УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.
календарно-тематическое планирование по теме

После логопедического обследования  учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического материала.Учитывая характер и выраженность затруднений, которые испытывают дети с билингвизмом при обучении в школе, степень эффективности дополнительных занятий, результаты логопедического обследования устной речи детей, особенности письма и чтения, можно сделать вывод о различной природе этих затруднений и выделить группу учащихся, нуждающихся в специальной логопедической коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-tematicheskiy_plan_zanyatiy_po_formirovaniyu.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

 ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ  

У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.

II КЛАСС

(2 часа в неделю)

Пояснительная записка.

    После логопедического обследования  учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического материала. Учитывая характер и выраженность затруднений, которые испытывают дети с билингвизмом при обучении в школе, степень эффективности дополнительных занятий, результаты логопедического обследования устной речи детей, особенности письма и чтения, можно сделать вывод о различной природе этих затруднений и выделить группу учащихся, нуждающихся в специальной логопедической коррекции.

    Для детей этой группы характерны нарушения, аналогичные тем, которые имеют русскоязычные дети с фонематическим, фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи, а именно: нарушения произношения фонем, общих для обоих языков; нарушение восприятия присутствующих в обоих языках фонем; недоразвитие лексико – грамматического строя речи обоих языков.

     Всё это свидетельствует о первичном речевом нарушении у ребёнка с билингвизмом и даёт возможность говорить о наличии у него фонематического, фонетико-фонематического или общего недоразвития речи. Такие дети зачисляются в логопункт на основании Письма Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.01.2000г.

    Так как обучение в школе проводится на русском языке, то у рассматриваемой категории учащихся на нарушения в формировании собственно речевых процессов накладываются трудности, общие для всех детей, изучающих второй язык. Имеется в виду явление интерференции, сущность которого заключается в переносе особенностей фонетики, лексики и грамматики родного языка на иностранный.

   Так как тематические планирования для коррекционного обучения детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи рассчитаны на русскоязычных учащихся, возникает необходимость в разработке курса занятий и для двуязычных детей.

   Специфика курса занятий заключается в том, что решение общих коррекционно-развивающих задач происходит с учётом принципов изучения русского языка как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения курса, его содержание, приёмы и методы обучения.

   Курс занятий рассчитан на двуязычных учащихся 2 – х классов с лексико-грамматическим недоразвитием речи и недостаточно сформированной связной речью.

№п\п

Грамматические темы

Лексические темы

Объем времени, часы

Дата

1

2

3

4

5

I этап – диагностический – 4 часа.

Фронтальное обследование

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций.. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического  анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивоной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

II этап – коррекционное обучение – 60 часов.

1.

Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы КТО?

Школа. Учитель и ученики.

2.

Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы ЧТО?

Школа. Учебные принадлежности. Игрушки.

3.

Дифференциация слов, отвечающих на вопросы КТО? или  ЧТО?

Школа. Учитель и ученики. Учебные принадлежности. Игрушки.

4.

Единственное число имен существительных. Числительные ОДИН, ОДНА,ОДНО.

Учебные принадлежности. Игрушки. Домашние животные. Части тела.

1 ч

5.

Множественное число имен существительных. Числительные МНОГО.

Учебные принадлежности. Игрушки. Домашние животные. Части тела.

6.

Единственное и множественное число имен существительных.

Учебные принадлежности. Игрушки. Домашние животные и птицы. Части тела.

7.

Закрепление.

Учебные принадлежности. Игрушки. Домашние животные и птицы. Части тела.

8.

Слова, обозначающие действия предметов. Постановка вопросов: Что делать? Что сделать?

Домашние и дикие животные.

9.

Выделение из текста слов, обозначающих предмет и действие предмета.

Домашние и дикие животные.

1 ч

10.

Простое двусоставное нераспространенное предложение.

Дикие животные. Детеныши животных.

1 ч

11.

Закрепление.

Дикие животные. Детеныши животных.

12.

Согласование имени существительного и глагола в  единственном числе.

На уроке. На перемене. В лесу.

13.

Согласование имени существительного и глагола во множественном  числе.

На уроке. На перемене. В лесу.

1 ч

14.

Закрепление. Согласование имени существительного и глагола в числе.

На уроке. На перемене. В лесу.

15.

Глаголы прошедшего времени.

Части суток. Режим дня. Семья.

16.

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в  мужском роде.

Части суток. Режим дня. Семья.

17.

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в  женском роде.

Части суток. Режим дня. Семья.

18.

Закрепление.

Части суток. Режим дня. Семья.

19.

Слова, обозначающие признаки предметов. . Подбор признаков к предметам по цвету. Распространение простого предложения определением.

Овощи, фрукты, цветы, деревья.

20.

Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по форме. Распространение простого предложения определением.

Овощи, фрукты, цветы, деревья.

21.

Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по величине, материалу. Распространение простого предложения определением.

Овощи, фрукты, цветы, деревья.

1 ч

22.

Закрепление.

Овощи, фрукты, цветы, деревья.

23.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в мужском роде единственного числа. Однородные определения.

Одежда, овощи, фрукты, цветы, мебель.

24.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в женском роде единственного числа. Однородные определения.

Одежда, овощи, фрукты, цветы, мебель.

25.

Согласование имени прилагательного с именем существительным во множественном числе. Однородные определения.

Одежда, овощи, фрукты, цветы, мебель.

26.

Закрепление.

Одежда, овощи, фрукты, цветы, мебель.

27.

Местоимения МОЙ, МОЯ.

Одежда, семья, игрушки.

28.

Закрепление.

Одежда, семья, игрушки.

29

Местоимение ЧЕЙ.

Животные. Одежда. Учебные принадлежности. Игрушки.

30.

Местоимение ЧЬЯ.

Животные. Одежда. Учебные принадлежности. Игрушки.

1 ч

31.

Местоимения ЧЕЙ, ЧЬЯ.

Животные. Одежда. Учебные принадлежности. Игрушки.

32.

Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма именительного падежа имени существительного и имени прилагательного.

Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии.

33.

Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма родительного падежа имени существительного и имени прилагательного без предлога.

Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии.

1 ч

34.

Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма дательного падежа имени существительного и имени прилагательного без предлога.

Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии.

35.

Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма дательного падежа имени существительного и имени прилагательного без предлога.

Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии.

36.

Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма винительного падежа имени существительного и имени прилагательного без предлога.

Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии.

37.

Работа над грамматическим оформлением предложения. Форма творительного падежа имени существительного и имени прилагательного без предлога.

Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии.

38.

Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы именительного и винительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов.

Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии.

39.

Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов.

Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии.

40.

Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов.

Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии.

41.

Закрепление.

Повторение ранее изученных тем. Птицы, продукты питания, профессии.

42.

Работа над грамматическим оформлением предложения.

Предлог В.Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы.

Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт.

43.

Работа над грамматическим оформлением предложения.

Предлог НА. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану.

Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт.

44.

Работа над грамматическим оформлением предложения.

Предлог С.Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы.

Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт.

45.

Работа над грамматическим оформлением предложения.

Предлоги С и СО. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану.

Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт.

46.

Работа над грамматическим оформлением предложения.

Предлог ПО. Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы.

Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт.

47.

Работа над грамматическим оформлением предложения.

Предлог К. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану.

Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт.

48.

Работа над грамматическим оформлением предложения.

Предлог ОТ. Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы.

Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт.

49.

Работа над грамматическим оформлением предложения.

Предлог У. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану.

Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт.

50.

Работа над грамматическим оформлением предложения.

Предлоги В ,НА, С, СО, ПО, К, ОТ, У.

Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану.

Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт.

51.

Закрепление.

Мебель, посуда, дом и его части. Город. Транспорт.

52.

Закрепление всех отработанных предлогов. Последовательный пересказ с опорой на вопросы.

На птицеферме.

53.

Закрепление всех отработанных предлогов. Последовательный пересказ текста с ярко-выраженной причинно-следственной связью.

Пересказ русских народных сказок.

54.

Закрепление всех отработанных предлогов. Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера.

Времена года. В саду. На огороде. В лесу.

55.

Описательный рассказ по составленному плану в виде вопросов.

Времена года. В саду. На огороде. В лесу.

56..

Составление и запись рассказа описательно-повествовательного характера по вопросам.

Времена года. В саду. На огороде. В лесу.

1 ч

57.

Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок, по схеме.

Повторение.

1 ч

58.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок, по схеме.

Повторение.

59.

Продолжение рассказа по его началу.

Повторение.

1 ч

60.

 Восстановление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без).

Повторение.

III этап – оценочный – 4 часа.

Фронтальное обследование

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых  проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

Всего:

68часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж

Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема:     Сказочный верниса...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...