Развитие личности учащихся на уроках русского языка
статья по теме

Голова Нина Анатольевна

выступление на педсовете. Обмен опытом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Развитие личности учащихся на уроках русского языка.

                                                               Выступление на педсовете  Головой Н.А.,

                                                                         учителя русского языка и литературы

                                                                          МОУ «Лицей № 1».

     В этом учебном году методическим объединением учителей русского языка и литературы была поставлена цель «Способствовать приобретению учащимися качеств функционально грамотной личности», задача  «Формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профильной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старших классах».

     Линия развития личности (средствами учебного предмета) – это, по основам теории Общеобразовательной Системы «Школа – 2100»,  группа взаимосвязанных умений по использованию предметных знаний. Овладев этими умениями, человек приобретает возможность решать соответствующий вид жизненно-практических задач (проблем). Таким образом, идёт развитие человека – приобретение им качеств функционально грамотной личности.

     Современное понимание общепредметной функции курса русского языка определяет и нацеленность планирования уроков на формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности:

  1. коммуникативные;
  2. интеллектуальные;
  3. информационные;
  4. организационные.

   Учителя нашего МО работают по четырём программам: под ред. Т.А.Ладыженской, С.И.Львовой, ОС «Школа-2100», Федеральной программе для уч-ся 10-11 кл.

      Я работаю по Общеобразовательной Системе «Школа-2100». В чём вижу её преимущество:

        1.Возможность практического осуществления принципа «минимакса»: минимум содержания (гос. стандарт и требования программы) доступен для каждого ученика. Эти знания составляют сравнительно небольшую часть курса.

        2.Есть возможность использовать избыточные задания, которые рассчитаны на способных и одарённых учеников.

         3.  Самое главное – из процесса работы не исключаются слабые ученики: одна и та же проблемная ситуация решается всеми учащимися и каждым ребёнком по-своему, важны все версии (и правильные, и неправильные).

      Образовательная Система «Школа-2100» открывает широкие творческие возможности как для учителя, так и для ученика, предполагает их сотрудничество, позволяет сочетать классические традиционные средства, методы и приёмы обучения с инновационными. В своей работе я использую элементы технологии личностно ориентированного развивающего обучения, технологии критического мышления, игровые технологии. В организации дидактического материала и учебного процесса предпочитаю следующее направление:

  1. Подбираю задания, ориентирующие учащихся на поиски  разнообразных вариантов выполнения заданий.
  2. Задания, ориентирующие учащихся на поиски более экономных, рациональных форм выполнения и проверки знаний.
  3. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний. «Шагнуть за горизонт программы» вызываются «разведчики», они получают задание (или индивидуальное, или групповое), например: « В словосочетании чеканный шаг  слово чеканный прилагательное или причастие?» «Какой разряд у прилагательного гнилой? Мотивируй ответ». На следующем уроке выступают с сообщением. Так одна из групповых работ «Частота употребления в речи наречий» переросла в исследовательскую работу.

  1. Ситуативно-творческие задания. Например, (8 кл., тема «Однородные члены предложения». Не нарушая языковых норм, предельно осложните простое , распространённое предложение разными группами однородных членов).
  2. Задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике. Например:  

         * д/з по теме «Отличие назывных предложений от двусоставных неполных» - проект подготовить к защите на уроке.  

         * д/з составить дидактический материал к орфографическому футболу, к диктанту «Проверь себя».

         * работа ассистентов в классе.

        Неиссякаемым источником творчества учителя является поиск приёмов педагогической техники. Именно они определяют «почерк» работы каждого учителя. С помощью какого-либо приёма учитель начинает урок, возбуждает в детях интерес к теме, организует проблемную ситуацию. Например:

  1. Как вы думаете, какое ударение в слове ОДНОВРЕМЕННО исходное, какое приобретённое?
  2. На каком основании в транскрипции слова РУЧЬИ появляется звук /й/?
  3. О каком языковом явлении можно сказать, выполнив морфологический разбор прилагательных в словосочетаниях БЕШЕНЫЙ ВОЛК и БЕШЕНАЯ ТРОЙКА?
  4. Почему предложения  «У нас не курят!» и «Уходя, гасите свет!» считают обобщённо-личными?
  5. Почему в предложениях  «Ранняя весна» и «Весна ранняя» не срабатывает математический закон: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется?

           На разном этапе урока, в разных видах работы и в разных вариациях можно использовать аналитические игры, например, игра «Пропорции». Играют и с7-8-летними детьми, и со старшеклассниками. Дети сами любят их составлять.

                  ДЕТИ / ИГРА = (?) / РАБОТА         (взрослые)

                 ПРОВОДА / (?) = СОСУДЫ / КРОВЬ    (электричество)

                 (?) / БАНК = СПИЧКИ / КОРОБОК        (деньги)

                  ЧАСЫ / СТРЕЛКИ = ТЕРМОМЕТР / (?)    (ртуть)

          Во всех нормативных документах последних лет подчёркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность понимать чужую речь, письменную и устную, а также грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли. Поэтому одно из направлений, активно реализующееся в современном преподавании, заключается в развитии всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся на уроках русского языка.

Работа прочитана на педагогических чтениях " Деятельностный подход в образовании"...

Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка

"Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка" - итоговая  работа  после прохождения  курсов повышения квалификации "Обучение русскому языку в рбразовательном учреж...

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

СодержаниеВведениеI.  Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII.  Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...

Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка.

Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка....