Социально-педагогический проект "Клуб семейного чтения"
проект

Ерофеева Наталья Алексеевна

Работа с семьей является одним из главных направлений школы, ведь именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения. Одной из возможностей сохранения, укрепления и развития семейных традиций и ценностей является семейное чтение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_klub_semeynogo_chteniya.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Начальная школа с. Айон"

Юридический адрес:

 689425, ЧАО,Чаунский р-н,

с. Айон, ул. Островная, 20

тел. (раб.) 8 (42737) 93-3-31

E-mail: ajonschool@rambler.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

КЛУБ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

Руководитель проекта:

Ерофеева Наталья Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ НШ с. Айон

2024 год

Содержание

1.

Актуальность темы, проблемный анализ…………………………….3

2.

Цель, задачи проекта…………………………………………………..3

3.

Основы деятельности проекта………………………………………...5

4.

Этапы работы над проектом…………………………………………..6

5.

Предполагаемые результаты реализации проекта………………….10

6.

Система управления проектом……………………………………….10

7.

Список использованной литературы………………………………...11

8.

Приложения…………………………………………………………...12

Актуальность темы

           Основанием для разработки данного проекта послужил анализ результатов мониторингов внутренней и внешней оценки. Внутренние исследования указывают на то, что увеличивается доля детей, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю, утрачиваются традиции семейного чтения.

В наше время в большинстве семьях книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Снижение интереса к книге, замена чтения просмотром телевизионных программ и компьютерными играми у детей и заботой о хлебе насущном у взрослых приводят к снижению общего культурного уровня населения России в целом, нашего поселка в частности.

Происходит утрата традиций семейного чтения, совместного общения по поводу прочитанного, что сближало членов семьи, объединяло их духовно. А ведь именно в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пробуждается интерес к чтению, в его сознании закладываются такие важные понятия, как добро и зло, сочувствие и милосердие.

Одной из возможностей сохранения, укрепления и развития семейных традиций и ценностей является семейное чтение.

Чтение способствует такому общению и реализует целый спектр разнообразных семейных функций: эмоциональное единение; обмен информацией; передача жизненного опыта от старших к младшим.

Все эти данные побудили к созданию в МБОУ НШ с. Айон Клуба семейного чтения.

Место и роль школы в обществе во многом зависит от их способности отвечать запросам сегодняшнего дня, поэтому модернизация и совершенствование деятельности является для школы процессом постоянным. МБОУ НШ с. Айон выполняет функции единственного центра детства в селе. В нашем селе проживает около 250 человек, детей – дошкольников - 15, младших школьников – 11. Каждый родитель желает видеть своего малыша смышлёным и творческим, открытым и уверенным в себе.

Социально-педагогический мониторинг выявил, что актуальной для каждого родителя была тема «Как заставить ребенка читать?», но мы должны понимать, что если чтение будет из – под «палки», то ничего не получится.

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.  Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает детям успешно окончить начальную школу и продолжить обучение в основной и средней школе, формированию активного гражданского поведения детей.

        Что можно изменить в своей работе, чтобы обучающиеся к концу 4 класса имели оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе?

Проблема

Возрождение традиции семейного чтения представляется нам очень важным. Важнейшая роль в формировании личности принадлежит книге. В.А.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки и семьи.

Работа с семьей является одним из главных направлений в МБОУ НШ с. Айон, ведь именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения.

Одной из возможностей сохранения, укрепления и развития семейных традиций и ценностей является семейное чтение.

Цель проекта: Формирование читательской грамотности у младших школьников посредством новых форм взаимодействия родителей, учителя, ученика.

Объект исследования: формы взаимодействия учителя, родителей, ученика, современные приемы и технологии.

Предмет исследования: процесс улучшения читательской грамотности у младших школьников.

Задачи проекта:

  • подобрать эффективные формы взаимодействия учителя, родителей, ученика и современные приемы, направленные на развитие читательской грамотности у младших школьников;
  • апробировать данные формы и приемы в своем классе;
  • развивать потребность в чтении посредством использования разнообразных форм в урочное и внеурочное время;
  • повысить читательскую грамотность обучающихся;
  • поддержка и развитие интереса к чтению, как к увлекательному и творческому процессу;
  • формирование ориентации жителей поселка к чтению как к важному ресурсу развития, инструменту повышения интеллектуального и культурного потенциала общества;
  • Возрождение традиций семейного чтения через совместную деятельность школы и семьи, организация досуга детей и молодых родителей. Приобщение детей и родителей к совместному чтению и регулярному посещению Клуба семейного чтения.
  • формирование позитивного имиджа школьной библиотеки, представление о ней, как о важном и необходимом элементе жизни для подрастающего поколения поселка

Гипотеза: при целенаправленном использовании новых приемов взаимодействия учителя, родителей, ученика, библиотекаря, внедрение новых технологий у воспитанников повысится интерес к чтению, а также возрастет уровень коммуникативных и творческих возможностей обучающихся.

Научная новизна данного проекта заключается в том, что известные технологии и приемы перерабатываются и применяются при тесном неформальном взаимодействии, для достижения оптимального результата, отклика используются методики педагогического экспромта и импровизации.

Этапы работы над проектом

Реализация проекта предполагает три этапа, каждый из которых имеет свои задачи. Проект рассчитан на один год: с января 2024 г. по декабрь 2024 г.

I этап –подготовительный (январь-февраль 2024 г)

Задачи:

1. Анализ результатов и выявление проблемы.

2. Поиск новых технологий, методов и приемов.

3. Подбор методик и разработка проекта.

Содержание работы:

1. Выявление проблем.

Цель: выявление проблем, требующих решения.

Ожидаемый результат: понимание важности рассматриваемой    проблемы.

        На данном этапе проекта анализируются проблемы, которые требуют особого решения.

2. Поиск новых форм, позволяющих решить данную проблему.

Цель – изучение научно-методической литературы по проблеме.

Ожидаемый результат: определение необходимых технологий, методик, приемов для организации эксперимента.        

На данном этапе происходит изучение теоретических основ проекта с целью обобщения данных научно-методической литературы. Рассматриваются формы взаимодействия учителя и родителей, учителя и библиотекаря по проблеме. Рассматривается методика "Хорошее время читать", имеющая практику применения в разных областных центрах России, приемы семейного чтения, групповой проектный метод.

3. Подбор методик и разработка проекта.

Цель – подбор необходимых технологий, выбор методов и приемов для эксперимента.

Ожидаемый результат: отобрана и переработана технология "Хорошее время читать", необходимая для эксперимента.

        Данная технология построена на модели "поощрения". Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяют успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Оптимальная продолжительность работы по данной методике: 3 - 6 месяцев.  Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития.

Данную методику переработала для малокомплектной школы.

1. Определение круга чтения и рекомендованный список литературы формируем совместно с библиотекарем и родителями (10 книг), перечень заданий (1 задание для 1 книги) (Приложение 1).

Подготовка выставки книг, Читательского экрана - готовим совместно с родителями и ребятами.

2. Наличие Читательских дневников (Читательских портфелей) - имеются, имеем опыт работы с ними. Дополняем их заданиями.

3. Жетоны для участия в лотерее, призовой фонд (ручки, блокноты и т.д.) - готовят родители.  

4. Чтение по интересам - семейное чтение. Научить родителей, как читать с ребенком. Подготовка правил семейного чтения - готовит учитель.

5. Систематическое собеседование с детьми о прочитанных книгах - планируем совместно с библиотекарем на библиотечных уроках, на классных беседах.

6. Учитель и библиотекарь выдают лотерейные билеты в обмен на выполненные задания прочитанных книг.

7. В конце года проходит квест-игра по прочитанным книгам. Организуется выставка Портфелей читателя, разыгрывается призовой фонд совместно с библиотекарем.

Ожидаемый результат: переработаны методы семейного чтения, оформлена памятка "Умейте читать с ребенком"  (Приложение 2). Данные приемы рассматриваются на родительском собрании и памятки вручаются родителям. Родитель может испробовать разные формы семейного чтения. В дальнейшем планируется обсуждение на других встречах с родителями об использованных приемах семейного чтения.

Ожидаемый результат: доработан мини-проект "В объективе - библиотека". Данный проект мы разработали и реализовали в прошлом году в апреле-мае 2019 года. В рамках эксперимента продолжаем тесное взаимодействие с библиотекой через реализацию социально-значимых практик (Приложение). Дети не просто участвуют в социальных делах, но и организуют с библиотекарем выставки тех произведений, которые изучаются на литературном чтении в 3 классе. На выставке могут быть книги из школьной или районной детской библиотеки, книги могут принести дети из дома.

        Кроме этого для повышения читательских навыков на каждом уроке в течение всей недели и года в целом организуется перед уроком "Читательская 5-минутка". Это позволит в непринужденной форме детям читать вслух в течение 25 минут каждый день, тем самым повысить читательские навыки младших школьников.

Данный эксперимент организуется с ноября 2019 по май 2020 года.

В 2020-2021 году, если эксперимент будет иметь положительные результаты, предполагается расширить социальное пространство - включить в него другие классы, а результаты организовывать в школьной библиотеке.

В своем же классе разбить родителей и детей на группы по интересам (сказки, детские журналы, стихи и песни, книги о природе, детские энциклопедии). Каждая группа читает интересующую их литературу. Через определенный срок презентует проект по своему направлению "В мире Книги " по следующей схеме:

1. Название проекта.

2. Чем интересны книги о...

3.  Что успели прочитать и что узнали нового.

4. Важность книги в жизни каждого человека (можно творческий подход с продуктами - рисунки, плакаты, шаржи, песни, стихи и т.д.).

Данный мини-проект позволит повысить, в первую очередь, значение Книги в жизни каждого человека, повысит интерес к чтению интересующей литературы, читательскую грамотность, расширит кругозор участников проекта, сплотит родителей и ребят, реализуются творческие способности, разовьются коммуникативные навыки.

II этап – основной «Применение» (март-ноябрь 2024 г.)

Цель: внедрение собственных разработок технологии "Хорошее время читать", приемов семейного чтения, приемов совместной деятельности библиотекаря и класса.

Задачи:

1. Применение переработанных приемов технологии "Хорошее время читать" в жизни школьников.

2. Организация родительских встреч по применению приемов семейного чтения.

3. Реализация мини-проекта "В объективе - библиотека".

4. Проведение педагогом и библиотекарем промежуточных мониторингов (Квест - игра), отслеживание интереса к чтению, повышения читательской грамотности.

Содержание работы:

1. Применение переработанных приемов технологии "Хорошее время читать" в жизни школьников. 

Цель – повысить престижность чтения среди младших школьников, развить навыки семейного чтения.

Ожидаемый результат: формируется литературный вкус, осваиваются навыки рефлексивного чтения, создается атмосфера внимания к книге и чтению, создается привлекательный имидж читающего сверстника в глазах товарищей, привлечение мало читающих детей, повышается профессиональный уровень у родителей по применению семейного чтения.

На данном этапе проводится эксперимент по внедрению технологии "Хорошее время читать".

Что делают дети?

  • Читают книги.
  • В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу).
  • Отчетный лист предъявляют координатору и получают лотерейный билет «бук».
  • Оформляют «портфели».
  • Участвуют в выставке «портфелей».
  • Участвуют в лотерее.

                Что делают учитель/библиотекарь?

  • Распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей.
  •  Участвуют в организации «старта» и «финала».
  • Проверяют выполнение заданий по книгам.
  • Проводят собеседование по книге.
  • Выдают лотерейные билеты.
  • Ведут учет.
  • Организовывают выставки «портфелей».
  • Выявляют и награждают лучших читателей.
  • Подготавливают призовой фонд.
  • Проводят розыгрыш лотереи.
  • Создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса.

По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно?

  - количество участников не уменьшается;

- активность стабильна;

- общий эмоциональный фон позитивный.

Какие возможны ошибки при использовании?

- принудительный характер участия;

- формальное отношение к заданиям и собеседованию;

- недооценка роли родителей;

Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?

Спад интереса:

 -  активизация внимания на успешном опыте чтения;                                                          

 -организация сменной наглядности.  

2. Организация родительских встреч по применению приемов семейного чтения.

Цель – научить родителей навыкам семейного чтения.

Ожидаемый результат: сплоченность родителей и учителя по развитию интереса к чтению у школьников, умение родителей применять эффективные приемы семейного чтения, умение беседовать с детьми о прочитанном.

3. Реализация мини-проекта "В объективе - библиотека"

Цель – приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам, озеленение библиотеки и создание условий для вовлечения учащихся в общественно значимую трудовую деятельность, оказание посильной помощи школьной библиотеке.

Ожидаемый результат: воспримут посещение в библиотеку как приятное времяпрепровождение, поднимется приоритет чтения как формы культурного досуга; приобретут дополнительные навыки работы с выставкой, фондом; смогут самореализоваться и повысить свой авторитет среди сверстников; приобретут навыки коллективной (командной) работы; почувствуют значимость своего вклада в общее дело в пополнении фонда библиотеки, в формировании и сохранении книг, а также в создании благоприятной обстановки.

        Данная социальная практика поможет еще больше приобщиться к значимости книг в жизни человека, развить навыки командной работы, повысить нравственные качества каждого участника проекта.

        4. Проведение педагогом и библиотекарем промежуточных мониторингов (Квест - игра), отслеживание интереса к чтению, повышения читательской грамотности"

Цель – проверка знаний, обучающихся по прочитанным книгам.

Ожидаемый результат: расширение кругозора участников эксперимента, коммуникативных, читательских навыков, командной работы, успех каждого ребенка (подъем на новый уровень чтения).

        На данном этапе организуется квест - игра, которая позволит подвести итоги организации эксперимента. Разыгрывается беспроигрышная лотерея. Проверяются читательские способности каждого участника эксперимента.

5. Реализация мини-проекта родителей и обучающихся "В мире Книги".

Цель – повышение читательской грамотности младших школьников через чтение художественной литературы по интересам совместно с родителями.

Ожидаемый результат: расширение кругозора детей и родителей, умение работать в команде родителей и детей, повышение престижа чтения, Книги, сплочение участников проекта.

        На данном этапе будут внедряться приемы семейного чтения, развивать командная работа при подготовке к защите проектов, повышаться читательская грамотность каждого участника эксперимента. В марте 2021 года организуется большой праздник - защита проектов "В мире Книги", подводятся итоги, проводится мониторинг читательских навыков младших школьников.

III этап – «обобщение» (ноябрь-декабрь 2024)

На данном этапе проекта предполагается проанализировать и обобщить результаты реализации проекта. Проанализировать результативность каждого ученика. Выявить проблемы, возникшие при организации эксперимента, спланировать пути их решения, произвести корректировку.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Использование новых образовательных технологий при тесном взаимодействии участников проекта позволит развить читательскую грамотность, творческие способности учащихся;
  •  Изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
  •  Выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения;
  • Повысится уровень выполнения комплексной работы в 2-4 классе при работе с текстом;
  •  Читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников;
  •  Личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.

Любая экспериментальная деятельность предполагает определение качественных параметров результатов. Отслеживая этапы внедрения данного проекта, я планирую не только повысить читательскую грамотность младших школьников, но и активизировать их познавательную деятельность.  Обучающиеся научатся любить и понимать книги, станут активными читателями. Приемы взаимодействия с библиотекой позволят использовать в будущем новые подходы для решения проблемы чтения.

Система управления проектом

Цель: повысить эффективность деятельности педагога и всех участников образовательного процесса при работе над проектом.

Педагог координирует и управляет проектом, накапливает опыт по реализации данного проекта, распространяет результаты реализации проекта на ШМО, совещаниях, РМО, НПК.

 Заместитель директора осуществляет внутришкольный контроль реализации инновационного проекта.

Список использованной литературы

  1. Голубева Е.И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов. // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2002
  2. 2.Громова О.М. Откуда берутся начинающие взрослые. // Библиотека в школе. - 2008. - № 1. - с. 2-9.
  3. 3.Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. - М.: Чистые пруды,2007. - 32 с. -  
  4. 4.Карпова, Н.Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия  // Школьная библиотека. - 2004. - № 5. - С. 53-57.
  5. 5.Родительское собрание по детскому чтению: метод. Пособие / / сост. Т.Д. Жукова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 288 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, Сер. 1; Вып. 7-8).
  6. 6.Россинская, С.В. Подружить ребенка с книгой: к вопросу о снижении интереса к чтению, о семейном чтении и роли библиотек в воспитании личности . // Библиотечн. дело. - 2007. - № 15. - С. 35-36.
  7. 7.Холодницкая, Т. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры.// Новая библиотека. - 2003. - № 9. - С. 16 - 19.
  8. 8.Худякова, С.Н. Семейные тайны. Как вырастить читающего ребенка. // Библиотечн. дело. - 2007. - № 7. - С. 33-35.
  9. По материалам сайта http://www.edu.rin.ru. Игры-занятия,    способствующие обучению чтению/eduhmao).
  10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  1. www.ezhva-licey.ru/itogi_uroka/
  1. Система работы по выработке сознательного отношения к чтению и повышению качества обучения. Читательский дневник для учащихся 1 класса: «Что и как читать?». festival@1september.ru

  2. Электронные ресурсы http://iem.adm.nov.ru/mentor/0107_nitalimova.html

http://festival.1september.ru/articles/416798/

   13. Татьяна Галактионова. Успешное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально педагогический проект "Семейный клуб"

Социально педагогический проект...

Роль социально-педагогического партнерство школы и музея в приобщении младших подростков к чтению.

«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».Константин Георгиевич Паустовский«Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых».Фазил...

Социально-педагогическая реабилитационная программа по формированию семейных ценностей «Истоки»

Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к формированию семейных ценностей, которые реализуются через использование психологических и педагогических методов. Активно используется кин...

Занятие с родителями «Семейные традиции - семейное чтение»

Тренинговое занятие с родителями "Семейные традиции-семейное чтение"...

"Семейное неблагополучие как социально- педагогическая проблема».

Данная статья посвящена рассмотрению такой социальной проблемы, как неблагополучные семьи, и их влиянию на развитие социального сиротства и девиантного поведения среди детей. Рассмотрена сущность пон...

Социально-педагогическая работа в сфере профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия

Деятельность социального педагога по профилактике и преодолению социального сиротства....