"Нужно ли петь детям колыбельные?"
занимательные факты

Дигид Яна Александровна

В статье рассматривается роль колыбельных в развитии ребенка, особенность их пропевания, устройства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pet_li_detyam_kolybelnye.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель музыки

Дигид Яна Александровна

Нужно ли петь ли детям колыбельные?

Давно замечено, что многие люди, когда нервничают, начинают непроизвольно раскачиваться, монотонно стучать пальцами или ногами. Они словно сами укачивают, успокаивают себя. Некоторые малыши убаюкивают себя самостоятельно, раскачиваясь в кроватке или потираясь головой о подушку. Научные исследования подтверждают, что балансирующие, покачивающие воздействия на тело человека помогают расслабиться, успокоиться, снижают уровень стресса.

Есть мнение, что дефицит убаюкивания – один из начальных факторов невротизации. У детей, которых не укачивают под ласковое родительское пение, хуже развивается способность адаптироваться к различным психологическим стрессам, ведь колыбельные закладывают у малыша глубинное ощущение нужности и безопасности, формируют у него жизненно необходимую способность к самоуспокоению. У современных родителей день расписан буквально по минутам. Им нужно успеть и поработать, и на хобби выделить часок, и друг другу внимание уделить, и погулять, и выполнить дела по дому, да еще и позаниматься с детьми. Пока ребенок еще маленький, взрослые стараются ловить моменты его дневного сна, чтобы успеть постирать-погладить белье или приготовить еду. К вечеру у них одно желание – рухнуть в постель и уснуть или спрятаться в отдельной комнате, чтобы их никто не трогал, почитать, послушать музыку, посидеть в интернете, поиграть в компьютерные игры.

В наше время многие не хотят петь своим детям колыбельные, так как это отнимает много времени, да и вообще «уже не модно». В лучшем случае взамен материнской колыбельной они включают ему музыку. Интересно, что большинство таких современных родителей сами с удовольствием вспоминают, как матери пели им колыбельные.

Выделено несколько факторов, которые оказывают влияние на результативность колыбельных, определяющими среди них являются мелодия и ритм:

- Укачивание или ритмичные похлопывания (оказывают балансирующее и успокаивающее воздействие на нервную систему).

- Музыкальный размер 4/4. Он максимально близок к ритму биения человеческого сердца в состоянии покоя (68-72 удара в минуту) и синхронизируется с покачиванием колыбели или соответствующими укачивающими и похлопывающими движениями. Даже ударения в тексте колыбельной ставятся в соответствии с четким ритмическим рисунком покачивания.

- Остинато – музыкальный прием, многократное повторение определенного музыкального фрагмента.

- Монотонность и однообразность мелодии.

- Медленный темп.

- Особые интонации, ласковое, умилительное обращение к малышу, что-то вроде нежного гуления.

- Прикосновения, запах, тембр голоса матери или отца.

Долгое время считалось, что «расслабляющий» эффект колыбельных связан с тем, что младенец слышит знакомый голос родителей и от этого ощущает себя в безопасности. Однако последние исследования Гарварда (журнал Nature Human Behavior) показали, что младенцы одинаково реагируют на колыбельные на разных языках, даже пропетые незнакомым голосом. То есть успокаивающее воздействие определяется в первую очередь мелодией и ритмом колыбельных.

Есть данные, что колыбельные помогают преодолевать синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и алекситимию даже у взрослых людей, и легко предположить, что они могут служить и для профилактики этих состояний.

Убаюкивание детей развивает у них необходимый во взрослой жизни навык самоуспокоения. Кстати, болгарский ученый П. Рандев утверждает, что и взрослым не стоит пренебрегать колыбельными – они «включают» механизм успокоения, выработанный в детстве, и помогают быстрее расслабиться.

С помощью колыбельной и мама может расслабиться, сбросить с себя усталость, раздражение. Доктор филологических наук, профессор И. С. Карабулатова говорит, что пение и прослушивание колыбельных песен – уникальный способ положительного воздействия на психику матери, он способствует эмоциональной разрядке и помогает женщине осознать собственные переживания.

Колыбельные песни используются и в музыкотерапии при депрессии, печали – к успокоительному влиянию спокойных песен подключается еще и механизм катарсического переживания внутренней боли (сначала нарастание переживаний, потом, через пик эмоций, освобождение от страдания), в итоге нередко после прослушивания колыбельных люди с невротическими расстройствами испытывают облегчение.

Во время колыбельных дети максимально ощущают родительскую привязанность и в глубинах их психики закладывается необходимое для психологического благополучия базовое чувство безопасности, обретается уверенность в собственной значимости и доверие к жизни.

В колыбельных песнях ребенка часто называют по имени: «Придет котик ночевать, нашу Машеньку качать». Получается песня-история про самого ребенка, и это помогает ему чувствовать себя живым («я есть») и осуществлять самоидентификацию, то есть упорядочивать свое «я»: кто я, какой я, с кем я.

 «Мамины песни» связывают ребенка с мамой или папой (тем, кто поет колыбельные), эта связь сохраняется и в старшем возрасте. Сформированное колыбельными чувство привязанности основательно, оно не теряется даже во время разлуки, о связи с заботливыми близкими людьми напоминают и звучание колыбельных, и воспоминания о них.

Немецкие исследования показывают, что пение колыбельных младенцам способствует более обширному и разнообразному взаимодействию между левым и правым полушариями их головного мозга. Механизм этого воздействия на младенцев, еще не понимающих речь, пока не изучен.

По некоторым данным, дети «на колыбельных» быстрее начинают говорить. Отчасти это объясняют тем, что многие малыши отвечают на колыбельные гулением, различными звуками, развивающими гортань и голосовые связки, всё это подготавливает речевой аппарат к говорению. А тексты песен помогают формировать словарный запас и усваивать речь.

При прослушивании колыбельных ребенок быстрее различает и запоминает интонационную окраску речи, обогащается его эмоциональный опыт и совершенствуется его память. Сказочные сюжеты колыбельных развивают воображение и фантазию.

Во многих неонатальных центрах мира колыбельные используются для выхаживания недоношенных младенцев.

Специалисты рекомендуют петь колыбельные всем детям, но особенно важно не пренебрегать живым пением колыбельных детям с заболеваниями головного мозга, с нарушением ритма дыхания и сердечного ритма, моторики кишечника, а также рожденным раньше срока и с малым весом. Колыбельные способствуют профилактике двигательных и речевых расстройств: тиков, заикания, нарушений координации.

Исторический факт: колыбельные песни пелись не только детям. Одним из поводов спеть колыбельную были ранения на поле боя: воины сами себе и друг другу пели знакомые им с детства колыбельные, чтобы продержаться до прихода помощи.

Современные исследования показывают, что колыбельные не только успокаивают, но и уменьшают боль. Немецкие медики утверждают, что если перед хирургической операцией пациенту дать прослушать колыбельные, то необходимая доза анестезии снизится в два раза.

Причем, если продолжить анализировать песни, бытующие среди воинов разных лет, можно предположить, что колыбельные облегчают не только телесную, но и эмоциональную боль, уменьшают страхи. Недаром многие военные песни, хоть их и относят порой к иным жанрам, полностью или отдельными своими куплетами слишком уж похожи на колыбельные, и их охотно поют не только солдаты на привалах, но и родители своим детям вместо обычных колыбельных. На форумах в качестве колыбельных упоминают чаще всего казачьи песни: «Черный ворон», «Любо, братцы, любо», «Ой, то не вечер», «По Дону гуляет», а также песни времен Великой Отечественной войны – «Эх, дороги», «Темная ночь».

Современные исследования подтверждают мнение Бехтерева о пользе колыбельных для детей и их мам как в период беременности, так и после родов. Поэтому специалисты советуют начинать петь малышу, когда он находится еще в материнской утробе.

Научно доказано, что пение колыбельных во время беременности существенно облегчает протекание беременности: уменьшает проявления токсикоза, нормализует пульс и давление. К тому же это является хорошим дыхательным тренингом: увеличивает газообмен и емкость легких, укрепляет дыхательную мускулатуру, расширяет подвижность диафрагмы.

Когда беременная женщина поет колыбельную, плод получает больше кислорода, его сердцебиение нормализуется, а колебания околоплодных вод «массируют» малыша, помогая ему быстрее развиваться.

Примерно на 18–19-й неделе беременности у плода формируется слуховой аппарат, позволяя общаться с малышом при помощи звуков. Вокруг ребенка в животе матери всегда раздается непрерывный гул, внешние звуки доносятся до него очень приглушенными, и самым близким источником членораздельных звуков является материнский голос, добирающийся до слуха ребенка по телу самой мамы (это один из доводов пения колыбельных самой беременной женщиной, в период вынашивания ребенка пение нельзя равноценно заменить аудиозаписями).

Кстати, ученые заметили, что если во время беременности и в первый год жизни мама часто пела ребенку какую-то успокаивающую колыбельную, то эта мелодия и позже будет помогать ребенку успокоиться.

Исполнение колыбельных песен способствует более быстрому восстановлению сил у родившей женщины.

Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у кормящих мам, которые поют своим детям колыбельные песни, улучшается лактация (выделение материнского молока), а в дальнейшем устанавливаются более близкие в духовном плане отношения со своими детьми.

Колыбельные формируют первые впечатления малыша. Поначалу ребенок воспринимает только мелодию, ритм, тембр голоса, интонации поющего. Нежность, ласка, внимание к ребенку при пении колыбельных пробуждают и в нем самом ответную нежность и доброту, которые постепенно начинают разрастаться и распространяться на других людей.

Затем ребенок начинает осознавать обращенные к нему слова. Колыбельные бывают разные. Современные, особенно авторские, тексты рассказывают о достаточно понятных ребенку вещах («Спят усталые игрушки», «Спи, моя радость, усни»). А фольклорные колыбельные часто содержат непонятные слова («гули», «ракитовый кусток», «люлечка», «почивай»). Эта непонятность завораживает и пробуждает у ребенка желание узнать, о чем же поют мама или папа – так с раннего детства укрепляется познавательный интерес. Вдобавок погружение в мир устаревших слов и народных мотивов позволяет, пока еще на очень простом и скорее интуитивном уровне, соприкоснуться с миром «старины глубокой», формируя в сознании ребенка связь с культурным наследием наших предков и позволяя ощутить связь поколений.

Особенность фольклора в том, что он способствует непроизвольному научению – когда никто никого специально ничему не учит, но при этом мы сами незаметно учимся. Поэтому обязательно стоит включать в репертуар фольклорные колыбельные.

Прослушивание колыбельных формирует еще и интерес к музыке. Подпевать колыбельной малыши зачастую начинают, даже еще не умея разговаривать, а после быстро выучивают тексты всех песен, что им поют родители, поют сами, потом ищут новые песни. Так что через колыбельные можно оказывать влияние и на эстетическое развитие ребенка.

Интересен тот факт, что дети хотят много раз, иногда много раз подряд, слушать одну и ту же историю, одну и ту же песню. Им не надоедает – так устроена психика маленьких детей. Во время многократного погружения в колыбельную историю дети постепенно всё глубже понимают её значение, из раза в раз переживают сопутствующие этой истории эмоции. Они обучаются, как сейчас принято говорить, экологичному переживанию собственных осознаний и чувств. Этот интеллектуально-эмоциональный опыт сохраняется на всю жизнь и служит основой для дальнейшего расширения кругозора и становления картины мира.

Изначальная цель колыбельных именно убаюкивание малыша. Само название подтверждает мнение ученых: слово «колыбельная» произошло от глагола «колыбать» — колыхать, колебать, качать, зыбать. Когда наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро успокаивается и засыпает, они придумали специальную кроватку для укачивания — колыбельку (зыбку, люльку), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными.

Как петь колыбельные?

Колыбельная обычно не только песня, а целый набор воздействий: интонации, нежность, прикосновения, покачивания. Иногда родители используют только убаюкивающее покачивание. Это тоже хорошо, но гораздо лучше, когда оно сочетается с пением колыбельных, ведь такой комплекс влияет сразу и расслабляет, и успокаивает, и укрепляет, и развивает малышей.

При убаюкивании ребенка важно соблюдать несколько принципов: ритмичность, монотонность, достаточно тихий, ласковый голос, подстраивающийся под состояние малыша (чем крепче ребенок засыпает, тем тише пение), однообразное покачивание или легкое похлопывание. Самые простые колыбельные содержат минимум звуков и простую мелодию на три гласных («баю-бай»), или даже просто звуковой напев: «Аа-а, аа-а», «Мм-м».

Специалисты говорят, что малышу, по крайней мере совсем маленькому, лучше всего петь фольклорные песни – их мелодия проста, их тексты схожи с детским языком, их ритм выверен столетиями укачивания детей. Народные колыбельные полезны и для развития более старших ребят. Некоторые исследования показывают, что и на взрослых людей эти песни оказывают больший расслабляющий и успокаивающий эффект, чем современные авторские колыбельные. Оптимально сочетать самые разные колыбельные. Нередко малыши дают понять родителям, какая мелодия им нравится, по мере своих возможностей «подпевая» им, а когда немного подрастут, уже начинают просить понравившуюся песню, например, «спой про кота».

Для детей первого года жизни продолжительность каждой мелодии должна составлять около 10 минут. Это не значит, что нужно найти какую-то длинную песню из 40 куплетов, просто надо один и тот же мотив петь по кругу, и не важно, повторяются ли в колыбельные слова, да и есть ли эти слова вообще (напоминаем про эффективные простые колыбельные по типу «Аа-а»). А если речь идет о детях, уже понимающих устную речь, им довольно важно и интересно много раз слушать одну и ту же песню-. Так что не надо переживать, что приходится петь одно и то же.

Очень важно не петь детям страшные колыбельные, особенно если они уже понимают речь. Нередко взрослые люди с дрожью вспоминают, как бабушки (чаще именно бабушки военных и послевоенных лет) пели им песни с каким-то жутким содержанием: про войну и ранения, гибель людей, или какие-то мистические пугающие истории. Ближе к подростковому возрасту дети способны благополучно усваивать «страшилки», подобные истории даже помогают им «утилизировать кортизол», то есть экологично переживать стресс, но для малышей пугающие песни могут оказаться травмирующими и на всю жизнь оставить тяжелый след в их психике.

Важно ли петь колыбельные самой маме (самому папе) или достаточно аудиозаписи?

Если говорить только об облегчении засыпания, колыбельная может звучать и из телевизора, важно лишь наладить достаточно тихий и равномерный звук. И время от времени вполне можно «перепоручить» задачу убаюкивания технике.

Но, увы, убедившись, что под записи песен дети прекрасно засыпают, некоторые родители вообще отказываются петь колыбельные сами, особенно если считают, что у них нет слуха и певческих способностей. Однако колыбельная – это не только быстрое убаюкивание. Это своеобразный ритуал, включающий в себя, помимо пения и покачивания, которое тоже может осуществляться автоматическими люльками, еще и особое общение родителей с ребенком. Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему необходимо присутствие близко-близко, тело к телу, мамы или папы, другого любящего взрослого, их обращенный к нему голос, интонации, тепло, запах.

Французские ученые в результате недавних исследований пришли к выводу, что для развития детей пение матери так же важно, как грудное вскармливание. Материнское молоко можно заменить искусственными молочными смесями, колыбельную — музыкой с диска. Вроде бы то же самое, но разница очевидна, любой специалист скажет, что, несмотря на все достижения науки, никакая искусственная смесь не заменит грудное молоко. В обоих случаях ребенок вполне может благополучно расти и развиваться, и некоторые мамы, дети которых здоровы и привязаны к родителям, уверены, что искусственное вскармливание ничуть не хуже и даже удобнее. Однако научные исследования категоричны – грудное вскармливание полезнее, чем искусственное. И не только, пока ребенок маленький: способ вскармливания потенциально определяет качество жизни на многие годы вперед. Духовная связь с матерью и иммунная система быстрее и качественнее формируются у детей на грудном вскармливании. Если какие-то дети на искусственном вскармливании выросли совершенно здоровыми и уравновешенными, слава Богу! Но не стоит на этом основании думать, что все разговоры о преимуществе грудного вскармливания – миф. Медицинская статистика касается не отдельных случаев, а ситуации в целом по обществу, и она, как говорится, неумолима. У «искусственников» значительно чаще возникают патологические процессы в младенчестве и в более старшем, в том числе взрослом, возрасте – о последнем часто забывают мамы, отстаивающие равнозначность грудного и искусственного вскармливания (есть данные по желудочно-кишечным инфекциям, среднему отиту, избыточному весу, высокому кровяному давлению, астме, экземе, болезни Крона, атопии, диабету, лейкемии).

Так же и с колыбельными – человек вполне хорошо может жить, ни разу в жизни не услышав материнского или отцовского пения, или слушая мелодии в записи. Но его способность к самоуспокоению и самоутешению менее эффективна по сравнению с адаптивными навыками детей, воспитанных на родительских колыбельных. Это сказывается на умении благополучно переживать стресс, а попутно на работе нервной, кровеносной и иммунной систем.

При этом важно понимать, что преимущество колыбельных (как и грудного вскармливания) не означает в данном случае обязательности и неизбежности плохих последствий. Ситуации бывают разные, и так же, как мамам приходится отказываться от естественного кормления, у них может не быть и возможности петь колыбельные. Так что важно понимать, по какой причине совершался выбор не делать того, что полезно для ребенка: из-за болезни матери, её отсутствия и прочих уважительных причин или по причине нежелания, лени, неудобства для родителей. Уважительные причины так называются не случайно – они позволяют человеку не делать чего-то без мучительного чувства нереализованной ответственности и вины. А вот если ребенка лишают колыбельных из-за родительской неразумности и эгоизма, это уже совсем другая история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать о детях с нарушением слуха

Сборник статей содержит необходимую информацию для работы с детьми с нарушенным слухом....

Цикл уроков по слушанию музыки в ДШИ и ДМШ "Композиторы детям" - "С.С.Прокофьев детям», "Симфоническая сказка "Петя и волк".

В цикле уроков, посвященных творчеству С.С.Прокофьева дети вводятся в волшебный мир музыки. Знакомство с творчеством Прокофьева усит детей чувствовать и понимать классику, получать удовольствие от соп...

Дисграфия и дислексия: что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают.

ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТСтатья содержит полезный материал для родителей. В ней рассказывается о том, что такое дисграфия и дислексия....

Нужно ли помогать детям в учёбе?

В статье даются советы родителям, чьи дети испытывают трудности в подготовке к урокам. Как помочь ребёнку и при этом не делать всё за него? Как развить самостоятельность школьника, но и желание совето...

Сборник музыкальных упражнений "Учите детей петь"

В сборнике представлены материалы для развития музыкальной речи, музыкального слуха и звукопроизношения а также скороговорки, считалки, рифмовки, чистоговорки....

Консультация для родителей учащихся с ОВЗ Тема: «Нужно ли наказывать детей и как правильно это делать?»

Еще на первом году жизни вам приходилось сталкиваться с первыми проявлениями детского непослушания. Наверняка вы задавались вопросом: «Что делать в данной ситуации?  Можно ли наказать ребенка? С ...

Что нужно знать родителям детей с ОПФР

Что нужно знать родителям детей с ОПФР...