Беседы и памятки
материал

Ленкина Маргарита Николаевна

Предварительный просмотр:

Когда начинается переходный возраст и как вести себя с ребёнком

Уберите назидательный тон и включите уважение. Ваш подросток не издевается над вами — он просто взрослеет.

Какой возраст считается переходным

Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относитAdolescence к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет. Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им. Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.

Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапаAdolescent Development: ранний, средний и поздний.

Ранний подростковый возраст: 10–14 лет

У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаютсяPUBERTY на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.

Как понятьEarlier Puberty: Age 9 or 10 for Average U.S. Boy, что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляютсяWhy is puberty starting younger? первые волоски на лобке.

В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливатьHow To Recognize The 3 Stages Of Adolescence причинно-следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.

Средний подростковый возраст: 15–17 лет

Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.

Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.

Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами. 

Поздний подростковый возраст: старше 18 лет

Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет. К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость. Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.

Каковы особенности детей переходного возраста

На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностяхWhy 14 is the riskiest age for a teenager.

Их очень смущают пристальные взгляды

Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.

Они принимают невыгодные решения под влиянием компании

Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.

Включить звук

Перейти на сайт

14 лет называютWhy 14 is the riskiest age for a teenager самым опасным возрастом: подросток как никогда склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.

У них ухудшается память

Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из-за гормональной перестройки.

Их не мотивируют наказания

Нейропсихологи установилиThe Computational Development of Reinforcement Learning during Adolescence, что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.

Они находятся в поиске себя

Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.

Как общаться с подростком

Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.

Вспомните себя в этом возрасте

Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.

Поддерживайте увлечения ребёнка

Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.

Помогите ему справиться с новым телом

Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.

Не доставайте расспросами и советами

Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.

Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.

В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.

Сара-Джейн Блэкмор, автор книги «Изобретение самих себя. Тайная жизнь мозга подростков»

Позволяйте совершать ошибки

Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»

Чаще обнимайте

Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.

Принимайте тинейджера таким, какой он есть

В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.



Предварительный просмотр:

Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка:

почувствовав ваше превосходство, он,

конечно, будет уважать Вас за  глубину мысли,

но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя,

спрячется, как улитка в раковину.

                                                                                                         А. Т. Аверченко

Уважаемые папы и мамы!

 Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Общение родителей с подростком нужно строить на основе доброжелательности и взаимопонимания. Стиль взаимоотношений должен помочь подростку учиться, усваивать все истинно человеческое, познавать себя как личность. Подростки очень эмоционально-чувствительный «народ». Они хотят, чтобы родители их слышали, принимали их радость и боль, вовремя приходили на помощь. Попробуйте проанализировать вызывающее поведение подростка, в котором закодирован сигнал, посылаемый вам. Постарайтесь понять, чего добивается подросток, разглядеть под бунтующей оболочкой те чувства, настроения, которые он пытается выразить. Это поможет найти код к подростку, отыскать подход к нему и обрести духовную близость.

       Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.

       Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына-подростка следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить.

     Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

     Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

     С взрослением детей часто всю семью начинает лихорадить, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и противоречия между членами семьи выходят наружу. Начинается психологическое отделение ребенка от родителей, противопоставление себя им. Подросток может быть грубым, резким, остро критиковать своих родителей и других взрослых. Все эти годы многие из вас не замечали изменений в ребенке, или не хотели замечать, верили в непогрешимость своего авторитета, а тут все летит кувырком. Почему так происходит?

Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно.

          В этот сложный для ребенка период он отдаляется от семьи и может сблизиться с посторонними людьми. Старайтесь, стать для них именно таким человеком, которому они могли бы доверить свои проблемы и обиды.

Общий итог опроса «Что вы хотите сказать своим родителям, но боитесь?»  таков:

На первом месте: безразличие к делам и проблемам.

  • Второе место: чрезмерная строгость и придирчивость.
  • Третье место: чрезмерная опека, множество запретов и контроль.
  • Четвертое место: нечестность, невыполнение обещаний.
  • Пятое место: грубость, крик, оскорбление.
  • Шестое место: несправедливость, незаслуженность наказания.
  • Седьмое место: рукоприкладство, телесные наказания. Об этом поговорим особо.

