Методики снятия тревожности у родителей детей с ОВЗ.
консультация

Барычева Елена Николаевна

Методики снятия тревожности у родителей детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_dlya_snyatiya_trevozhnosti_u_roditeley.docx220.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

И КРИЗИСНАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

                   ЛИЦАМ

В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ

Детский сад Красная шапочка

                 МАДОУ №20

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Южно-Сахалинск

                                       

Рекомендации:

Техники работы с тревогой.

        Дыхание                              Тело

- На мобилизацию         - Заземление

- На расслабление          - «5-4-3-2-1»

           Техника 5-4-3-2-1

5 - Найдите пять вещей, на которых сможете остановить взгляд

4 — Почувствуйте четыре сенсорных ощущения

3 — Прислушайтесь к трем различным звукам

2 — Сконцентрируйте внимание на двух запахах

1 — Найдите одну вещь со вкусом

 

     Техника «Заземление».

  • Крепко сжать кулаки, стиснуть зубы и изо всех сил напрячь все мышцы секунд на 10. А затем расслабить тело, ощутив приятное тепло и покой. Можно напрягать группы мышц по отдельности – кисти рук, предплечья и плечи, перейти на мышцы шеи и спины, затем – задействовать голени и бедра. Исходное положение может быть любым – и стоя, и сидя, и лежа с закрытыми глазами. Главное – помнить о дыхании.    

 Техника на мобилизацию.

Длинный вдох через нос и много коротких выдохов через рот.

Техника на расслабление.

Короткие вдохи через нос и длинный выдох через рот.

Техника снятие «страха».

  1. 1.Энергично разотрите ладони 5 сек.
  2. 2. Быстро потрите пальцами щеки вверх – вниз 5сек.
  3. 3. Постучите расслабленными пальцами по макушке головы («барабанная дробь») 5сек.
  4. 4. Кулаком правой руки интенсивно разотрите плечо и предплечье левой руки 8 сек. То же для правой руки.
  5. 5. Осторожно надавите
  6. 4 раза на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами правой руки.
  7. 6. Нащупайте большим пальцем впадину в основании черепа, нажмите, сосчитайте до трех, отпустите. Повторите 3 раза.
  8. 7. Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторите по 3 раза для каждой ноги.

ГНЕВ, АГРЕССИЯ – отрицательно окрашенная реакция, выражающаяся в недовольстве каким-либо явлением или негодованием, возникающим у человека в результате действий объекта его гнева с последующим стремлением устранить этот объект.  

Что делать: 

• Говорить спокойно

• Постепенно снижать темп и громкость речи • Принятие чувств обратившегося «Я понимаю, что тебе хочется все разнести»

• Задавать уточняющие вопросы «Как ты думаешь, что лучше сделать, это или это?»

• Дать возможность отреагировать эмоции (дыхание, физическая активность и пр.)

Что не делать:

• Не считать, что агрессия обратившегося проявляется у него постоянно и является его чертой

• Не спорить, не переубеждать обратившегося (даже если он не прав)

 • Не обесценивать и не подавлять реакции фразами: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя».

ТРЕВОГА – отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение

неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые

предчувствия.

Что делать:

• Вербализировать чувства, понять причины тревоги

• Тревогу в текущий момент снимаем техниками работы с тревогой.

Что не делать:

• Не убеждать, что тревожиться незачем, особенно если это не так

• Не оставлять одного. В ситуациях повышенной тревожности ребенку лучше не быть одному (в ночное время). Быть с ним до снижения симптомов тревожности.

НЕРВАЯ ДРОЖЬ – может быть при агрессии, плаче, страхе, истерике.

Общие принципы работы при нервной дрожи.

1. Уточните у ребенка: ощущает ли он дрожь в теле или в какой-то части тела.

2. Объясните, что это нормальная реакция на стресс.

3. Рекомендуйте усилить дрожь, используйте технику «Тряска»

4. Мотивируйте отдохнуть, полежать, поспать.

ПЛАЧ - самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию.

Что делать:

• Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы ему сочувствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку

• Если общение на проработку эмоций – дать выплакаться; если на проработку запроса – переключаем (дыхание, вода, отвлечение)

• Выражать поддержку обратившемуся (я -сообщения)

• Активное слушание, поощрение высказываниям, использование паравербальных компонентов

Что не делать:

• Если работаем над чувствами, не пытаться останавливать слезы

• Не убеждать не плакать

• Не считать слезы проявлением слабости. Принятие ребёнка и его чувств.

ИСТЕРИКА – способ реагирования психики на травмирующие события.

Что делать: 

• Рекомендовать ребенку (родителям) уйти от зрителей

• Применять приемы активного слушания, перефразирование

• Обращаться по имени

• Говорить мало, спокойно, короткими простыми фразами

• Если не подпитывать истерику, то через 10-15 минут наступает упадок сил

• Дать ребенку отдохнуть

Что не делать:

• Если обратившимся является родитель, то не совершать неожиданных действий (встряхивания, обливания, пощечины)

• Не спорить, не вступать в активный диалог, пока не пройдет реакция

• Не считать, что ребенок намеренно привлекает к себе внимание

• Не обесценивать и не подавлять реакции фразами: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя»

СТРАХ – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.

Что делать:

• Отвлекать на спокойные задачи (чтение книг, музыка и пр.)

• Снимать ситуативную тревожность, приводящую к страху методами переключения внимания

• Дышать глубоко и ровно, возможно применение дыхательных техник

• Проявить заинтересованность, понимание. Активное слушание.

Что не делать:

• Не оставлять одного при ощущении небезопасности

• Не пытаться убедить, что страх неоправданный

• Не обесценивать страх «не думай об этом», «это глупости», «так не бывает» и пр.

АПАТИЯ – отсутствие стремления к какой-либо деятельности, отсутствии отрицательного и положительного отношения к действительности, отсутствии внешних эмоциональных проявлений.

Что делать:

• Задавать односложные вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь пить?»

• Найти комфортное место для продолжения разговора с ребенком

• Поддерживать возможность испытывать негативные эмоции

• Для стабилизации состояния в текущий момент консультации предложить самомассаж пальцев, мочек ушей.

Что не делать:

• Не говорить резко, не выдергивать обратившегося из этого состояния

• Не обесценивать реакции обратившегося: «так нельзя», «ты должен», «соберись».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО СНЯТИЮ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Разработка С П Т по снятию уровня тревожности, страха и замкнутость среди школьников....

Сценарий классного часа «Снятие тревожности перед ЕГЭ"

Подборка практических упражнений для классных часов в старших классах перед экзаменами....

Рекомендации для родителей детей с повышенным уровнем тревожности

Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуй...

Рекомендации родителям по снятию тревожности у детей младшего школьного возраста.

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми...

Рекомендации и памятки для педагогов, родителей по снятию тревожности

Школьная тревожность — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных с...