МАЛЫЙ ЖАНР ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА.
план-конспект урока (7 класс) по теме

 

МАЛЫЙ ЖАНР ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА.
 
цели:воспитание уважения к истокам культуры своего народа,интереса к детскому фольклору,истории русского народа.
 
 
-мы сегодня с вами поговорим о малых жанрах детского фольклора-пословицах,поговорках,потешках,небылицах,загадках,считалках.Произведения фольклора передавались устно,запоминали их со слуха.Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.Устное народное творчество являет собой отражение жизни,быта,поверий древних людей.Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека.
 
все сумели мы собраться
за работу дружно взяться
будем думать рассуждать
можем мы фольклор начать.
 
-Что такое фольклор?(устное народное творчество,а в переводе с английского обозначает "народная мудрость","народное знание".)
-Как вы понимаете эти три ключевых слова:
устное народное творчество
 
УСТНОЕ-передавалось из уст в уста,не записывалось.
НАРОДНОЕ-сочинял не один человек,автора установить практически невозможно.
ТВОРЧЕСТВО-от слова "говорить",то есть сочинять,придумывать.
 
-А вы какие жанры фольклора знаете?(ответы детей)
Наш разговор сегодня пойдет только о малых жанрах детского фольклора,и проведем мы его в форме устного журнала:
колыбельная песня
пестушки,потешки,небылицы.
загадки
пословицы
считалки
частушки
1 страница нашего журнала "колыбельные песни"
-Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки,мамы, в самом раннем возрасте.Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.
(исполняется колыбельная песня,укачивая куклу)
 
баю-баюшки-баю
не ложися на краю
придет серенький волчок
и утащит во лесок
под ракитовый кусток
к нам,волчок,не ходи
нашу Машу не буди.
 
баю-баю-баиньки
купим сыну валенки
наденем на ноженьки
пустим по дороженьке
будет наш сынок ходить
новы валенки носить.
 
баю-бай баю-бай
поскорее засыпай
прилетели гуленьки
сели возле люленьки
они стали ворковать
нашу деточку качать.
 
-ребята,почему колыбельная песня исполняется ласково,напевно?(ответы детей)
слово колыбельная произошло от слов "колыхать""качать"малое дитя.
 
2 страница нашего устного журнала"пестушки" "потешки"
-от какого слова произошло слово ""пестушки"?
(пестовать-значит нянчить,носить,вынашивать малого ребенка на руках,воспитывать,холить,лелеять,ходить за малышом.Они очень короткие,если ребенок ушибься,то мама,поглаживая,какие слова может говорить?
 
у сороки боли
у вороны боли 
у Феденьки заживи.
-когда купают малыша какие слова могут приговаривать?
 
с гуся вода 
с Пети худоба.
 
-чем пестушки отличаются от потешек?
 
(потешки-это прибаутки-особая забава взрослых с маленькими детьми,игра с пальчиками,ножками,ручками.короткие рассказики,обращение к детям,похвала отличительных признаков характера,красоты.)
 
идет коза рогатая
идет коза бодатая
ножками топ-топ
глазками хлоп-хлоп
кто каши не ест
молока не пьет
забодает,забодает,забодает.
 
 
наша Поленька в дому
что оладушек в меду
что оладушек в меду
сладка ягодка в лесу.
 
эй,вы,глазки,эй,вы,ушки
вас положим на подушки
полежите,полежите
отдохните и поспите
 
скачет зайчик по дорожке
скок скок
правой ножкой,левой ножкой
скок скок
прыгай прыгай вместе ножки
и похлопаем в ладошки 
скок скок.
 
-небылица весело учит различать действительность и фантазию,развивает воображение,небывалые картинки жизни.
федул,что губы надул?
кафтан прожег
можно зашить
да иглы нет.
а велика ли дыра?
один ворот остался.
 
Фома,что из леса не идешь?
да медведя поймал
так веди сюда
да он не идет
так сам иди
да он меня не пускает.
 
что ваши девчата делают
шьют да поют
а матушки?
порют да плачут.
 
фома,у тебя в избе тепло?
тепло.на печи в шубе согреться можно.
 
3 наша страница устного журнала "загадки"
-в русском фольклоре загадки-веселое словесное искуство,затейливая игра,умная забава.загадка,как и пословица,представляет собой краткое образное определение предмета или явления,но в отличие от пословицы она дает это определение в иносказательной,нарочито затемненной форме.Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт(висит груша-нельзя скушать)загадка может представлять собой и простое описание предмета(два конца,два кольца,а посредине гвоздик)Значение загнадок трудно переоценить,это и народная забава,и испытание на смекалку,сообразительность.Загадки развивают у детей дагадливость,воображение.
 
кто скрывался под кустом?
маленький трусишка
он боится очень  сильно
волка и лисицу.(заяц)
 
кто сидит в конуре?
а потом он во дворе на траве
прыгает и скачет
лает и играет.(собака)
 
любит он играть мяукать
любит кушать и лакать
он пушистый как игрушка
серый малнький зверюшка(котенок)
 
иать толста
дочь красна
сын-сокол
под небеса ушел.(печь,огонь,дым)
 
у нас в печурочке
золотые чурочки(дрова в печи)
 
белое ест
черное роняет(лучина горит)
 
сама голая
а рыбашка в запазухе(свеча)
 
заакопай-не гниет
кинь в воду поплывет(уголь)
 
пришел вор
во двор
хозяина в окно унес(ветер и дым)
 
красный петушок 
по улице бежит(пожар)
 
четыре братца
под одним шатром стоят(стол)
 
два брюшка
четыре ушка(подушка)
 
светленько чистенько
посмотреть любенько(зеркало)
 
мах мах
под порог ляг(веник)
 
одну меня не едят
а без меня мало едят(соль)
 
крепь-город
да бел город
а в беле-городе
воску брат(яйцо)
 
и комковато
и нозревато
и мягко и ломко
а всех млей на свете (хлеб)
 
4 наша страница устного журнала "пословицы"
-у кого есть ответ на все случаи жизни,когда у тебя горе,когда радость?Молод ты,стар,болен,здоров,о делах своих задумался-на всякое переживание,на любую новость,даст разумный совет,наставление,утешит,развеселит...-пословица.
 
дорога ложка к обеду.
 
волка бояться в лес не ходить.
 
рыбак рыбака видит из далека.
 
без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
 
у страха глаза велики.
 
глаза боятся а руки делают.
 
старый друг лучше новых двух.
 
друзья познаются в беде.
 
мягко стелишь да жестко спать.
 
семеро одного не ждут.
 
в гостях хорошо а дома лучше.
 
знал бы куда упасть соломки бы постелил.
 
под лежачий камень вода не течет.
 
 
ну кто из вас не согласится
что без труда мечта пуста
что дело мастера боится
что жизнь дана нам для добра
что друг не тот что медом мажет
а тот кто правду скажет
что долг день до вечера
коли делать нечего
что сам себя лишь тот погубит кто других совсем не любит
и конечно без труда
не вытащишь рыбку из пруда
помни!тот,кто много хочет знать
тот не должен много спать
согласитесь:лень и плут
до добра не доведут.
 
-какие пословицы вы здесь сейчас услышали?(ответы детей)
 
5 страница нашего устного журнала "считалки"
-считалка это небольшой стишок,форма жеребьевки,с помощью которой определяют,кто водит в игре.Считалка-элемент игры,который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам какой либо игры.В организации считалки очень важен ритм.
 
аты -баты шли солдаты
аты-баты на базар
аты-баты что купили
аты-баты самовар
аты-баты сколько стоит
аты-баты три рубля
аты-баты он какой
аты-баты золотой
аты-баты шли солдаты
аты-баты на базар
аты-баты что купили
аты-баты самовар
аты-баты сколько стоит
аты-баты три рубля
аты-баты кто выходит
аты-баты это я.
 
раз,два,три,четыре,пять
начинаем мы играть
в кошки-мышки,салочки
прятки,догонялочки
книжки будем мы читать
будем очень много знать.
 
6 страница нашего устного журнала "заклички"
-заклички-один из видов заклинательных песен языческого происхождения.Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве,семье.Напрмер,через все календарные дни песни проходит заклинание богатого урожая,для себя же дети и взрослые просили здоровья,счастья,богатства.
заклички представляют собой обращение к солнцу,дождю,и другим явлениям природы,а также к животным,а особенно часто к птицам,которые считались вестниками весны.Притом силы природы почиталиськак живые,к весне обращаются с просьбами,желают ей скорейшего прихода,на зиму сетуют,жалуются
 
жаворонки,жавороночки
прилетите к нам
принесите нам лето теплое
унесите от нас зиму холдную
нам холодная зима надоскучила
руки ноги отморозила
 
7страница нашего устного журнала "частушки",русские народные песни "пироги","дунюшка",игра на деревянных ложках.
 
-частушка-один из самых популярных и любимых жанровнародного творчества.Частушку можно услышать повсюду.
 
эй,девчушки хохотушки
начинаем петь частушки
начинаем веселей
чтоб порадовать гостей
 
не хотела я плясать
стояла и стеснялася
а гармошка заиграла
я не удержалася
 
у нас во дворе
квакали лягушки
а я с печки босиком
думала подружки
 
по деревне я шла
и ванюшку видела
оглянулася назад
сапоги мои лежат
 
если б не было воды
не было б и кружки
если б не было девчат
кто бы пел частушки
 
-Вот и подошел к концу наш небольшой детский фольклор.
 
ИТОГ занятия:С помощью пословиц,поговорок,потешек,небылиц,загадок развивали устную речь,умение слушать других,знакомились с устным жанром деского фольклора,развивали память,артистические способности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Малые жанры фольклора

Конспект "Малые жанры фольклора". Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности Отдельно представлена дидактика к уроку...

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Русский фольклор. Малые жанры фольклора

Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...