        Запреты и наказания не лучший метод воспитания, они вызывают ожесточенность, злобу, желание отомстить. «Ты плохая мать» - что может быть хуже такой фразы сына?

        Или: «Ты как отец ни куда не годишься!» Если вы уже слышали это, можете считать, что  между вами и ребенком потерян контакт, а может, его никогда и не было. Можно с уверенностью утверждать, что слабая взаимосвязь родителей и детей в делах и мыслях, чувствах друг друга создает негативное отношение друг к другу. Дети разочаровываются в общении и переносят свое негативное отношение к родителям на весь мир взрослых людей, в том числе и на преподавателей.

Прежде чем делать замечания ребенку, постарайтесь ответить на вопросы:

В каком эмоциональном состоянии я нахожусь?

Что дает ребенку и мне мое замечание?

Хватит ли мне времени не только отругать ребенка, но и разъяснить, почему так нельзя поступать?

Хватит ли мне терпения и выдержки довести дело до конца?

 (постараться расположить родителей к откровенной беседе)

      

ПРИЧИНЫ  КОНФЛИКТОВ  РОДИТЕЛЕЙ  С  ПОДРОСТКАМИ

Подростки  в  конфликте:

1.  Кризис  переходного  возраста

2.  Стремление  к  самостоятельности  и  самоопределению

3.  Требование  большей  автономии  во  всем  -  от  одежды  до  помещения

4.  Привычка  к  конфликту,  воспитанная  поведением  взрослых  в  семье

5.  Бравирование  подростка  своими  правами  перед  сверстниками  и  авторитетными  для  него  людьми.

Родители  в  конфликте:

1.  Нежелание  признавать,  что  ребенок  стал  взрослым

2.  Боязнь  выпустить  ребенка  из  гнезда,  неверие  в  его  силы

3.  Проецирование  поведения  ребенка  на  себя  и  в  его  возрасте

4.  Борьба  за  собственную  власть  и  авторитетность

5.  Отсутствие  понимания  между  взрослыми  в  воспитании  ребенка

6.  Неподтверждение  родительских  ожиданий

Умение разрешать проблемы и конфликты.

      Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.

    Заглаживание конфликтной ситуации, уход  от ее решения может привести к   более серьезным  проблемам:

          * Проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

          * Проблемы психологического плана (уход в себя,  в свою

             душевную боль, изменение характера человека, психическое

             расстройство, суицид и т. д);

          * Проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря

             работы, потеря себя).

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации – объяснению.

     Это умение:

1.  Отстаивать  свою  позицию  открыто, «лицом к лицу».

2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера.

3. Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКА

Свободное время... Как часто приходится слышать это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его побольше, считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Для них умение сегодня организовать свое свободное время – залог завтрашнего формирования характера, становления своей судьбы. А учатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.

Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми.

Есть основание считать, что переориентация подростков в общении с родителями и переключение на общение, в большей степени, со сверстниками объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских групп и компаний, сколько отсутствием внимания и заботы к подросткам в родительском доме.

По результатам социологических исследований на воспитание детей отцы в будние дни тратят своего свободного времени 9,6 % (21 мин), а в выходные – 7,2 % (35 мин). Куда же идет остальное свободное время отцов? А ведь эта часть свободного времени родителя имеет исключительно важное значение. И всегда ли свободное времяпрепровождение родителей является хорошим примером? Хотя давно известно, что именно с родителей дети берут пример в организации досуга.

Исследования показали:

во-первых, достаточно велико число одиноких подростков;

во-вторых, огорчает приверженность подростков и родителей к телевизору в ущерб другим, более активным формам проведения свободного времени;

в-третьих, тревожит недостаточная активность общения детей с родителями во всех формах проведения досуга, исключая застолье, которое прочно держит первенство среди других досуговых занятий подростков в праздничные дни.

В результате опроса установлено, что 65 % подростков пробовали употреблять спиртное.

