СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАМОЙ»
методическая разработка
Помощь родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАМОЙ»
Цель: оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях.
Задачи:
- активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;
- сформировать представление о разнообразии логопедических игр и правильной их организации в домашних условиях;
- обучать использованию;
- формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Форма работы: групповая.
Материалы и оборудование: пузырьки, ватные шарики, полоски бумаги, сумки с муляжами продуктов, пластиковая одноразовая посуда (разного вида, формы, цвета, размера).
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня я расскажу вам о логопедических играх с мамой, которые не требуют особой подготовки, их можно проводить в любом месте, но они имеют очень важно значение в развитии речи детей.
Игра занимает особо место в жизни каждого ребёнка, является ведущим видом деятельности, в процессе игры ребёнок усваивает и запоминает всё то новое и важное, чему мы хотим его научить. Дети в норме всегда рады играть с родителям и другими членами семьи. Игра является для них движущей силой познавательного и мыслительного развития. Соответственно и речевого тоже.
Игры, которые можно использовать дома для развития речи, разнообразны. Они могут требовать обязательного речевого сопровождения ребенком, а могут обходиться без такового.
Логопедические игры можно условно разделить на четыре вида:
- игры на развитие артикуляционного аппарата, или артикуляционная гимнастика;
- игры на развитие речевого дыхания;
- игры на развитие фонематического слуха;
- игры на развитие связной речи и лексико-грамматических категорий.
Артикуляционные игры (гимнастика).
Но прежде я хочу поговорить о речевом процессе в целом. В первую очередь речь – это звуковое воспроизведение наших мыслей. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также
ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.
1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
3. Покажите правильное выполнение упражнения.
4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Игры для развития дыхания.
(Важное условие - стараться не надувать щеки. Для этого можно их придерживать руками. Если ребенок пока не понимает, то можно пренебречь этим условием).
«ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ». Дети глубоко вдыхают и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая, как бы согревая руки.
«НАДУЕМ ИГРУШКУ». Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары.
«ЗАДУТЬ СВЕЧУ» Для игры нужна зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» ребенок должен медленно выдыхать так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» нужно постараться на одном выдохе задуть свечу.
«ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ» Используются различные пузырьки и бутылочки — свистим в них. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
«ФУТБОЛ». Ребенку нужно подуть на ватный шарик с высунутым языком, сдуть его на противоположный край стола.
«БУРЯ» Дуть на воду в тазике или миске с высунутым языком, чтобы полетели брызги.
«ФОКУСНИК» На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).
Упражнения для голоса.
ГРОМКО-ТИХО. Говорение громко и тихо. По примеру взрослого.
КТО ГРОМЧЕ?
КТО ТИШЕ?
ПЕНИЕ ПЕСЕНОК
Игры на развитие фонематического слуха.
«ХЛОПНИ НА ОДИН РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ Я»
Цель игры: автоматизация поставлено звука (на любом из этапов), развитие слухового внимания.
Правила: взрослый должен несколько раз хлопнуть в ладоши. Задача ребенка произнести нужный звук, слог или слово на один раз больше услышанных хлопков.
ИГРА «КОГДА МАМА ЗАНЯТА…»
Цель игры: развитие фонематического слуха, внимания.
- помочь маме развесить только ту одежду, в названии которой есть звук «Л»;
- посчитать, сколько ложек на столе (одна ложка, две ложки и т.д.);
- сказать слог ЛА столько раз, сколько тарелок стоит на столе;
- сказать слог ЛО – сколько конфет в конфетнице;
- сказать слог ЛУ столько раз, сколько ложек салата папа положит в тарелку и т.д.
Игры на развитие связной речи и лексико-грамматических категорий.
«РАЗБИРАЕМ СУМКИ ВМЕСТЕ С МАМОЙ» Придя домой вместе с ребёнком или без него не торопитесь сами разобрать всё принесённое – попросите вашего ребёнка помочь вам в этом. Но не убираете предмет, пока он не даст его максимально полную характеристику. Например: огурец какой? – Родители отвечают: зелёный, овальный, твёрдый, сочный, вкусный, полезный.
«НАВЕДЁМ ПОРЯДОК НА КУХНЕ» («СЕРВИРУЕМ СТОЛ») – как пример игры, с пластиковой посудой. Сначала характеризуем: тарелка какая? Большая (маленькая), мелкая (глубокая), жёлтая (красная и т.п.)
(Ребёнок должен проговорить все признаки предмета посуды, после чего поставить его на стол.)
Далее проводим игру «Весёлый счёт» с посудой – 1, 2,5 + показываем предмет посуды и называем его со всеми признаками.
Таким образом, пока все предметы будут выставлены (убраны), ваш ребёнок много раз повторит и закрепит согласование существительных с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже.
Конечно, вариантов игр на кухне очень много и в рамках одного семинара-практикума просто невозможно охватить их. Но стоит лишь проявить изобретательность, фантазию, и результаты не заставят себя долго ждать.
И помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности нарушения, возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей коррекционной в коррекционной работе.
Верьте в своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправлении нарушений речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Основы правил и тактики игры в нападении уличного баскетбола (Стритбола) в рамках организации и проведения соревнований».
Цель: Рассмотреть «Официальные Правила «Стритбаскет – Россия 3х3 ФИБА 2011» и применить их в ходе судейства стритбольных матчей среди школьников.Задачи: 1) Ознакомить с «Официальными Правилами «Стритб...
Интерактивная логопедическая игра "Чья мама? Чей малыш?"
Интерактивная логопедическая игра "Чья мама? Чей малыш?"(Участник республиканского конкурса интерактивных презентаций для урока (занятия) в начальной школе "Интерактивная мозаика...

Семинар - практикум для родителей "Логопедические игры с мамой".
Цель: оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях.Задачи:активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;сформироват...

Семинар-практикум (консультация) для родителей «Сенсорное развитие в домашних условиях»
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Семинар-практикум Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...

Семинар – практикум для педагогов «Музыкально – двигательные игры как эффективное средство эмоционального развития дошкольников
Материал может использывать, воспитатели, музыкальные руководители, специалист ДОУ....

Мастер-класс для родителей "Логопедические игры с мамой"
Мастер-класс для родителей "Логопедические игры с мамой"...