СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ, УЧЕНИКАМИ И УЧИТЕЛЯМИ.
статья на тему

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ  СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ, УЧЕНИКАМИ И УЧИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ, УЧЕНИКАМИ И УЧИТЕЛЯМИ.

     В процессе учебы ребенка социальные связи семьи значительно расширяются. Неизбежно возникают контакты между учителями, воспитателями, администрацией школы, одноклассниками сына или дочери с одной стороны и родителями ученика с другой стороны. От того, насколько благоприятными будут эти взаимоотношения, во многом зависит, воплотятся ли в реальность наши лучшие надежды, планы и мечты, обращенные к детям.

     Одной из проблем школьной практики является проблема взаимодействия учителя (классного руководителя, социального педагога, воспитателя) с родителями учащихся группы социального риска. Такая проблема неизбежно возникает как при индивидуальной работе с семьёй, так и при приглашении родителей учащихся на заседания Совета профилактики школы, где рассматриваются наиболее сложные случаи педагогической и социальной запущенности.

Существенным фактором развития личности "трудного" подростка является семья. Многие причины трудновоспитуемости уходит своими корнями туда. Здесь принципиально важной является позиция классного руководителя (учителя, воспитателя), которую он занимает во всех контактах с родителями педагогически запущенных детей и подростков.

Методически любая встреча, любой разговор с родителями трудных учащихся должен включать в себя пять основных элементов.

  1. Что хорошего я могу сказать о подростке (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в "союзники").
  2. Что меня беспокоит в нём (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании).
  3. Каковы, по нашему общему мнению, причины этого отрицательного явления, факта. Это вызывает на откровенность, а значит, позволяет выявить истинные причины случившегося.
  4. Какие меры следует предпринять и со стороны родителей, и со стороны школы (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания).
  5. Каких общих требований, общих принципов подхода следует придерживаться, чтобы намеченные меры были эффективными.

Если придерживаться данной логики отношений под девизом: мы вместе против трудностей в воспитании ребёнка, а не против друг друга, то родители скорее станут на сторону учителя и будут поддерживать его действия.

Каждый учитель знает как нелегко вести беседу с вызванными в школу родителями трудных учащихся. Если родители реализуют оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребёнка, то они формулируют следующие аргументы. "Мы заняты на работе, у нас нет времени на воспитание". "Мы перепробовали все меры, ничего

не получается". Часто в школу приходят родители, выражающие наступательную позицию: "школа должна воспитывать, а не мы!". Иногда приходят родители с желанием получить помощь: "Ребёнок нас не слушает, помогите нам!". "Мы растеряны, не знаем что делать".

В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?

Кандидат психологических наук Н.В. Самоукина в своей книге "Психотехнические упражнения и коррекционные программы" даёт следующие рекомендации.

В ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную   позицию или позицию растерянности, беспомощности первые 10-15 минут, в течение которых родители будут либо высказывать свои претензии школе и лично Вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании, Вам необходимо "продержаться" в позиции "нейтрализации". Постарайтесь молча выслушивать и оставаться стойкими, уверенными в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте Вашему собеседнику, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как "Успокойтесь", "Я Вас слушаю", "Я Вас понимаю". Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстранённость, родитель начнёт "остывать", его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нём будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами.

Во второй фазе беседы Вашей задачей является организовать равноправное взаимодействие с родителем. Это означает, что Вы должны убедить его в незамедлительном включении в активную деятельность по воспитанию своего ребёнка.

Как это сделать? Психолог даёт несколько советов.

Чтобы избежать противостояния с родителями, учителю необходимо понимать и принимать чувства отца и матери своего ученика. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Если только школа занимается трудным подростком или юношей, а в семье он получает негативный опыт, усилия учителей будут малоэффективны. Объединение усилий педагога и членов семьи школьника возможно только при взаимном и равноуважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель.

Одним из эффективных способов привлечения родителя к воспитательному сотрудничеству является подчёркивание его значимости в этом процессе. Людям нравится ощущать собственную значимость. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребёнка. В одной ситуации нужно показать несостоятельность доминирования их ориентации только на профессиональную карьеру.

   В другой - постараться разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его обращённость только на свои собственные проблемы и показать, что в содержание его человеческого "Я" входят не только моменты его личной жизни, но и жизни его ребёнка, как его духовного продолжения. В третьей - укрепите уверенность родителя в самом себе, в его резервы в проявлении терпения и настойчивости, его возможности в достижении успеха в воспитании своего ребёнка.

Покажите родителю свою любовь, доброе отношение к ребёнку. Согласитесь, что хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе дисциплины и заядлом двоечнике. Так, зачастую, недисциплинированно ведут себя активные, инициативные и самостоятельные ребята, склонные к лидерству. Причиной низкой успеваемости может быть либо развитый интерес вне школы, либо пробелы в организации обучения (частые смены учителей и т. д.).

Когда родитель увидит дружелюбные глаза учителя и почувствует, что

учитель также, как и он, заботится о благополучии его ребёнка,


 он перестанет прибегать к психологической защите, будет открыт к сотрудничеству.

Ищите новые стороны сотрудничества с родителями. Например, Вы можете предложить на родительском собрании одному или нескольким родителям рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребёнка и как пытается их разрешить. Привести удачные примеры из своей воспитательной практики. Такой обмен опытом может быть гораздо эффективнее, чем лекция приглашённого специалиста.

     Далее в своей книге Н. В. Самоукина предлагает описание методики конструктивного диалога, советы, которые могут помочь Вам при организации эффективного общения с родителями трудного ребёнка.

Не стремитесь во что бы то ни стало без уступок отстоять собственную позицию, т.к. основная цель беседы учителя с вызванными в школу родителями трудного ученика состоит не в том, чтобы упрочить своё доминирующее положение и доказать какой плохой у них ребёнок, а в том, чтобы организовать с ними совместную воспитательную деятельность и объединить усилия школы и семьи, показать образец высокой культуры общения, улучшить взаимоотношения с родителями.

Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Положительные результаты беседы учителя с родителями не будут достигнуты, если они начнут обсуждать черты характера ребёнка, а закончат "дискуссией" относительно личностных особенностей друг друга. Разговор "увязнет" во взаимных упрёках, обвинениях, подозрениях, и обе стороны разойдутся врагами. В итоге учитель окончательно лишится поддержки родителей и ему ничего не останется, как прибегнуть к административным мерам воздействия.

Чтобы избежать такого плачевного результата, направьте беседу на обсуждение проблемы воспитания. Сформулируйте перед родителями Ваш психолого-педагогический "диагноз" учебной деятельности и поведения их ребёнка: в силу каких объективных и субъективных причин он плохо учится и нарушает дисциплину, и какие воспитательные мероприятия следует организовать, чтобы улучшить положение.

Например, ребёнок плохо учится потому, что у него запущены некоторые школьные предметы - следует организовать помощь в "подтягивании" его по этим предметам.

Подросток плохо ведёт себя на уроке потому, что он постоянно самоутверждается и демонстрирует свою "смелость" перед одноклассниками - предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их ребёнок смог бы удовлетворить свою потребность к самоутверждению (спорт, подработка, хобби, художественная самодеятельность и т.д.).

Подросток участвовал в краже потому, что попал под влияние "дурной компании", - приложите совместные усилия к тому, чтобы отвлечь активность молодого человека и его друзей на другие виды деятельности.

Покажите другие возможности участия родителей в реализации совместных воспитательных мероприятий.

Учитывайте личные интересы родителей. Часто в беседе с родителями учитель требует, чтобы они резко активизировали своё участие в воспитании ребёнка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребёнка. Или высказывается условие, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребёнком. В какой-то степени эти требования бывают обоснованы, но вряд ли можно всерьёз надеяться на то, что родители после беседы с учителями мгновенно изменить стиль жизни. Более эффективным является предложение к родителям


не отказываться от своих увлечений, а привлечь к ним ребёнка. Например, пусть папа, увлекающийся охотой и рыбалкой, почаще берёт с собой сына. Посоветуйте для налаживания взаимоотношений с ребёнком вместе заниматься домашними делами: ремонтировать машину, работать на даче, делать ремонт в квартире, ухаживать за больной бабушкой и т.д. Ищите варианты. Случается и так, что на беседу с Вами приходят отец и мать, не имеющие никаких увлечений, не умеющие сближаться со своим ребёнком. Ваша задача состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми либо в школе, либо вне нее. Заинтересуйте родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше времени.

"Не верьте генетике". Не следует понимать данный совет буквально, речь идёт о следующем. К сожалению, учителя часто высказывают следующее мнение: "Разве этот ученик будет хорошо учиться и прилично вести себя в школе, ведь у него родители., .(пьяницы, сидят в тюрьме и т.п.). Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных устоев на формирование характера и способностей ребёнка велико, но не безгранично. Каждый учитель может вспомнить немало случаев, когда из "плохой" семьи выходил "хороший" ребёнок и наоборот. В чём дело? Во многом в том, что отношение к ребёнку значимых для него людей, их оценка его характера и способностей имеют внушающий характер. Если к ребёнку с 1-го класса относятся как к "ребёнку из плохой семьи", то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удаётся выровнять успеваемость и поведение ребёнка при помощи положительного, подкрепляющего отношения к нему со стороны учителя. Не отказывайте ребёнку из "плохой семьи" в Вашем заботливом внимании! Боритесь за него, доверяйте ему, любите его!

Не всегда следует идти на компромиссы и смягчение острых проблем. Нередко возникают обстоятельства и ситуации, в которых Вы должны достичь свей цели, убедить собеседника в своей правоте, добиться принятия своей точки зрения. Как сделать так, чтобы сложный разговор с родителями, учеником не закончился конфликтом? Ведь конфликт, по сути дела, - это поражение, а Ваша задача состоит в том, чтобы организовать бесконфликтное взаимодействие и в то же время добиться согласия с Вашей позицией.

