь о психофизиологическом здоровье своей семьи!
Готовимся к отплытию. Услышьте шум волн, ощутите бьющий в лицо ветер, почувствуйте запах моря. Над вами светит солнце, согревая своими лучами все сильнее, сильнее. Это наш корабль, и только от нас зависит, куда и как мы заплывем. Почувствуйте ответственность и важность предстоящего пути. Наше путешествие подходит к завершению.
Ведущий 1: Важно понять! Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/09/picture-31366.jpg)
Основные причины конфликтов между родителями и детьми
По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является "неустойчивость родительского восприятия". Как это понимать?...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-182812-1358695744.jpg)
Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"
небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/15/picture-265111-1376569437.jpg)
Памятка для родителей "Принципы отношений родителей с детьми"
Памятку для родителей классные руководители могут использовать при проведении родительских собраний....
беседа с родителями на тему "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"
рассматрены основные проблемы взаимоотношений родителей и детей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/27/picture-1104046-1666844647.jpg)
Как добиться взаимопонимания между родителями и детьми. Чего хотели бы от родителей подростки?
Чаще всего взрослые думают, что ребенок мечтает о большей свободе, о новом компьютере или модной одежде. На самом деле это не так. Во время анонимных опросов большинство подростков признаются, что хот...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675650-1443454904.jpg)
"Контроль со стороны родителей за детьми во внеурочное время" Уважаемые родители!!!
«Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нра...