Информационные технологии в работе с родителями
статья

Сафиуллина Зайтуна Фатыховна

Материал представляет собой доклад для молодых специалистов и содержит рекомендации о разнообразных формах работы с родителями с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы). Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем обучения и развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_tehnologii_v_rabote_s_roditelyam1.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в работе с родителями

Выступление на городском семинаре для молодых специалистов

Докладчик:                 Сафиуллина З.Ф.

Целевая аудитория: молодые специалисты

Время выступления: 5 минут

Сопровождение:        презентация из  … слайдов

 Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем.

                                                                                                         Конфуций

 

            Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подтал-кивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых - применение новых технологий, которые современное общест-во справедливо   называет информационными.

          С каждым годом все большее количество людей получает доступ к компьютерным телекоммуникациям, сети Интернет, различным средствам ИКТ. Это связано с массовым распространением компьютеров и програм-много обеспечения, увеличением числа компьютеров, эксплуатируемых в домашних условиях, расширением областей профессиональной деятельности человека, в рамках которых используются информационные и телекомму-никационные технологии.
          Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая ком-пьютер и программное обеспечение, для работы дома. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей школьников, использую-щих информационные и коммуникационные технологии. Очевидно, что, например, число школьников, один или оба родителей, которых имеют доступ к информационным ресурсам и сервисам сети Интернет, растет в геометрической прогрессии.
          В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагоги-ческого коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школь-ников.
          1. В первую очередь, использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать роди-телей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сооб-щать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.
          Наличие у
школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни шко-лы, класса, параллели, расписании занятий, о проводимых учебных и внеу-чебных мероприятиях.
           Кроме этого сайт школы или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методиче-ского или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.
              В настоящее время в школах успешно применяются электронные журналы, электронные дневники, которые позволяют родителям в реаль-ном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать инфо-рмацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем. Используя средства ИКТ, родители имеют возможность контролировать ход и правиль-ность выполнения школьниками домашних заданий, вне зависимости от изучаемой дисциплины. Для этих целей задействованы и SMS-сообщения, которые получают родители. Во многих случаях оперативность в информи-ровании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания школьников.

           Нужно отметить возможность родителей не только контролировать успеваемость своих детей, а так же совместную с ними познавательную деятельность через посещение виртуальных сообществ и предметных факультативов на портале "Электронное образование в Республике Татарстан".        

          2. При взаимодействии с родителями элементы ИКТ можно отследить в следующих формах работы:

  • Медиаотчеты – текущая/промежуточная/итоговая отчетность классного руководителя о проделанной или планируемой воспитательной работе в классе (как правило, выполняется в виде слайдовой презентации или видеофильма, рекламного ролика, сюжета). Данная форма выполняет «релаксирующую» функцию на родительском собрании и, в основном, открывает или завершает беседу с родителями.
  • Постановочные родительские собрания – общешкольные тематические встречи с родителями, в ходе которых через литературно-музыкальные композиции раскрывается актуальная для данной публики проблема. Подобная форма предполагает разноплановое применение ИКТ (например, видеоинтервью школьников и учителей по обсуждаемому вопросу, фоторепортаж о ситуации в школе и районе по проблеме, показ социальных роликов, отснятых учащимися к определенному воспитательному делу).

3. Сейчас хотелось бы поделиться опытом своей работы с родителями с применением ИКТ.

  • Родители моих подопечных частые гости на сайте школы, на котором можно узнать последние школьные новости. Сайт является визитной карточкой, источником информации о школе, своеобразным электронным портретом школы, в котором отраже-на ее насыщенная, интересная и творческая жизнь.
  • Всю информацию по классу размещаю на своем собственном сайте, на котором представлен большой спектр направлений: классное руководство, родителям, достижения учащихся, новос-ти, форум, готовимся к ЕГЭ, ГИА и т.п. Материалы по всем направлениям регулярно обновляются.
  • Для взаимодействия с учащимися и их родителями по предмету «Английский язык» успешно работает группа в соц. сети Вкон-такте, созданная мной для консультативной помощи (например, консультирую учащихся при выполнении проектов и учащиеся видя замечания для одного, уже учитывают их в своей работе) или информационного взаимодействия учителя, детей и их роди-телей для обсуждения вопросов, связанных с обучением или вне-урочной деятельностью по предмету.
  • Так же выложенную мной информацию по предмету можно найти в виртуальном факультативе «Пишем по-английски» на портале "Электронное образование в Республике Татарстан".        
  •  Для общения с родителями, проживающими в другом городе, использовала чат, форумы и режим видеоконференций.
  • Ну и традиционный способ - это электронная почта. Делаю рассылки родителям, содержащие объявления, важную инфор-мацию.
  • Активно использую ИКТ в организации и проведении родитель-ских собраний: тематические презентации по темам собраний, презентации необходимой информации, медиа отчёты, фотогале-реи с прошедших школьных мероприятий.

          Считаю, что вся проводимая работа дает хорошие результаты, повышающие эффективность обучения и воспитания школьников.  Использование ИКТ вносит изменения во все стороны жизни нашей школы. Меняется  роль ученика. Он становится активным участником воспитатель-ного процесса, превращается в партнёра (помогает в подготовке и проведе-нии внеклассных мероприятий). Как правило, виртуальные контакты роди-телей со школой и родителей между собой формируют неформальное об-щение родителей и педагогов.

4. Говоря о развитии этого вопроса хочу поделиться мечтой по созданию локального социального сетевого сообщества на базе нашей школы, где бы обеспечивалась связь между учителями, учениками и родителями. Это бы дало возможность создавать сообщества по интересам (по предметам, увле-чениям, временные группы для выполнения каких-либо проектов и т.д.), обмениваться опытом с коллегами, оперативно отвечать на вопросы родите-лей и решать любые возникающие проблемы.

5. Вывод: В условиях развития современного общества все еще немногие педагоги используют разнообразные формы работы с родителями с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы). Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем обучения и развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Я призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы

Литература

  1. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
  2. Информатика и образование 5—2008
  3. Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) : учеб. Пособие – 5—е изд., исп.— М.: издательско — торговый дом «Русская Редакция», 2005 —368 с +СD  ISBN 5—7502—0090—6
  4.  Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в работе детского объединения».

Методичекая разработка по использованию ИКТ в работе педагога дополнительного образования....

Доклад на тему "Информационные технологии в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете, в котором подробно изложено, как ИКТ помогает в работе классному руководителю....

Использование информационных технологий в работе педагога-психолога

В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту,  активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос...

Информационные технологии в работе с родителями

Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников....

Информационные технологии в работе с одаренными детьми

Применение новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами....