Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внедрение дистанционных форм взаимодействия в условиях образовательной организации
методическая разработка
Сегодня можно заменить традиционные формы работы с родителями на дистанционное просвещение, обучение, консультирование, взаимодействие. Поэтому перед специалистом стоит новая задача - внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Фиалова Татьяна Васильевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 города Крымска
Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внедрение дистанционных форм взаимодействия в условиях образовательной организации
Аннотация.
Сегодня успешно можно заменить некоторые традиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) образовательных организаций на дистанционное просвещение, обучение, консультирование, взаимодействие. Именно поэтому перед специалистом постелена новая, решаемая задача - внедрение дистанционных технологий в образовательную деятельность.
Ключевые слова: дистанционное обучение, инновационные технологии, эффективное взаимодействие с родителями обучающихся, мессенджер, электронные ресурсы
Статья.
Политика государства в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья претерпела в последние годы существенные изменения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил принцип доступности образования детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому крайне важно внимательно относиться к возможностям и потребностям таких детей. Важным условием этого является непосредственно вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность [1].
На данный момент для коррекционного обучения можно используются специальные электронные ресурсы, которые позволяют с максимальной эффективностью решать задачи образовательной деятельности с применением дистанционной коррекционно-развивающей формы обучения.
Эта форма позволяет не только вовлекать родителей детей с ОВЗ, но и дать возможность стать активными участниками и помощниками своим детям в коррекции, развитии и воспитании.
Преимущества дистанционной формы обучения с детьми с ОВЗ очевидны:
1. Применение данной формы работы позволяет обеспечить тесное взаимодействие специалиста, родителя и дошкольников.
2. Сохраняет все присущие процессу специального обучения и воспитания компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий. Просто форма подачи материала, взаимодействия педагога и родителя дошкольника, детей между собой будут иными.
3. Предъявляемый материал компьютерной программы адаптирован к целям и задачам коррекционного занятия.
4. Структура занятия в дистанционном режиме может, как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее. Необходимым является рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка.
5. Длительность занятия с ребенком соответствует требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом и психофизиологическими особенностями ребенка). И при этом предполагает возможность сочетания различных форматов занятия – видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы.
Для дистанционного обучения особенно важным является разграничение видов работы, реализующих непосредственно коррекционные цели, и видов, с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка. Видеосвязь со специалистом наиболее важна при реализации коррекционных задач. Развивающие упражнения могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога, но с родителями.
При необходимости взаимодействие родителей и специалиста вне занятия педагогом проводятся индивидуальные дистанционные консультации, даются письменные рекомендации. С родителями заранее обговаривается важность контроля за деятельностью ребенка в ходе дистанционного обучения.
Однако, организовать дистанционное обучение невозможно без социальных сетей и мобильных мессенджеров. Они позволяют создавать специальные образовательные условия и организовать более тесное сотрудничество специалистов и родителей. К таким ресурсам относятся:
- Ресурсы социальных сетей и мобильных мессенджеров (Сферум, ВК, Телеграмм).
- Официальный сайт образовательной организации - для привлечения интереса к деятельности образовательной организации, обмен опытом с коллегами, а также налаживание отношения с родителями, возможность привлечь их к тесному сотрудничеству и общению. Сайт хорош тем, что в нём родители могут оставить свои отзывы о деятельности педагогов.
- Личный сайт (блог) специалиста. Сегодня персональный сайт педагога является важным инструментом не только для создания имиджа, но и для накопления материала.
- Электронная почта родителей, на которой родители могут найти много полезного материала для игр с ребёнком: на развитие речевых и психических процессов, а также буклеты, памятки, рекомендации. Соответственно, родителям не нужно больше переписывать рекомендации, и в случае болезни или пропуска по каким-либо причинам не потеряется связь между семьей и садом.
Для проведения он-лайн занятий с детьми и видеоконференций с родителями существуют другие ресурсы:
- Webinar.ru https://webinar.ru/ – Вебинарная комната ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Videomost.com https://videomost.com – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Zoom https://zoom.us/ – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Skype https://www.skype.com – ресурс для проведения он-лайн- и видеоконференций.
- ВК (ВКонтакте) (трансляции видеозаписи занятий).
- https://online.moylogoped.ru/ - дистанционный логопедический центр «Мой логопед он-лайн»
Дистанционная коррекционно-развивающая форма обучения поможет не только закрепить пройденный материал с ребёнком во время его отсутствия в детском саду, но и провести консультацию с родителем часто болеющего ребёнка, либо не посещающего образовательное учреждение вовсе.
Для достижения образовательных целей применяются следующие информационные технологии:
- предоставление пособий и печатного материала;
- пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
- занятия, проводимые через компьютерные телекоммуникации, проводимые в режиме двусторонней видеоконференции (online);
- мультимедийные вставки;
- односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
- электронная почта, голосовая почта (off-line);
- доступ к базам данных;
- телевидеоконференции (родительское собрание);
- чат-технологии (консультирование родителей).
Наиболее удобными, информативными и в то же время отвечающим в большей степени федеральному образовательному стандарту ДО на данный момент, являются электронные образовательные платформы (ЭОП). ЭОП дают возможность быть всегда на связи с ребенком в любом месте и любое время, выполнять особенным детям индивидуальные задания с различным уровнем сложности, вести электронную таблицу результатов, создавать матрицу назначения заданий, быть коммуникабельными.
Особенностями данных программ является их соответствие определенной группе обучающихся с речевыми и интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести. Педагоги детского сада активно используют развивающий портал для учителей-логопедов, воспитателей, детей и родителей - «Мерсибо» [2]. В «Мерсибо» существуют адаптированные программы для детей с ТНР, для детей с задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью и др. Задания для таких детей сформированы от максимального упрощения к постепенному повышению сложности.
Цифровая система помогает особенным дошкольникам легче усваивать материал за счёт большого количества разнообразных анимированных интерактивных заданий, подсказок, а также благодаря следующим особенностям:
- многообразию форм выполнения заданий;
- специальным коррекционно-развивающим заданиям;
- нарастанию коммуникативной и познавательной активности.
На портале есть интерактивные игры по различным направлениям: развитие речи, памяти, внимания, моторики, кругозора, навыков счёта, чтения, логики и творческих способностей.
Применение инновационных подходов и уникальных методик в области семейного воспитания детей с ОВЗ приводит к улучшению качественных характеристик внутрисемейного общения, позитивно сказывается на психологическом комфорте родителей и, как следствие, содействует успешной социальной адаптации семьи в целом.
Подобный подход трансформирует взгляд на задачи современного дошкольного образования, обусловливает необходимость переосмысления методик и инструментов обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, растущих в семьях, с целью оптимизации внутрисемейных отношений и создания благоприятной атмосферы для развития ребенка.
Список использованных источников
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2024)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=mal1f2mcs2377342100
- Развивающий портал «Мерсибо», официальный сайт https://mersibo.ru/?ysclid=mal18rijus844279806
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива
Статья раскрывает роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...

Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....

4.5. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) обучающихся:
Справка...

Проект «Обеспечение доступности качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - модель внедрения ФГОС ОВЗ (представление опыта работы МАОУ СОШ № 146)
Материал содержит текст выступления на августовском совещании педагогических работников Кировского района г.Екатеринбурга...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается вопрос профоориентации в МКОУ "Специальная школа № 80". Делимся опытом своей работы....

Выступление "Практика организации ранней помощи в Детском саду "Снегурочка" г. Югорск" 16.04.2025г. Диалоговая площадка для родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Выступление "Практика организации ранней помощи в Детском саду "Снегурочка" г. Югорск" на диалоговой площадке для родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными во...
