беседа с родителями на тему "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"
методическая разработка на тему

рассматрены основные проблемы взаимоотношений родителей и детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_roditelyami_0.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с родителями

«Проблема взаимоотношений между родителями и детьми»

Учитель: Рыбина Т.В.

     Почему современной семье еще далеко не всегда удается в полной мере справиться со всеми воспитательными задачами? Разные находили тому объяснения, но одно из самых частых – явно недостаточное общение родителей и детей. А почему оно недостаточно? Здесь уже объяснение, как правило, однозначно: не хватает времени.

    Не скажешь, что у современной семьи избыток свободного времени. И возражать против такого объяснения поначалу трудно. Нет смысла спорить с тем, кто считает, что родители и дети общаются мало, ибо это факт. Но давайте поставим вопрос иначе: станут ли более радужными результаты семейного воспитания, если просто механически увеличить по времени возможность общения родителей с детьми?

     Ставя вопрос таким образом, следует выяснить и правильно ли используется для этого то время, которое уже имеется сейчас?

     Как же семья сегодня использует свободное время, как строится общение между родителями и детьми? Специально проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы. Проводились беседы с детьми из полных семей и живущими в семьях, которые распались. Большее количество из опрошенных людей значительную часть своего свободного времени проводит в основном у компьютера или телевизора.

     Безусловно, содержательность, разнообразие, активность отдыха зависят от самых различных обстоятельств, в первую очередь – объективных. Это продолжительность рабочего дня, другие затраты времени связанные с работой, домашний труд, доход семьи, наличие «очагов культуры». Но есть еще и субъективные факторы. Не в каждой семье есть правильные привычки и потребности в проведении досуга. Нередко приходиться наблюдать: увеличение внерабочего времени не  удлиняет досуг, потому что оно расползается на хлопоты по хозяйству. Еще очень распространено представление о досуге как о чем-то «несерьезном», «неважном», не имеющим большого значения для семьи – в противоположность материальному обеспечению семьи, ведению домашнего хозяйства.

     Одни семьи проводят досуг неинтересно, так как берегут деньги, чтобы получше обставить квартиру, купить более красивую одежду. Другие считают, что досуг, это только прогулки и просмотр телевизора, игра на компьютере.

     Выяснилось, что из 247 обследованных семей в 217 общение понимают как выполнение родителями своих непосредственных функций сводимых к кормлению, одеванию, контролю, надзору.

     Вот некоторые моменты таким образом понимаемого и осуществляемого общения.

     Отец, ожидая, пока попадут еду, спрашивает сына:

- Как сегодня прошел день в школе?

- Нормально.

- Двоек не нахватал?

 - Нет.

- Молодцом. И принимается за еду.

     Другая семья:

- Когда ты наконец поговоришь с ним как следует? – с хорошо понятным подтекстом спрашивает жена мужа, - Какой ты отец, если не можешь потребовать?! Мне надоело ходить в школу и краснеть, в следующий раз пойдешь сам.

     Еще одна картинка:

- Ты почему уроки не делаешь? – спрашивает отец

- Уже сделал, -  отвечает сын.

- Сделал, - с явно выраженной иронией повторяет мать слова сына. И жалуясь отцу добавляет, что сын и 20 минут не посидел над уроками.

     Мать говорить классному руководителю:»Что-то с  моим сыном произошло? Стал замкнутый, грубый, совсем не слушает. Что-то с ним происходит, а что понять не могу. Одет, обут, все есть, ничего для него не жалеем, только учись да родителей слушайся. А он грубит и врет, а то и просто молчит. Вы бы поговорили с ним.»

     Если все отношения детей и родителей исчерпываются такого рода моментами общения, то есть уже основания для тревогу. Сведенное к назиданиям, даже частым, общение утрачивает важнейшие свои качества непрерывность и желанность. Взаимоотношения, складывающиеся таким образом, для взрослого оказываются тягостной обязанностью, для ребенка – источником постоянных неприятностей. Кто же будет желать такого общения?

     На вопрос: « О чем чаще всего  с тобой говорят родители?» из 1500 ребят, 1300 отвечали:»Об учебе и поведении». И эти ответы раскрывают основные темы общения в семье.

     На практике все разговоры сводятся к требованиям типа «сделай, подай, убери, сходи, принеси, готовь, учи». Такое отношение не только сужает возможности воспитания, но и нередко приводит к возникновению обид, конфликтов, непониманию.

     Общение – это сложный вид человеческих отношений – для него необходим доброжелательный стиль отношений в семье, уважение к мнению каждого, высокая степень духовной близости между членами семьи, учет сложившейся в данную минуту обстановки, и такт, и соответствующая интонация.

     Хотя некоторым родителям может показаться, излишней забота р таких «тонкостях», так как они считают, что дети и так обязаны слушать и слушаться взрослых. Но никакая родственная сила (близость) не освобождает от необходимых воспитательных усилий.

     Нередко можно услышать от родителей:»Не могу понять,  как так случается получается. На всю жизнь запомнил неприятные для меня минуты общения со своими родителями, наполненные бесконечным морализированием, мелочным контролем, подозрительностью, был убежден, что никогда себе этого не позволю по отношению к своим детям. И на тебе, мучаюсь сам, мучаются ребята, а ничего не могу сделать, и не знаю как сделать по-другому».

     А для этого необходимо дружеское участие, откровенность, естественность и непринужденность общения, а не однообразные наставления «сверху вниз». Для этого нужно, чтобы дети любили свою семью, гордились ею, стремились к общению с родителями.

     На вопрос «С кем тебе приятнее проводить свободное время?», предложенный родителям и детям, редко у кого звучит взаимное стремление взрослых и детей быть в свободное время вместе. А на вопрос «С кем ты откровенно обо всем говоришь?», основная масса ответов свелась к одному «с подругой, товарищем».

      Это еще раз убеждает: без хороших, нормальных отношений контроль и требования в современных семьях могут лишь создавать видимость воспитания, не обеспечивая его результативность. Загруженность и нехватка времени – серьезные затруднения. Но не они в итоге являются определяющими обстоятельствами. Сводя время совместного пребывания к контролю и требованиям, родители в конце концов привыкают к такой форме общения с детьми и формируют такую же привычку у детей.

     И можно заверить родителей, которые серьезно отнесутся к общению с детьми, что будут великолепными не только результаты воспитания, но и окажется ни с чем не сравнимая радость, которую каждый взрослый получит от общения со своим ребенком как с личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношения между родителями и детьми на примере «Домостроя»

Разработка урока по основам православной культуры. На уроке происходит сравнительный анализ современных взаимоотношений между родителями и детьми и положений Домостроя. На основе анализа текста учащие...

Классный час "Взаимоотношения между родителями и детьми"

Классный час «Взаимоотношения между родителями и детьми»Цель:  1.формировать у учащихся уважительное отношение к семье, родителям...

Взаимоотношения между родителями и детёнышами

Презентация к уроку экологии в 7 классе...

Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми в учреждениях ДО

Опыт педагога по работе с родителями воспитанников кружка «Забавное рукоделие».Главная задача педагога,руководителя кружка, создать комфортные условия для индивидуального развитияи возможности для реа...

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ, УЧЕНИКАМИ И УЧИТЕЛЯМИ.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ  СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ, УЧЕНИКАМИ И УЧИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ....

Родительский лекторий. Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Родительский лекторий. Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми....