Главные вкладки

    Взаимоотношения между родителями и детьми на примере «Домостроя»
    методическая разработка (9,10,11 класс) по теме

    Тананко Надежда Викторовна

    Разработка урока по основам православной культуры. На уроке происходит сравнительный анализ современных взаимоотношений между родителями и детьми и положений Домостроя. На основе анализа текста учащиеся заполняют сравнительную таблицу, делают выводы.

    В комплект входят: разработка урока, презентация, приложения (Предисловие, текст глав 1, 19, 22 Домостроя, таблицы)

    По данной разработке можно провести урок древнерусской литературы, классный час

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по теме: Взаимоотношения между родителями и детьми на примере «Домостроя»

    учитель основ православной культуры

    МОУ СОШ № 66 г. Краснодара

    Тананко Н.В.

    Цель урока:  актуализация  нравственных ценностей  православной семьи и значения семейного воспитания для развития государства.

    Задачи:

    Обучающие: Знакомство с памятником древнерусской литературы «Домострой» (история создания, строение, содержание)

    Развивающие: развитие памяти и логического мышления, аналитических и творческих способностей учащихся

    Воспитательные: воспитание православного отношения к семье, духовно-нравственной основы в отношениях между родителями и детьми

    Тип урока: изучение нового материала

    Форма урока:  урок-лекция с элементами разных типов анализа: анализа художественного текста, психологического, сравнительного, статистического

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

    Раздаточный материал: содержание «Домостроя»; текст  гл.1, гл. 19, гл. 22; таблицы для сравнительного и статистического анализа

    Использованная литература:

    1. Литература и культура Древней руси. 10-11 классы: Учебное пособие/ Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
    2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
    3. Русская культура: Популярная иллюстрированная энциклопедия / С.В. Стахорский. – М.: Дрофа-Плюс, 2006
    4. Ланник Л.В. Царь иван Грозный. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007
    5. Священник Алексей Морозов, педагог Т.А.Берсенева. Уроки добротолюбия. Учебное пособие для среднего школьного возраста. САТИСЪ ДЕРЖАВА, Санкт-Петербург, 2005
    6. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т.3. Гв-Ж. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2007
    7. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т.10, Ро-Си. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007
    8. Давыдова Н.В. мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «покров», 2004

    План урока:

    1. Эпиграф  (актуализация содержания эпиграфа)
    2. Исторический экскурс в эпоху Ивана IV Грозного (значение Церковного собора  1551 г. и появления книг для духовно-нравственного развития русского общества XVI в.)
    3. Знакомство с «Домостроем» (строение)
    4. Анализ содержания «Домостроя» с позиции интереса и актуальности (составление таблицы для статистического анализа)
    5. Доклад учащегося об авторе второй редакции «Домостроя» - священнике Сильвестре
    6. Анализ  гл. 1, 19, 22, содержащих правила взаимоотношений в семье между родителями и детьми (составление сравнительной таблицы с элементами психологического анализа)
    7. Вывод урока (значение «Домостроя» для современной семьи, общества и государства)

    Эпиграф:

    «В годы разгула страстей, зла и пороков, когда Страх грядущего Суда Божия не мог уже остановить людей, лишь строгость домашнего воспитания да страх отцовского наказания могли еще кое-кого удержать от зла».

    Н.В. Давыдова «Мастера»

    Вопросы учителя:

    1. Как вы думаете, о каком историческом времени нашей страны говорится в этом эпиграфе?
    2. Можно ли применить эти слова к современности?
    3. Какая главная мысль выражена в эпиграфе? (воспитание в семье играет главную роль в духовно-нравственном становлении человека)
    4. А нужно ли вообще людей «удерживать от зла» и для чего? (ради спасения души человека, ради процветания государства)

    Учитель. «Удерживать людей от зла» - в этом и есть смысл православного воспитания, которым со времен Древней Руси занимались в семье. Роль главного воспитателя брали на себя родители.  Подтверждением этому может служить дошедший до нас памятник древнерусской литературы 1117 года, составленный Киевским князем Владимиром Мономахом (1053 – 1125). Он называется «Поучение своим детям Владимира Мономаха».

            Это понимали и другие правители и выдающиеся политические и религиозные деятели земли русской. Давайте перевернем странички нашей истории с XII на XVI век:

    В 1551 году (во времена правления Ивана Грозного) в Москве состоялся церковный Собор, и были изданы 3 книги: «Стоглав» - книга содержащая нормы церковной жизни и обрядов, «Великие Четьи минеи», в которой определялся круг чтения русского человека, и «Домострой» - свод правил семейной жизни и устроения домашнего хозяйства. Проведение собора и появление этих трех книг, по мнению историка литературы Н.С. Тихонравова, «громко говорят нам о возбуждении охранительных начал в умственном движении Московской Руси XVI века».

    - Как вы понимаете, что значит «охранительные начала в умственном движении»? Что значит «охранять ум»?

    - Кто стал «охранять ум» во времена Ивана Грозного? (государство)

    Сегодня мы остановимся на одной из этих книг – на «Домострое».

    - Как вы понимает слово «домострой»? (ответы детей)

    Учитель. Домострой – памятник русской литературы XVI века, содержащий свод правил семейного и домашнего устройства. Он имел 2 редакции. 1-я редакция была написана в первой половине XVI века и содержала множество живых сценок из московской жизни. 2-я редакция была создана во второй половине XVI века. Её автором стал священник Сильвестр.

            Сильвестр был в свое время видным религиозным и политическим деятелем, очень мудрым, грамотным и образованным человеком и оказывал большое влияние на Ивана Грозного. О том, как произошло знакомство Сильвестра с Иваном Грозным, нам подготовлено сообщение.

    Ученик. Сильвестр был родом из зажиточной новгородской семьи. В 1540 году по приглашению митрополита Макария он прибыл в Москву и стал священником Благовещенского собора Московского Кремля.

    В 1547 году в Москве полыхал пожар. Царь Иван укрылся в селе Воробьеве, «чтобы не слыхать и не видеть народного отчаяния». Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет:

    «Явился к царю какой-то удивительный муж именем Сильвестр, саном иерей… приближился к Иоанну с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка, и гласом убедительным возвестил ему, что Суд Божий гремит над головою царя легкомысленного и злострастного; что огонь Небесный испепелил Москву, что сила Вышняя волнует народ и лиет … гнев в сердца людей. Раскрыв Святое Писание, сей муж указал Иоанну правила, данные Вседержителем сонму царей земных; заклинал его быть ревностным исполнителем сих уставов; представил ему даже какие-то страшные видения, потряс душу и сердце, овладел воображением, умом юноши, и произвел чудо; Иоанн сделался иным человеком; обливаясь слезами раскаяния, простер десницу к наставнику вдохновенному; требовал от него силы быть добродетельным – и принял оную. Смиренный иерей, не требуя ни высокого имени, ни чести, ни богатства, стал у трона, чтобы утверждать, ободрять юного венценосца на пути исправления… Сильвестр возбудил в царе желание блага».

    Влияние Сильвестра на царя было недолгим.  Приближенные Ивана IV настойчиво твердили, что Сильвестр – чародей, что он опутал царя силой волшебства и тем держит его в неволе. В 1553 году Иван Грозный изменил свое отношение к Сильвестру. Он принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Спиридон и в последние годы успешно занимался перепиской книг.

    Учитель.  Давайте поближе познакомимся с Домостроем. Положите перед собой Предисловие Домостроя (приложение 1) и возьмите простой карандаш.

    Домострой состоит из 3 частей:

    1. Правила «духовного строения» - религиозные наставления (гл. 1 – 15)
    2. Правила «мирского строения» - семейные отношения (гл. 16 – 29)
    3. Правила «домового строения» - хозяйственные рекомендации (гл.30 – 67)

    Учитель.  Сейчас мы будем читать названия глав, а вы карандаш отмечайте следующее:

    1. Знаком «О» обводите номера самых интересных на ваш взгляд глав
    2. Знаком «+» отмечайте рядом с номером главы те, которые считаете актуальными
    3. Знаком «-» отмечайте те, которые вам кажутся устаревшими и неактуальными в наше время.

    Учащиеся читают главы и отмечают.

    А теперь давайте проведем статистический анализ по таблице 1 (приложение 3)

    Задание 1. Запишите в соответствующие строки количество полученных знаков соответственно разделам.

    Таблица 1.

    Духовное строение

    гл. 1 - 15

    Мирское строение

    гл. 16 - 29

    Домовое строение

    гл. 30 - 67

    О

    +

    -

    Ответьте на вопросы:

    В каком разделе оказались наиболее интересные для вас главы?

    В каком разделе  больше всего актуальных рекомендаций и правил?

