проект "Мы вмести"
методическая разработка
|
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Социально-педагогический проект «Мы вместе!» 4г, 7г, 2б класса ГКОУ «Богородская школа №8» |
Автор проекта | Классные руководители |
Цель проекта | повышение правовой и педагогической культуры участников проекта; построение системы взаимодействия образования, культуры и социальной защиты по проблемам социализации учащихся и их семей |
Задачи проекта |
|
Направленность | Социально-педагогическая |
Срок реализации | Учебный год |
Этапы реализации | Адаптационный (1-я учебная четверть). Цель этапа: Подготовка и адаптация учащихся и их семей к совместной социально – педагогической работе в новом учебном году. Создание атмосферы доброжелательности, творчества и сотрудничества. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: совместное изучение нормативно-правовой базы; посещение семей; пропаганда семейного воспитания; индивидуальные консультации; день открытых дверей; родительский день (посещение учебного занятия). Интеграционный (2-я и 3-я учебные четверти). Цель этапа: участие учащихся и их семей в учебно-воспитательной и социально-общественной деятельности; формирование сотрудничества, способов усвоения программного материала и общественного опыта. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: педагогические консультации; открытые занятия; участие в выставках и фестивалях; участие в массовых мероприятиях на уровне школы и города. Творческий (4-я учебная четверть). Цель этапа: развитие и демонстрация творческих способностей и достижений учащихся, реализация творческого потенциала семей. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: участие в творческом проекте, мастер – классе, выставках, конкурсах. Культурно-досуговый (период летних каникул, по возможности семьи). Цель этапа: организация летнего отдыха, досуга учащихся и семей. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: посещение прогулочного лагеря. |
Кол-во участников, возраст | 5 чел., от 9 до 11 лет – 2б класс 6 чел., от 11 до 14 лет – 4г класс 6 чел., от 13 до 17 лет – 7г класс |
Ожидаемые результаты | Определение области успешности каждого ребенка, повышение правовой и педагогической культуры участников проекта; построение системы взаимодействия образования, культуры и социальной защиты по проблемам социализации учащихся и их семей |
Пояснительная записка
…Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.
Л.С Выготский
Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка и реализации его прав предоставляет важная составляющая единого образовательного пространства. Новый образовательный стандарт предусматривает качественное развитие практики дополнительного образования, в котором учащиеся могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие и сохранные личностные качества. Современный педагог не может не учитывать в своей работе прогрессивные тенденции развития образования в России – его гуманизацию, создание модели личностно-ориентированного воспитания, поддержку не только одаренных и талантливых учеников, но и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Личная практика показала, что низкая правовая культура и социальная «стеснительность» родителей; не готовность детского коллектива принять «не такого, как они» очевидная проблема в развитии ребенка с ОВЗ. Все это приводит к «выпадению» ребенка с ОВЗ из традиционного образовательного пространства, нарушаются условия для «врастания ребенка в культуру», страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества (Л.С.Выготский).
Значимость представленного проекта заключается в правовой и социально – педагогической поддержке семей учащихся с ОВЗ, повышение толерантного отношения к нему со стороны детского и педагогического коллектива. Активное включение учащегося и его семьи в специально организованную деятельность, вариативность форм работы, связь с жизнью, культуросообразность содержания проекта будут способствовать постепенному расширению познавательного, творческого, социального и правового кругозора у всех участников проекта.
Цель: повышение правовой и педагогической культуры участников проекта; построение системы взаимодействия образования, культуры и социальной защиты по проблемам социализации учащихся и их семей средствами художественного творчества.
Задачи:
- Расширять границы образовательного пространства учащихся, включив их в учебно-воспитательный процесс дополнительного образования.
- Создавать социально-педагогические условия для развития личности ребенка.
- Прививать учащимся творческо-трудовые навыки.
- Находить наиболее эффективные формы и методы работы с учащимися и их семьями.
- Стимулировать родителей и содействовать занятиям совместным творчеством.
- Формировать коллектив единомышленников и социальных партнеров.
- Укреплять и повышать авторитет родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
- Повышать уровень правовой и педагогической культуры родителей, их активности в воспитании и участия в социальной жизни.
- Демонстрировать достижения педагогического опыта.
- Воспитывать толерантное отношение общества к детям с ОВЗ, привлекать внимание общества к проблемам социализации.
Теоретической основой проекта являются положения отечественного ученого – классика Л.С. Выготского:
1. Положение об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка.
2. Положение о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, в процессе специально организованной деятельности.
3. Культурно-историческая концепция, раскрывающая значение изобразительной деятельности в развитии ребенка. Занятия изобразительной деятельностью позволяют через значимые переживания ребенка войти в пласты человеческой культуры, осуществлять присвоение общечеловеческого опыта, развивать его репродуктивные и творческие способности.
Рекомендации по организации и реализации проекта
- Принципы организации и реализации проекта:
- Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека независимо от его особенностей и органических возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.
- Принцип личностно - ориентированного подхода. Принцип направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности ребенка, так и его специфические особенности. Избирательное использование необходимых в конкретном случае форм, методов и средств обучения.
- Принцип социально – адаптирующей направленности образования. Участие ребенка и его семьи в социально – педагогической деятельности позволяет значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей социокультурной среде.
- Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Участие ребенка и его семьи в специально организованной деятельности под руководством педагога способствует становлению и всестороннему развитию личности, формированию сотрудничества и способов усвоения общественного опыта.
- Психолого - педагогическое обеспечение проекта:
- Знание педагогом основ специальной психологии и педагогики.
- Руководство общедидактическими и специальными принципами обучения и воспитания.
- Включение учащегося и его семьи во все виды и формы социальной жизни.
- Методическое обеспечение проекта:
- Создание предметно-развивающей среды.
- Возможность корректировки содержания проекта (дополнение, исключение) на выделенных этапах в зависимости от педагогических и социальных ситуаций, запросов, предложений.
- Наличие учебно – методического комплекса.
- Наличие материально – технических средств.
- Методы и приемы реализации проекта:
- Собеседование.
- Беседа.
- Метод изучения истории развития ребенка.
- Наблюдение.
- Метод проектов.
- Методы педагогической поддержки (поощрение, похвала, помощь педагога, сверстника, создание ситуации успеха, мотивация деятельности, благодарность, восхищение).
- Методы убеждения (внушение, разъяснения, пример).
- Демонстрация способов и приемов лепки, способов усвоения программного материала, способов усвоения общественного опыта.
- Метод совместных действий, планирования и творчества.
- Анализ процесса и продуктов детской деятельности.
Площадка и сроки реализации проекта
Площадкой для реализации проекта является 4г, 2б, 7г классы ГКОУ «Богородской школы №8».
Срок реализации проекта – один учебный год, в котором предусматривается работа с учащимися и их семьями на следующих этапах:
- Адаптационный (1-я учебная четверть). Цель этапа: Подготовка и адаптация учащихся и их семей к совместной социально – педагогической работе в новом учебном году. Создание атмосферы доброжелательности, творчества и сотрудничества. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: совместное изучение нормативно-правовой базы; посещение семей; пропаганда семейного воспитания; индивидуальные консультации; день открытых дверей; родительский день (посещение учебного занятия).
- Интеграционный (2-я и 3-я учебные четверти). Цель этапа: участие учащихся и их семей в учебно-воспитательной и социально-общественной деятельности; формирование сотрудничества, способов усвоения программного материала и общественного опыта. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: педагогические консультации; открытые занятия; участие в выставках и фестивалях; участие в массовых мероприятиях на уровне школы и города.
- Творческий (4-я учебная четверть). Цель этапа: развитие и демонстрация творческих способностей и достижений учащихся, реализация творческого потенциала семей.
Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: участие в творческом проекте, мастер – классе, выставках, конкурсах.
- Культурно-досуговый (период летних каникул, по возможности семьи). Цель этапа: организация летнего отдыха, досуга учащихся и семей. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: посещение прогулочного лагеря.
Механизм оценки реализации проекта
Основной формой оценки реализации проекта являются:
- Самоанализ педагогов.
- Итоговый отчет на педагогическом совете образовательного учреждения, на районном методическом совете.
- Демонстрация презентации «Мы вместе!».
- Участие в областных конкурсах методических разработок, конференциях по проблемам интеграции детей с ОВЗ средствами художественного творчества.
Планирование социально-педагогической деятельности
на 2025-2026 учебный год
№ | Этапы и содержание | Организаторы мероприятия | Сроки реализации |
1 | Адаптационный 1-я учебная четверть | ||
1.1 | Посещение семьи:
| Родители (по приглашению) | Август |
1.2 | Индивидуальная консультация:
| Педагоги 2б, 4г, 7г | Первая половина сентября |
1.3 | День открытых дверей:
| Школа | Сентябрь По плану ОУ |
1.4 | Родительский день (посещение учебного занятия по учебному плану) | Педагоги 2б, 4г, 7г | 1 раз в полугодие |
1.5 | Пропаганда семейного воспитания
| Педагоги 2б, 4г, 7г | Октябрь |
2 | Интеграционный 2-я и 3-я учебные четверти | ||
2.1 | Педагогические консультации | Родители Педагоги | В течение года по пед.ситуации |
2.2 | Игровая программа в осенние каникулы «Путешествие с цветиком - семицветиком» | Педагоги Родители | По плану ОУ |
2.3 | Общешкольный праздник «Все на свете могут наши мамы»:
| Педагоги 2б, 4г, 7г | Ноябрь По плану школы |
2.4 | Районный фестиваль «Вместе – мы сила!» в рамках декады инвалидов:
| Управление соц.защиты Педагоги | Декабрь По отдельному плану |
2.5 | Представление во время зимних каникул | ДК | По отдельному плану |
2.6 | Веселые старты во время весенних каникул «По страницам любимых сказок» | Педагоги | По отдельному плану |
3 | Творческий 4-я учебная четверть | ||
3.1 | Творческий проект «Мы можем всё!»:
| Март-апрель | |
3.2 | Выставка «Радуга творчества» в рамках публичного отчета | Педагоги 2б, 4г, 7г | Май По плану школы |
4 | Культурно - досуговый Летние каникулы | ||
4.1 | Посещение прогулочного лагеря Мероприятия по плану прогулочного лагеря | Педагоги 2б, 4г, 7г | Июнь – август |
4.2 | День защиты детей
| Педагоги 2б, 4г, 7г Родители |
|
Заключение
Знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов, регламентирующих образовательную деятельность и прав ребенка, а также владение методикой по организации поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяют современному педагогу и родителям не дать ребенку «выпасть» из традиционного образовательного пространства. Реализация данного проекта показала, чем выше правовая и педагогическая культура у его участников, тем более социально – адаптированной и творческой становится личность ребенка с ОВЗ.
Список литературы для педагога
- Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 23, п.3 «О правах детей с ограниченными возможностями». – 1989.
- Закон "Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273.
- Конвенция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 года N 1726.
- Выготский Л.С. Собр.соч. 5 том. – М., 1983.
- Педагогика: Учебное пособие/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М., 2000.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003.
- Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева, И.Г.Соловьева, Т.В.Титкова. – Ростов н/Д., 2005.
- Специальная педагогика: Учебное пособие/Н.М.Назарова. – М., 2001.
Список литературы для родителей
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»
Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....

Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».
В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.
Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....

Внеклассное мероприятие «Вместе дружно поживаем, вместе книжечки читаем!»
Описание материала: Данное мероприятие проводится в детском доме или школе-интернате, где наряду с детьми участвуют и педагоги. Для нашей школы – это обычная практика, поэтому мероприятия ...
Как выбрать профессию вместе, а не вместо ребенка
Информации о том, с чего начать профессиональное самоопределение подростка, достаточно много. Направление профориентации не стоит на месте, развивается в ногу со временем и является абсолютно доступны...