Всех тревожит эта довольно опасная забава. Но в какой степени виноваты те девушки и юноши, для которых вино стало обязательным спутником их свободного времени? Может быть, это их беда? А вина лежит на взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать?..

Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но мы легкомысленно решаем, что свободное время – это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время надо уметь. И этому тоже надо учить детей и подростков. К сожалению, современные исследования показывают обратное. В наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени. Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей. А если рассмотреть затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения.(3)

Среди «трех важных жизненных желаний» подростки называют такие:

– съездить с родителями вместе на отдых;

– сходить в какое-нибудь интересное место;

– поговорить с родителями по душам;

– лучше понимать друг друга;

– мечтаю, что буду с родителями в хороших отношениях.

Больше внимания уделяйте общению с детьми.

Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительное начало в их действиях, поступках, поведении.

Вместе с детьми отдыхайте на природе.

ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема свободного времени школьников волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Важно понимать, что это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.

Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки), профилактика девиантного поведения.

 Формы досуга, как игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, так как самосознание социально по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.    

Отличительной особенностью детей младшего школьного возраста является их восприимчивость к театрализации. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют младшего школьника переживать, страдать и радоваться, что способствует формированию у детей возвышенных идеалов и выработке системы ценностных предпочтений.

Досуговое время младших школьников оказывает огромное влияние на их познавательную деятельность. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи. В досуговой деятельности происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, дети учатся полноценно проводить своё свободное время, овладевают различными досуговыми видами деятельности.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей младшего школьного возраста должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, дети обсуждали услышанное, увиденное, совершенное.

К сожалению, компьютерным играм посвящают все свое свободное время 22,2% школьников. Компьютер как одно из проявлений индустрии развлечений не так давно вошел в жизнь детей. Появившиеся компьютерные игры с отличной графикой привлекают в любом возрасте.

Досуг может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.



Предварительный просмотр:

Содружество взрослых и детей – залог качества обучения и воспитания

 Семья во все времена была и будет одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести.

 Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. Создание позитивного микроклимата в семье - залог успешного и гармоничного развития ребенка, один из основных факторов успешного взаимодействия семьи и школы.

      Сегодня наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на их общение с детьми. И все же семья по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка.

Все мы родом из детства:  в семье формируется характер, появляются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения. Семья – это тот маленький мир, с которым человек связан всю жизнь.

Поэтому так необходимо учить детей искусству создания домашнего очага, умению хранить его тепло, умению общаться со взрослыми и со сверстниками. Недаром русская пословица гласит: «Ребенок учится тому, что происходит у него в дому.»

    Огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи.

Необходимым условием правильного воспитания является тесный контакт между семьёй и школой, взаимное уважение и взаимопонимание между учителем и родителями.

Если родители уважают школу и прислушиваются к советам учителей, поднимают в глазах детей авторитет школы и преподавателей,— дети лучше учатся, старательно выполняют свои обязанности перед школой. Таких детей легче воспитывать и родителям, и школе.

Один из видов связи со школой – это ежедневный просмотр родителями дневников, взаимодействие с учителем.  Другой - привлечение родителей в воспитательный процесс, через участие во внеклассных мероприятиях  вместе с детьми.

 Взаимодействие семьи и школы повышает воспитательный потенциал.



Предварительный просмотр:

Правила, которые должны соблюдать родители

  1. Не отправляйте в школу ребенка с признаками недомогания.
  2. Предупредите ребенка о том, что он должен срочно проинформировать учителя (воспитателя) в случае плохого самочувствия или получения травмы.
  3. Сообщайте до начала учебных занятий классному руководителю (воспитателю) причину отсутствия ребенка в школе (заболевание, травма и др.) (Звонок, СМС) При изменении номера вашего мобильного телефона сообщите новый номер классному руководителю (воспитателю).
  4. Незамедлительно сообщайте классному руководителю (воспитателю) обо всех случаях самостоятельного обращения в травмпункты или больницы по поводу травм детей, произошедших во время образовательного процесса или на территории образовательного учреждения, даже в случае легких повреждений и отсутствия пропуска учебных занятий.

Помните: в случае нанесения телесных повреждений учащимися/воспитанникам друг другу сведения из медицинского учреждения, в которое обратился пострадавший, направляются в Отдел по делам несовершеннолетних по месту проживания. Возможна постановка виновных лиц на внутришкольный учет, на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

О необходимости проведения воспитательной работы родителями (законными представителями) с детьми

В профилактике детского травматизма в образовательном учреждении на родителях лежит основная ответственность. Научить ребенка правилам поведения в общественных местах под силу любому родителю (например, сказать, что нельзя бегать по школе (детскому саду), разливать напитки, разбрасывать продукты питания и т.п.)

Важно объяснить, что драка — это неприемлемый способ выяснения отношений, всегда можно договориться или

Правила, которые должны соблюдать родители

  1. Не отправляйте в школу ребенка с признаками недомогания.
  2. Предупредите ребенка о том, что он должен срочно проинформировать учителя (воспитателя) в случае плохого самочувствия или получения травмы.
  3. Сообщайте до начала учебных занятий классному руководителю (воспитателю) причину отсутствия ребенка в школе (заболевание, травма и др.) (Звонок, СМС) При изменении номера вашего мобильного телефона сообщите новый номер классному руководителю (воспитателю).
  4. Незамедлительно сообщайте классному руководителю (воспитателю) обо всех случаях самостоятельного обращения в травмпункты или больницы по поводу травм детей, произошедших во время образовательного процесса или на территории образовательного учреждения, даже в случае легких повреждений и отсутствия пропуска учебных занятий.

Помните: в случае нанесения телесных повреждений учащимися/воспитанникам друг другу сведения из медицинского учреждения, в которое обратился пострадавший, направляются в Отдел по делам несовершеннолетних по месту проживания. Возможна постановка виновных лиц на внутришкольный учет, на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

О необходимости проведения воспитательной работы родителями (законными представителями) с детьми

В профилактике детского травматизма в образовательном учреждении на родителях лежит основная ответственность. Научить ребенка правилам поведения в общественных местах под силу любому родителю (например, сказать, что нельзя бегать по школе (детскому саду), разливать напитки, разбрасывать продукты питания и т.п.) Важно объяснить, что драка — это неприемлемый способ выяснения отношений, всегда можно договориться или

постараться избежать конфликта. Родители должны сделать все от

них зависящее, чтобы их ребенок не наносил вред своими действиями другим детям.

Родители должны помнить об ответственности несовершеннолетних за противоправные действия.

Важным элементом профилактики детского травматизма является повышение уровня физического развития. Сегодня есть масса возможностей записать ребенка в спортивную секцию. Абсолютным приоритетом в работе любого тренера, педагога дополнительного образования, занимающегося с детьми, является обучение технике безопасности и спортивному поведению.

При необходимости родители могут поговорить на тему безопасности пребывания детей в образовательном учреждении с классным руководителем (воспитателем) своего ребенка, поинтересоваться, какие меры профилактики детского травматизма предусмотрены образовательным учреждением, как работает медицинский кабинет. Поддержание тесного контакта родителей с учителями (воспитателями) всегда дает хорошие результаты. Только совместными усилиями педагогов и родителей можно добиться снижения уровня детского травматизма.

постараться избежать конфликта. Родители должны сделать все от

них зависящее, чтобы их ребенок не наносил вред своими действиями другим детям.

Родители должны помнить об ответственности несовершеннолетних за противоправные действия.

Важным элементом профилактики детского травматизма является повышение уровня физического развития. Сегодня есть масса возможностей записать ребенка в спортивную секцию. Абсолютным приоритетом в работе любого тренера, педагога дополнительного образования, занимающегося с детьми, является обучение технике безопасности и спортивному поведению.

