Оздоровительные мероприятия на логопедических занятиях.
консультация
Школьная логопедическая служба носит вспомогательный характер, поэтому ее расписание составляется таким образом, чтобы не нарушать ход учебного процесса (занятия проходят после основных уроков). Это малопродуктивное время. Дети приходят усталые, с грузом как положительных, так и отрицательных результатов. К тому же срабатывает стереотип: после уроков - значит наказание. Младший школьник не осознает важности занятий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительные мероприятия на логопедических занятиях.
Несмотря на увеличение логопедических пунктов, и речевых групп в ДОУ, в общеобразовательные школы поступает большое количество детей с недоразвитием речи. Такие школьники испытывают трудности овладением письменной речью, даже при исправлении устной.
Школьная логопедическая служба носит вспомогательный характер, поэтому ее расписание составляется таким образом, чтобы не нарушать ход учебного процесса (занятия проходят после основных уроков). Это малопродуктивное время. Дети приходят усталые, с грузом как положительных, так и отрицательных результатов. К тому же срабатывает стереотип: после уроков - значит наказание. Младший школьник не осознает важности занятий.
Ребенок с общим недоразвитием речи испытывает немалые трудности в овладении письмом, даже при старательном, аккуратном выполнении заданий допускает ошибки.
Я хочу от своих учеников проявление живого интереса к предмету, концентрации внимания, заинтересованности в результате. Этого можно достичь, по-разному организую занятия, использую яркую наглядность, игровые технологии, оздоровительные мероприятия. Остановимся на них подробнее:
Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. В нее входят:
- элементы логоритмики, это одновременное произношение элементов речи с движениями тела;
- пальчиковая гимнастика.
Огромное влияние на речевое развитие оказывает хорошее состояние мелкой моторики. Развивая тонкие движения пальцев – мы развиваем речь. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогут ребенку выработать свободу движения, развивать чувство пространства, образное мышление, внимание, память.
Широко применяю игрушки и мелкие пособия: палочки, колечки, цилиндры, маленькие мячи. Кроме того, подбираю перечень различных движений для тренировки пальцев и кистей рук с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцах» - сказал В.А. Сухомлинский. ( см. Приложение)
- артикуляционная гимнастика.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата провожу в форме гимнастики. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимо для правильного произношения звуков.
При отборе упражнений для гимнастики соблюдаю определенную последовательность, от простых упражнений к сложным. Провожу в эмоционально - игровой форме;
- Дидактические игры на развитие сенсомоторики.
Релаксация позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.
-Самомассаж, массаж:
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней движениями вверх – вниз.
4. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
5. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
6. Надавливание не заточенных карандашом на наиболее точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
- Дыхательная гимнастика.
Способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.
Задание усложняется постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов.
В каждом упражнении внимание детей направляю на спокойный, не напряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
- Психогимнастика.
Проводиться с целью восстановления и сохранения благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.
- Физкультминутки.
Основной вид деятельности ребенка – игра. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность. Организуя занятие, в привычной и доступной для детей форме деятельности обращаюсь с ними «на равных», завоевываю их любовь и доверие, преодолеваю их скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, побуждают детей к свободному речевому общению, отвлекают их внимание от речевого дефекта.
Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние, вызывает у них встречную активность, затрагивая их интересы, фантазию, воображение. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.
- Проветривание кабинета по графику.
- Гимнастика для глаз.
- Лечение гласными звуками.
В древнеегипетском папирусе Эберса, датируемого 17 в.до н.э. рассказывается следующее: если произносить гласные нараспев, сильно напрягая и вытягивая мышцы лица, то это действие с успехом заменяет обычное лечение многих органов. Несомненно, что вибрация звука действует на наш орган весьма благотворно. Замечено что когда человеку хорошо, ему хочется петь.
Тянуть «и-и-и…» ровно, на одной высоте, останавливаясь немного раньше, чем выдохнете воздух.
Необходимо ровно тянуть на одной ноте букву «Ё» - «е-е-е-е».
Для очищения гортани ОРЗ, ангины, зажимы и пробки горла, ровно тянут на одной высоте букву «А» «а – а -а-…» Продолжительная вибрация, исходящая от этого звука, способна разрушать оболочки вирусов.
Звук «О» «о-о-о..», «О - И» полезно для сердца.
Если у ученика речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешками сверстников, обидным замечаниям. Ученик обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ученик отдаляется от коллектива, замыкается в себе, он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
Моя задача совместно с родителями, учителями, убедить учеников в том, что речь можно исправить, и стать такими, как все.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие по использованию русского фольклора на логопедических занятиях.
Конспект открытого внеклассного мероприятия по логопедии, проведенный в школьном музее народного творчества "Берегиня". Лексическая тема : «Один день из жизни крестьянской семьи» (игровая экскурсия по...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Конспект логопедического занятия(мероприятия) "Весну выручаем"
Цель:Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней ...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»
Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия". Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...