    В каком разделе для вас оказалось меньше всего актуальных рекомендаций и правил?

    Сделайте вывод: что вас больше интересует – духовная сторона жизни, семейные взаимоотношения или вы подходите к жизни с материально-практической точки зрения?

    Учитель. Давайте вернемся к теме нашего урока. Что такое «Домострой» мы рассмотрели. Остается узнать о том, как должны строиться взаимоотношения между родителями и детьми в семье, если следовать правилам, прописанным в этой книге. Для этого мы рассмотрим с вами три главы – 1, 19 и 22 (приложение 2)

    Задание 2.

    В таблице 2 в первом столбике запишите свое поучение вашим будущим детям (1 предложение, самое главное, что бы вы хотели им сказать)

    Таблица 2.

    Мое поучение будущим детям

    Поучение отца сыну в Домострое

    А теперь давайте прочитаем 1-ю главу Домостроя. Возьмите карандаш и по ходу чтения подчеркивайте то, чему поучает отец своего сына.

    1. ПОУЧЕНИЕ ОТЦА СЫНУ

    Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имя рек), и детей их, и домочадцев - следовать христианским заветам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе Божьем и в пра ведном житии, жену наставляя и домочадцев своих - не понужденьем, не битьем, нетяжким рабством, а словно детей, что всег да в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, живущим по-христиански, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим.

    Если ж писания моего не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного Суда, а я преступлениям и грехам не причастен, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам.

    Если же примете простое мое поучение и ничтожное наставление со всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите все это в дело, - будет на вас милость Божья и Пречистой Богородицы и чудотворцев великих, а наше благословение - отныне и до окон чания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство, какие вам Бог послал нашим благословеньем и за ваши труды, — да будут благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков. Аминь.

    Вопросы учителя:

    1. Сформулируйте и запишите в соседнюю колонку, какие два важных поучения дает автор своему сыну? (1 - жить с чистой совестью и по правде, соблюдая заповеди Божии; 2 – воспитывать жену и детей с любовью)
    2. Сравните свои поучения с поучениями в Домострое.
    3. Какой вывод вы можете сделать на основании сравнения?
    4. Что было главным в семейном воспитании в XVI веке?
    5. Что является главным в воспитании в наши дни?

    Учитель.  Каковы обязанности родителей и как должны родители воспитывать своих детей?

    Задание 3.

    Заполните частично таблицу 3:

    1-я колонка: чему бы ты хотел научить своих детей?

    2-я колонка: какие обязанности, на твой взгляд, являются главными для современных родителей?

    Таблица 3.

    Современность

    Домострой

    Чему бы я хотел научить своих детей

    Обязанности родителей по отношению к детям

    Чему должны учить родители своих детей

    Обязанности родителей по отношению к детям

    Какой ответ дает на эти вопросы Домострой? Читаем гл.19 и подчеркиваем обязанности родителей по отношению к детям.

    1 9. КАК ВОСПИТЫВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В ПОУЧЕНИЯХ РАЗНЫХ И В СТРАХЕ БОЖЬЕМ

    А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху Божию и вежливости и всякому порядку. А со време нем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать — дочерей, кто к чему способен, какие кому Бог способности даст.

    Любить и хранить их, но и страхом спасать, на казывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей.

    И хранить, и блю сти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зени цу ока и как свою душу.

    Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного Суда. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и мате ри с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убы ток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня.

    Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и ра зумных, дети воспитаны в страхе Божьем и в добром наставле нии и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоде лию, - таких детей вместе с родителями своими Бог помилует, священники благословят и добрые люди похвалят, а вырастут - добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж.

    Если же из таковых какое дитя и возьмет Бог, после покаяния и с причащением, тем самым родители Богу приносят непорочную жертву, и как вселят ся такие дети в чертоги вечные - получают у Бога право просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.

    Задание: 

    1. Актуальны ли сегодня эти наставления для наших родителей? Почему?
    2. Заполните 3-ю и 4-ю колонки таблицы 3.
    3. Сравните ответы в колонках 1 и 3, 2 и 4. Сделайте вывод.

    Учитель. А теперь поработаем с гл. 22.

    22. КАК ДЕТЯМ ПОЧИТАТЬ И БЕРЕЧЬ ОТЦА И МАТЬ, И ПОВИНОВАТЬСЯ ИМ, И УТЕШАТЬ ИХ ВО ВСЕМ

    Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и многие лета пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и про славят вас люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сы новья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благо денствии дни свои проводя.

    Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людь ми. Того, кто бьет отца или мать, - пусть отлучат от церкви и от святынь всех, и пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материн ское искоренит».

    Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется правед ным перед Богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: «Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы Господней». Он назвал нечестивыми тех, кто обесчестит своих родителей. И еще сказал: «Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери, — пусть склюют его воро ны и сожрут орлы!»

    Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей, и в день печали спасет их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что по просят, подаст им во благости. Утешающий мать свою творит во лю Божью, и отцу угождающий в благости проживет. Вы же, де ти, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и благословят вас они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. 

    Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов от ца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не го вори: «Много сделал добра им и едой и одеждой, и всем, что нужно», - этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты родить их и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.

    Вопросы учителя:

    1. Что должны делать дети по отношению к родителям?
    2. Что обещано детям за исполнение заповедей Господних?
    3. Чего нельзя делать по отношению к родителям? Почему?
    4. Как нужно относиться к старым родителям и почему?
    5. Мысленно проанализируйте в соответствии с этой главой свое отношение к родителям.
    6. Как вы считаете, должны ли современные дети соблюдать правила, прописанные в 22-й главе Домостроя, актуальны ли они и почему?
    7. Как вы думаете, почему современные дети зачастую не выполняют эти правила?
    8. Что нужно сделать для того, чтобы дети стали по-Домостроевски относиться к своим родителям?  

    Учитель.  Давайте подведем итог нашего занятия.

    1. Какова цель семейного воспитания в Домострое?
    2. Какова цель современного воспитания в семье? Почему?
    3. Какое значение имеет для нас Домострой сегодня?

    Домашнее задание:

    1. Напишите небольшое сочинение-размышление на тему «Отношение современных детей к своим родителям». При написании воспользуйтесь вопросами для сочинения. В сочинении приведите примеры из своей жизни и жизни друзей (сестер, братьев).
    2. Прочитайте самостоятельно заинтересовавшие вас главы «Домостроя», подготовьте краткий рассказ об их содержании.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Домострой»: взаимоотношения между родителями и детьми. Цель урока: актуализация нравственных ценностей православной семьи и значения семейного воспитания.

    Слайд 2

    В век безбожный, в век шальной, Где семья не в моде, Где мечтают муж с женой О своей свободе, Где и в ЗАГС идти-то лень, А не то, что в храмы, Где в роддоме малышей Оставляют мамы, Где родители с утра Заняты делами, И растет их детвора В поле сорняками, Забывает человек О своей природе… Бога нет в безбожный век – И семья не в моде. Не по дням, а по часам Рушатся основы… Нужно нам к своим корням Обратиться снова! Старый добрый «Домострой» Ждет нас терпеливо… Он расскажет нам с тобой О семье счастливой, Он научит мудро жить Праведно и строго, И семью свою любить, И людей, и Бога. «Домострой». Страница рукописи. Конец XVI в. ДОМОСТРОЙ Н. Тананко

    Слайд 3

    «В годы разгула страстей, зла и пороков, когда Страх грядущего Суда Божия не мог уже остановить людей, лишь строгость домашнего воспитания да страх отцовского наказания могли еще кое-кого удержать от зла». Н.В. Давыдова «Мастера»

    Слайд 4

    «Домострой». Страница книги с заставкой. XVI в.

    Слайд 5

    Сильвестр пред царем Иваном IV .

    Слайд 6

    Таблица 1 Духовное строение гл. 1 - 15 Мирское строение гл. 16 - 29 Домовое строение гл. 30 - 67 О + - Знаком «О» обводите номера самых интересных на ваш взгляд глав Знаком «+» отмечайте главы, которые считаете актуальными Знаком «-» отмечайте главы, которые вам кажутся устаревшими и неактуальными в наше время. Ответьте на вопросы: В каком разделе оказались наиболее интересные для вас главы? В каком разделе больше всего актуальных рекомендаций и правил? В каком разделе для вас оказалось меньше всего актуальных рекомендаций и правил? Сделайте вывод: что вас больше интересует – духовная сторона жизни, семейные взаимоотношения, или вы подходите к жизни с материально-практической точки зрения?

    Слайд 7

    Таблица 2. Гл. 1 ПОУЧЕНИЕ ОТЦА СЫНУ Мое поучение будущим детям Поучение отца сыну в «Домострое» В первом столбике запишите два самых важных, на ваш взгляд, поучения вашим детям. Запишите во втором столбике, какие два важных поучения дает автор «Домостроя» своему сыну? Сравните свои поучения с поучениями «Домостроя». Какой вывод вы можете сделать на основании сравнения? …следовать христианским заветам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе Божьем и в праведном житии. жену наставляя и домочадцев своих - не понужденьем, не битьем, нетяжким рабством, а словно детей…

    Слайд 8

    Таблица 3. Гл. 19 КАК ВОСПИТЫВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В ПОУЧЕНИЯХ РАЗНЫХ И В СТРАХЕ БОЖЬЕМ Современность «Домострой» Чему бы я хотел научить своих детей Обязанности родителей по отношению к детям Чему должны учить родители своих детей Обязанности родителей по отношению к детям 1-я колонка : чему бы ты хотел научить своих детей? 2-я колонка : какие обязанности, на твой взгляд, являются главными для современных родителей? Прочитайте гл. 19 «Домостроя» и заполните 3-ю и 4-ю колонки. Сравните записи в колонках 1 – 3, 2 – 4. Сделайте вывод. Учить страху Божию и вежливости и всякому порядку. Учить их рукоделию. Обеспечить их и воспитать в добром навыке. Любить и хранить их, наказывая и поучая. Хранить, и блюсти чистоту телесную.

    Слайд 9

    «Домострой». Страница рукописи. Конец XVI в. Если снова проблем нам не счесть, Мы к истокам должны возвратиться, Ведь у нас, к счастью, все еще есть Домостроя живые страницы. В нем традиции русской семьи, Православные наши устои, Возродить нужно корни свои, Позабытые за суетою. Жить без Бога на свете нельзя Ни в каком, даже сказочном, веке! И без Бога семья – не семья, Образ Божий в любом человеке! Так давай же прочтем Домострой Как читала вся Русь его прежде, И семью будем строить с тобой Мы на Вере, Любви и Надежде! (Н.Тананко)

    Слайд 10

    Использованная литература: Литература и культура Древней руси. 10-11 классы: Учебное пособие/ Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. Русская культура: Популярная иллюстрированная энциклопедия / С.В. Стахорский. – М.: Дрофа-Плюс, 2006 Ланник Л.В. Царь Иван Грозный. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007 Священник Алексей Морозов, педагог Т.А.Берсенева. Уроки добротолюбия. Учебное пособие для среднего школьного возраста. САТИСЪ ДЕРЖАВА, Санкт-Петербург, 2005 Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т.3. Гв-Ж. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т.10, Ро-Си. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 Давыдова Н.В. мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «покров», 2004



    Предварительный просмотр:

    Предисловие

    1. Поучение отца сыну.
    2. Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Бого родицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным си лам бесплотным и всем честным и святым мощам.
    3. Как причащаться тайнам Божиим и веровать в воскрешение из мертвых и Страшного Суда ожидать и как прикасаться ко всякой святыне.
    4. Как Бога любить всей душою и близких своих, страх Божий иметь и помнить о смертном часе.
    5. Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощным - любому человеку, кто бы он ни был; и самому все это обдумать.
    6. Как людям почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем.
    7. Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться.
    8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страда ний - и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам.
    9. Как всякого посещать в страдании в монастырях, больницах и в темницах.
    10. Как в церкви Божий и в монастыри приходить с дарами.
    11. Как дом свой украсить святыми образами и в чистоте содер жать жилье.
    12. Как мужу с женою и с домочадцами дома у себя молиться Богу.
    13. Как мужу и жене молиться в церкви, пребывая в чистоте и всякого зла избегая.
    14. Как в дом свой приглашать священников и иноков для молитвы.
    15. Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой.

    1. Как мужу с женой советоваться о том, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне.
    2. Наказ ключнику на случай пира.
    3. Наказ господина ключнику, как готовить блюда постные и мясные и кормить семью в мясоед и в пост.
    4. Как воспитать своих детей в поучениях разных и страхе Божьем.
    5. Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать.
    6. Как детей учить и страхом спасать.
    7. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
    8. Похвала мужьям.
    9. Как рукодельничать всякому человеку и любое дело делать, благословясь.
    10. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить.
    11. Каких слуг держать при себе и как о них заботиться во всяком их учении и по божественным заповедям, и в домашней работе.
    12. Если муж сам не поучает, то накажет его Бог; если же и сам доб ро творит, и жену и домочадцев тому учит - примет от Бога милость.
    13. О неправедном житье.
    14. О праведном житии.

    1. Как человеку жить по средствам своим.
    2. О том, кто живет нерасчетливо.
    3. О тех, кто держит слуг без присмотра.
    4. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить и к мужу своему приноровиться, чтобы могла дом свой получше устроить, и всякий домашний обиход и рукоделье вся кое знать, и слуг обучать, и самой - трудиться.
    5. О мастерицах хороших женах, о запасливости их и о том, что кроить, как сохранять остатки и обрезки.
    6. Как кроить различную одежду и беречь остатки и обрезки.
    7. Как сохранить порядок домашний и что делать, если придет ся у людей чего попросить или людям дать свое.
    8. Как следует хозяйке повседневно приглядывать за слугами в домашнем хозяйстве и рукоделии, а самой ей - все хранить и приумножать.
    9. Когда посылаешь на люди слуг, вели не болтать лишнего.
    10. Как жене с мужем каждый день советоваться и обо всем спрашивать: как в гости ходить и к себе приглашать и с гостями о чем беседовать.
    11. Наказ женам о пьянстве и о хмельном питье (и слугам также): чтобы тайком не держать ничего нигде, а навету и обману слуг без дознания не доверять: строгостью их наставлять (да и жену также), как в гостях пребывать и дома себя вести правильно.
    12. Как жене носить разную одежду и сберегать ее.
    13. Как в полном порядке посуду хранить и вести домашнее хо зяйство, все комнаты содержать хорошо в чистоте: как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу - жену проверять, поучать и Божьим страхом спасать.
    14. Как самому хозяину или кому он прикажет припасы на год и иной товар закупать.
    15. Как себе на расход купить разный товар заморский из даль них земель.
    16. О том же: когда и что покупать тому, у кого деревень нет, вся кие домашние припасы, летом и зимой, и как запасать на год, и как разводить всякую скотину, еду и питье держать постоянно.
    17. Как сохранить припасенный впрок всякий припас постный.
    18. О прибыли от запасенного впрок.
    19. Как огородом и садом заниматься.
    20. Какие запасы напитков держать хозяину для себя и гостей и как приготовить их слугам.
    21. Наставление поварам: как пиво варить, и мед сытить, и вино курить.
    22. Как ключнику присматривать за поварами, за хлебопеками и всюду — за всем хозяйством.
    23. Как в житницах и в закромах у ключника в сохранности было бы все зерно и прочий припас.
    24. Также и в сушильне присматривать ключнику за рыбой, су шеной и вяленой, за пластовым мясом и языками.
    25. Как все сохранять в погребе, на леднике и в чулане.
    26. Как по наказу хозяйскому ключнику в клетях, подклетях и в амбарах все в порядке держать.
    27. Как держать на сеновалах сено и лошадей в конюшнях, а на дворе запас дров и леса и беречь всю скотину.
    28. Как готовить на кухнях, в пекарнях и в рабочих комнатах и как в сготовленном разобраться.
    29. Как самому хозяину получше присматривать за погребами и ледниками, в житницах и в сушильнях, в амбарах и в конюшнях.
    30. Как хозяину, выведав все, по заслугам жаловать слуг, а пло хих наказывать.
    31. О торговцах и лавочниках: как лучше с ними расплачиваться.
    32. Как устраивать двор или лавку или амбар и деревеньку.
    33. Как подворное тягло платить или с лавки позем или с дерев ни подать, а должникам — возвращать долги.
    34. Указание ключнику, как хранить в погребе всякие припасы соленые — и в бочках, и в кадках, и в мерниках, и в чанах, и в ве дерках — мясо, рыбу, капусту, огурцы, сливы, лимоны, икру, ры жики и грузди.
    35. Записи на весь год, что к столу подавать, еду мясную и по стную; и о крупитчатой муке, как готовить муку и сколько выйдет из четверти, и о всяких калачах.
    36. Правило о различных медах сыченых: как сытить меды вся кие, как ягодный морс готовить, и квас медовый простой ставить, и пиво простое подсычивать медом, и закваску сготовить.
    37. Правила о всех овощах разных, как их готовить и хранить.
    38. Чины свадебные; о том, как князю молодому жениться — че тыре статьи, четыре обряда: большой и средний и малый обряд.


    Предварительный просмотр:

    1. ПОУЧЕНИЕ ОТЦА СЫНУ

    Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имя рек), и детей их, и домочадцев - следовать христианским заветам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе Божьем и в пра ведном житии, жену наставляя и домочадцев своих - не понужденьем, не битьем, нетяжким рабством, а словно детей, что всег да в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, живущим по-христиански, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим.

    Если ж писания моего не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного Суда, а я преступлениям и грехам не причастен, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам.

    Если же примете простое мое поучение и ничтожное наставление со всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите все это в дело, - будет на вас милость Божья и Пречистой Богородицы и чудотворцев великих, а наше благословение - отныне и до окон чания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство, какие вам Бог послал нашим благословеньем и за ваши труды, — да будут благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков. Аминь.

    1 9. КАК ВОСПИТЫВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ

    В ПОУЧЕНИЯХ РАЗНЫХ И В СТРАХЕ БОЖЬЕМ

    А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху Божию и вежливости и всякому порядку. А со време нем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать — дочерей, кто к чему способен, какие кому Бог способности даст.

    Любить и хранить их, но и страхом спасать, на казывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей.

    И хранить, и блю сти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зени цу ока и как свою душу.

    Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного Суда. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и мате ри с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убы ток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня.

    Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и ра зумных, дети воспитаны в страхе Божьем и в добром наставле нии и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоде лию, - таких детей вместе с родителями своими Бог помилует, священники благословят и добрые люди похвалят, а вырастут - добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж.

    Если же из таковых какое дитя и возьмет Бог, после покаяния и с причащением, тем самым родители Богу приносят непорочную жертву, и как вселят ся такие дети в чертоги вечные - получают у Бога право просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.

    22. КАК ДЕТЯМ ПОЧИТАТЬ И БЕРЕЧЬ ОТЦА И МАТЬ,

    И ПОВИНОВАТЬСЯ ИМ, И УТЕШАТЬ ИХ ВО ВСЕМ

    Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и многие лета пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и про славят вас люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сы новья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благо денствии дни свои проводя.

    Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людь ми. Того, кто бьет отца или мать, - пусть отлучат от церкви и от святынь всех, и пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материн ское искоренит».

    Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется правед ным перед Богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: «Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы Господней». Он назвал нечестивыми тех, кто обесчестит своих родителей. И еще сказал: «Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери, — пусть склюют его воро ны и сожрут орлы!»

    Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей, и в день печали спасет их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что по просят, подаст им во благости. Утешающий мать свою творит во лю Божью, и отцу угождающий в благости проживет. Вы же, де ти, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и благословят вас они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит.

    Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов от ца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не го вори: «Много сделал добра им и едой и одеждой, и всем, что нужно», - этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты родить их и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.



    Предварительный просмотр:

    Таблица 1

    Духовное строение

    гл. 1 - 15

    Мирское строение

    гл. 16 - 29

    Домовое строение

    гл. 30 - 67

    О

    +

    -

    Таблица  2

    Мое поучение будущим детям

    Поучение отца сыну в Домострое

    Таблица 3

    Современность

    Домострой

    Чему бы я хотел научить своих детей

    Обязанности родителей по отношению к детям

    Чему должны учить родители своих детей

    Обязанности родителей по отношению к детям

    Вопросы для сочинения-размышления: 

    1. Как вы считаете, должны ли современные дети соблюдать правила, прописанные в Домострое, актуальны ли они и почему?
    2. Как вы думаете, почему современные дети зачастую не выполняют эти правила?
    3. Что нужно сделать для того, чтобы дети стали по-Домостроевски относиться к своим родителям?  

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

    небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

    Классный час "Взаимоотношения между родителями и детьми"

    Классный час «Взаимоотношения между родителями и детьми»Цель:  1.формировать у учащихся уважительное отношение к семье, родителям...

    Взаимоотношения между родителями и детёнышами

    Презентация к уроку экологии в 7 классе...

    Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми в учреждениях ДО

    Опыт педагога по работе с родителями воспитанников кружка «Забавное рукоделие».Главная задача педагога,руководителя кружка, создать комфортные условия для индивидуального развитияи возможности для реа...

    беседа с родителями на тему "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

    рассматрены основные проблемы взаимоотношений родителей и детей...

    Родительский лекторий. Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми.

    Родительский лекторий. Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми....