Что нужно знать о детях с нарушением слуха
статья на тему

Говорова Ирина Викторовна

Сборник статей содержит необходимую информацию для работы с детьми с нарушенным слухом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение специальной работы по развитию нарушенной функции, восприятия и  воспроизведения устной речи у детей

с недостатками слуха.

  Первые годы жизни ребенка имеют принципиальное значение для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков. Основная особенность раннего возраста заключается в безграничных возможностях ребенка познавать окружающий мир,  овладевать культурой человеческого мышления, общения, развитой речью, различными формами деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной.

  Итак, в вашей семье прибавление. С появлением малыша происходят значительные изменения в поведение всех членов семьи. Они безмерно рады с одной стороны, а с другой, каждый начинает понимать, какую долю ответственности за воспитание и обучение он на себя возлагает. Новый шаг в развитие малыша (впервые улыбнулся, научился держать головку, сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал первое слово) дарит ощущение счастья окружающим его людям. Но что же делать, если ваш ребенок не реагирует на звучащие игрушки и на собственное имя, не обращает внимания на тихий голос, старается жестами показывать то, что ему нужно? Или же к году его словарь составляет не более 10 лепетных слов?

  Уважаемые взрослые, вы должны помнить, что самая большая ошибка — это бесконтрольно пустить все на самотек. В настоящее время определены медицинские и педагогические методы раннего (с первых месяцев жизни) выявления детей с нарушенным слухом. При подозрении на снижение слуха у ребенка родителям необходимо обратиться в сурдологический центр (федеральный, республиканский, краевой, областной, городской), где аудиологическое исследование проводится с использованием объективных методик, таких как акустическая импедансометрия, исследования слуха путем регистрации отоакустической эмиссии и регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов.

   Наряду с этим, необходимо обратиться к сурдопедагогу для проведения педагогического обследования, что будет способствовать дифференциальной диагностике. В результате такого обследования сурдопедагог получает сведения о характере реакций ребенка на неречевые звуки, голос и тональный сигнал:

  1. звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит малыш, локализует ли источник звука;
  2. реагирует ли малыш на шепот, на голос разговорной или повышенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул;
  3. тональный сигнал какой частоты и какой интенсивности ребенок воспринимает и может ли его локализовать.

  В практической работе нередко встречаются дети, у которых реакции на ту или иную группу стимулов не согласуются между собой. Это объясняется возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, его соматическим состоянием, спецификой внимания. Многие дети бывают настолько поглощены новой обстановкой и игрушками, что не отвечают даже на воздушную струю и прикосновения.

  Большое значение для развития ребенка имеют условия, в которых он воспитывается, отношение к нему окружающих взрослых, их воспитательное воздействие. В раннем детстве имеется возможность приблизить процесс становления устной речи у неслышащего ребенка к аналогичному процессу у нормально развивающихся сверстников. Одним из основных условий этого является проведение интенсивной систематической работы по развитию слуховой функции.

  Необходимо помнить, что воспитание ребенка с нарушенным слухом требует создания таких условий, при которых он может слышать в той или иной степени обращенную к нему речь, а также воспринимать звуки окружающего мира, слышать собственный голос. Поэтому для улучшения жизни слабослышащих и глухих детей важнейшим является проведение адекватного слухопротезирования (при отсутствии противопоказаний к звукоусилению).

  Родителям необходимо терпеливо приучать малыша к аппаратам, постепенно увеличивая время пребывания в них. В основном дети негативно реагируют на ушные вкладыши. Нужно посмотреть, нет ли покраснения, опрелости ушной раковины. Если видимых причин для беспокойства нет, малыша следует отвлечь от аппаратов и вкладышей игрой с ним.

  Напомним, что ранний и дошкольный возраст — сенситивный период для развития практических, умственных способностей, выработки нравственно волевых качеств, формирования характера и личности ребенка в целом. Необходимо создать специальные образовательные условия для развития речевого слуха, обогащения практики речевого общения со слышащими людьми, активного участия родителей в совместной с сурдопедагогом деятельности по воспитанию и обучению своего ребенка. Именно в процессе общения у ребенка развивается понимание речи, а в дальнейшем и самостоятельная речь. Быстрое и интенсивное развитие речи способствует росту познавательной активности: дети овладевают ситуативно-деловой формой общения со взрослым, проявляют инициативу, стремятся к практическому сотрудничеству. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включились в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству с взрослым получает новый оттенок. Малыш не ограничивается ожиданием помощи, а хочет действовать как взрослый, по его примеру и образцу. Это время проявления инициативности и самостоятельности у детей, становления основ внутреннего плана действия, развития и углубления любознательности.

 Плодотворное сотрудничество родителей, сурдолога и сурдопедагога является залогом успешности коррекционного обучения, преодоления трудностей в работе с ребенком с нарушенным слухом.

   Развитие слухового восприятия имеет большое значение для познавательного развития ребенка, формирования механизмов восприятия речи и произношения.

Правила  обращения к ребенку, будь то в быту или на занятиях.


1. Прежде чем начать говорить, сосредоточьте внимание ребенка на своем лице.
2. Лицо ваше должно быть хорошо освещено (на него должен падать свет) и находиться на одном уровне с лицом ребенка (для этого можно взять его на руки или сесть против него, нагнуться к нему). Голова ваша должна быть неподвижна. Расстояние между вами и ребенком от 0,5 м, но не более 1,5 м.
3. Произносить слова следует естественно, не преувеличивая мимику лица и артикуляцию (т. е. не двигать преувеличенно губами, не показывать специально положение языка), не говорить слишком громко, но и не шепотом. И то и другое искажает артикуляцию. Привыкнув к такой подчеркнутой артикуляции, ребенок не сможет читать с губ у нормально говорящих. Говорить нужно в слегка замедленном темпе, но не разделяя для этого слова на слога, а лишь более протяжно произнося гласные, чуть-чуть протягивая слог, например:
водааа, куукла.
4. Следить за тем, чтобы ребенок отраженно повторял за говорящим, начиная с простого шевеления губами отдельных видимых звуков до повторения знакомых слов с той или иной степенью внятности (в зависимости от его подготовки). Однако не допускайте, чтобы он произносил звуки неправильно. Отраженное повторение не только облегчает ребенку чтение с губ, но одновременно будет хорошим упражнением для развития органов речи.
5. Обращаясь к ребенку, употребляйте короткие предложения. Избегайте говорить отдельными словами. При этом говорите слитно не только слоги в словах, но и сами слова в предложении (не делайте пауз между двумя тесно связанными по смыслу словами:
Дай чашку! Принеси машину!).
6. Новое слово не вводите с губ (это почти всегда бесполезно), а сказав незнакомое слово, тут же дайте ребенку возможность прочитать его с руки или с таблички, а затем уже повторите устно.
7. Если ребенок с первого раза не понял знакомое слово с губ, повторите второй раз, но не более. При повторении не усиливайте артикуляции, чтобы он вас скорее понял. Это даст только отрицательный результат. Ребенка необходимо научить понимать нормальную речь. Скажите только громче, что естественно сделает вашу артикуляцию более выразительной. А еще лучше, напомните ребенку слово, написав его или сказав дактильно (при этом ребенок также должен его отраженно повторить сначала пальцами), затем устно.
8. Усвоенные ребенком слова, особенно те, которые используются в специальных упражнениях, не следует сопровождать дактилированием. Прибегать к знакам нужно лишь при затруднении ребенка понять с губ.
9. Используйте ситуацию и интерес ребенка к предмету, к его названию для того, чтобы лишний раз употребить устное слово. Интерес повышает его восприимчивость. Ситуация облегчает догадку, что очень важно для развития навыка чтения с губ.

  Откажитесь от желания устно рассказать ребенку-дошкольнику что-либо новое, занимательное. Для этой очень важной и нужной цели используйте действия с предметами, игрушками, доступные картинки в сочетании со знакомыми словами, а по мере развития речи - написанный текст. Лишь после того, как ребенок прочтет текст, поймет его, можно повторить рассказ устно. Но главным образом развивайте навык чтения с губ, используя слова и фразы разговорной речи.   Если в дошкольном возрасте правильным обучением вы добьетесь того, что ребенок научится считывать с губ обиходные выражения в общении с окружающими, значит, вы сделали большой шаг в формировании его устной речи. Но ребенок должен также научиться говорить.

   Родители могут воспользоваться рекомендациями, содержащимися в специальной литературе (Б. Д. Корсунская, 1970; Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995, и др).



Предварительный просмотр:

Причины снижения слуха у детей.

 В настоящее время причины и факторы, вызывающие патологию снижения слуха или способствующие её развитию, подразделяют на три группы:

  1. Причины и факторы наследственного генеза, которые приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию наследственного снижения слуха.
  2. Факторы патологического воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственного отягощающего фона), которые вызывают появление врождённых нарушений слуха.
  3. Факторы, действующие на орган слуха здорового от рождения ребёнка в один из периодов его развития, - приобретённые нарушения слуха.

Такое разделение причин возникновения и развития патологии слуха не исключает возможности в каждом конкретном случае сочетанного воздействия нескольких факторов. Иногда очень трудно выявить истинную причину дефекта, что затрудняет проведение лечения и реабилитации.

Наследственные нарушения слуха.

Наследственные факторы могут передаваться по доминантному и рецессивному типу или через ген, связанный с Х-хромосомой. По доминантному типу снижение слуха наследуется по вертикали от более старшего к младшему поколению. Угроза рождения ребёнка с нарушением слуха при заболевании одного из родителей – 50%. При рецессивном типе родители могут являться носителями мутантного гена, но сами быть клинически здоровыми (25%). Однако при рецессивном типе нарушения даже оба глухих родителя могут иметь нормально слышащих детей. Наследование , связанное с Х-хромосомой, также имеет свои особенности. Мать, носительница мутантного гена, может наделить этим признаком 50% сыновей. Наследование от отца к сыну обычно не наблюдается, мужчины передают носительство мутантного гена только девочкам.

  Для наследственной  изолированной глухоты характерны:

  1. двустороннее нарушение звуковосприятия,
  2. патология спирального органа,
  3. отсутствие вестибулярных расстройств,
  4. отсутствие аномалий со стороны других органов и систем организма.

 Часто наследственные нарушения слуха сочетаются с аномалией наружного уха и носят врождённый характер, встречаются также сочетания с различными нарушениями зрения (миопией, катарактой и др.), костно-мышечной системы или с заболеваниями почек, нервной, эндокринной и других систем организма.

Врождённые нарушения слуха.

 Врождённая тугоухость или глухота может возникнуть вследствие воздействия на плод различных факторов, приводящих к нарушению развития слухового анализатора в том или ином его отделе. Особенно опасно воздействие этих факторов до 13 недель, т.к. происходит закладка структур слухового анализатора.

Причины, вызывающие врождённое нарушение слуха.

1 Инфекционное заболевание матери во время беременности. ( Особенно –краснуха, также грипп, скарлатина, корь, ветряная оспа, опоясывающий лишай, цитомегаловирус, таксоплазмоз, инфекционный паротит, туберкулёз, полиомиелит и сифилис).

2. Влияние различных общесоматических заболеваний на развитие органа слуха плода (сахарный диабет, нефрит, тиреотоксикоз, авитаминоз, тромбоцитопения, гиперхолестеринемия и некоторые другие). Это воздействие обусловлено нарушением условий питания и газообмена плода, изменениями процессов метаболизма.

3.Интоксикация матери во время беременности. Действие антибиотиков – стрептомицин, неомицин, мономицин, канамицин и др. Алкогольная интоссикация, действие ототоксических диуретиков – фуросемид, аспирин, этакриновая кислота. Влияние профессиональных вредностей – моноокись углерода, бромид калия и др.

4.Наркотики, никотин, химические препараты, применяющиеся в производстве и сельском хозяйстве, радиационное излучение.

5.Гемолитическая болезнь новорождённых.

6.Несовместимость плода и матери по резус-фактору или принадлежность к разным группам крови.

7.Недоношенность, роды, протекающие с различными осложнениями (затяжные роды, асфиксия, гипоксия, родовая травма, щипковые роды и др.).

 

Приобретённые нарушения слуха.

  1. Поражение слухового прохода в результате попадания инородных тел или образования серной пробки.
  2. Различные заболевания Лор – органов – воспаление аденоидов, острый или хронический ринит, хронические заболевания среднего уха (хронический, гнойный, экссудативный средние отиты).
  3. Различные травмы: механические, акустические, ожоги и т. д.
  4. Инфекционные заболевания (грипп, эпидемический паротит, таксоплазмоз, клещевой энцефалит, скарлатина, корь, дифтерия, менингит и др.).
  5. Различные общесоматические заболевания.
  6. Интоксикации (антибиотики – стрептомицин, мономицин, неомицин, лицерин, гентамицин и др.).

Факторы риска по глухоте и тугоухости.

  1. Вес тела при рождении менее 1500г.
  2. Недоношенность.
  3. Асфиксия новорождённого.
  4. Внутричерепная родовая травма.
  5. Гипербилирубунемия.
  6. Обменные переливания крови.
  7. Пороки развития новорождённого: расщелина губы, нёба, аномалии ушной раковины, аномалии наружного слухового прохода или среднего уха, аномалии носа, свищи шеи.
  8. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, туберкулёз, полиомиелит).
  9. Глухие с детства родители или ближайшие родственники.
  10. Заболевания новорождённого менингитом, менингоэнцефалитом.
  11. Общесоматические заболевания матери во время беременности (сахарный диабет, болезни почек, патология крови).
  12. Применение матерью во время беременности и введение ребёнку сразу после рождения ототоксических антибиотиков, ототоксических диуретиков.
  13. Токсикозы беременности.
  14. Влияние профессиональных вредностей во время беременности.
  15. Радиационное облучение, вызывающее дегенеративные изменения в улитке органа слуха плода в ранние сроки беременности.
  16. Травма матери во время беременности.
  17. Шумовые и вибрационные нагрузки во время беременности.
  18. Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности.
  19. Аллергические заболевания матери во время беременности.
  20. Психогенные факторы и психические травмы во время беременности.


Предварительный просмотр:

Работа педагогов и родителей по формированию речи учащихся.

I. Обязанности родителей по воспитанию и обучению.

   Система обучения и воспитания глухих детей направлена на коррекцию их развития, на получение ими образования в объёме неполной средней массовой школы и на трудовую подготовку глухих юношей и девушек по современным профилям труда.

   Коллектив нашей школы выработал единую систему деятельности по коррекции произношения, использованию остаточного слуха и развитию слухового восприятия учащихся.

   Важно помнить, что наиболее положительные результаты достигаются лишь тогда, когда школа имеет поддержку семьи ребёнка, а обучение и воспитание осуществляется в тесном содружестве педагогов и родителей.

   Многие родители готовы помочь школе и детям, но есть, к сожалению, и такие, кто считает, что формирование речи детей – задача школы, и устраняются от общения с ребёнком. И напрасно. В привычной  для  него домашней обстановке ребёнок имеет широкие возможности для закрепления простейших навыков развития устной речи, полученных в процессе школьных занятий.

   Полноценное развитие личности глухого ребёнка, формирование его словесной речи и мышления во многом зависит от помощи, которую могут оказать детям родители и другие члены семьи, особенно на самом начальном этапе школьного обучения (подготовительный, первый классы). Родители под руководством специалиста-дефектолога смогут расширять кругозор ребёнка, развивать его любознательность, пытливость, формировать у него потребность в словесном общении, интерес к книгам.

  С первых дней пребывания ребёнка в школе родители должны устанавливать контакт с учителем класса. Следует подробно рассказать педагогу об особенностях характера ребёнка, его интересах, увлечениях. С разрешения учителя родители могут посещать уроки и знакомиться с методами и приёмами обучения глухих детей.

  Родители и ученики должны проникнуться жизнью школы, её интересами. Дети вместе с родителями могут принимать посильное участие в оформлении класса, школы, в озеленении участка. Основная задача родителей направляется на общее развитие ребёнка, формирование его речи, закрепление речевых умений и навыков, правильное пользование слуховой аппаратурой. Чем больше знаний, тем богаче и полнее речь глухого ребёнка. Вместе с тем нельзя перегружать ребёнка массой разнообразных сведений, необходима систематичность в сообщении ему новых сведений и многократная повторяемость используемых слов и фраз. Следует помнить. Что механическая зубрёжка приносит мало пользы. Важно строить общение с ребёнком так, чтобы он чувствовал необходимость обратиться к взрослому, попросить его о чём-либо, спросить о чём-то его интересующем – словом, следует также поддерживать желание ребёнка в рассказывании о событиях в школе и т.д.

  Нельзя упрекать ребёнка, стыдить его за ошибки. Следует исправить ошибки, попросить его повторить сказанное, подсказать нужное слово. При таком подходе глухие дети быстрее и лучше запоминают нужные слова, а самое главное – у них не пропадает тяга к общению. Иногда родители стремятся предугадать желание ребёнка: он ещё не успел словами выразить свою мысль, например, потянулся к конфете, а ему уже дают желаемое.В таких условиях у ребёнка отпадает необходимость пользоваться речью. Если такие ситуации повторяются часто, то ребёнок постепенно привыкает пользоваться лишь жестами для выражения своих потребностей.

  Очень важно развивать у ребёнка диалогическую речь. При разговоре с ним важно получить ответ, совсем не обязательно развёрнутый («Куда ты ходил с папой?» - «В кино»). Речевое общение должно проходить на слухо-зрительной основе, т.е. ребёнок воспринимает устную речь одновременно с губ и на слух, пользуясь индивидуальным слуховым аппаратом. Но не всегда неслышащий ребёнок в состоянии понять, что ему говорят. В таких случаях приходят на помощь дактильная азбука или письменные таблички. Дактилологию (ручную азбуку) нельзя смешивать с мимико-жестикулярной речью. Этой речью может пользоваться человек, не владеющий словесной речью. Ребёнок, владеющий ручной азбукой, быстрее овладевает словарём и грамматическим строем языка, чтением, легче вступает в контакт с окружающими людьми. По мере общего и речевого развития необходимость в постоянном использовании дактильной речи отпадает и ведущей формой общения становиться устная речь. Но при затруднении дактилология продолжает использоваться. (Например, ребёнок не понял фразу или слово. Родители с ребёнком дактилируют и одновременно проговаривают фразу (слово). Затем этот материал воспринимается ребёнком ещё раз слухо-зрительно).

  Родители, находясь в тесном контакте с учителями и воспитателями, всегда будут знать, чем целесообразнее заняться с ребёнком дома, о чём говорить, с чем познакомить, как организовать занятия.

II. Игровая деятельность детей дома.

  А деятельность ребёнка вне школы весьма разнообразна: прогулки, игры, бытовой труд в доме, экскурсии, чтение художественной литературы и т.д..

  Все глухие дети, как и слышащие, любят играть в подвижные игры. Работать с конструктором. Дети могут часами заниматься самостоятельно, но не надо забывать при этом об организации речевого контакта. Надо, чтобы ребёнок вслед за взрослым называл предметы, рассказывал о том, что хочет сделать или уже сделал, выражал свои желания, просьбы.

III. Организация совместных прогулок, экскурсий.

 Продолжать активное речевое общение следует и во время прогулок. Предметом разговора может быть погода, связанные с ней изменения в природе, деятельность людей в разное время года, одежда. Даже обычная прогулка на улице много даёт для развития ребёнка, если родители обратят внимание на то, как называется улица, на которой живёт семья, какие здесь дома, какие магазины и учреждения, какой транспорт на улице, какие деревья растут и т.п. Не следует торопиться давать сразу готовые сведения, нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок сам учился анализировать, сравнивать, самостоятельно догадываться и делать выводы. Например, мать обращает внимание сына на то, что на улице много луж, бегут ручьи, а снег стал серым и грязным, и предлагает подумать, чем это объясняется. И затем уже помогает сыну правильно выразить свою мысль: «Светит солнце. Стало тепло. Снег тает, бегут ручьи». Очень  важно, чтобы ребёнок всегда видел заинтересованное лицо взрослого в разговоре, чтобы знал, что над ним не будут смеяться и не будут ругать за ошибки. Атмосфера доверия, взаимного уважения должна сопровождать все беседы родителей и ребёнка.

  Разумеется, по мере того, как ребёнок растёт, изменяются и его интересы. С детьми 10 лет и старше целесообразно чаще бывать в музеях, на выставках, знакомить с историческими и архитектурными памятниками. Совместные поездки, походы должны сопровождаться постоянными беседами с детьми, из которых дети черпают новые знания и,  соответственно, новые слова, словосочетания, фразы.

IV. Участие детей в домашних делах.

  Большую роль для жизни и воспитания ребёнка играет умение родителей привлекать их к участию в домашних делах. Для того, чтобы воспитывать интерес к бытовому труду, вызвать потребность помогать старшим, важно обращать внимание ребёнка на результаты его труда: «В комнате чисто, потому что ты помогал убираться». «Все пьют молоко, которое ты самостоятельно купил в магазине» и т.д. Надо руководить трудовой деятельностью ребёнка, показывать рациональные приёмы работы. Например, ребёнка просят убрать комнату. Но сначала  нужно дать ему инструкции к каждому действию: убери игрушки, вытри пыль, подмети пол. При этом каждая трудовая операция получает речевое оформление (Я убрал игрушки, вытер пыль, подмёл пол). В последующем высказывания ребёнка о сделанном могут превратиться в рассказы.

V. Совместное чтение.

  Один из любимых детьми видов домашних занятий – совместное чтение книг. Воспитание у глухого ребёнка интереса к книге, развитие умения читать и правильно понимать написанное – важнейшее средство его общего развития. Чем больше внимания родители будут уделять чтению книг вместе с ребёнком и чем скорее научат читать самостоятельно, тем быстрее обогатится речь ребенка, тем полнее разовьются его мышление. Для чтения должна быть использована детская художественная  литература, которая соответствует возрасту детей, их общему и речевому развитию. Следует обратить внимание на картинки, помогающие уяснить ситуацию, описываемую в тексте. Очень важно, чтобы дети учились высказывать своё отношение к прочитанному. Можно предложить ребёнку сделать свои зарисовки, можно провести драматизацию. Полезно подобрать к рисункам подписи из текста. Один из действенных приёмов – беседа о прочитанном. Например, после чтения сказки «Умелые руки» можно задать ребёнку следующие вопросы: Кого называли «Умелые руки»? Почему мама была довольна дочкой? Что умеешь делать ты сам? Эти вопросы подводят ребёнка к выводу: Девочка всё умеет делать сама, делает хорошо.

  Таким образом, только постоянная и совместная работа родителей с ребёнком под руководством педагогов может существенно ускорить формирование словесного общения глухого ребёнка, расширить его познавательные способности, повысить интерес к учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Родные и близкие неслышащего ребёнка!

  Будьте терпеливы при общении с ним. В преодолении глухоты многое зависит от вас самих, вашей воли, упорства.

 

  1. Знайте состояние произношения вашего ребёнка.
  2. Обращайтесь к ребёнку словесной речью и не принимайте от него никаких мимических сообщений, всячески побуждая его к высказываниям разговорного типа.
  3. Чаще сами обращайтесь к ребёнку с вопросами, сообщениями, побуждайте его к тому же.
  4. Используйте любую возможность для разговора на различные темы.
  5. Не сердитесь на ребёнка, если он неправильно произносит слова. Доброжелательно, спокойно помогите ему.
  6. Если ребёнок не знает, как сказать то или иное слово, подскажите ему, заставьте повторить сказанное правильно.
  7. Добивайтесь правильного произношения ребёнком слов, фраз. Ни один дефект произношения не оставляйте неисправленным.
  8. Сначала дайте образец правильного произношения слова. Если ребёнок снова сделает ошибку, начните со слога, затем включайте его в слово, а слово в предложение.
  9. Поддерживайте стремление ребёнка к общению со слышащими.
  10. Хорошо знайте состояние слуха вашего ребёнка:

                   а) какое ухо слышит лучше;

                   б) на каком расстоянии от лучше слышащего уха ребёнок воспринимает речь нормальной громкости без звукоусиливающей аппаратуры и с индивидуальным  слуховым аппаратом.

  1. Требуйте от ребёнка постоянного ношения индивидуального слухового аппарата.
  2. Следите за состоянием индивидуальных слуховых аппаратов.
  3. Держите постоянную связь с учителем, ведущим слуховую работу, с учителем  класса и воспитателем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"

Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...

"Методическое сопровождение педагогов по вопросам социализации и инклюзивного образования детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи"

В статье описаны цель и  задачи методического сопровождения образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования обучающихся с нарушениями слуха и ТНР, представлены меропри...