В данном случае психолог предлагает удерживать в своём сознании образ "хождения по канату" и фиксации равновесия.

Ваша беседа должна быть "хождением по канату" и удерживанием равновесия на нём. Наклон в одну сторону - конфликт, крен в другую - мирное, но не конструктивное решение проблемы. Смело и уверенно ведите разговор, "идите по канату". Уступая своему собеседнику в деталях, не уступайте в главном.

Как этого можно достигнуть?

Для ответа на этот вопрос существует целая наука: конфликтология.

Вот несколько рекомендаций психологов.

1.Чтобы уменьшить напряжение, необходимо не замыкаться на собственном состоянии (например, на своей обиде) или своих мыслях. Надо попытаться настроиться на партнера, мысленно встать на его место и представить, какие события привели его в это состояние. Глядя в глаза партнеру, следуя за изменениями его лица, позы, положения рук, постарайтесь почувствовать, как бы вы сами чувствовали и как бы действовали в этом состоянии.

  1. Все это вы как раз успеете сделать за время, пока "агрессор" сможет выговориться. Если вы дадите ему такую возможность, да еще оставите после паузу, то это позволит "сопернику" разрядить напряжение, снимет его агрессивный заряд и облегчит дальнейший контакт. Конечно, необходимо и очень внимательно выслушать все сказанное.
  2. В случае агрессивного нападения наилучший эффект даст неожиданность вашей реакции. Целесообразнее использовать эхо-технику и "вернуть" партнеру его высказывание, полностью сохраняя самообладание и вежливость. В результате снижается напряжение, партнер ощущает ваше уважение и интерес к нему, а вы получаете полную информацию о причинах конфликта и возможность что-то объяснить.
  3. Беседа пойдет более мирно, если вы скажете партнеру о том впечатлении, которое произвели его слова, о том состоянии, в которое они вас привели, искренне, прямо, но деликатно, не затрагивая личность обидчика, а, говоря именно о том воздействии, которое ощутили вы. Например, не стоит говорить: "Вы грубиян" или "Вы мне грубите", а лучше сказать: "Меня обижают ваши слова", "Я огорчен тем, как вы со мной разговариваете".
  4. Иногда полезно также сказать об эмоциональном состоянии партнера, например: "Мне кажется, вас это очень огорчает".
  5. Дайте партнеру ощутить его значимость, ценность его суждений и мнений.
  6. В случае необходимости обращайтесь к фактам, аргументируйте свою точку зрения.
  7. Если вы увидите, что в чем-то прав партнер, сразу же признайте свою ошибку и постарайтесь предложить выход из ситуации. Это даст ему возможность понять, что вы честный и добросовестный человек.
  8. Если вы видите слабые места в претензиях партнера, примените эхо-технику и повторите их в замедленном темпе. Это позволит собеседнику посмотреть на свои высказывания со стороны и увидеть собственную ошибку без вашего прямого указания на нее и тем облегчит ее признание, позволит сблизить позиции.
  1. Юмор – прекрасный способ снятия эмоционального напряжения, но пользоваться им надо очень осторожно. Нередко и неудачная шутка может стать поводом для конфликта.
  2. Подчеркните свою близость с собеседником, найдите что-то общее между вами.
  3. Покажите, что вы понимаете состояние собеседника. Это особенно эффективно, когда партнер моложе вас или имеет более низкий статус в данной ситуации (например, он - проситель, а от вас зависит сказать "да" или "нет").

Хотелось бы заметить, что общение - важнейшая сторона жизни любого человека, а учителя - в особенности. От того, как мы умеем взаимодействовать с людьми, зависит наше душевное благополучие, наше здоровье и наши успехи.

Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

   Ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика прошла успешно, если, во-первых, Вам удалось избежать противостояния, конфронтации с ними, во-вторых, если Вы смогли удержаться сами и удержать родителей от взаимных упрёков и обвинений, в-третьих, если Вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли Вашу формулировку, и, в-четвёртых, если Вы обсудили совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.

Следовательно, Вы с полным основанием можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями против вашего общего "врага" – воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по её решению.

      Социальный педагог МОУ СОШ № 9  Васильева М.Г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношения между родителями и детьми на примере «Домостроя»

Разработка урока по основам православной культуры. На уроке происходит сравнительный анализ современных взаимоотношений между родителями и детьми и положений Домостроя. На основе анализа текста учащие...

Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

Классный час "Взаимоотношения между родителями и детьми"

Классный час «Взаимоотношения между родителями и детьми»Цель:  1.формировать у учащихся уважительное отношение к семье, родителям...

Взаимоотношения между родителями и детёнышами

Презентация к уроку экологии в 7 классе...

Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми в учреждениях ДО

Опыт педагога по работе с родителями воспитанников кружка «Забавное рукоделие».Главная задача педагога,руководителя кружка, создать комфортные условия для индивидуального развитияи возможности для реа...

беседа с родителями на тему "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

рассматрены основные проблемы взаимоотношений родителей и детей...