Концепция педагогической деятельности «Инновационный учитель – успешный ученик»
статья ( класс) по теме

Скляренко Антонина Николаевна

Данная концепция защищалась на конкурсе "Учитель года-2016 г"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_uchitel_goda-2016_g.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Великоархангельская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Концепция

педагогической деятельности

«Инновационный учитель – успешный ученик»

Скляренко Антонина Николаевна

учитель первой квалификационной категории

2016 год

«Учитель должен обладать всем тем,

В чем нуждается ученик».

Восточная мудрость.

           Эта восточная мудрость как нельзя лучше отражает мое отношение к любимой профессии, мое состояние, мои взаимоотношения с учащимися.

Я считаю, что современный педагог– это педагог-профессионал, психолог и исследователь. Это тот, кто сам всегда учится, творит себя как личность, и способен, как соратник, друг, бескорыстно дарить свои знания, умения, доброту и  любовь ученикам. Только такой учитель способен выполнить современный социальный заказ общества  - воспитать креативного, умеющего нестандартно мыслить, мобильного и способного применять свои знания на практике выпускника школы, сознающего, что «надо много учиться, чтобы понять, что знаешь мало».

      (слайд 2) Я – учитель биологии, стремлюсь к тому, чтобы мои ученики не только прекрасно знали законы природы, обладали знаниями о живых организмах, но и испытывали радость от процесса учения, познания, общения с учителями, одноклассниками, единомышленниками  (слайд 3).

Задачи, которыми я руководствуюсь в своей педагогической деятельности при общении с детьми (слайд 4):

  • учить детей творчески относиться к процессу обучения;
  • учить детей мыслить позитивно, применять свои знания практически;
  • говорить о своих выводах, мнениях, предположениях;
  • слушать, анализировать, сравнивать свои выводы с  мнением других.

Те  годы, что я преподаю предмет, я стремлюсь за максимально короткий промежуток времени добиться желаемого результата в обучении. Достижение такой цели возможно при моем умении выделить главное в изучаемом материале, необходимое для приобретения системы знаний, развития умений и навыков учащихся. Это потребовало освоения разнообразных методов обучения: (логических, проблемных, игровых, дифференцированных) и постепенного перехода к новым педагогическим технологиям от старой парадигмы «учитель-учебник-ученик». Но самое главное – я осознала роль учителя в образовательном процессе: моя роль не учить, а помогать учиться, создавать развивающую среду, побуждающую ребёнка  добывать знания.

   Для решения поставленных задач я стараюсь использовать на своих уроках разнообразные  методы и  формы  обучения, которые способствуют развитию интереса к обучению, активизации познавательной  деятельности  школьников. Например, составление синквейна. Его написание требует от детей реализации практически всех их личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Справиться с таким заданием могут более  «сильные» дети. Но менее «сильные» тоже не остаются без задания: они составляют краткий рассказ по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна. Синквейн можно использовать как загадку, зачитывая все строчки, кроме первой, а ученики отгадывают, о ком или о чём идет речь. Хорошо использовать при определении темы урока учащимися (ФГОС)  (слайд 5) .

Ещё один метод – составление кластеров. Выписываю ключевое понятие на доске, дети за определённое время, работая в парах, выписывают из текста учебника все слова и выражения, связанные с данным понятием. Дальше идёт «сброс идей в корзину». Каждая пара  поочередно называет одно из выписанных выражений, я фиксирую реплики на доске. Основное условие — не повторять то, что уже было сказано другими. Разбивку на кластеры я использую чаще всего  на этапе изучения нового материала, также кластер  может быть формой систематизации информации по итогам прохождения материала (слайд  6).

  То, что мы проживаем в сельской местности, даёт нам некоторые преимущества: практически каждый урок – это урок применения имеющихся знаний из практической жизни. При изучении темы «Растения» дети называют лекарственные растения, которые произрастают в нашей местности, а какими свойствами обладают, дети узнают от бабушек и мам. Выращивание рассады для школьного участка   и дальнейшее выращивание овощей  для школьной столовой позволяет практически закрепить знания о способах вегетативного размножения, о разнообразии плодов и семян. Выращенные овощи используются во внеклассной работе – конкурсы «Блюдо из топора», «Лучший овощ», «Поделки из овощей» (слайд 7). Выращивание цветов на клумбах помогает при  изучении тем «Двудольные растения» и «Однодольные растения».

И ещё один метод – это проектная и исследовательская деятельность. С исследовательскими работами мы неоднократно участвовали в областных конкурсах «Юные исследователи – родному краю», «Юннат», конкурс Вернадского. На уроках я практикую домашний эксперимент. Выполняется он детьми дома, результаты озвучиваются на уроках. Например, проект «Растущие малютки». В ходе эксперимента дети наблюдают за ростом бактерий в молоке при разных температурных условиях. Ещё один проект «Выращивание кристалла». Такие проекты не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к чёткому и серьёзному оформлению своих выводов по проекту. (слайд  8).

          При проведении своих уроков я выработала определённые элементы обучения:

  • работа ученика направляется и  контролируется учителем;
  • в группе должен быть сильный ученик и слабый;
  • группы не должны быть постоянными (это подготовка к жизни, в ней не всегда приходится работать с теми людьми, с которыми комфортно);    
  • учитываются интересы всех детей;
  • каждый имеет право голоса.

Я иду на урок с надеждой пробудить интерес учеников, с ожиданием новых открытий и непредвзятых  детских суждений, с желанием поделиться своими находками и размышлениями (слайд 9).

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Учитель успешного ученика"

Данный материал предназначен для выступления на педагогическом совете по теме "Учитель успешного ученика". В материале содержатся характеристики успешного учителя, их описаниеи притча об учителе...

Концепция педагогической деятельности учителя физической культуры Косовой Елены Николаевны

h2 { margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(79, 129, 189); page-break-inside: avoid; widows: 2; orphans: 2; }h2.western { font-family: "Cambria",serif; font-size: 13pt; }h2.cjk { font-fami...

Концепция педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и технологии

Концепция педагогической деятельности учителя  изобразительного  искусства и технологии...

Презентация "Успешный учитель-успешный ученик"

Современное общество, оказавшись в новых рыночных условиях, в потоке информационного многообразия, предъявляет к образовательной сфере новые требования, направленные на активное освоение учеником спос...

Успешный учитель-успешный ученик

УСПЕХ,1. Положительный результат, удачное завершение чего – либо, победа в каком-л. сражении,2. Хорошие результаты в учебных занятиях, достижения в освоении, изучении чего-л. Поразить кого-л. своими...

Успешный учитель – успешный ученик

Успешный учитель – это педагог, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способный помочь обучающимся найти свой путь...

Успешный учитель – успешный ученик

Успешному творческому учителю необходимо обладать определенными умениями...