Поездке в Сербию
статья по теме

Бобков Геннадий Леонидович

Статья о поездке в Сербию, Черногорию, Италию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_serbiyu.docx46.03 КБ

Предварительный просмотр:

С 1 по 9 ноября 2010 года группа паломников посетила Святые места Сербии, Черногории, а также Италии. Группу из 45 паломников возглавил протоиерей Михаил. Мы должны были вылетать из международного аэропорта Шереметьево-2, куда нас и доставил автобус. После прохождения досмотра и необходимых процедур мы сели в самолет, и менее чем через 3 часа он благополучно приземлился в столице Сербии Белграде. Надо сказать, что в Шереметьево к нам присоединились наши гиды – Марина и Галина. Галина оказалась переводчиком сербского языка и большим знатоком истории многострадальной Сербии, что очень помогало нам во время всей поездки.

Не успели мы выйти из здания белградского аэропорта, как нас уже встречал добродушный и веселый водитель автобуса с непривычным для русского уха именем Бобан. С этого момента мы на 9 дней доверились этому человеку и, как оказалось вскоре, не зря. В его виртуозном вождении мы убедились, когда он вез нас по горной и даже высокогорной дороге. Но в тот вечер  Бобан нас только покатал по Белграду: свозил нас на ужин и отвез в красивую и уютную гостиницу.

На утро Бобан вновь гостеприимно распахнул двери своего экскурсионного автобуса и повез нас на юго-восток Сербии. Первым монастырем Сербии был для нас Лелич. В нем находятся мощи св.Николая Сербского и его музей. Побыв некоторое время в этом красивом месте, паломники отправились дальше. И уже через пару часов мы подъехали к женской обители Челии. В ней находилась другая святыня сербов - место упокоения св. аввы Иустина Поповича. Помолившись на его могиле, мы погуляли по прекрасному, еще зеленому парку, посидели в тени столетних елей, попили вкуснейший кофе с настоящим лукуумом. В этом монастыре ведутся строительные работы по созданию нового просторного храма, который вскоре будет освящен. После кофе мы впервые совершили подъем в горы до места стоянки нашего автобуса.

Вновь небольшой переезд, и мы в монастыре Студеница. Эта обитель была основана в 12 веке. За каменной стеной мы увидели красавец храм в честь Успенья Пресвятой Богородицы. В этом месте и его окрестностях нам предстояло провести 2 дня. Монастырь Студеница хранит мощи св.Симеона Мироточивого – отца св.Саввы, св.Анастасии – принцессы Елены Анжуйской, матери св. Саввы, св.Симона – первого короля Сербии Стефана Первовенчанного. Мощи самого просветителя Саввы были сожжены в ожесточении турками в Белграде, в месте Врачар, в 1594 году в надежде, что этот акт вандализма уменьшит освободительное движение сербов.

По приезде нас ожидал ужин. Хочется отметить особенность сербской кухни: пища очень вкусна и изобилует натуральным мясом и рыбой. Сербы любят и умеют готовить. Во время поездки по Сербии, Черногории наши паломники обратили внимание на то, что и поварами, и официантами были только мужчины. Это редко наблюдается у нас, в России.

Утром 3 ноября помолившись на Литургии, наша группа начала готовиться к восхождению в горы. Среди нас не было альпинистов, тем не менее все дружно изъявили желание пройти молитвенными тропами свт. Саввы. Вскоре небольшие приготовления были закончены, и мы отправились в сторону гор. До начала подъема нас  довез наш ставший уже любимым за свой веселый нрав Бобан. По пути мы видели на скалах след испарившегося по молитвам св. Саввы змея. Проехав совсем немного у дороги паломники увидели древо любви – произрастающие из разных корней стволы старых деревьев, имеют общую ветвь. Это чудо, не имеющее человеческого объяснения.

Спешившись и найдя надежные посохи, мы начали подъем на гору высотой 906 метров. Это были молитвенные тропы свт.Саввы. Надо сказать, что большая часть нашей группы была далека от здоровья и возрастов физкультурников. Уповая на Божью помощь,  все встали на опасную дорожку. Проводником у нас был монах о.Макарий, в недавнем прошлом командир отряда сербов, воевавшего в Боснии. Не торопясь, через полтора часа мы достигли Нижней испостницы. Это небольшая горная церковь с пристроенным гостиным домом. Здесь был сделан привал. Подкрепив силы очень вкусным кофе (сербы называют его «кафа»),  группа отправилась дальше. Горная тропинка стала еще круче – идти стало труднее. Но через 2 часа мы достигли Верхней испостницы. С горы нам открылся прекрасный вид. Верхняя испостница оказалась пещерным скитом. Это - небольшой храм, высеченный в скале в честь св.вмч.Георгия Победоносца человек на 15. Под вертикальной 40 метровой скалой над пропастью выстроены висящими, словно ласточкины гнезда, крохотные кельи. В небольшом гроте - живой источник. Тут же пещера-щель, в которой скрывался от непогоды и ночевал свт.Савва Сербский. В Верхней испостнице подвизался 42 года преподобный Гавриил.

Немного помолившись, снявшись на видео- и фотокамеры,  передохнув, мы отправились с кручи вниз. В горах темнеет быстро. Начав спуск с началом сумерек, наши люди через полчаса оказались в полной темноте. Ширина горной тропы составляла порой не более 1 метра. Путники помогали друг другу молитвой и поддержкой, подсвечивали тропинку мобильными телефонами и видеокамерами. И вот спуск с горы закончен выходом к дороге, которую мы оставили утром. На шоссе  уже ожидал и беспокоился за нас водитель Бобан. 15 минут дороги - и мы в уютной монастырской гостинице Студеница.

Среди ночи раздался непонятный рокот, словно кто-то начал перетаскивать огромный тяжелый металлический сейф этажом ниже. Кто-то утром рассказывал, что углы комнаты прыгали поочередно. Через несколько секунд это закончилось. Утром мы узнали, что это было землетрясение, эпицентр которого находился в 40 километрах от Студеницы.

4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери после Литургии и посещения конака (название кофейни) автобус с паломниками отправился на юг в сторону Черногории. Пейзаж за окном начал меняться горы становились все более крутыми и высокими, часто дорога стала проходить через тоннели. Проезжая недалеко от многострадального Косово через город Новый Пазар, мы увидели множество мечетей. Так воплощается политика Евросоюза и США по переселению так называемого национального меньшинства.

Побывать в самом Косово нам не разрешили, потому что там очень опасно. Как нам рассказывали, для сербов Косово имеет такое же духовное, историческое значение, как Москва для России. Все мы помним из уроков истории неравную битву на Косовом поле в 1389 году. Знаем подвиг сербского царя Лазаря и Милоша Обилича. Но сейчас Косово было отнято у них силой НАТО, в том числе путем бомбежек мирного, полностью не защищенного Белграда. Американцы испытывали при этом новое оружие, по-видимому, боеприпасы с обедненным ураном. Последствия бомбежек сказываются до сих пор: у жителей местности, подверженной бомбометанию на Пасху 1999 года часты онкологические заболевания.

Несмотря на присутствие 18-тысячного контингента НАТО, в Косово уничтожаются православные храмы, выкапываются экскаваторами могилы сербов, часты физические расправы над людьми. Сербы на своей исконной территории живут в постоянном страхе за свою жизнь, не спят по ночам, ожидая реальной расправы. Никто не чувствует себя защищенным. Даже патриарх Сербии Павел был избит шиптором (албанцем) в рейсовом автобусе за то, что просто сидел. Бесчинства в Косово подогреваются деньгами и наркотиками. Формально подразделения Северо-атлантического блока должны обеспечивать физическую защиту проживающих в нынешнем Косове православных сербов. В каждый сохраненный монастырь назначен кейфор – вооруженная охрана из итальянских, немецких, шведских или французских солдат.  Из них наиболее добросовестно исполняют свои обязанности итальянцы в силу большей религиозности. Но часто солдаты кейфора ведут себя  нагло, бесцеремонно, возлагая на небольшие братии бремя пищевого содержания,  неблагоговейно относятся к святыням. Они проявляют равнодушие к горю сербов. Бывает, что и попросту уходят с охраняемых объектов, оставляя монахов и монахинь на растерзание желающих крови отурченных жителей Косова. Вообще, Косово – это боль и горечь сербского народа. Мы это постоянно слышали при общении понимали в разговорах с местными жителями. Но это не уныние и плаксивость.

Но вот Косово осталось в стороне. Ближе к вечеру мы переехали границу с Черногорией. Маршрут  привел нас к монастырю Джорджеви Ступове в честь вмч.Георгия Победоносца. Внутри храма сверху донизу проходила черная кривая линия. Монах нам объяснил, что это линия, которая показывает, насколько был разрушен храм при пятивековом турецком иге. Турки разрушали и сжигали этот храм 6 раз. Один из игуменов монастыря был распят турками на воротах храма.

Вскоре после чаепития наш путь продолжился в сторону Адриатического моря. Его мы должны были переплыть, чтобы посетить в Италии мощи свт.Николая Чудотворца.

Когда мы приехали в приморский город Бар, было совсем темно. Мы распрощались на сутки с нашим водителем Бобаном. Вскоре в порту была объявлена посадка на морской паром «Святой Стефан». По сути это большой корабль, в трюм которого могут въезжать несколько грузовых и легковых автомобилей, а выше располагаются палубы для пассажиров. Как мы узнали позже,  это судно было построено в довоенной Германии, а после войны СССР отдал его Югославии. Но на вид не скажешь, что кораблю более 70 лет. В 22 часа паром отчалил от берегов Черногории и взял курс через Адриатическое море на Италию. Скорость судна  - примерно 5 узлов (10-12 км/час). Когда утром взошло солнце, было туманно. Многие пассажиры вышли на палубу, всматриваясь вперед по курсу, желая рассмотреть за туманом итальянский город Бари. Около 8 часов утра «Святой Стефан» пришвартовался к пирсу. После прохождения таможенных процедур мы вышли из здания порта. Здесь нас встречали экскурсовод и итальянский водитель со знакомым из сказки «Буратино» именем Пьеро с ударением на первый слог. Гидом оказался молодой человек Андрей - студент итальянского университета, родом из Белоруссии.

Первый сюжет из итальянской жизни: какой-то мужчина на берегу моря, метрах в 40 от нас поочередно достает из пластмассового ведра какой-то полупрозрачный предмет, похожий на половую тряпку, и с большой силой бросает ее на гранитный мол, как бы желая разбить его. Позже мы узнали, что это рыбак готовит свой утренний улов – осьминогов. Чтобы его щупальца стали мягче,  надо сильно отбить его.

Затем последовала экскурсия по древнему городу Бари, расположенному в местечке Апулио. Узнали мы, что он старше Рима на 500 лет. Его основали греки в 10 веке до нашей эры. Норманны захватили Южную Италию, в том числе и городок Бари в 1155 году. В 17 веке городом правили испанские короли. Здесь мы осмотрели Швабский замок, построенный представителями королевской немецкой династии в 15 веке. Видели Апулийский акведук, театр Петруцелли. Ранее море подходило к стенам города, до тех пор пока диктатор Муссолини не построил набережную.

Гид Андрей поведал нам предание, каким образом мощи свт. Николая оказались в Бари. После смерти его мощи были захоронены в Мирах Лийских (Малая Азия) и до 1087 года хранились там. К этому году у города Бари начался экономический упадок. Барийцы же, с тем, чтобы сохранить торговый статус города, решаются похитить мощи. Поводом такого деяния явилось и то, что некоему монаху из бенедиктского монастыря было видение. После второй попытки шестидесяти двум морякам удается похитить и перевезти их в Бари. Мощи свт.Николая Чудотворца моряки заворачивают в морскую рубашку. Высадившись на берег вблизи Бари 9 (22) мая 1087 года, похитители перевозят дальше мощи на быках. На месте, где быки остановились, и было решено построить базилику для хранения святыни. Надо сказать, что базилика была построена на месте и из материала дворца Катафана. Ее строительство заняло 110 лет. Без изменения от дворца осталась левая башня базилики.

Наша группа паломников проходит небольшой путь по улочкам Бари от Швабского замка, минуя Кафедральный собор св. Сабина – второго небесного покровителя города.  Далее идет очень узкая (местами метра 4) улица с торговыми лавками по обе стороны.   Замечательно, что над входной дверью каждого дома находится большая икона. Наконец, мы попадаем на мощеную площадь перед базиликой святителя Николая Мирликийского. Слева от нас расположен памятник святому. На фасаде католической базилики каменные быки в память о перевозке мощей на этих животных. Внутри храм богато убран. Особое внимание посетителей привлекает роспись потолочного свода. Чтобы, наконец, приложиться к мощам свт.Николая, следует спуститься в подвальные этаж базилики. Именно там, в невысоком помещении со многими опорными колоннами за чугунной оградой, и находятся святыня. Получив разрешение мы с о.Михаилом прочитали Акафист угоднику Божьему. Желающие здесь же могли приобрести иконки свт.Николая Барийского. После молитвы паломники благоговейно, с трепетом приложились к мощам. На надгробии имеется небольшое отверстие, обрамленное золотом. Сквозь него в день памяти свт.Николая из гроба черпается 2-3 стакана драгоценного мира. Это повторяется сотни лет, причем в годы войны миро истекает обильнее, тем самым Господь показывает, не бойтесь – благодать Божья пребывает с вами. Половина мира идет на церковные нужды, а другая половина, смешанная со святой водой  распродается верующим.

Побывав с молитвой у мощей святого, мы получаем заступника и ходатая перед Господом. Вот почему совершаются паломнические поездки, и многие люди, невзирая на трудности путешествий, отправляются в путь, часто неблизкий.

Около входа в скрипту находится еще одна достопримечательность -  чудодейственная колонна. При земной жизни  свт. Николай совершал поездку в Рим. Там он  увидел каменную колонну и сбросил ее в реку Тибр. Прошли века. В 1089 году за день до приезда Урбана 1 – папы Римского ночью люди увидели плывущую колонну и услышали сильный колокольный звон. В то же время из окон скрипты исходил сильный свет. Свидетели увидели свт.Николая с ангелами. Считается, что прикосновение к колонне приносит исполнение загаданного желания, а девушкам -  скорое удачное замужество. Многие паломники желали отломить от этой колонны кусочек, поэтому в 1952 году ее оградили, но дотронуться до нее по-прежнему можно. Прикоснулись до колонны и мы.

Наше пребывание в итальянском городе Бари продолжилось. Под впечатлением пребывания вблизи свт. Николая Мирликийского мы направились на автобусе на обед в ресторан «Черный корсар». На обед нам были предложены знаменитая «паста» (итальянские макароны) с мидиями, а также жареный целиком морской карась, на десерт был подан поперечный кусок ананаса. Из напитков были минеральная вода и легкое вино. Мною была подмечена стройность жителей Южной Италии, чему наверняка способствует особая диета. Кулинария в Италии всеми очень уважаема и окружена особым вниманием. Повара и официанты здесь тоже только мужчины.

После обеда последовала поездка по дороге на Таранто до городка-деревни Альбарабелло. Время в пути заняло у нас около часа. В это время Андрей успел нам рассказать о Подворье русской церкви в Бари. 22 мая 1913 года в Бари было открыто Русское Подворье. При нем построен странноприимный дом. В нем находятся христианские святыни: зуб Марии Магдалины, губка, с которой поили римские солдаты Господа на Кресте. Открытие Подворья  стоило больших усилий.

Далее Андрей рассказал и о том месте, куда нам предстояло прибыть, о деревеньке Альбарабелло. Оказалось, что там сохранилась средневековая деревня домиков труллей. Трулль – это конусный домик, 4-5 метров в диаметре у основания. Он сложен из камней без какого-либо раствора, то есть насухую. Причем, если вытащить особый камень, то трулль сложится. Этим способом жители долгие годы жили,  не имея разрешения на строительство деревни. При появлении очередного ревизора деревня мгновенно разбиралась, превращаясь в кучи камней. С уходом проверяющего она заново отстраивалась. Так они уклонялись от уплаты налогов. В окрестностях городка нам встречались одиночные трулли, а в нем самом имелись несколько улиц таких дачных домиков. Сейчас эти улочки облюбовали для своего бизнеса торговцы сувенирами для иностранцев. В этой сказочкой деревне нас застали сумерки и мы выехали в обратном направлении в сторону побережья.

Через несколько часов мы уже плыли (или, как говорят моряки, шли) на «Свети Стефан» курсом на Черногорию. Кстати, Черногория все чаще называется в угоду Евросоюзу латинским Монтенегро. Сербы очень больно восприняли своего рода предательство Черногории. В 2003 году референдум страны решил отделиться от Сербии в угоду все того же Евросоюза, клюнув на обильные посулы.

Утром, преодолев по синим небольшим волнам около 200 километров Адриатики,  мы снова прибыли на Балканы. Здесь, в Баре, нас уже заждался жизнерадостный и терпеливый Бобан с неразлучным автобусом. Рассевшись по местам,  наша группа отправилась в город Цетинье, с проездом мимо города Будва. Дорогой мы увидели впечатляющую картину всей Будванской ривьеры.

Цетинье  - это старая черногорская столица. Цетинский монастырь основал зетский правитель Иван Црноевич в 1484 году. В нем была первая типография южных славян. В 1692 году турки во главе со скадарским пашой Сулейманом  Бусатлией разрушили монастырь. Только в 1866 году князь Никола строит дворцовую часовню. После этого монастырь несколько раз перестраивался. В нем хранятся чудотворные святыни: десница Иоанна Крестителя и частица Честного креста.

Мы тронулись дальше. Дорога стала подниматься все выше и выше. Из окна автобуса можно быловидеть  с одной стороны расположенную далеко внизу долину с кажущимися крохотными домиками, а с другой – крутую, нависающую над дорогой, массу скал. Шоссе становилось все уже. А мы все беспокойнее поглядывали по сторонам. Таков дорожный серпантин, который вел нас к высокогорной обители – монастырю Острог. Автобус медленно поворачивался к пропасти то одним бортом, то  другим. Наш переводчик и добровольный гид Галина в это время рассказывала о временах турецкого владычества в Черногории и Сербии. Особенно потрясла история о мальчике Станко. Он носил еду монахам,  укрывшимся в горах. Турки однажды выследили его и стали допрашивать, но Станко не выдал тайное место, тогда турки отрубили мальчику кисти рук, а потом и убили. Юный патриот был канонизирован в лике святых. У его мощей происходят исцеления.

Подъем в горы продолжался. Я, наблюдая из окна автобуса за дорогой, не видел даже узкой полосы асфальта, по которому катилось колесо. Только ужасную пропасть. Казалось, что наша машина едет по воздуху. Действительно, одно неловкое движение водителя – и трагедии не избежать. Следует поучиться нашим водителям выдержке и мастерству Бобана. Но вот «спор» нашего автобуса с кручей завершился. Мы вынуждены были последующий путь на вершину продолжить либо в пешем порядке, либо на такси. Окружающий пейзаж был скалистый, суровый. В облачную погоду, говорят,  облака висят ниже монастыря Острог. Из отшельнической кельи св. Василия с высоты 900 метров открывается панорама контрастов: суровый черногорский карст и плодородные, еще зеленые, несмотря на ноябрь, угодья Зетской равнины. Здесь ощущается душевное умиротворение, почти физический отрыв от мирской суеты.  

Здесь покоятся мощи особо почитаемого святителя и митрополита Василия Острожского Чудотворца. Всю свою земную жизнь он служил Богу и людям. Помогал и утешал в тяжелое время турецкого ига. Именно он построил на этой высокой и неприступной скале Горнего (Верхнего) Острога монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Время,  в которое жил и творил митрополит Василий, было самыми мрачными в истории сербской православной церкви. В те окаянные годы постоянных войн с турками свт. Василий являл собой пример истинной набожности, преданности вере, традициям своей земли и церкви.

В этот монастырь люди приходят со всего света. Совсем недавним был случай исцеления девушки из Бурятии. После перелома позвоночника она потеряла возможность ходить. Из газет она узнала об этом чудесном месте, дающем здравие. И уже после первого молитвенного пребывания с родителями у Василия Острожского начала ходить. Приложившись к мощам и подав записки о здравии и упокоении наших сродников,   паломники заспешили вниз. И было отчего:  надвигались сумерки  и никому не хотелось подвергать себя риску – спуску с горы ночью. Слава Богу, спуск также был благополучен. Галина пояснила, что с теми, кто посещал свт. Василия, на этом, с виду опасном месте,  никогда не случалось происшествий.

На относительно равнинной дороге мы почувствовали себя спокойнее. Через несколько часов переезда мы очутились снова в Сербии и прибыли к месту очередной ночевки – гостинице монастыря Сопочане.  Прибыв поздно и успев только поужинать, мы не рассмотрели прелести той местности. Зато с утра мы насладили свой взор в полной мере.

У благочестивых сербских царей была традиция – строить храмы во спасение своей души. Такой храм назывался задужбина. Такой задужбиной короля Ураша Первого (сына Стефана Первовенчанного и племянник св. Саввы Сербского) и стал монастырь Сопочане. Это монастырь 13-14 в.. В нем хранятся частицы мощей небесных лекарей бессребреников свв. Косьмы и Дамиана. На стенах храма изображены представители династии Немовичей. Лично я только здесь узнал, что ктитором называют человека, построившего храм. Обычно его изображают держащим в руках храм. Впоследствии Ураш 1 был посрижен в монахи с именем Феоктист. На стенах можно было увидеть изображения сыновей Ураша 1 – Драгутина и Милотина. Примечательно, что фрески на стенах были написаны в 14 веке, и несмотря на многие годы, войны и пожары, по-прежнему сохранены. С середины 20 века многие фрески законсервированы. С тем чтобы их не разрушать, в храме не благословляется использовать яркий свет, в том числе и фотовспышку. В этой обители почитают новомученика монаха (запамятовал имя). В 1999 году, получив послушание отправиться за хлебом для братии, он подвергся нападению албанцев и был заживо растерзан. На иконе, которая висит на стене в трапезной монастыря, он изображен держащим в руках свою голову. Славен Бог во святых своих!

Далее дорога пошла на север. Вскоре мы посетили монастырь Равваницы. В нем почивают мощи св. царя Сербии Лазаря, погибшего на поле брани в Косовой битве. Перед этой исторической битвой Сербия была на духовном и экономическом подъеме. Но противостоять Османской империи было не возможно. Это сражение состоялось в день св. Витта (Витовдан) в июне 1389 года. Перед битвой благочестивому царю Лазарю было явлено откровение, что сербы проиграют его, погибнут, но получат заслугу перед Богом - венки ангелов. Можно было уклониться от боя. Выбор стоял нелегкий. Но сербы во главе с царем Лазарем выбрали царство небесное: вышли на неравную битву и все погибли. Сербские песни, которые мы подпевали в автобусе за Драганом, напоминали об этих событиях. В них есть прославление подвига Лазаря, Милоша, но ни капли ропота на Божью волю. Вот такой терпеливый и верный народ Сербии.

В Равваницах нам подарили по кусочку покрывала от гроба царя Лазаря. Кстати, замечено, что св. Лазарь особенно исцеляет от раковых заболеваний. Многие люди получили освобождение от этой страшной болезни, посетив Равваницу и приложившись с молитвой к мощам сербского царя.

