Методики снятия тревожности у родителей детей с ОВЗ.
консультация
Методики снятия тревожности у родителей детей с ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 220.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
И КРИЗИСНАЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
ЛИЦАМ
В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ
МАДОУ №20
«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Южно-Сахалинск
Рекомендации:
Техники работы с тревогой.
Дыхание Тело
- На мобилизацию - Заземление
- На расслабление - «5-4-3-2-1»
Техника 5-4-3-2-1
5 - Найдите пять вещей, на которых сможете остановить взгляд
4 — Почувствуйте четыре сенсорных ощущения
3 — Прислушайтесь к трем различным звукам
2 — Сконцентрируйте внимание на двух запахах
1 — Найдите одну вещь со вкусом
Техника «Заземление».
- Крепко сжать кулаки, стиснуть зубы и изо всех сил напрячь все мышцы секунд на 10. А затем расслабить тело, ощутив приятное тепло и покой. Можно напрягать группы мышц по отдельности – кисти рук, предплечья и плечи, перейти на мышцы шеи и спины, затем – задействовать голени и бедра. Исходное положение может быть любым – и стоя, и сидя, и лежа с закрытыми глазами. Главное – помнить о дыхании.
Техника на мобилизацию.
Длинный вдох через нос и много коротких выдохов через рот.
Техника на расслабление.
Короткие вдохи через нос и длинный выдох через рот.
Техника снятие «страха».
- 1.Энергично разотрите ладони 5 сек.
- 2. Быстро потрите пальцами щеки вверх – вниз 5сек.
- 3. Постучите расслабленными пальцами по макушке головы («барабанная дробь») 5сек.
- 4. Кулаком правой руки интенсивно разотрите плечо и предплечье левой руки 8 сек. То же для правой руки.
- 5. Осторожно надавите
- 4 раза на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами правой руки.
- 6. Нащупайте большим пальцем впадину в основании черепа, нажмите, сосчитайте до трех, отпустите. Повторите 3 раза.
- 7. Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторите по 3 раза для каждой ноги.
ГНЕВ, АГРЕССИЯ – отрицательно окрашенная реакция, выражающаяся в недовольстве каким-либо явлением или негодованием, возникающим у человека в результате действий объекта его гнева с последующим стремлением устранить этот объект.
Что делать:
• Говорить спокойно
• Постепенно снижать темп и громкость речи • Принятие чувств обратившегося «Я понимаю, что тебе хочется все разнести»
• Задавать уточняющие вопросы «Как ты думаешь, что лучше сделать, это или это?»
• Дать возможность отреагировать эмоции (дыхание, физическая активность и пр.)
Что не делать:
• Не считать, что агрессия обратившегося проявляется у него постоянно и является его чертой
• Не спорить, не переубеждать обратившегося (даже если он не прав)
• Не обесценивать и не подавлять реакции фразами: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя».
ТРЕВОГА – отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение
неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые
предчувствия.
Что делать:
• Вербализировать чувства, понять причины тревоги
• Тревогу в текущий момент снимаем техниками работы с тревогой.
Что не делать:
• Не убеждать, что тревожиться незачем, особенно если это не так
• Не оставлять одного. В ситуациях повышенной тревожности ребенку лучше не быть одному (в ночное время). Быть с ним до снижения симптомов тревожности.
НЕРВАЯ ДРОЖЬ – может быть при агрессии, плаче, страхе, истерике.
Общие принципы работы при нервной дрожи.
1. Уточните у ребенка: ощущает ли он дрожь в теле или в какой-то части тела.
2. Объясните, что это нормальная реакция на стресс.
3. Рекомендуйте усилить дрожь, используйте технику «Тряска»
4. Мотивируйте отдохнуть, полежать, поспать.
ПЛАЧ - самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию.
Что делать:
• Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы ему сочувствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку
• Если общение на проработку эмоций – дать выплакаться; если на проработку запроса – переключаем (дыхание, вода, отвлечение)
• Выражать поддержку обратившемуся (я -сообщения)
• Активное слушание, поощрение высказываниям, использование паравербальных компонентов
Что не делать:
• Если работаем над чувствами, не пытаться останавливать слезы
• Не убеждать не плакать
• Не считать слезы проявлением слабости. Принятие ребёнка и его чувств.
ИСТЕРИКА – способ реагирования психики на травмирующие события.
Что делать:
• Рекомендовать ребенку (родителям) уйти от зрителей
• Применять приемы активного слушания, перефразирование
• Обращаться по имени
• Говорить мало, спокойно, короткими простыми фразами
• Если не подпитывать истерику, то через 10-15 минут наступает упадок сил
• Дать ребенку отдохнуть
Что не делать:
• Если обратившимся является родитель, то не совершать неожиданных действий (встряхивания, обливания, пощечины)
• Не спорить, не вступать в активный диалог, пока не пройдет реакция
• Не считать, что ребенок намеренно привлекает к себе внимание
• Не обесценивать и не подавлять реакции фразами: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя»
СТРАХ – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
Что делать:
• Отвлекать на спокойные задачи (чтение книг, музыка и пр.)
• Снимать ситуативную тревожность, приводящую к страху методами переключения внимания
• Дышать глубоко и ровно, возможно применение дыхательных техник
• Проявить заинтересованность, понимание. Активное слушание.
Что не делать:
• Не оставлять одного при ощущении небезопасности
• Не пытаться убедить, что страх неоправданный
• Не обесценивать страх «не думай об этом», «это глупости», «так не бывает» и пр.
АПАТИЯ – отсутствие стремления к какой-либо деятельности, отсутствии отрицательного и положительного отношения к действительности, отсутствии внешних эмоциональных проявлений.
Что делать:
• Задавать односложные вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь пить?»
• Найти комфортное место для продолжения разговора с ребенком
• Поддерживать возможность испытывать негативные эмоции
• Для стабилизации состояния в текущий момент консультации предложить самомассаж пальцев, мочек ушей.
Что не делать:
• Не говорить резко, не выдергивать обратившегося из этого состояния
• Не обесценивать реакции обратившегося: «так нельзя», «ты должен», «соберись».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО СНЯТИЮ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Разработка С П Т по снятию уровня тревожности, страха и замкнутость среди школьников....

Психологическая релаксация для снятия тревожности и напряжения.
Комплекс расслабляющих упражнений....

Сценарий классного часа «Снятие тревожности перед ЕГЭ"
Подборка практических упражнений для классных часов в старших классах перед экзаменами....

Рекомендации для родителей детей с повышенным уровнем тревожности
Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуй...
Рекомендации родителям по снятию тревожности у детей младшего школьного возраста.
Общие принципы психологической работы с тревожными детьми...
Рекомендации и памятки для педагогов, родителей по снятию тревожности
Школьная тревожность — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных с...



