Проектная деятельность, роль учителя и ученика.
методическая разработка по теме

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль учителя в проектной деятельности

Слайд 2

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов. роль учителя в проектной деятельности

Слайд 3

Роль учителя: роль учителя в проектной деятельности П омощь в поиске нужных источников информации; Сам является источником; Координирует весь процесс; Поощряет учеников; Поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Слайд 4

Роль учителя: роль учителя в проектной деятельности

Слайд 5

Роль учителя: роль учителя в проектной деятельности

Слайд 6

Роль учителя: роль учителя в проектной деятельности

Слайд 7

роль учителя в проектной деятельности

Слайд 8

Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся? Составить план работы. Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу. Создать положительную мотивацию к работе учащихся. Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы. Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы. роль учителя в проектной деятельности

Слайд 9

Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся. Составить нормы и требования по оформлению работы. Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков по защите проекта. Составить положения методического подхода к проектной деятельности. Составить с учащимися список тем для проектной деятельности. роль учителя в проектной деятельности Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?

Слайд 10

Используемая литература: http:// oalis.ucoz.ru/publ/kakova_rol_uchitelja_v_proektnoj_dejatelnosti/1-1-0-10 http:// www.educom.ru/ru/works/biblioteka/advices.php http:// www.iro-rt.ru/node/250 http:// bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html М. В. Степанова « Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении» А. С. Роботова , И. Н. Никонов « Элективный курс в профильной школе как введение в науку» Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, Издательство: КАРО, 2008 г роль учителя в проектной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль ученика в проектной деятельности

Слайд 2

роль ученика в проетной деятельности

Слайд 3

Развиваются умения: Общеучебные; Специальные; Собственно коммуникативные. роль ученика в проетной деятельности

Слайд 4

оценки роль ученика в проетной деятельности

Слайд 5

роль ученика в проетной деятельности Критическое мышление



Предварительный просмотр:

Роль ученика в проектной деятельности.

2 СЛАЙД.

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

3 СЛАЙД.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

  • общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;
  • специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;
  • собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

4 СЛАЙД.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п.
Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения
В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти.

5 СЛАЙД.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Появляется новая оценка - «и это тоже возможно». Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.



Предварительный просмотр:

Роль учителя в проектной деятельности.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.

2 СЛАЙД.

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником»  он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

3 СЛАЙД.

В работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

4 -6 СЛАЙД.

Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?

К ответу на этот вопрос,  ответу весьма индивидуальному у каждого участника, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.

  1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
  2. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
  3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
  4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
  5. «Человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
  6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
  7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

7 СЛАЙД.

В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.

8 – 9  СЛАЙД.

Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?

  1. Составить план работы.
  2. Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.
  3. Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.
  4. Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.
  5. Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
  6. Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.
  7. Составить нормы и требования по оформлению работы.
  8. Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
  9. Составить положения методического подхода к проектной деятельности.
  10. Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.

КОНЕЦ.

  • Роль учителя при выполнении проекта
  • Понятно, что при организации проекта о полной самостоятельности детей можно говорить только тогда, когда речь идет об одаренных, так сказать «продвинутых» ребятах. Но часто именно педагогу в силу своей профессии и приходится «продвигать» своих учеников, учить их и научать. Поэтому, безусловно, роль учителя в совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а иногда и первостепенна.
  • Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможны разные формы консультаций: семинары-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников, индивидуальные, различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. Учителю требуется много терпения, чтобы не форсировать события. Учитель должен помогать и ждать обучающего эффекта. Для холерического темперамента многих из учителей, это испытание на выдержку: хочется все сделать быстро и самому. Поэтому, можно сказать, что проектно-исследовательская технология это особая педагогическая философия, основанная на вере в силы своих учеников и в свои силы и учителя и наставника.
  • В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.
  • Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
  • Порой учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.
  • Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этический кодекс педагога и его значение в профессиональной деятельности. Взаимоотношения учителя и ученика.

Выступление психолога на педагогическом совете по теме "Этический кодекс педагога и его значение в профессиональной деятельности. Взаимоотношения учителя и ученика"....

Концепция педагогической деятельности «Инновационный учитель – успешный ученик»

Данная концепция защищалась на конкурсе "Учитель года-2016 г"...

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

ull;Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....

Как проектная деятельность помогает учителям организовать учебный процесс с одаренными учениками на английском языке. http://narodjournal-preemstvennost.ru/2018/01/31/vypusk-0601-2018-chitat-2/#v0601-2018/v0601-2018

6 выпуск журнала "Народный педагогический"Тема номера: Особенности выявления и сопровождения обучающихся с признаками одаренности: детский сад-школа-ВУЗАннотация: Повышенное ...

Статья " Проектная деятельность. Роль семьи в написании проекта".

Проектная деятельность - составляющая современного учебного  процеса. Наличие исследовательской работы (проекта) и его успешная  защита - одно из необходимых условий допуска к ОГЭ. Немалую р...

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...