У меня уже закончилась видеокассета, когда мы прибыли к средневековому замку с высокими стенами. Это оказался монастырь Манасия. Кратко об этом грандиозном форте. Построен Стефаном Лазаревичем за 10 лет с 1408 по 1418 год. Имеет 11 грозных башен с огневыми ячейками Высота стен около 15 метров, башен – около 20 метров. Самая высокая – башня деспота (правителя). В монастыре была устроена школа. Сейчас от нее остались только остатки толстых стен.   В настоящее время проводятся грандиозные реставрационные работы.

Уже ночью, опаздывая часа на 2, мы прибыли в женскую обитель - монастырь Лешье. Еще издалека пассажирам нашего автобуса открылся неповторимый вид  - светящийся электрическим светом на горе огромный крест. Войдя в храм монастыря, мы  оказались будто бы в России. Это потому, что храм был построен в русском стиле из дерева. Звучали русские песнопения. Скоро мы узнали причину этого совпадения. Здесь было много иммигрантов из России. Сестрами обители трогательно обихаживается дерево с дуплом, в котором находится скульптурка русского св. Тихона Калужского. Этот святой оберегал женский монастырь от посягательств, когда тот не имел даже ограды. Несмотря на то что в Сербии не принято купаться в святых источниках, именно в Лешье мы увидели (правда ночью) источник, как повсеместно мы наблюдали в Сербии, принявший многие старания человеческих рук. Поясню: это и различные миниатюрные мельницы, деревянные птицы и звери, плотинки, желоба. Конечно, нам по русскому обычаю хотелось непременно залезть в воду, но нас остановили: недостаток времени и слишком мелкая купальня- бассейн. За опоздание в назначенный срок мы шутя ожидали «побиения палками», но вместо этого нас потчевали «кафой», чаем, лукуумом, пирогами.

И снова дорога. Ночевали последнюю ночь на земле Сербии уже в Белграде. Перед этим некоторым паломникам пришлось покупать новые чемоданы, так как старые не вмещали всех сувениров. Посещение магазина тоже заняло некоторое время. Несмотря на это, мы превосходно выспались в комфортабельных двухместных номерах столичного отеля.

Заканчивалось наше паломничество в Сербию, Черногорию, Италию. Многообразная информация, дорожные переживания, впечатления. Все это должно перевариться, осесть где-то в сознании, передаться близким, детям. К  концу поездки мы понимали почти все по-сербски, благодарили сербов словом «хвала», научились вести расчеты в евро и динарах. Самолет, аэропорт Шереметьево. Мы в России! Мы слышим ругань людей,  вызывающие гудки нетерпеливых столичных водителей. Это заставило подумать: «Как мы близки с сербами, но какие мы другие! Как много нами растрачено и потеряно! Многому мы должны поучиться у этого доброго, долготерпеливого, мужественного, мастерового, трудолюбивого  народа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс " Зарубежная поездка"

Актуальность изучения курса состоит в том, что путем заочного путешествия учащиеся имеют возможность ближе познакомиться с жизнью народа изучаемого языка. Материал данно...

Урок английского языка по теме Поездка в Лондон

Урок с использованием проектной технологии...

Элективный курс разговорного английского языка " Поездка в Англию"

Программа элективного курса разговорного английского языка "Поездка в Англию" предназначена для учащихся 5-7 классов и рассчитана на 34 часа. Расширение международных связей, вхождение наш...

Паломнические поездки в рамках курса "Основы православной культуры"

В данной публикации представлены теоретическое обоснование, методические рекомендации и подборка игр, необходимые для организации и проведения экскурсионных поездок по святым местам с обучающимися общ...

контрольная работа по немецкому языку по теме "Коллективные поездки по Германии"

Контрольная работа по теме "Коллективные поездки по Германии" содержит задание, направленные на проверку усвоения лексических, грамматических и страноведческих знаний учащихся....

Техника безопасности при поездке в автобусе

В буклете рассказывается о правилах поведения в школьном автобусе....