Рекомендации родителям неговорящего ребёнка.
консультация
При отсутствии речи у ребёнка, её "запуск" ведётся ежедневно в процессе режимных моментов. Основная задача взрослых - вызвать у ребёнка подражательную деятельность в форме любых звуковых проявлений, расширить объём понимания речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя-логопеда
Основная задача взрослых – вызвать у ребёнка подражательную деятельность в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.
1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее. Не боясь повторения одних и тех же слов. Произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: ДАЙ, ПОКАЖИ.
При отсутствии речи у ребенка, ее «запуск» ведется ежедневно в процессе режимных моментов. Важно организовать для неговорящего ребёнка речевой режим. Взрослый не просто рассказывает и комментирует все увиденное
ребёнку, а обозначив какую-то ситуацию, постоянно задает по ней вопросы. Такие ситуации берутся ежедневно из бытовых моментов.
Пример. «Настя, пошли мыть руки! Настя, что мы пойдем делать?» Взрослый сам же и отвечает, дает речевой образец – «Мыть руки!» «Что мы пойдем мыть? Руки или ноги? – руки».
«Настя, пойдем гулять!? Куда пойдем? Гулять!» Повторять ответ необходимо много раз и это важно.
Важно говорить с ребенком так, чтобы глаза родителя были на одном уровне с его глазами, чтобы он хорошо видел артикуляцию. Нужно стараться говорить одними и теми же словами, короткими фразами. Примерный список слов, который можно много раз в бытовых ситуациях повторять на начальном этапе вызывания речи: «Дай! Пить! Иди! Хочу! Ням(Ам)! Бай. Ай! Топ. Бух».
Совместная игра с ребенком (игры на вызывание звукоподражания).
Пример. Игра «Давай покормим мишку» (или другую любимую игрушку ребенка): Давай покормим мишку! Мишка съел кашку. Мишка сказал: АМ! Теперь ты покорми мишку. Мишка АМ!
Игры на подражание голосу животных с картинками, звучащими книжками (му, ав, мяу, бе, га-га и т.д.)
Игра «Знакомые игрушки»
Взрослый раскладывает перед ребенком 3-4 игрушки, затем обращается с просьбой: — Дай мне куклу (пирамидку, козлика, рыбку и т.д.). Если ребенок правильно выполнил задание, эмоционально похвалите его, если ошибся – тоже поблагодарите и с грустным выражением лица скажите:
-Спасибо, только это рыбка, а мне нужна пирамидка, где же она?
Если ребенок снова не может справиться с заданием, помогите ему сами (с радостью):
-А-а, вот же она где спряталась от нас!
Цель игры – не только пополнять пассивный словарь, но и развивать слуховое внимание, двигательную активность, вызвать желание выполнять ваши просьбы.
Игрушки, стимулирующие развитие речи и слуховое восприятие.
1) Детские музыкальные инструменты (барабан, металлофон, бубен, детское пианино, маракасы),
2) Обязательно должна быть реалистичная кукла 40 -50 см высотой, с волосами.
- Называем части тела у куклы.
- С куклой проигрывайте сюжеты: кормим куклу, укладываем спать, расчесываем, одеваем на прогулку, катаем на машине и т.д.
Все проговариваем («Ляля спит баю –бай», «Ляля будет кушать –Ам, Ам»)
3) Матрешка, пирамидка.
4) Фигурки животных/птиц по темам «Домашние животные/птицы», «Лесные животные/птицы» для вызывания звукоподражания.
Игра с куклой.
Можно поиграть с куклой. Говорить ребенку, какие действия с куклой он должен выполнять:
-Давай уложим куклу спать. Она никак не может заснуть — покачай куклу: а-а-а-а, поцелуй кулу, погладь куклу, обними крепко. Ну вот наша кукла заснула.
-Давай искупаем нашу куклу. Она очень испачкалась, чтобы ее хорошо отмыть, надо потереть мочалкой все части тела и ничего не забыть.
-Потри сначала спинку, животик, теперь ручки. Молодец, хорошо ножки, шейку все отмыла.
Игра «Покажи, где».
Для неговорящего ребенка важно расширять количество понятий, которые он знает. Называйте предметы в доме по несколько раз в день, повторяйте на следующий день уже усвоенное (предлагая ребенку показать названный предмет)и добавляйте 1-2 новых названия. Рассматривайте картинки (в первое время картинки должны быть несложными предметными). Просите ребенка показать пальчиком называемый вами предмет на картинке.
Игра «Нужные вещи».
Раскладываем перед ребенком предметы, которыми он пользуется в быту и предлагаем показать:
-Чем мама расчесывает волосы?
-Чем ты кушаешь кашу?
-Чем ты копаешь песок?
-Чем ты чистишь зубы?
-Чем ты моешь руки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
55 способов общения с неговорящим ребёнком
55 способов общения с неговорящим ребёнкомАвтор: Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В....

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка....

Рекомендации родителям "Почему ребёнок дерётся?"
Данная статья посвящена родителям и педагогам, чтобы помочь разобраться почему же ребёнок дерётся и что с этим делать?...

Брошюра "Рекомендации родителям "особенного" ребёнка"
В этой брошюре представлено несколько рекомендаций по воспитанию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, которые могут помочь сохранить здоровую атмосферу Вашей семьи....

Памятка_Рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ
Памятка для родителей на тему "Рекомендации родителям, воспитывающим ребёнка о ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)....

Рекомендации родителям воспитывающих ребёнка с РАС
Рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра Семья играет здесь большую роль. Чем конструктивнее семья, тем больше у аутичного ребенка шансов адаптироватьс...

Рекомендации для родителей неговорящих детей
Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко.Развивайте понимание речи, испо...
