Психология взаимоотношений между родителями и детьми.
консультация по психологии

Залилова Галина Александровна

Выступление психолога на методическом объединении классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_obedinenie_klassnyh_rukovoditeley.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение классных руководителей.

Выступление психолога на тему:

«Психология взаимоотношений между родителями и детьми»

Семейные отношения откладывают отпечаток на жизнь ребенка. Это происходит, потому что модель поведения, заложенная в детстве, проявляется во многих аспектах, даже если она далека от идеала. Родители имеют самое большое влияние на детей, поэтому их задача — сформировать гармоничные отношения.

Семья — это социальная группа, которая влияет на психологическое состояние человека всю его оставшуюся жизнь. Это одни из наиболее важных ценностей жизни. В семье субъекты (родители) и объекты (дети) имеют определенные свойства, взаимодействуют большую часть времени. Такие отношения определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние ребенка.

Психологический климат — важнейшая функция семьи.

ПОКАЗ ролика «Дети зеркало родителей»

Психология отношений между родителями и детьми включает:

  1. Взаимное доверие — полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
  2. Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
  3. Рациональная оценка деятельности. Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех — личный, профессиональный — складывается совместными усилиями.
  4. Адекватные требования. Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами.

Отношения между родителями — пример для маленького члена семьи, поэтому они должны развиваться, улучшаться. Основы личности закладываются до семилетнего возраста. Далее изменить что-либо можно будет с помощью профессионалов, но это занимает больше времени, сил, энергии.

Отношения бывают благополучные и неблагополучные. Первый случай — детей уважают, им доверяют, учитывают мнение. Второй — отсутствие взаимоуважения, понимания, доверия

Особенности взаимоотношений и взаимодействия родителей и их детей определяются рядом основополагающих обстоятельств:

— психогенетической наследственностью ребенка;

— особенностями рождения ребенка (роды в норме, с осложнениями, с патологией);

— психологической и педагогической культурой родителей;

— собственной психологической конституцией родителей;

— особенностями психологической социализации родителей.

Из большого многообразия внутрисемейных отношений (с детьми) выделяются четыре типа, которые могут служить и предпосылкой, и результатом их проявления.

Диктаттипичная для российского семейного менталитета, процветающая многие столетия и до наших дней авторитарная система, в которой проявляется подавление родителями (одним или обоими) инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Предпочтение отдается приказу, физической и вербальной агрессии, ругани, угрозам, оскорблениям, критике и обвинениям. Интересы и мнения ребенка игнорируются, права голоса при решении вопросов, его касающихся, ребенок не имеет. Малейшее сопротивление его жестко подавляется. Печальные последствия не заставляют себя долго ждать. Ребенок вырастает душевно сломленным, с низкой самооценкой, лишенным собственного достоинства, а также способностей проявлять инициативу и творчество. Модели поведения его родителей по отношению к нему наследуются и в его 'Собственной семейной жизни — воспроизводятся. Именно такой семейный психологический быт традиционно является инкубатором абсолютного большинства уголовных преступлений, коих само по себе великое множество в стране.

Опекасистема отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители фактически блокируют возможности подготовки детей к столкновению с реальностями за порогом своего дома. Последствия: дети не приспособлены к жизни вообще, к жизни в коллективе, в частности. У них также отсутствует самостоятельность и инициатива. Правда, они менее агрессивные, чем в случае родительского диктата.

Невмешательствородители привержены идее целесообразности и необходимости независимого существования взрослых от детей. В семье как бы сосуществуют два мира — мир взрослых и мир детей и пересекаться они не должны. Последствия: дети чувствуют свою ненужность. Эмоционально обделены. Вырастают с чувством, что родители их не любят.

Отвержениеребенок не нравится. Он — «плохой». У него «много» дурных наклонностей, «низкие» способности. Ребенок «неумный», «глупенький». К нему испытывают злость, досаду, раздражение, обиду. Ему не доверяют. Его личность не уважается. Воспитание по типу «Золушки», когда усиливаются эпилептоидные (сверхвозбудимые) акцентуации характера у подростков психологически здоровых и декомпенсационные, невротические свойства характера у подростков психологически ослабленных.

Роль семьи для человека трудно переоценить. Как отмечает А.С Спиваковская ведущий специалист в отечественной психологии и психотерапии семьи, «потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви останется с нами до конца наших дней.

ПОКАЗ ролика «Прививка любви»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношения между родителями и детьми на примере «Домостроя»

Разработка урока по основам православной культуры. На уроке происходит сравнительный анализ современных взаимоотношений между родителями и детьми и положений Домостроя. На основе анализа текста учащие...

Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

Классный час "Взаимоотношения между родителями и детьми"

Классный час «Взаимоотношения между родителями и детьми»Цель:  1.формировать у учащихся уважительное отношение к семье, родителям...

Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми в учреждениях ДО

Опыт педагога по работе с родителями воспитанников кружка «Забавное рукоделие».Главная задача педагога,руководителя кружка, создать комфортные условия для индивидуального развитияи возможности для реа...

беседа с родителями на тему "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

рассматрены основные проблемы взаимоотношений родителей и детей...

Родительский лекторий. Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Родительский лекторий. Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми....