организация исследовательской деятельности учащихся
статья на тему

В статье описан опыт организации исследовательской деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_issl._deyatelnosti_uchashchihsya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности учащихся

Галиханова Татьяна Владиславовна

учитель математики МОУ «гимназия «Дмитров»» -

 Абсолютного победителя конкурса

«Лучшая школа России – 2005»

В настоящее время, пожалуй, трудно найти в нашей стране  школу, в которой в той или иной мере дети под руководством учителей не занимались бы исследовательской деятельностью. Гимназия «Дмитров» в организации научно-исследовательской деятельности учащихся прошла следующие этапы: 

В  1996г. организовано школьное научное общество учащихся «Эврика».

В 2002г. - создание  Центра исследовательской деятельности учащихся «Перспектива».

И наконец, создание в 2009г. на базе гимназии Московского областного отделения

Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь».

Деятельность данных обществ регламентируется локальными актами и приказами гимназии.

Обязательно ли заниматься исследовательской работой в гимназии «Дмитров»? Ответ однозначен: каждому учащемуся гимназии необходимо за год защитить хотя бы одну работу, а  каждый учитель гимназии должен подготовить  не менее определенного числа исследовательских работ в соответствии со своей нагрузкой.

Много лет я преподаю в гимназии математику. Занимаясь организацией  научно-исследовательскую деятельность учащихся, я пытаюсь реализовать следующие задачи:

  1. Раннее раскрытие  интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;
  2. Привитие интереса к предмету;
  3. Профессиональная ориентация учащихся;
  4. Углубленная подготовка учащихся к самостоятельной исследовательской работе.

Работу осуществляю по следующему плану:

  1. Выбор тем исследовательских работ
  2. Подбор литературы по каждой теме
  3. Распределение тем между учащимися
  4. Обучение учащихся основам исследовательской работы
  5. Обучение учащихся оформлению работ
  6. Знакомство учащихся с критериями оценки самой работы и ее защиты
  7. Подготовка учащихся к защите проектов
  8. Предзащита проектов
  9. Защита проектов
  10. Обсуждение с учащимися результатов проделанной ими работы, выдвижение новых проблем
  11. Анализ работы за год

Итак, попробую более подробно остановиться на каждом из пунктов этого плана.

Выбор тем исследовательских работ.

При подборе тем исследования  у меня иногда возникают затруднения – ведь в математике, в отличие от других наук, трудно в настоящее время совершить открытие. Дети, не имеющие склонностей к точным наукам, испытывают страх.  Поэтому при создании списка тем, предлагаемых учащимся, включаю в него тематику, которая могла бы заинтересовать и ученика-гуманитария. Важным является взаимодействие с учителями, преподающими другие предметы.

При всем разнообразии тематики, я могу выделить наиболее часто встречающиеся группы:

  1. История математики;
  2. Ученые-математики;  
  3. Использование математического аппарата в других исследованиях  (возможно два научных руководителя);
  4. Межпредметные связи;
  5. Исследования практической направленности;
  6. Изучение школьного курса математики с опережением.

Подбор литературы

Всю просмотренную литературу заношу в общий список. Затем, в списке тем, подготовленном для учащихся, указываю номер источника и страницы, относящихся к определенной теме. В последствие  это значительно экономит время.

Нельзя не затронуть тему использования интернет-ресурсов. Интернет предоставляет огромные возможности для подбора материалов по теме исследовательской работы, однако необходимо исключить использование  готовых  рефератов, это просто недопустимо!

Распределение тем между учащимися.

При распределении тем необходимо учитывать  индивидуальные особенности ребенка, его интересы. Дети могут предлагать для исследования собственные темы. Возможны групповые проекты.

Обучение учащихся основам исследовательской работы.

Очень важным, и, на мой взгляд, трудным является обучение учащихся работе над понятийным аппаратом. Необходимо научить детей:

  1. выдвижению гипотезы
  2. формулированию цели и задач исследования
  3.  выбору методов исследования
  4.  подбору источников информации
  5.  обработке информации, ее систематизация
  6. оформлению промежуточных результатов
  7. оформлению работы

На одной из установочных конференций ЦИДУ «Перспектива» приняты критерии оценки исследовательской  работы и критерии ее защиты. Учащихся необходимо с ними познакомить. Строго оценивается соблюдение регламента!

Защита проектов.

Все проекты проходят предзащиту, во время которой комиссия оценивает степень готовности работы. Защита  проектов осуществляется сначала на школьной конференции, а затем лучшие работы выдвигаются на конференции более высокого уровня.

Обсуждение с учащимися результатов проделанной ими работы, выдвижение новых проблем. Анализ работы за год.

Обсуждению результатов для меня  является одной из важных составляющих организации исследовательской деятельности. Опыт показал, что наиболее удачными бывают работы, темы которых выбраны перед началом летних каникул.

В заключении попробую ответить на три, на мой взгляд, важных вопроса.

Что дает организация исследовательской деятельности учащихся учителю?

  1. осознание учителем необходимости профессионального роста (прежде чем научить ребенка исследовательской деятельности учителю необходимо научиться самому);
  2. получение условий для повышения мастерства учителя (организация лекций для учителей, возможность участия  в работе жюри, присутствие на защите, заслушивание докладов учащихся из других школ);
  3. повышение интереса учащихся к предмету и личности учителя (повышение качества усвоения учебного материала, - общее дело сближает);
  4. наконец, это просто интересно!

Что дает участие в исследовательской деятельности ученику?

  1. раннее раскрытие  интересов и склонностей к научно-поисковой деятельности;
  2. углубленная подготовка к самостоятельной исследовательской работе
  3. привитие интереса к предмету;
  4. ранняя профессиональная ориентация;
  5. дополнительный опыт публичных выступлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе (на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)...

Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку.

Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть...

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени  на X р...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Организация исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной организации

В материале раскрываются теоретические основы исследовательской деятельности учащихся, а также рассматривается практический опыт учителя Сергеевой Ирины Николаевны....