Пробуждение духовности силами искусства. Урок "Георгий Победоносец"
элективный курс по теме

Размышления о роли искусства на занятиях по православной культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

 учитель начальных классов

 МОУ Лицея №6 г. Химки

Васильева Ольга Викторовна

Пробуждение духовности школьников силами искусства на уроке «Георгий Победоносец».

Моя работа – это призыв к людям искусства использовать свои таланты для делания на ниве воспитания. «Жатвы много, а делателей мало», призывает Господь. Негармонична личность, развивающая только интеллект. Видим как много становится детей с задержкой эмоционально-волевой сферы. Черствыми, глухими, циничными, эгоистичными и гордыми делает детей навязываемая идеология потребления. И в конкуренцию средствам СМИ могут составить уроки «Основы православной культуры», которые имеют огромные возможности духовного воспитания детей.

Духовность, как свойство личности, является фундаментальным качеством человека и той целью, на которую должен быть направлен воспитательный процесс. Содержание воспитательного процесса заключается в формировании ценностных отношений. Культурология, искусство, знакомство с ценностями религиозного опыта и т.п. - и формирует эти отношения, пробуждает богатство духовных стремлений, которые наполняют человеческую жизнь значимым смыслом. Духовное воспитание обогащает детей навыками формирования подлинно гуманных отношений между людьми.

Современная энциклопедия Википедия трактует духо́вность как отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление ко внутреннему совершенствованию, высоте духа. Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. (Википедия)

Если говорим о пробуждении духовности, то подразумевается ее спящее состояние. Действительно, духовность присуща человеку, как птице полет. Показательно наличие в советском словаре конца 80-х статьи о духовности с пометкой «устаревш.». Стремление к возвышенному, как нарочно, приглушается современной культурой, рекламой, формирующей мировоззрение потребителя. Составить конкуренцию мощному воздействию средств массовой информации школа, вероятно, не может, но необходимо «сеять разумное, доброе, вечное», и уже не учительскими (и даже не человеческими) силами взрастится и даст добрый плод посеянное.

Говоря с учениками на уроках ОПК в 5 классе о культуре я использую схему  «дерево культуры», предложенное А.Кураевым в Рабочей тетради по ОПК (Приложение 1). Дети приходят к выводу, что искусство – это ветвь культуры, а плодом дерева является сам человек, его душа. Они признают, что искусство влияет и на автора и на зрителя или слушателя.

Определимся с понятием «искусство». В самом широком смысле (и это, по-видимому, самое древнее его применение) означает «мастерство», искусно выполненная деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Вторым, более узким значением является «творчество по законам красоты». Третий и самый узкий смысл слова «искусство» является собственно художественное творчество, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности.

В старину продавец древностей окружал своего ученика только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, ученик всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки. Широко используя на уроках лучшие образцы искусства, учитель может погрузить ребенка в атмосферу истинных ценностей. Любой вид искуства мыслит образами. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Произведения искусства воздействует на любого человека в независимости от его возраста, пола, социального положения, образования и пр. Они являются выражением взаимосвязи между человеком и миром.

Поскольку человек состоит их духа, души и тела, то задача учителя стараться задействовать все сферы. На уроке хорошо использовать произведения иконописи, литературы, живописи, графики, музыки, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и т.д. Искусство способно воздействовать на эмоциональную сферу человека, заставляя его прислушаться к звукам мира и звукам собственной души. Дети охотно отзываются на просьбу изобразить свои мысли, впечатления от урока. Если на уроке ребенок видел, слышал и рисовал, то он задействовал все типы восприятия и памяти.

Особенно хочу отметить живую реакцию на музыкальные образы. Дети не стесняясь подпевают Б.Гребенщикову «Город золотой», с удивлением узнают, что церковное пение акапельно, настолько музыкально оно звучало для них, а классическая музыка может вызвать настолько острые переживания, что просят «больше не включайте – плакать хочется». Дети сами придумывают и инсценируют притчи, сочиняют лирические стихи. Для работы на уроке мы используем не тетрадь, а папку для  рисунков. Оживляя, пробуждая сферу эмоций, учитель не только гармонизирует личность, а формирует способность к эмпатии, сочуствию, сопереживанию. Побуждая выражать, а значит, осознавать свои чувства, учитель взращивает способность «любить ближнего как самого себя».

Признаюсь, что не имея специального искусствоведческого образования, затрудняюсь с анализом и подбором материалов к уроку. Поэтому выражаю искреннюю благодарность людям, предоставляющим возможность свободно пользоваться результатом их трудов, их идеями. Предлагаемый мной урок составлен с использованием материалов, предоставленных Плехановой Валентиной Алексеевной, учителем МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа № 1» Ленинского района Волгоградской области на Учительском портале http://www.uchportal.ru/load/90-1-0-12492.

Существенную помощь при подготовке к урокам получаю на сайте А. Кураева «Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов». Страница из Рабочей тетради, данная  в Приложении, расположена по адресу http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/2.


Урок «Георгий Победоносец»

Цель урока: Охарактеризовать образ Святого Георгия Победоносца в различных видах искусства. Раскрыть значение образа святого в православной  культуре и культуре России.

