Главные вкладки

    Константин Седых . "Даурия". Урок литературного краеведения Забайкалья.
    методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

     Артёмова Елена Геннадьевна

    Урок  - введение в тему : К. Седых. "Даурия"

     Предмет: литературное краеведение Забайкалья. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k._sedyh._dauriya.docx22.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Артёмова Елена Геннадьевна.

    Должность: учитель русского языка и литературы.

    Образовательное учреждение: МБОУ «Гаванская основная общеобразовательная школа».

    Предмет: литературное краеведение  Забайкалья   (по рабочей программе «литературное краеведение Забайкалья» Артёмовой Елены Геннадьевны).

    Тема: Константин Седых «Даурия». Введение в произведение.

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    1. Вызвать   интерес к творчеству Константина Седых и его произведению «Даурия».
    2. Обеспечить усвоение учащимися информации об истории создания произведения, биографических данных автора.

    Задачи урока:

    1. Сформировать у учащихся представление о жизни забайкальского казачества.
    2. Формировать у учащихся умение:   1) работать в группе; 2)находить и обрабатывать необходимую информацию, используя интернет -  ресурсы; 3) находить и обрабатывать информацию в литературных источниках.
    3. Воспитание патриотизма.
    4.  Формирование чувства гордости за свою Родину, её историческое  прошлое.
    5.  Развитие познавательных умений.
    6. Развитие аналитического мышления.
    7. Расширение кругозора учащихся.

                                                                          План урока.

    1. Введение в тему.

    Звучит старинная казачья песня «Не для меня…» в исполнении фольклорного коллектива «Забайкальские казаки» (интернет – источники).

    Учитель:

    Вслушайтесь в эти строки! Горько жалуется казак на свою долю, но нет в его словах сожаления…

        Да! Всё это  - действительно не для него. И уже никогда не обнять ему любимой девушки, не встретить светлый праздник Пасхи, не любоваться разливами великой реки… Он погиб, но знает, что до конца выполнил свой воинский и сыновний долг, и после его смерти будет  цвести свободно его родная земля, на которую он не допустил врага.

    Великими и страшными потрясениями пронизана судьба забайкальского казачества. Непробиваемым, незыблемым щитом стояло оно у юго – восточных рубежей своей Отчизны, защищая её от вероломства коварных соседей, не одну тяжёлую войну вынесло на своих плечах. Его история – это летопись беспримерного мужества, верности присяге и родной земле, история героизма и удали, отваги и доблести.

    Казак – это защитник, казак – бесстрашный воин, не согнувший гордой головы перед всеми невзгодами, казак – герой народных песен.  Казак – это крестьянин, земледелец, пахарь…

    Казаки  с самого раннего детства знали, что самое главное в их жизни – это защита Отечества.  Казаками были их деды и прадеды. Казаками будут их дети, внуки и правнуки. Но жизни приготовила всем им ещё одно великое испытание: после Великой Октябрьской социалистической революции казачество в России было уничтожено как класс и возродилось к жизни уже в наше время.

    Мы с вами уже обращались к этой теме, когда работали над замечательным произведением Василия Балябина «Забайкальцы».

    Сегодня мы приступаем к изучению  исторического романа о жизни и судьбе забайкальского казачества  «Даурия». Его автор – Константин Фёдорович Седых.

    1. Сообщения учащихся о жизни и творческом пути автора (литературные источники, интернет – источники).

    1. Учащиеся конспектируют основные данные сообщений, перечень наиболее известных и выдающихся произведений писателя.

    Учитель:

    Первая  книга «Даурии» вышла в Иркутске в 1942 году. Полностью роман был издан в 1948 году, а в 1950 г. был удостоен  Государственной премии. По мотивам произведения  на сцене Иркутского театра был поставлен балет «Даурия», а Читинский драматический театр поставил по роману спектакль.

    В  1972  году  вышла экранизация романа,  часть которой снимали у нас в Забайкалье. Режиссёр фильма – Виктор Трегубович. Никогда раньше в Чите он не бывал. Его поразила красота нашей земли. Вокруг ещё лежал снег, а на сопках уже вспыхнули первые костры цветущего багульника. Вот его слова: «Забайкалье неповторимо.  Мы объехали всю европейскую часть России, Восточную Сибирь, но так и не могли найти подходящих мест».

    1. Творческий отчёт групп учащихся о съёмках фильма в Забайкалье.

    Первая группа: актёрский состав (интернет – источники), демонстрация фотографий.

    Вторая группа: впечатления участников съёмок, массовки (литературные источники)

    Третья группа: демонстрация кадров фильма (интернет – источники):

    1. Учение молодых казаков.
    2. Погоня за беглым каторжником.
    3. Сватовство Чепаловых.
    4. Расправа над красноармейцами, побег Романа и Федота Муратова из – под расстрела.

    1. Образ главного героя произведения; образ героя второго плана (краткая характеристика).

    Учитель:

    Главный герой произведения – молодой казак Роман Улыбин.  На протяжении всего повествования  читатель наблюдает за его судьбой, сопереживая ему, волнуясь и радуясь вместе с ним. Из молодого казачка к концу эпопеи превращается Роман в командира Красной Армии. И в жизни его было столько испытаний, горя, потерь и невзгод, что с лихвой хватило бы на пятерых. Но были и радости, была любовь, пронесённая через всю жизнь. И главное – была вера в победу правого дела.

    С детства мечтал Роман вырасти похожим на своего деда Андрея Улыбина, который по замыслу автора был первым Георгиевским кавалером Забайкальского казачьего войска. Прототипом Андрея Улыбина стал  забайкальский казак Пётр Таскин, совершивший  подвиг во время Крымской войны.

    1. Защита учащимся реферата «Образ Андрея Улыбина – первого Георгиевского кавалера Забайкальского казачьего войска». (Интернет – источники, роман «Даурия»).

    1. Итог урока.

    Учитель:

    Тяжела казачья доля, да нет её славнее для настоящего казака. Впереди у нас несколько уроков знакомства с романом «Даурия». Мы окунёмся в жизнь забайкальского казачества, вместе с главными героями пройдём по тернистым дорогам их жизни, увидим наше родное Забайкалье таким, каким видели его наши далёкие прадеды. В дорогу, друзья! Я знаю точно, что это путешествие мы не забудем никогда. И я уверена, что «Даурия» станет для вас одним из самых любимых произведений, из тех, к которым снова и снова возвращается человек всю свою жизнь.

    Завершая урок, я хочу предложить вам прослушать одну из самых ярких, известных и любимых казачьих песен. Она не просто казачья, она – народная. В ней и судьба, и боль, и доблесть казачья. Она могла прозвучать из уст Романа или Андрея Улыбиных, Федота Муратова, Елисея Каргина и всех остальных героев «Даурии»… Ведь эта песня – душа казачья.

    1. Звучит песня «Ой, то не вечер…» в исполнении Русского Народного хора.

    1. Домашнее задание: 1,2,3 главы романа «Даурия».

    Интернет – источники:

    http://muzda.ru/mp3/забайкальские+казаки/      песня «не для меня».

    http://muzda.ru/mp3/ой%20не%20вечер/     песня «Ой, то не вечер…».

    Информация по фильму:

    http://kinobaza.tv/film/3272/

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E0%F3%F0%F8%FF_(%F4%E8%EB%FC%EC)

    http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1597/titr/

    http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1597/annot/

    http://www.oldchita.org/facts/451-stgeorgorder.html.    Информация о первом Георгиевском кавалере Забайкальского казачьего войска.

    Литературные источники:

    1. «Язык художественных произведений», хрестоматия; Забайкальский государственный педагогический университет им. Чернышевского; лаборатория лингвистического краеведения Забайкалья; Чита; 2000г.
    2. «Чита. Город во времени»; издательская мастерская «Стиль»; Чита;2001г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

    Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

    Презентация к уроку литературного краеведения Забайкалья в 7 классе по теме "Георгий Граубин о родном Забайкалье"

    Данная презентация предназначена для урока литературного краеведения Забайкалья в 7 классе....

    Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

    Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов  В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....

    Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

    Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов  Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой.  (По материалам Интернета)...

    Сказки эвенков. Презентация к уроку литературного краеведения Забайкалья.

    Презентация подготовлена для урока литературного краеведения Забайкалья. Содержит теоретический материал и иллюстрированную сказку....

    Бурятские сказки. Презентация к уроку литературного краеведения Забайкалья.

    Презентация создана для урока литературного краеведения Забайкалья. Содержит краткую  информационную справку о бурятском народе, особенностях его фольклорных произведений. Подробно рассматриваютс...