При необходимости родители могут поговорить на тему безопасности пребывания детей в образовательном учреждении с классным руководителем (воспитателем) своего ребенка, поинтересоваться, какие меры профилактики детского травматизма предусмотрены образовательным учреждением, как работает медицинский кабинет. Поддержание тесного контакта родителей с учителями (воспитателями) всегда дает хорошие результаты. Только совместными усилиями педагогов и родителей можно добиться снижения уровня детского травматизма.



Предварительный просмотр:

Чтобы получить консультацию,
Вы можете обратиться:

 к школьному психологу, психологу районного психологического центра, психотерапевту, психиатру.

А так же позвонить

по телефону доверия для детей, подростков и родителей  

+7 (800) 200-01-22

Помните, что просьба о помощи – первый шаг к ее получению!

Куда можно обратиться за помощью?

  • Краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи»

г. Барнаул, пр. Ленина, 54а

тел: +7(3852) 36-75-43

г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 69

  • тел: +7(3852) 68-48-99 (Запись на прием производится с 8:00 до16:00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья). психоневрологический диспансер для детей

Детская депрессия ошибочно оценивается как замкнутость. При этом клиническая картина депрессии затушевывается особенностями личности ребенка, связанными с его интеллектуальным развитием, семейным влиянием, культурой и развитием    в целом. Трудность также и в том, что депрессия может быть одним из симптомов многих заболеваний, синдромом или самостоятельной болезнью. Нередко диагностике печали у детей мешает неосознанное стремление родителей не замечать ее, чтобы избежать огорчений, усугубления вины, которую они чувствуют из-за невнимательного отношения к своим детям.

Выделяют три подтипа депрессии.

1-й подтип чаще возникает у 6-8-летних детей, при нем наблюдаются печаль, плач, беспомощность, безнадежность, погруженность в свои переживания.

2-й подтип характерен для 8-12-летних школьников и проявляется в низкой самооценке, высокомерии, в страхе быть использованным, в ожидании неудач, несчастий.

3-й подтип (у детей старше 10 лет) характеризуется чрезмерным чувством вины, карающей самооценкой, самобичеванием, пассивными и активными мыслями о самоповреждении.

С возрастом не только меняется подтип, но и увеличивается число симптомов.

У детей депрессии чаще проявляются фантазиями (в мечтах, рисунках, спонтанных играх), реже – в словесном выражении, еще реже – в расстройстве настроения и поведения.

Министерство образования и науки Алтайского края

ПАМЯТКА

для родителей и педагогов

«Признаки депрессивных состояний несовершеннолетних»

г. Барнаул, 2020 год

Признаки депрессивного состояния детей младшего школьного возраста:

  • Заметное ухудшение школьной успеваемости;

  • Увеличение времени занятий при снижении результатов;

  • Выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, ложиться спать или участвовать в совместных занятиях;

  • Гиперактивность, нервные тики, постоянное движение, апатия, снижение активности;

  • Частые ночные кошмары;

  • Провокационное поведение:

непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше 1 месяца);

  • Частые вспышки раздражения.

ТРИАДА ДЕПРЕССИИ:

Депрессия – это пониженное настроение (отсутствие настроения).

Депрессия – это идеаторная заторможенность (умственная)

Депрессия – это моторная заторможенность.

Признаки депрессивного состояния детей среднего и старшего подросткового возраста:

  • Изменение школьной успеваемости;

  • Употребление алкоголя и наркотиков;

  • Изменения в режиме сна и питания;

  • Частые жалобы на физическое состояние;

  • Одержимость вопросом своего веса: неоправданный страх ожирения;

  • Противопоставление себя правам и власти других людей, выраженное в актах воровства или вандализма;

  • Пессимизм, плохой аппетит, мысли о смерти;

  • Частые проявления агрессивности или жестокости.

Факторы, способствующие возникновению депрессии у детей и подростков:

  • психосоциальные;
  • генетические;
  • биологические.

Если у ребенка критическая ситуация:

  1. Главное, быть рядом, проявить заботу, попытаться откровенно побеседовать, даже обнять, а еще лучше постараться, чтобы человек заснул, ни в коем случае нельзя начинать «умных» речей, критиковать, спорить.

