СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
статья на тему

Четверкина Марина Анатольевна

 Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей,  норм  семьи,  установления  ее  связей  с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности. Именно семейные традиции и обычаи и есть основа традиционного уклада семейной жизни и духовно – нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

М.А.Четвёркина

МОУ «СОШ №16»

г. Губкин

        

                                                   Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь
                                            дать детям истинное христианское воспитание,
                                           сообщая им одни христианские во всем понятия,
                                            приучая к христианским правилам жизни…

                                                                      Святитель Феофан Затворник 

            В воспитании будущего семьянина немаловажную роль играют родители, которые

своим жизненным примером учат ребенка традиционному  укладу семейной жизни,

ее духовным основам.  

           Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе, благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

           Современный порядок жизни совсем другой, он, к сожалению, провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни. А ведь традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними. Так что же подразумевается под понятием «традиционный уклад»?

           Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:                    

1.обычаи  (установившиеся, привычные формы поведения);
2. традиции  (переходящий из поколения в поколение способ передачи

ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);            

3.отношения: сердечные чувствования и настроения;      
4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки)

 доброй и благочестивой жизни;                    

5. распорядок  дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и  труде.

            Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Но только осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.

Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях». Также И.А. Ильин обозначает и  средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовет и раскрывается»:
- природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности;
- истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости;
- неподдельное сочувствие всему страдающему;                
- действенная любовь к ближним;                              
- блаженная сила совестного акта;                              
- мужество национального героя;                          
- творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью.

            В современной ситуации осознание действенности этих средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу: становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям; создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

            К сожалению, на пути решения этих задач встречаются определенные трудности.

В обществе, идеалом которого является успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное отношение к  ближним. Они должны учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня. Традиции и  обычаи  -  два  канала  социализации  ребенка, причем  традиции  функционируют  на  основе  обычаев.   Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на  их  фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.

           В традициях и  обычаях  отражаются  этнические,  культурные,  религиозные особенности семьи, профессиональная  принадлежность  ее  членов.  В  основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт  семьи.

           Сколь многофункциональны  нормы,  ценности  каждой  конкретной  семьи,  столь   и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности.

           В  зависимости  от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной  традиции,  можно говорить   о   созидательных    и    разрушительных,    конструктивных    и неконструктивных,  стереотипных  и  нестереотипных,   истинных   и   мнимых традициях.

           Обогащение   содержания   семейных   традиций   способствует    полноценной организации жизнедеятельности семьи как социально  института,  обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами особенно между родителями  и  детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

            Несмотря на суету и спешку  современной  жизни,   во   многих   семьях   сохранилась   традиция общесемейных трапез, которые восполняют  недостаточность  постоянных  живых контактов   между   членами   семьи,   подтверждают    ее   цельность    и заинтересованность в ней всех  домашних.  Идет  обмен  текущими  новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо  из  членов  семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего  рода символом семейственности.

            В  настоящее  время  изучаются  традиции,  которые  веками  складывались  в отечественных  семьях,  а  в  послереволюционный  период,  будучи  признаны официальной  идеологией  устаревшими,  мещанскими,  безыдейными,  оказались сильно деформированными  или  вовсе  утраченными.  Это  традиции  семейного чтения, пения, рукоделия  и  иного  совместного  труда  и  творчества,  игр взрослых  и  детей,  эпистолярной  культуры,  составления  генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов,  листьев  в  гербариях, камней и других материалов, а также создания на их основе детского музея.

            Некоторые  из  этих  традиций  начинают   возрождаться.   Так,   в современных семьях появился  интерес  к  своим  корням,  что  выражается  в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.).         Разнообразнее становятся традиции проведения досуга:  путешествия,  воскресные  поездки  за  город,  посещение   музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой стороны, нуждаются в обогащении содержания, а, следовательно, и в  усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей,  и,  конечно,  в  первую  очередь детей.  Как  показывают  результаты  исследований,   эти   традиции   самые распространенные  в  современной  семье.  Однако,  к  сожалению,   основное внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение  квартиры  и т.  п.).  Значительно  ценнее  в воспитательном   отношении   организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества  детей.

            Итак, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей,  норм  семьи,  установления  ее  связей  с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности. Именно семейные традиции и обычаи и есть основа традиционного уклада семейной жизни и духовно – нравственного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ

         Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который...

Духовно-нравственное воспитание детей на примере семейных традиций. Статья "Моральный дух семьи Василисиных не угасает..."

Василисина Людмила Дмитриевна - моральный дух этой женщины не угасает, а крепнет с годами, у этого человека есть чему поучиться.Как часто говорят «человек старой закалки», но я бы сказала человек, пол...

Доклад на тему "Семейные традиции - основа духовно-нравственного воспитания"

Доклад на тему "Воспитание семейных традиций - основа духовно-нравственного воспитания"...

Психологический климат семьи и семейный досуг как основа духовно-нравственного воспитания ребенка. (2021г.)

Психологический климат семьи и семейный досуг как  основадуховно-нравственного воспитания  ребенка.Виноградова Татьяна Павловна Семья – это счастье, любовь и удачаСемья &nda...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья. Семейные традиции» (для младшего дошкольного возраста)

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста...