Работа с родителями обучающихся
статья

Дмитрий Александрович Федотов

Взаимодействие с родителями по созданию благоприятных условий, содержательной, доступной и безопасной среды помогает мне спланировать и провести многогранную работу с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyam.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

                      Работа с родителями обучающихся

Перед каждым учителем стоит цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Организация взаимодействия педагога с родителями обучающихся остается одной из нелёгких, наиболее сложных проблем в настоящее время. Современные родители в большинстве своем считают себя людьми грамотными, осведомленными и, конечно, хорошо знающими, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности, разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь семье.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях я начинаю с анализа социального состава семьи. Составляю социальный паспорт семьи. Изучаю семью последовательно, системно. Я пользуюсь наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, когда посещаю семью.  Все эти действия помогают мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. 

Работу с родителями провожу, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью школы, стараюсь повышать культуру педагогической грамотности семьи.

В своём классе активно сотрудничаю с родителями, используя разные формы работы:

  • организация родительских собраний,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  •  совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития, экскурсии,
  •  участие родителей в разных конкурсах, выставках,
  •  организация совместной трудовой деятельности,
  • наглядное оформление стендов,
  • консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы дома и в школе с родителями и детьми и др.

Применяю разные методы работы с родителями. Но основной формой работы с родителями являются, вне всякого сомнения, родительские собрания, на которых обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, оформляем благодарности (иногда на собрании родителей и детей объединяю). Собрания проводим в форме дискуссий. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий, поэтому готовится приходится заранее.

Одним из этапов подготовки к собранию является: проведение микроисследования в сообществе детей и родителей, то есть анкетирование. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах её решения.  Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие меня, как педагога о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в школе и его учёбы, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье, что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Важно знать и соблюдать следующие правила:

  • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
  • Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.
  • Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.
  • Психолого – педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет мне познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и школе.  В результате этого посещения я могу дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в школе и дома.      

Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи тоже имеет большое значение.

Заранее определяю, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Если внимательно наблюдать -в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к школе.

Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:

  •  совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте класса;
  • провожу совместные досуги, развлечения, спортивные мероприятия, экскурсии;
  • выявление творческих родителей и детей в классе (приглашаю принять участие в викторинах, конкурсах, акциях);

Таким образом, изучая семью, подбираю наиболее эффективные методы работы с учениками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

Взаимодействие с родителями по созданию благоприятных условий, содержательной, доступной и безопасной среды помогает мне спланировать и провести многогранную работу с родителями:

Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (родители совместно со своими детьми учатся нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста.), а также на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.

  • Совместно с родителями организую выставки. В моей практике-это была фотовыставка на тему «Наш край». Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.
  • Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, как мастера для передачи своего опыта и умений.
  • Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего класса! В нашей школе таким проектом стал проект «Семейный театр». Детей и родителей объединяет одно общее дело. Особенно импонирует и подстёгивает желание родителей помочь своим детям в создании костюмов и декораций. Пусть эта помощь не настолько бывает заметна, но она очень эмоционально ощутима для каждого ребёнка. Ведь дети очень горды тем, что именно их родитель, а не чей-то другой внёс свою лепту в то дело, которое для него в данный момент важнее всего на свете. Не отказываются родители принять и личное участие в постановках. В результате, переживания ребёнка и родителя за общее дело объединяются в единое целое. И теперь родитель для ребёнка становится непросто родителем, а ещё и его другом, и советником, и помощником. Формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт.  Благодаря этому единению результатом данной деятельности становится повышение педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность родителей в формировании предметно – пространственной среды.
  • Организация и проведение дней открытых дверей;
  • туристические походы, прогулки-экскурсии с родителями;
  • в конце года с участием родителей проводим творческий отчет по итогам года.

Выставки – коллекции тоже занимают определённое место в работе с родителями. Дети организовывают их сами, конечно, не без помощи родителей. Учатся рассказывать о предметах выставки. Родители помогают детям из самых обычных вещей создать коллекцию из нетрадиционных предметов.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья, как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Я приглашаю родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Весёлые старты», приглашаю стать активными участниками прогулки-похода в конце учебного года на реку Сивинь.

Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. У взрослых появляется возможность заинтересовать ребёнка личным примером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, который собрали (это и интересной формы каряги, и ракушки, найденные на берегу реки). В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание и забота об окружающих и близких им людей. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это и начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

В нашем классе проводятся традиционные акции.

Экологические: «Покормите птиц зимой!», акции по энергосбережению.

Социальные: «Огонь памяти», посвящённый Дню Победы, с Днём защитника Отечества, Дню народного единства.

Безопасность: «Осторожно, тонкий лед!», «Знающий пешеход!», «Осенние, зимние, весенние каникулы» и др.

Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное отношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое к родному городу.  При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых в лице педагога, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить коллажи) – это большой труд, воспитание души.

В педагогической практике мной используются различные виды наглядности:

  • уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления;
  •  разнообразные выставки поделок, поделки для конкурсов совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям
  • Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
  • Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения: Осторожно, тонкий лёд! Катание на тюбингах и т. д

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я не забываю хвалить наших родителей, вручаю им грамоты и дипломы за добросовестное выполнение определённых работ, победу в конкурсах, играх с детьми, активное участие в мероприятиях и т.д. И стараюсь это делать прилюдно, на общешкольных линейках, ставя самых активных родителей в пример другим родителям. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня складывается определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы даёт определённые результаты: родители, становятся активными участниками разных мероприятий, создаётся атмосфера взаимоуважения:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогом;
  • совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на обучающихся
  • размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

Однако пока еще инициатива больше исходит от меня, но уже хорошо, что родители с удовольствием, по возможности, идут на встречу. Бесспорно, есть и такие родители, которые не принимают никакого участия в жизни своих детей. И это плохо. Но, всё-таки радует и тот момент, когда некоторые отцы приобщаются к школьной жизни своих детей. И с радостью идут на помощь школе.

Анкета №1(для учащихся). Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
  2. Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам?
  3. Интересуются ли родители вашей учёбой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?
  4. Знают ли родители ваших друзей?
  5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?
  6. Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?
  7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
  8. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
  9. Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?
  10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
  11.  Обсуждаете ли вы с родителями телевизионные передачи, фильмы?
  12. Бываете ли вы с родителями в кино, театре, музее?
  13. Бываете ли вы с родителями на прогулках, в походах?
  14. Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?

За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. (Полученный результат записывается, он пригодится для проведения собрания).

Анкета №2 (для родителей). Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли  по « личным делам»?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  6. Проверяете ли вы, как они готовят уроки?
  7. Есть ли у вас и ваших детей общие занятия, увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
  9. На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты?
  11.  Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи, фильмы?
  12. Бываете ли вместе в кино, театре, музее?
  13. Бываете ли вместе на прогулках, в походах?
  14. Предпочитаете ли проводить  отпуск вместе или нет?

За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными. От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние. Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Анкета № 3.      Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим ученикам разрешить следующие ситуации:

-У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?

-Твоя семья идёт в гости, но один человек заболел и должен остаться дома. Кто это?

-Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

Анкета №4 «С другом в путь…». Если мы классом собрались в поездку, то

  1. Я сяду в автобусе с …
  2. Если его нет, то с …
  3. Если и он не поехал, то рядом будет …

Анкета позволяет выявить тех детей, которые остаются в «стороне», одиноки, тех,  кому требуется срочная помощь.

Тест №1 для родителей: «Какой вы родитель?». Отметьте те фразы, которые вы часто используете в своей семье.

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, чтобы я без тебя делал(а).
  4. И в кого ты такой(ая) уродился(ась)!
  5. Какие у тебя занимательные друзья!
  6. Ну на кого ты похож(а)!
  7. Вот я в твоё время!
  8. Ты моя опора и помощник(ца)!
  9. Ну что за друзья у тебя!
  10. О чём ты только думаешь!
  11. Какая ты у меня умница!
  12. А как ты считаешь, сынок(доченька)?
  13. У всех дети как дети, а ты?
  14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы №1,4,6,7,9, 10, 13.  1 балл за все остальные ответы.

7 – 8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.

9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок уважает вас, но не всегда откровенен.

11 -12 баллов. Необходимо быть к ребёнку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13 – 14 баллов. Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше времени.

Тест №2: «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребёнка?»

1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребёнка добавилось в этом учебном году?

а) 4

б) 3

в) 2

2. Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребёнок?

а) знаю всех;

б) знаю половину;

в) знаю лишь некоторых

3. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребёнка ради интереса?

а) постоянно; б) 1 – 2 раза в четверть; в) ни разу.

4. Если вы обнаружили, что ребёнок испытывает трудности пол одному или нескольким предметам, и не способны ему помочь, что вы будете делать?

а) обращусь за помощью к учителям;

б) пойду к завучу;

в) заставлю ребёнка более серьёзно учить предмет

5. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребёнка?

а) да, знаю;

б) частично;

в) догадываюсь, но точно не знаю

6. Знаете ли вы, где и с кем ребёнок проводит своё свободное время?

а) да;

б) иногда;

в) нет, но догадываюсь.

Посчитайте количество высказываний а,б,в.

 Если лидирует ответ а) – Вы знаете, что ребёнок нуждается в вашей помощи, и оказываете эту помощь своевременно.

Если лидирует ответ б) – Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учёбой могут привести к дестабилизации всей остальной деятельности ребёнка.

Если лидирует ответ в) – Вы и другие члены вашей семьи должны помочь ребёнку.

Анкета №5. Классному руководителю после данной анкеты  становится понятно, в чём каждый из ребят может проявить себя наиболее полно.

  1. Чем ты любишь заниматься в свободное время?
  2. Много ли у тебя друзей? Кто они, если не секрет?
  3. Любишь ли читать? Твои любимые книги.
  4. Сколько времени проводишь у телевизора? Твои любимые телепередачи.
  5. Как относишься к спорту? Чем занимаешься?
  6. Какие кружки  (секции) хотел бы посещать?
  7. Какое поручение хотел бы иметь в классе?
  8. Какие интересные дела ты предлагаешь провести в этом учебном году?

Анкета № 6 «Взаимоотношения в семье»

  1. Кто больше внимания уделяет тебе в семье?
  2. Кому ты рассказываешь о своей школьной жизни, о прожитом дне?
  3. Слушают ли тебя дома с интересом или говорят, что некогда, потом поговорим?
  4. Мама для тебя просто мама или ещё подруга?
  5. Наказывают ли тебя дома? Как?
  6. Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?

Анкета № 7

  1. Кто занимается воспитанием ребёнка в Вашей семье?
  2. Ваши мнения по вопросам воспитания в Вашей семье совпадают или же они разные?
  3. В чём Вы испытываете трудности?
  4. Как Вы стараетесь разрешить эти трудности?
  5. Могли бы Вы поделиться своим опытом воспитания в семье?
  6. В каком вопросе Вы нуждаетесь в помощи?        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями обучающихся класса.

Виды основной работы классного руководителя с родителями....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»

В выступлении ставится задача рассмотреть  возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...

План работы с родителями обучающихся 5 Б класса

План работы классного руководителя с родителями пятиклассниковсоставлен для помощи родителям в повышении их педагогической культуры, подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и ги...

«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...

Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...

Формы и содержание работы с родителями обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Семья – это социальная и духовно-нравственная основа общества, именно поэтому без семьи невозможно существование, как самого общества, так и государства. Важнейшими социальными институтами и партнерам...