  1. Предоставить возможность выговориться, пусть в резкой форме, как бы «разгрузиться». Главное, чтобы ребенок не накапливал отрицательных эмоций.
  2. Душевная травма заживает постепенно. Терпеливо ждать, не торопить, проявлять заботу, выражать понимание, сочувствие.

  1. При возвращении

              к ребенку чувства собственного            достоинства важно не проявлять чрезмерную опеку и заботу, воспринимать его нужно уже в новом качестве.



Предварительный просмотр:

Родительский лекторий для 5-11-х классов «Человек и его здоровье: формирование умений беречь свое здоровье»

Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.

         В вопросе здорового образа жизни школьника задача педагогов и родителей подразумевает три основных направления:

  1. создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);
  2. составление гармоничного режима труда и отдыха;
  3. воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

 Каждый из компонентов по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.

         Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье.

          Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. Для того, чтобы не допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, ему необходимо соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время для отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить здоровье ребёнка. Нельзя перегружать его занятиями, жертвуя сном и отдыхом.

         После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка – сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора  часа, то это приводит к ухудшению деятельности  сердечно - сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма.

           Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной.

        Для детей школьного возраста крайне важно вести здоровый образ жизни. Ведь именно в период обучения в школе происходит формирование психики и тела ребенка. На данном этапе на детей воздействует огромное количество факторов, которые могут помешать их гармоничному развитию и нарушить правильные схемы поведения. К таким факторам относятся:

1.     Возросшая нагрузка, связанная с изучением большого количества школьных предметов.

2.     Занятия в секциях внешкольного образования.

3.     Уменьшение родительского контроля.

4.     Становление личностных особенностей характера ребенка и формирование у него собственных представлений о здоровом образе жизни.

5.     Влияние коллектива на поведение, вкусы и стремления.

6.     Особенности поведения, связанные с половым созреванием и критические переходные периоды.

         Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровый образ жизни предполагает: 

         благоприятное социальное окружение;


         духовно-нравственное благополучие; 

        оптимальный двигательный режим (культура движений); 

        закаливание организма; 

        рациональное питание;       

       личная гигиена; 

      отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков,        наркотических  веществ); 
 

    положительные эмоции. 



Предварительный просмотр:

Как реагировать на подростковый «бунт»

Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он не может полноценно о себе позаботиться, но всеми силами стремится этому научиться. Его поведение, интересы и вкусы внезапно меняются и порой кажутся странными, нелогичными и непривычными.

Многих родителей пугает подростковое «не хочу, не буду»«мне это не нравится». Грубость. Стремление сделать все наоборот. Несогласие с их мнением, недовольные возгласы…

Как же ужиться с подростком и не потерять родительский авторитет? В своей колонке я раскрою свои собственные правила общения с двенадцатилетней дочерью.

ПО ТЕМЕ

Современные подростки — это «поколение снежинок»: интервью с психологом Мариной Мелия

Подростковый период — это время активной сепарации, отделения ребенка от родителей, становления его как самостоятельной личности. А это, на мой взгляд, самое важное в воспитании. Отделяясь, подростки обесценивают родителей, ругаются с ними. Так они ищут свой путь. Если подросток вас «посылает», радуйтесь, потому что происходит естественный процесс взросления.

Из-за незнания норм развития детей родители пугаются, глядя на сопротивление ребенка семейной системе.

К сожалению, вместо тог, чтобы установить контакт с подростком и договориться, мамы и папы стремятся подавить его бунт, запугать, отругать, слепить из него удобного, тихого и послушного малыша.

Такой способ воспитания лишь тормозит сепарацию.

Родители, если вы не отпустите детей во взрослую жизнь, они застрянут в подростковом возрасте и до старости будут делать все вам «на зло», спорить и ругаться.

Мою старшую дочь зовут Марина. В первые месяцы жизни она нуждалась в полном слиянии. И я старалась ей его дать: была рядом, кормила, убаюкивала, помогала справиться с переживаниями. Она росла, училась ходить, проходила кризисы, делала первые шаги к самостоятельности. Период истерик — шаг. Школа — еще один. Сепарация достигает пика в подростковом возрасте и окончательно завершается после 18 лет или после окончания университета.

Сейчас Марине 12 лет. И я начинаю ее отпускать, давать больше самостоятельности.

Теперь моя забота выглядит иначе:

• уважение ее границ,

• доверие,

• создание безопасного пространства дома,

• принятие ее такой, какая она есть,

• готовность выслушать и поддержать,

• предоставление времени на «перебеситься», прожить подростковый период и повзрослеть.

А самое главное — я позволяю ей проявлять неудобное для меня чувство злости.

Почему злость — это необходимая эмоция

В детстве родители всегда учили нас, что семья — это главное. Поэтому нам, родителям подрастающего поколения, бывает так сложно смириться с поведением подростков.

Если ребенок злится на вас, это не говорит о том, что вы плохой родитель или что он плохой ребенок. Злость на маму и папу, возникающая у подростка, помогает ему отделиться, повзрослеть, стать более самостоятельным. Отвергая привычное, дети обретают возможность найти себя.

Злость — это эмоция, помогающая отделиться и пойти своим путем.

Она необходима всем, кто стремится к зрелости. Это естественная часть сепарации. Даже взрослые особи животных кусают подросших детенышей, чтобы они уходили строить свою жизнь. Кто-то выражает злость криком, ударом или оскорблениями. А кто-то выражает более экологично — словами: «Я злюсь, что ты берешь мои вещи без разрешения. Спрашивай меня, если хочешь что-то взять». Задача каждого родителя — показать ребенку второй путь.

Злость на родителей пугает подростков, сначала они буркнут, а потом испытывают чувство вины. Чтобы успокоить их, можно сказать:

«Если ты злишься на меня или папу, с тобой все в порядке, ты взрослеешь».

Злость — это сильная эмоция. Поначалу подросткам сложно с ней справляться. Когда ребенок злится, попробуйте вместе с ним рвать бумагу, бить подушку или диван, чтобы выпустить пар.

Я позволяю Марине испытывать злость по отношению ко мне, но не допускаю нарушения своих личных границ (неуважительное обращение: мат и оскорбления).

Главное правило — безопасность дома

Создайте дома безопасное пространство без критики, где подросток может быть собой. Опора ребенка — его поддерживающие родители, с которыми он может поделиться любыми переживаниями и проблемами с полной уверенностью, что его не осудят не накажут и не скажут «Я же говорила, надо было меня слушать».

Что бы ни произошло, принимайте ребенка, и он будет вас уважать.

Принять — значит позволить ребенку иметь свою реальность, свой взгляд на мир и свои чувства.

Подростки тоже устают, иногда им хочется побыть в одиночестве. Я не навязываю свое общество Марине. Иду к ней навстречу, когда она сама проявляет интерес к общению. Внимательно слушаю, не перебиваю, нахожусь рядом, разделяю ее эмоции: «Я понимаю твою грусть».

Подросткам важно чувствовать, что они не одни. Поэтому поддерживающая фраза «у меня тоже так было» подходит под любую ситуацию, даже если у вас так не было.

Бытует мнение, что уважение — это послушание. Но на практике «ежовыми рукавицами» у подростка можно вызвать лишь ненависть, злость и раздражение. Уважение — это безопасность. И моя родительская функция — это поддерживать безопасность в доме.

Соблюдение границ подростка

Шкаф, комната, портфель, телефон подростка — это его личная территория. Прежде чем войти в комнату к Марине, я всегда стучусь, как и она ко мне. Никогда без спроса не беру ее телефон или сумку, не проверяю карманы верхней одежды. Это нарушение личных границ.

Если у ребенка нет отдельной комнаты, обустройте ему свой «угол» в квартире.

Отгородите занавеской. Должно быть хоть что-то свое, куда не лезут ни родители, ни сестры и братья: тумбочка, полка в шкафу, кровать. Если упустить вопрос границ с подростком, в дальнейшем он будет без спроса вторгаться в личное пространство других людей.

У Марины отдельная комната, которая закрывается на замок. И это абсолютно нормально. Ее младшие братья и сестра знают, что к ней нельзя входить без разрешения, как и брать ее игрушки. Так в 12 лет она уже успешно выстраивает личные границы в семье.

Разделение ответственности

Взрослый человек несет ответственность за все сферы своей жизни. Подросток отвечает за чистоту своей комнаты, сумки, шкафа.

Я даю Марине возможность научиться самостоятельно заботиться о себе и не пристаю к ней с наставлениями об уборке. Да, я могу попросить ее принести кружки из спальни или спросить, нужна ли ей помощь. Но я не убираюсь в ее спальне, не уношу оттуда грязную посуду или одежду. В мои обязанности как мамы входит стирка белья, но донести грязную блузку до корзины — это ответственность Марины.

Не бойтесь отпустить контроль, по-другому ребенок не научится самостоятельности.

Ничего страшного не случится, если он наведет порядок не прямо сейчас, а через неделю.

Подростки очень ранимые и неуверенные. Их тело меняется, гормоны играют. Они чувствуют себя неуютно и скованно. Не стоит добавлять к этому лекции по поводу уборки. Если в комнате грязно, попробуйте договориться с ребенком: «А тебе как в такой обстановке? Комфортно?»

Подростки требуют больше самостоятельности и свободы. Они хотят дольше гулять, ходить на дискотеки, оставаться с ночевкой у друзей. Ваша обязанность как родителя сказать подростку, что самостоятельность = ответственность за свою жизнь. Например, твоя самостоятельность в том, чтобы гулять до десяти вечера. Твоя ответственность — каждый час писать смс, где ты и что с тобой все в порядке.

Нужен ли контроль за использованием гаджетов

Мы с Мариной пробовали разные способы «общения» с гаджетами: ограничение по времени, запрет и свободный доступ.

Последний метод пугает родителей, им кажется, если снять ограничения, ребенок будет постоянно сидеть за компьютером. Да, поначалу это действительно так. Но потом он начинает находить занятия по душе. Сейчас я замечаю только плюсы в свободном доступе к гаджетам. Марина стала проявлять самостоятельность и выбирать, опираясь на свои «хочу», чем она будет заниматься. И решение в пользу компьютера происходит не всегда.

Увлечение мультиками аниме привело к тому, что Марина рисует любимых персонажей и придумывает комиксы.

С помощью курсов по рисованию в TikTok она стала развивать свой талант художника. Благодаря мультфильму на французском Марина заинтересовалась этим языком и теперь изучает его два раза в неделю по собственному желанию.

Главная задача родителя подростка

Главная задача родителя — воспитать самостоятельность в ребенке, чтобы он, как птенец, со всеми необходимыми навыками смог улететь из родительского гнезда во взрослую жизнь.

Чтобы воспитать самостоятельность, родителю необходимо научиться быть гибким в любых вопросах с подростком.

Через годы он вернется с большой благодарностью к вам за воспитание, за поддержку, за школу жизни, которую вы позволили ему пройти.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по правилам дорожного движения

  1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
  2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
  3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.
  4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
  5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.
  6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.
  7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Урок- беседа по краеведению. Тема беседы: "Павловск – одна из загородных резиденций императорской фамилии."

Данный урок входит в цикл уроков-бесед по теме краеведение "Люби и знай свой край". Урок выстроен в логике мативации учащихся через личную заинтерисованость, при изучении  истории родного города ...

Для бесед с родителями памятка по Законам МО

Для бесед с родителями памятка по Законам МО...

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...

Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности

Памятка родителям-  Памятка представителя родительской общественности...

Образовательная программа "Беседы об искусстве. Беседы о театре"

Образовательная программа «Беседы об искусстве. Беседы о театре» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность....

Памятка для родителей "На беседу к логопеду"

Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста. Содержит краткие ответы на самые распространённые  вопросы родителей по проблемам речевого рзвития дошкольников....