Тренинг для родителей «Игровые приёмы автоматизации звуков в домашних условиях»
консультация
Игровые приёмы автоматизации звуков в домашних условиях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей «Игровые приёмы автоматизации звуков в домашних условиях»
Одно из направлений в коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда в организации дошкольного образования – это работа с родителями. Именно родители в современных образовательных условиях являются самыми заинтересованными и полноправными участниками образовательного процесса.
Цель тренинга: Повысить уровень логопедической грамотности родителей и научить их применять игровые методы для автоматизации звуков в домашних условиях.
Задачи:
- Ознакомить родителей с этапами автоматизации звуков.
- Показать эффективные игровые приёмы и упражнения.
- Сформировать у родителей уверенность в возможности домашней помощи ребёнку.
- Развить навыки взаимодействия с ребёнком через игру.
Продолжительность: 45–60 минут
Участники: родители детей с нарушениями звукопроизношения (старший дошкольный возраст).
Оборудование: 5 мячей, игрушки (собачка, кошка, тигренок, волк, лиса).
Раздаточный материал: памятка «10 игр для автоматизации звуков дома» по количеству участников.
Ход тренинга
1. Организационный этап. Приветствие участников, настрой
Учитель-логопед: Добрый день, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время и пришли сегодня на нашу встречу.
Знакомство: мини-игра «Звук в имени»
Учитель-логопед: Всем присутствующим предлагаю познакомиться следующим образом: «Назовите себя, выделяя первый звук».
Обсуждение: «С какими звуками сейчас работает мой ребёнок?»
Учитель-логопед: Скажите, с какими звуками сейчас работает ваш ребёнок.
2. Основная часть
Теоретический блок «Что такое автоматизация звука»
Учитель-логопед: Поговорим сейчас об автоматизации звуков. Вы познакомитесь с эффективными игровыми приёмами для автоматизации звуков дома.
Автоматизация звуков - что это вообще значит?
Ребёнок научился правильно произносить звук у логопеда — но это ещё не значит, что он будет автоматически использовать его в повседневной речи.
Автоматизация звука — это этап, когда ребёнок учится использовать новый, правильный звук без напоминаний, в любых ситуациях, в реальной жизни.
Почему это важно?
Без автоматизации:
- Ребёнок продолжает говорить, как раньше.
- Звук остаётся «только на занятии» — в речи дома он исчезает.
- Прогресс замирает.
С автоматизацией звук становится частью речи ребёнка на улице, в школе, с друзьями и дома.
Этапы автоматизации звука:
1. В слогах
Пример: са–со–су, ша–ши–шу
2. В словах
Пример: шапка, шахта, шалун.
3. Во фразах и предложениях
Пример: «Шапка Паши в шкафу», «У Сони новая сумка».
4. В связной речи (рассказы, игры, диалоги)
Ребёнок рассказывает историю, пересказывает мультфильм, фантазирует — и использует звук правильно сам!
Как родители могут помочь?
- Повторяйте слова и фразы с нужным звуком в игре.
- Используйте карточки, мяч, игрушки — делайте упражнения весёлыми.
- Читайте короткие тексты с нужным звуком.
- Превращайте автоматизацию в игру: «Скажи 5 слов на С», «Кто найдёт предмет со звуком Ж?»
Помните:
По 5–10 минут в день — лучше, чем час раз в неделю.
Не давите — хвалите за старание, а не за идеальный результат.
Если «забывает» — мягко подскажите: «Скажи, как на занятии у логопеда».
Автоматизация — это мостик между занятиями и реальной речью.
Помогая ребёнку дома, вы укрепляете этот мост!
Важно: без правильной автоматизации — звук не войдёт в речь ребёнка!
3. Практический блок
Игровые приёмы «Играем — и автоматизируем!»
«Повтори за зверятами»
Учитель-логопед: Предлагаю игру для автоматизации звуков в слогах и словах.
Логопед показывает игрушки: «Кошка говорит: са-са-са, а собака — ша-ша-ша». Родители пробуют с игрушками, добавляют действия, «оживляют» звуки.
«Звуковой мяч»
Учитель-логопед: А сейчас игра для автоматизации звуков в словах и предложениях.
Родители бросают мяч друг-другу, говорят слово с нужным звуком. Другой повторяет и возвращает мяч.
«Рифмы и ритмы»
Учитель-логопед: Игра для автоматизации звуков во фразах.
Играем в рифмованные стишки. Произнести рифмовку и отхлопать ритм в ладони.
Например: "У Ромы ромашки, розовые чашки"
«Найди звук»
Учитель-логопед: Следующая игра для дифференциации звуков С – Ш. Найдите предметы в комнате, в названии которых есть звук С. Затем найдите предметы в комнате, в названии которых есть звук Ш.
4. Интерактив
Работа в мини-группах или парах
Родителям раздаются карточки - памятки с играми. (В приложении).
Каждая пара готовит и показывает 1 игру группе.
Обсуждение: что легко, что можно адаптировать под своего ребёнка.
5. Подведение итогов
Учитель — логопед: Надеюсь, что вам понравились предложенные игры, и вы будете их выполнять совместно с детьми.
- Что нового узнали? Что попробуете уже сегодня?
Учитель — логопед: Игры — это не замена логопеду, но это мощная помощь, если вы играете вместе с ребёнком в нужном направлении!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка для родителей "10 игр для автоматизации звуков дома"
1. «Звуковой мяч»
Бросаете мяч и называете слово с нужным звуком — ребёнок повторяет и бросает мяч вам с другим словом.
Усложнение: произносите фразы или предложения.
2. «Кто так говорит?»
Пусть игрушки «разговаривают» с нужным звуком.
Например: «Кошка говорит: с-с-с», «Шарик говорит: шапка, шуба, шар».
3. «Лови звук»
Называйте слова. Если в слове есть нужный звук — ребёнок хлопает или поднимает руку.
Например: есть звук «Р» — хлопок! Нет — тишина».
4. «Звуковая охота»
Поиск предметов в доме с нужным звуком.
Например: «Найди всё, в чём есть звук Л: ложка, лампа».
5. «Составь цепочку»
Первое слово вы говорите — ребёнок придумывает следующее со звуком.
Например: сок, сапог, собака, салют...
6. «Придумай сказку»
Сочините вместе историю, в которой много слов с нужным звуком.
Можно использовать картинки или игрушки.
7. «Повтори трижды»
Ребёнок повторяет слово с нужным звуком трижды, каждый раз меняя интонацию: весело, сердито, шёпотом.
8. «Звуковое лото»
Создайте карточки со словами на нужный звук и играйте, как в обычное лото. Кто закроет больше карточек — выигрывает.
9. «Смешные предложения»
Придумайте короткие предложения с 2–3 словами с нужным звуком.
Например: «Жук жужжит над желудем».
10. «Фоторепортаж»
Разглядывайте семейные фото и пусть ребёнок рассказывает, что на них, включая слова с автоматизируем звуком.
Советы:
- Играйте каждый день по 5–10 минут.
- Хвалите за попытки, не ругайте за ошибки.
- Повторение = запоминание!
- Делайте игру весёлой — тогда и результат будет радовать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука в домашних условиях
Автоматизировать звук, значит, ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на разли...

Автоматизация звуков в домашних условиях
Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер &l...
Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»
Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»...

Консультация для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаю...

Консультация для родителей: "Автоматизация звуков в домашних условиях"
Консультация для родителей: "Автоматизация звуков в домашних условиях"...

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ «Применение игр для успешной автоматизации звуков в домашних условиях».
Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ «Применение игр для успешной автоматизации звуков в домашних условиях»....

Консультация для родителей "Автоматизация звука в домашних условиях"
Помощь родителям в освоении методов автоматизации произношения звуков детьми дошкольного возраста дома, обеспечивая правильное развитие речи ребенка вне занятий логопеда....