 Форма урока: комбинированный.

Оборудование урока:         компьютер, проектор, экран, у учащихся бумага и карандаши.

План урока:

  1. Показ домашних работ.
  2. Постановка учебной задачи. Вступительное слово учителя.
  3. Легенда о Георгии Победоносце.
  4. Образ Святого Георгия в народных духовных стихах.
  5. Образ Святого Георгия в искусстве. Чудо Георгия о змие.
  6. Почитание святого на Руси.
  7. Подведение итогов.

Ход урока.

  1. Начало урока посвящаем творческим работам детей на духовные темы. Это может быть подготовленная викторина, сценка, эссе, стихи, рисунки, отзыв о поездке, книге, фильме и ли событии.
  2.  – У каждого государства и почти у каждого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах, на пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. (Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображение современного герба России.)

 Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит). Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда – то служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам о прошлом страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

А кем по вашему мнению является Георгий Победоносец? Из предложенных вариантов выберите один или несколько верных.

Георгий Победоносец -

•        святой великомученик,

•        великий римский военачальник,

•        изображен на гербе России и Москвы,

•        ему посвящен военный орден.

  1. – Правильный ответ вы узнаете в конце урока. А теперь послушаем сообщение подготовленное вашим товарищем. Это житие святого Георгия. Житие не похоже на биографию, оно описывает не все факты жизни исторической личности, а те, которые показывают духовный рост святого, его путь к подвигу.

- Георгий родом из Кападонии (современная Турция) вырос в верующей христианской семье. Он был еще ребенком, когда его отец принял мученическую смерть за Христа.

Поступив на службу в римское войско, Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом (284 – 305 гг.) и принят в его стражу в качестве военачальника. Император – язычник в последние годы своего правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената он предоставил всем полную свободу расправы над христианами. Георгий, узнав о таком решении императора, раздал нищим свое имущество, отпустил на волю рабов и явился в сенат. Он открыто выступил против императора, призвал всех к вере во Христа. За это Георгий был подвергнут жесточайшим истязаниям.

Разгневанный император отправил некогда любимого воина в темницу и повелел забить его ноги в колодки, а грудь придавить тяжелым камнем. Но на следующий день непокорный Георгий не раскаялся и остался тверд духом. Он сказал императору: “Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобой”. Изощренные страшные пытки ждали его впереди. Его привязывали к колесу с подставленными под него досками с железными остриями, вонзающимися в тело при вращении.

Его бросали в ров и засыпали негашеной известью, обували в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями гнали по улицам, травили зельем, а он самым чудесным способом исцелялся и представал перед императором целым и невредимым. Мужественно и спокойно принял он казнь, сложив свою голову под меч палача 24 апреля (6 мая) 303 г. С тех пор этот день отмечается, как день Святого Великомученика Георгия.

  1. Георгий вместе с Дмитрием Солунским, Феодором Стратилатом, Феодором Тироном и др. считается одним из “воинства небесного”. (Прослушивание аудиозаписи)

Тропарь великомученику Георгию Победоносцу, глас 4:

Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, Победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спасися душам нашим.

Культ Святого Георгия быстро распространился по Земле, в его честь возводились храмы, ваялись скульптуры, писались книги, картины и иконы.


Рафаэль Санти. “Святой Георгий” (около 1504; перо, следы черного мела и проколов по контуру). Галерея Уффици, Флоренция.


Новгородская иконописная школа. Святой Георгий в житии, 15 в. Икона написана на алом фоне, так в древнем Новгороде изображался “свет вечности” яркими, звучными красками. По композиции икона крайне проста, рисунок четкий несколько жестковатый.


Великий Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря относится к числу выдающихся памятников русской архитектуры доордынского периода. В 1119 году его начал возводить зодчий Петр. Это первый русский зодчий, имя которого известно.

– Вспомните Георгиевский храм в г.Долгопрудный. Среди нас есть его прихожане. Давайте к следующему уроку вы подготовите творческие работы об этом храме. А пока посмотрим фотографии внешнего вида и внутреннего убранства.

  1. Каноническое изображение Георгия, согласно легенде, — всадник, поражающий змия.

Легенда о драконе. Очень распространенная легенда повествует о победе Георгия над чудовищным змеем – драконом, пожирающего молодых девушек. Георгий укрощает дракона силой божественного слова и приводит его в город, после чего горожане и правитель, пораженные силой веры, принимают крещение.

Святой воин изображен на иконе “Чудо Георгия о Змие” (XV., ТГТ, Москва). В центре иконы парит всадник на белом коне. Легок его конь, выразительна и гибка фигура воина в золотой кольчуге и красиво развевающемся алом плаще. Георгий немного развернулся назад, он смотрит почти в упор на извивающееся чудовище. Он решительно вонзает копье в пасть змея.… Как огненное пламя, реет алое знамя за его спиной.

Изумительная по красоте икона “Святого Георгия” (XII в.) хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Это одно из ранних изображений Святого. Он одет в таинственно мерцающую золотом кольчугу. В правой руке он сжимает копье, левой опирается на рукоять меча. Через плечо перекинут красный плащ – символ мученической смерти. Перед нами юноша с красивым лицом. Прекрасны его огромные глаза, исполненные сосредоточенности, плотно сжаты губы, кудрявые волосы пышной шапкой окружают его благородный лик.

 Легенда о Георгии была особенно популярна на Западе в эпоху крестовых походов. Он считался образцовым рыцарем, победителем язычников, заступником Прекрасных Дам.

Ярким примером служит статуя Донателло “Святой Георгий” (1415-1417). Одно из ранних произведений Донателло (ок. 1386-1466), Статуя предназначалась для украшения фасада флорентийского здания Ор-Сан-Микеле. Образ святого воина стал символическим воплощением надежды на защиту Флоренции от врагов. Храбрый и мужественный воин в рыцарских доспехах пристально всматривается вдаль. Он полон скрытой энергии и силы, как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу. Руки спокойно лежат на щите, а напряженный взгляд бросает вызов всем, кто осмелится ступить шаг на эту землю.

  1. – На Руси имя святого произносили как Юрий или Егорий. О его подвигах слагали духовные стихи. На основе таких стихов-песен создан мультфильм из серии «Гора самоцветов» под названием «Егорий Храбрый» (студия Пилот, 2009 г.). Вы, наверное, догадались о ком пойдет речь? (Просмотр)

Обсуждение мультфильма: – Совпадает ли описание жизни героя в духовных стихах с житием? Не совпадает место действия. Очень уж хотелось русскому народу быть причастным к подвигам Георгия. Так авторы стихов показали насколько спасительно заступничество святого и как высоко ценится. – Каким оружием побеждает Георгий? Верой, смирением, любовью, словом. – Видим ли мы сцены битвы? Крови и смерти нет, но идет борьба духовная.

В России о Святом Георгии узнали с принятием христианства. Он был и остается ангелом, покровителем государственности, русской воинской мощи. Имя Святого Георгия носил основатель Москвы Юрий (Георгий) Долгорукий. В России Георгий Победоносец изображается на монетах, на Государственном гербе.

Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769 г.

13 февраля 1807 г. для поощрения храбрости и мужества солдат и унтер-офицеров был учрежден знак отличия Военного ордена Святого Георгия – Георгиевский крест.


Георгиевский крест 1-й степени.


Георгиевский крест 3-й степени


Георгиевский крест 4-й степени.

Все награды царской России прекратили свое существование после Октябрьской революции. Орден Св. Георгия был упразднен 10(23) ноября 1917 г.

  1. – Но невозможно упразднить народную память. Любовь к святому заступнику поддерживается его живой помощью, заступничеством, ответами на молитвенные просьбы. Русский народ помнит, что именно 6 мая 1945 года  в день памяти св. Георгия было водружено знамя над рейхстагом. Что много раз являл Егорий Храбрый себя заступником Руси.  А теперь вы расскажите мне, кто же такой Георгий Победоносец для каждого из вас. О чем бы вам хотелось узнать или поделиться?

Написать синквейн.

Синквейн состоит из 5 строф и выражает ваше отношение к чему-либо.

  1. 1 строка – личность или предмет, о котором вы будете говорить, выраженное одним существительным.
  2. 2 строка – описание 2 прилагательными.
  3. 3 строка – описание действия 3 глаголами.
  4. 4 строка – фраза, показывающая отношение к теме – чувство.
  5. 5 строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

  1. Георгий
  2. Святой, Храбрый
  3. Победил, Освятил, Наградил
  4. Станет для нас примером!
  5. Победоносец.

 


Приложение 1

Рабочая тетрадь. Урок 2

Культура и религия

Задание: Пользуясь подсказками, напиши составляющие нашей культуры.

Слова-подсказки: воспитание, культура, архитектура, возделывание (труд), праздники, религия (православие), законы, почитание, литература, образование, музыка, развитие, традиции и обычаи, живопись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Тема :" Воздействующая сила  искусства.  Искусство и  власть." В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  законо...

Материалы к уроку искусства Воздействующая сила искусства. Роль музыки в Великой Отечественной войне

Разработка данного урока может быть использована как на уроке искусства, так и музыки по программе Критской. Предварительно можно подготовить с учащимися индивидуальные сообщения по истории нескольких...

Воздействующая сила  искусства. Искусство и  власть.

В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  закономерность. Искусство  как проявление свободных, творческих сил человека,  полет...

Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

 Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...

Презентация к уроку искусства "Преобразующая сила искусства". 8 класс

Презентация "Преобразующая сила искусства" предназначена для уроков искусства в 8 классе при прохождении темы "Роль искусства в сближении народов". Здесь дана информация об известных музеях страны: Го...

Искусство и власть. Урок для 9 класса в разделе "Воздействующая сила искусства"

Задача этого занятия собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает  составить ментальную карту , в которой можно отразить все изученные разделы: Искусство...

Искусство и власть. Урок для 9 класса в разделе "Воздействующая сила искусства"

В начале урока учитель организует внимание обучающихся и поясняет,  для того, чтобы собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает  составить ментальн...