проект "Мы вмести"
методическая разработка

Никонорова Юлия Александровна
  • Расширять границы образовательного пространства учащихся, включив их в учебно-воспитательный процесс дополнительного образования.
  • Создавать социально-педагогические условия  для развития личности ребенка.
  • Прививать учащимся творческо-трудовые навыки.
  •  Находить наиболее эффективные формы и методы работы с учащимися и их семьями.
  • Стимулировать родителей и содействовать занятиям совместным творчеством. 
  • Формировать коллектив единомышленников и социальных партнеров.
  • Укреплять и повышать авторитет родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
  • Повышать  уровень правовой и педагогической культуры родителей,  их активности в воспитании и участия в социальной жизни.
  • Демонстрировать достижения педагогического опыта.
  • Воспитывать толерантное отношение общества к детям с ОВЗ, привлекать внимание общества к проблемам социализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_25-26_my_vmeste.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Социально-педагогический проект «Мы вместе!» 4г, 7г, 2б класса ГКОУ «Богородская школа №8»

Автор проекта

Классные руководители

Цель проекта

повышение правовой и педагогической культуры участников проекта; построение системы взаимодействия образования, культуры и социальной защиты по проблемам социализации  учащихся и их семей

Задачи проекта

  • Расширять границы образовательного пространства учащихся, включив их в учебно-воспитательный процесс дополнительного образования.
  • Создавать социально-педагогические условия  для развития личности ребенка.
  • Прививать учащимся творческо-трудовые навыки.
  •  Находить наиболее эффективные формы и методы работы с учащимися и их семьями.
  • Стимулировать родителей и содействовать занятиям совместным творчеством.  
  • Формировать коллектив единомышленников и социальных партнеров.
  • Укреплять и повышать авторитет родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
  • Повышать  уровень правовой и педагогической культуры родителей,  их активности в воспитании и участия в социальной жизни.
  • Демонстрировать достижения педагогического опыта.
  • Воспитывать толерантное отношение общества к детям с ОВЗ, привлекать внимание общества к проблемам социализации.

Направленность

Социально-педагогическая

Срок реализации

Учебный год

Этапы реализации

Адаптационный (1-я учебная четверть). Цель этапа: Подготовка и адаптация учащихся и их семей к совместной социально – педагогической работе в новом учебном году.  Создание атмосферы доброжелательности, творчества и сотрудничества. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: совместное изучение нормативно-правовой базы; посещение семей; пропаганда семейного воспитания; индивидуальные консультации; день открытых дверей; родительский день (посещение учебного занятия).

Интеграционный (2-я и 3-я учебные четверти). Цель этапа: участие учащихся и их семей в учебно-воспитательной и социально-общественной деятельности; формирование сотрудничества, способов усвоения программного материала и общественного опыта.  Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: педагогические консультации; открытые занятия; участие в выставках и фестивалях; участие в массовых мероприятиях на уровне школы и города.

Творческий (4-я учебная четверть). Цель этапа: развитие и демонстрация творческих способностей и достижений учащихся, реализация творческого потенциала семей.  

Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: участие в творческом проекте, мастер – классе, выставках, конкурсах.

Культурно-досуговый (период летних каникул, по возможности семьи). Цель этапа: организация летнего отдыха, досуга учащихся и семей. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: посещение прогулочного лагеря.

Кол-во участников, возраст

5 чел., от 9 до 11 лет – 2б класс

6 чел., от 11 до 14 лет – 4г класс

6 чел., от 13 до 17 лет – 7г класс

Ожидаемые результаты

Определение области успешности каждого ребенка, повышение правовой и педагогической культуры участников проекта; построение системы взаимодействия образования, культуры и социальной защиты по проблемам социализации  учащихся и их семей

Пояснительная записка

…Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.

Л.С Выготский

Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка и реализации его прав предоставляет важная составляющая единого образовательного пространства. Новый образовательный стандарт предусматривает качественное развитие практики дополнительного образования, в котором учащиеся могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие и сохранные личностные качества. Современный педагог не может не учитывать в своей работе прогрессивные тенденции развития образования в России – его гуманизацию, создание модели личностно-ориентированного воспитания, поддержку не только одаренных и талантливых учеников, но и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Личная практика показала, что низкая правовая культура и социальная «стеснительность» родителей; не готовность детского коллектива принять «не такого, как они» очевидная проблема в развитии ребенка с ОВЗ. Все это приводит к  «выпадению» ребенка с ОВЗ из традиционного образовательного пространства,  нарушаются условия  для «врастания ребенка в культуру», страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества (Л.С.Выготский).

Значимость представленного проекта заключается в правовой и социально – педагогической поддержке семей учащихся с ОВЗ, повышение толерантного отношения к нему со стороны детского и педагогического коллектива. Активное включение учащегося и его семьи в специально организованную деятельность, вариативность форм работы, связь с жизнью, культуросообразность  содержания проекта будут способствовать постепенному расширению познавательного, творческого, социального и правового кругозора  у всех участников проекта.

Цель: повышение правовой и педагогической культуры участников проекта; построение системы взаимодействия образования, культуры и социальной защиты по проблемам социализации  учащихся и их семей средствами художественного творчества.

Задачи:

  • Расширять границы образовательного пространства учащихся, включив их в учебно-воспитательный процесс дополнительного образования.
  • Создавать социально-педагогические условия  для развития личности ребенка.
  • Прививать учащимся творческо-трудовые навыки.
  •  Находить наиболее эффективные формы и методы работы с учащимися и их семьями.
  • Стимулировать родителей и содействовать занятиям совместным творчеством.  
  • Формировать коллектив единомышленников и социальных партнеров.
  • Укреплять и повышать авторитет родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
  • Повышать  уровень правовой и педагогической культуры родителей,  их активности в воспитании и участия в социальной жизни.
  • Демонстрировать достижения педагогического опыта.
  • Воспитывать толерантное отношение общества к детям с ОВЗ, привлекать внимание общества к проблемам социализации.

Теоретической основой проекта  являются положения отечественного ученого – классика Л.С. Выготского:

1. Положение об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка.

2. Положение о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, в процессе специально организованной деятельности.

3. Культурно-историческая концепция, раскрывающая значение изобразительной деятельности в развитии ребенка. Занятия изобразительной деятельностью  позволяют через значимые переживания ребенка войти в пласты человеческой культуры, осуществлять присвоение общечеловеческого опыта, развивать его репродуктивные и творческие способности.

Рекомендации по организации и реализации проекта

  1. Принципы организации и реализации  проекта:
  • Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека независимо от его особенностей и органических возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.
  • Принцип личностно - ориентированного подхода. Принцип направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности ребенка, так и его специфические особенности.  Избирательное использование необходимых в конкретном случае форм, методов и средств обучения.
  • Принцип социально – адаптирующей направленности образования. Участие ребенка и его семьи в социально – педагогической деятельности позволяет значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей социокультурной среде.
  • Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Участие ребенка и его семьи в специально организованной деятельности под руководством педагога способствует становлению и всестороннему развитию личности, формированию сотрудничества и способов усвоения общественного опыта.  
  1. Психолого - педагогическое обеспечение проекта:
  • Знание педагогом основ специальной психологии и педагогики.
  • Руководство общедидактическими и специальными принципами обучения и воспитания.
  • Включение учащегося и его семьи во все виды и формы социальной жизни.
  1. Методическое обеспечение  проекта:
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Возможность корректировки содержания проекта (дополнение, исключение) на выделенных этапах в зависимости от педагогических и социальных ситуаций, запросов, предложений.
  • Наличие учебно – методического комплекса.
  • Наличие материально – технических средств.
  1. Методы и приемы реализации проекта:
  •  Собеседование.
  • Беседа.
  • Метод изучения истории развития ребенка.
  • Наблюдение.
  • Метод проектов.
  • Методы педагогической поддержки (поощрение, похвала, помощь педагога, сверстника, создание ситуации успеха, мотивация деятельности, благодарность,  восхищение).
  • Методы убеждения (внушение, разъяснения, пример).
  •  Демонстрация способов и приемов лепки, способов усвоения программного материала, способов усвоения общественного опыта.
  • Метод совместных действий, планирования и творчества.
  • Анализ процесса и продуктов детской деятельности.

Площадка и сроки реализации проекта

Площадкой для реализации проекта является 4г, 2б, 7г классы ГКОУ «Богородской школы №8».

Срок реализации проекта – один учебный год, в котором предусматривается работа с учащимися и их семьями на следующих этапах:

  1. Адаптационный (1-я учебная четверть). Цель этапа: Подготовка и адаптация учащихся и их семей к совместной социально – педагогической работе в новом учебном году.  Создание атмосферы доброжелательности, творчества и сотрудничества. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: совместное изучение нормативно-правовой базы; посещение семей; пропаганда семейного воспитания; индивидуальные консультации; день открытых дверей; родительский день (посещение учебного занятия).
  2. Интеграционный (2-я и 3-я учебные четверти). Цель этапа: участие учащихся и их семей в учебно-воспитательной и социально-общественной деятельности; формирование сотрудничества, способов усвоения программного материала и общественного опыта.  Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: педагогические консультации; открытые занятия; участие в выставках и фестивалях; участие в массовых мероприятиях на уровне школы и города.
  3. Творческий (4-я учебная четверть). Цель этапа: развитие и демонстрация творческих способностей и достижений учащихся, реализация творческого потенциала семей.  

Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: участие в творческом проекте, мастер – классе, выставках, конкурсах.

  1. Культурно-досуговый (период летних каникул, по возможности семьи). Цель этапа: организация летнего отдыха, досуга учащихся и семей. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: посещение прогулочного лагеря.

Механизм оценки реализации проекта

 Основной формой оценки реализации проекта являются:

  • Самоанализ педагогов.
  • Итоговый отчет на педагогическом совете образовательного учреждения, на районном методическом совете.
  • Демонстрация презентации «Мы вместе!».
  • Участие в областных конкурсах методических разработок, конференциях по проблемам интеграции детей с ОВЗ средствами художественного творчества.  

Планирование социально-педагогической деятельности

на 2025-2026 учебный год

Этапы и содержание

Организаторы

мероприятия

Сроки реализации

1

Адаптационный

1-я учебная четверть

1.1

Посещение семьи:

  • Знакомство с организацией семейного воспитания, досуга, труда, быта;
  • Подготовка к учебному году, планирование обучения в творческом объединении

Родители  (по приглашению)

Август

1.2

Индивидуальная консультация:

  • Расписание занятий;
  • План работы на учебный год

Педагоги 2б, 4г, 7г

Первая половина сентября

1.3

День открытых дверей:

  • Торжественная линейка;
  • Экскурсия по школе, учебным кабинетам;
  • Мастер-класс «Мы вместе!»

Школа

Сентябрь

По плану ОУ

1.4

Родительский день  (посещение учебного занятия по учебному плану)

Педагоги 2б, 4г, 7г

1 раз в полугодие

1.5

Пропаганда семейного воспитания

  • Тренинг для родителей «Я – счастливая мама!»

Педагоги 2б, 4г, 7г

Октябрь

2

Интеграционный

2-я и 3-я учебные четверти

2.1

Педагогические консультации

Родители

Педагоги

В течение года по пед.ситуации

2.2

Игровая программа в осенние каникулы

«Путешествие с цветиком - семицветиком»

Педагоги Родители

По плану ОУ

2.3

Общешкольный  праздник «Все на свете могут наши мамы»:

  • Выставка «Подарок маме»;
  • Видеоролик «Поговори со мною мама»

Педагоги 2б, 4г, 7г

Ноябрь

По плану школы

2.4

Районный  фестиваль «Вместе – мы сила!» в рамках декады инвалидов:

  • Выставка «Мы вместе»;
  • Чаепитие;
  • Концерт

Управление соц.защиты

Педагоги

Декабрь

По отдельному плану

2.5

Представление во время зимних каникул

ДК

По отдельному плану

2.6

Веселые старты во время весенних каникул

 «По страницам любимых сказок»

Педагоги

По отдельному плану

3

Творческий

4-я учебная четверть

3.1

Творческий проект «Мы можем всё!»:

  • Выставка детского творчества;
  • Посещение детской библиотеки. Познавательная программа «Вместе с нами»;
  • Мастер-класс для родителей «Занятия творчеством – источник развития творческих способностей и дарования детей»;
  • Демонстрация фильма «Мы сделали это!»

Март-апрель

3.2

Выставка «Радуга творчества»

 в рамках публичного отчета

Педагоги 2б, 4г, 7г

Май

По плану школы

4

Культурно - досуговый

Летние каникулы

4.1

Посещение прогулочного лагеря

Мероприятия по плану прогулочного лагеря

Педагоги 2б, 4г, 7г

Июнь – август

4.2

День защиты детей

  • Игровая – развлекательная программа «Планета детства»;
  • Концерт

Педагоги 2б, 4г, 7г

Родители

  1. июня

Заключение

Знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов, регламентирующих образовательную деятельность и прав ребенка, а также владение методикой  по организации поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяют современному педагогу и родителям не дать ребенку «выпасть» из традиционного образовательного пространства. Реализация данного проекта показала, чем выше  правовая и педагогическая культура у его участников, тем более социально – адаптированной и творческой   становится личность ребенка с  ОВЗ.  

Список литературы для педагога

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 23, п.3 «О правах детей с ограниченными возможностями». – 1989.
  2. Закон "Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273.
  3. Конвенция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 года N 1726.  
  4. Выготский Л.С. Собр.соч. 5 том. – М., 1983.
  5. Педагогика: Учебное пособие/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М., 2000.
  6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003.
  7. Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева, И.Г.Соловьева, Т.В.Титкова. – Ростов н/Д., 2005.
  8. Специальная педагогика: Учебное пособие/Н.М.Назарова. – М., 2001.

Список литературы для родителей

  1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вместе, но не вместо"

Как помочь ребенку  в выборе профессии?...

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»

Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....

Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».

В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....

Внеклассное мероприятие «Вместе дружно поживаем, вместе книжечки читаем!»

Описание материала: Данное мероприятие проводится в детском доме или школе-интернате, где наряду с детьми участвуют и педагоги. Для нашей школы – это обычная практика, поэтому  мероприятия ...

Как выбрать профессию вместе, а не вместо ребенка

Информации о том, с чего начать профессиональное самоопределение подростка, достаточно много. Направление профориентации не стоит на месте, развивается в ногу со временем и является абсолютно доступны...