Работа учащихся. материалы школьной экологической выставки детского творчества "Стерх - символ надежды!"
творческая работа учащихся по теме

Ничкова Татьяна Анатольевна

Авторский коллектив:

Сэротэтто Ада, Сэротэтто Павел, Хороля Наталья- члены кружкового объединения «Пресс-центр»

Главный редактор:

Ничкова Татьяна Анатольевна, руководитель кружка «Пресс-центр» 

Наша планета серьезно заболела…

                Во многом это случилось  по вине людей. И теперь она просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.

                Что такое Красная книга, для чего она создана, вы узнаете, прочитав нашу книгу.  Собирая материал для ее страниц, мы стремились создать условия для формирования представлений наших сверстников о Красной книге как государственном документе.

                Мы, учащиеся Панаевской школы-интерната, тоже попытались внести свою лепту, собрав информационный материал о стерхах и тем самым начав вести свою Красную книгу, некоторые разделы которой посвящены нашему, детскому, взгляду на этих благородных, верных друг другу птиц.         

Стерх крайне редок, сохранилось не более 300 птиц. Это особо охраняемая птица, она внесена в Красную книгу России и Красную книгу МСОП. Создан Фонд «Стерх».

                Стерх для нас—символ надежды на возрождение в людях чувства сострадания, любви к творениям природы.

                Люди! Помните, что если стерх исчезнет, то возродить утраченный вид, мы, люди, при всех наших достижениях в области науки и техники ни сегодня, ни завтра не сможем!

И вот наша книга готова, это наш призыв ко всем читателям, призыв о  бережном отношении к природе.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sterh_-_simvol_nadezhdy1.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«ПАНАЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Стерх—символ надежды!

(материалы школьной  экологической выставки  детского творчества)

Авторский коллектив:

Сэротэтто Ада, Сэротэтто Павел, Хороля Наталья - члены кружкового объединения «Пресс-центр»

Главный редактор:

Ничкова Татьяна Анатольевна, руководитель кружка «Пресс-центр»

Слово к читателю

Наша планета серьезно заболела…

        Во многом это случилось  по вине людей. И теперь она просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.

        Что такое Красная книга, для чего она создана, вы узнаете, прочитав нашу книгу.  Собирая материал для ее страниц, мы стремились создать условия для формирования представлений наших сверстников о Красной книге как государственном документе.

        Мы, учащиеся Панаевской школы-интерната, тоже попытались внести свою лепту, собрав информационный материал о стерхах и тем самым начав вести свою Красную книгу, некоторые разделы которой посвящены нашему, детскому, взгляду на этих благородных, верных друг другу птиц.         

Стерх крайне редок, сохранилось не более 300 птиц. Это особо охраняемая птица, она внесена в Красную книгу России и Красную книгу МСОП. Создан Фонд «Стерх».

        Стерх для нас—символ надежды на возрождение в людях чувства сострадания, любви к творениям природы.

        Люди! Помните, что если стерх исчезнет, то возродить утраченный вид, мы, люди, при всех наших достижениях в области науки и техники ни сегодня, ни завтра не сможем! 

И вот наша книга готова, это наш призыв ко всем читателям, призыв о  бережном отношении к природе.

Почему она «Красная», или Об истории создания Красной книги

        Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.

        Почему так называется эта книга? Эта книга называется так потому, что красный цвет –  означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

        Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

        Первыми попали в Красную книгу морские коровы и странствующие голуби. Проблема появилась очень давно. Это было почти 250 лет назад. Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, интересных животных, которые паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами. Эти животные напоминали современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывая к лодкам. А люди их безжалостно убивали, и уже к 1968 году истребили всех.

        В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими. Люди убивали их ради вкусного мяса, и охота не прекращалась до тех пор, пока на планете не осталось ни одного голубя. Так по вине человека погибло много видов птиц, насекомых и растений.

        Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году. Учёные и краеведы Ямала  в 2004 году создали «Энциклопедию ЯНАО» в трех томах, где рассказали о флоре и фауне нашего округа.

         .Как же устроена Красная книга? Каждая страница книги имеет свой цвет: черный, красный, желтый, зеленый. Не сложно догадаться по какому принципу они выбирались.  

        Чёрная – виды, которые уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).

        Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).

        Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).

        Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).

        Красная книга – это документ временного действия. Люди узнают что-то новое об исчезающих видах животных и растений и предлагают взять их под свою охрану, вносят в Красную книгу. Некоторые животные или растения уже не нуждаются в охране, и они попадают на другие страницы. Красная книга – документ, постоянно изменяющийся по мере того,  как пополняются наши знания о природе; она должна пополняться новыми сведениями и совершенствоваться.

Любите родную природу:

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Стерх, или белый журавль

Крупный журавль – рост больше метра, размах крыльев более двух метров и масса до 7-8 килограммов. Название «стрех» нерусского происхождения. Во времена царствования Петра I по России нередко путешествовали зарубежные ученые. Добирались они и до окраин российских, в путях-дорогах встречались им белоснежные голенастые птицы с длинным оранжево-красным клювом. Издали они очень походили на белых аистов. За них и принимали птиц. А аист по-немецки storch, в этом и кроется секрет названия. Со временем белый красавец стал постепенно исчезать. Причин тому много: естественные изменения среды обитания, исчезновение болот, пересыхание водоемов, сокращение кормовой базы и др.

Невесть что творилось на зимовках стерха, а для зимовок он избирал края далекие. Из Якутии улетал к низовьям реки Янцзы, а это по прямой почти 6000 километров. Птицы, гнездившиеся в верховьях реки Оби и в ее среднем течении, летели зимовать, через казахстанские просторы, над Китаем и приземлялись в Северо-Западном Пакистане и Северной Индии. При этом им приходилось лететь на некоторых отрезках этого пути на высоте свыше 5000 метров над уровнем моря, чтобы перевалить такую преграду, как Гималаи.

Много бед и трагедий разыгрывалось на миграционных трассах журавлей – бури, грозы, снегопады, ураганы и другие стихийные явления. Да и люди оказывались не на должной своей высоте. Птиц убивали ради мяса, разоряли гнезда, зарясь на отложенные яйца, а их-то больше двух в гнездах и не бывает. И вот итого. В настоящее время гнездится белый журавль на двух удаленных друг от друга участках – на севере Якутской АССР и в Тюменской области. У якутов эта величественная птица самая почитаемая с давних времен. О ней сложены легенды, стихи, она олицетворяет красоту и зовется по-якутски кыталык, нередко и с эпитетом великолепный.

А много ли в наше время этого пернатого великолепия? Не более 300 особей! Невольно вздохнешь. Стерху нужен особый почет и уважение, особая забота и внимание. Он устраивает свои колыбели только на нашей территории. Он наш родной журавль, отечественный, гордость национальная.

В гнездовых районах Якутии насчитывается за последние годы 200-250 разновозрастных птиц, из числа которых примерно 60 пар выводят потомство. В Тюменской области птицы весной собираются в районе, расположенном в 200-250 километрах южнее устья Оби, на правом берегу этой огромнейшей по протяженности водной артерии страны. Велика Обь, но мало на ней стерхов – несколько десятков.

Не радостны сообщения и с мест зимовок. Дальнейшая судьба белых журавлей зависит от «судьбы» - нашего к ним отношения и благополучия на зимовках.

В течение года стерхи размножаются 1 раз. В гнезде больше двух яиц не бывает, во многих случаях оба они оплодотворены. После месячного насиживания (в основном кладку согревает самка) появляются птенцы. Они уже с хорошо смотрящими глазами и в теплой одежде из плотного пуха желтовато-коричневого цвета. Проходят всего лишь сутки, двое, и птенец покидает гнездо. Он уже способен неустанно «топать» за своими родителями. А где же второй журавленок? В открытии секрета его исчезновения кроется одна из причин низкого потенциала размножения белых журавлей. Второй птенец погибает вскоре после появления на свет от .. клюва своего близнеца. Журавлиха откладывает яйца где-то в начале июня. Как только появится первое яйцо, она усаживается на него, начинается развитие зародыша. Второе яйцо появляется через двое суток. Соответственно вылупляется и птенец . Первенец быстро набирает силенки, и когда рядом появляется братишка или сестренка, вместо того чтобы отнестись к ним по-родственному, он атакует из и забивает до смерти. Родители в поединок не вмешиваются и заботливо охраняют и выкармливают победителя до его полной самостоятельности.

На численность поголовья стерхов в природе отрицательно влияет освоение человеком областей их гнездования в разных целях – изысканных, хозяйственных и т.п. Стерхи – птицы очень осторожные, и любой, казалось бы, незначительный фактор беспокойства может вспугнуть брачную пару и вынудить ее оставить на время кладку яиц. Она охладится, зародыши могут погибнуть. А иногда птицы, испугавшись, вообще покидают свое гнездо. Даже безвредное по своему намерению любопытство отдельных людей – участников различных экспедиций, охотников (не за стерхами), рыболов, местных жителей – причиняет ощутимый вред. Это обязывает всех нас относится к стерхам в местах их гнездования с величайшей осторожностью.

Стерх питается разнообразными кормами. Он способен своим длинным клювом ухватить зернышко, ягодку, добыть корневище болотного растения, срезать стебель или зеленый побег травянистого растения. Заметив мелкого грызуна, лягушку, рыбешку, ползущего жука, копошащегося червяка, стерх настораживается, «прицеливается» и кончик острого клюва моментально «в яблочке». Но вот беда, снайперов остается все меньше и меньше. Дело в том, что зиму стерхи проводят на болотах, неглубоких озерах, в озерных и речных поймах и на других мелководных участках, где можно побродить в поисках пищи, и постоять, отдыхая, имея хороший круговой обзор. А он нужен, чтобы вовремя заметив какую-либо опасность, быстро подняться в воздух и улететь. Зимовки стерхов расположены на территории Индии, Ирана и, возможно, в Китае, где-либо в долине реки Янцзы. «Где-либо» потому, что уж очень длина эта река – 5800 километров, а журавлей мало, поди сыщи их там.

Известно, Что Индия и Китай имеют очень высокую плотность населения, которое быстро растет. Расселение людей сопровождается опасным сопутствующим явлением – загрязнением окружающей среды. Так, в Индии охраняется территория Гхана, раскинувшаяся примерно в 150 километрах южнее Дели.

В начале нашего века эта территория была охотничьим заказником княжества Бхаратпур, где устраивались дикие охотничьи оргии для высокопоставленных вельмож. Известны такие факты: в декабре 1914 года на охоте, организованной для одного из английских лордов, было убито (расстреляно) более 4000 водоплавающих птиц, в ноябре 1938 года другой лорд «побил рекорд». За несколько «веселых дней» он и его спутники истребили 4273 водоплавающие птицы. С образованием независимой Республики Индии чудовищное истребление диких животных в этой стране прекратилось. Но возникли беды, с которыми беды, с которыми (в данном случае во имя спасения стерхов0 бороться очень трудно. Теперь уже заповедная территория Гхана окружена населенными пунктами. Жители используют водоемы, где живут птицы, для орошения своих полей и огородов. Границы заповедника без пропуска пересекают стада домашних буйволов. По природе своей эти животные любят лежать или стоять на дне илистых и заросших водной растительностью водоемов по самые уши. Передвигаясь, буйволы, как живые танки, таранят все на своем пути и затаптывают. По разным делам и по безделью проникают в птичьи владения и люди. Все это крайне беспокоит птиц. Кроме того, сами населенные пункты, окружающие заповедник, не имеют канализации и системы направленных водостоков. Поэтому при ливневых дождях, а это явление в Индии не диво, нечистоты, бытовые отходы, а за последние годы и опаснейшие «излишки» ядохимикатов, минеральных удобрений и других продуктов химии смываются в болота и водоемы заповедника. Попав туда, они насыщают и воду и почву, тем самым отравляют их, уничтожая и растительность, и мелких животных составляющих пищу многих птиц. Естественные кладовые кормов для стерхов сокращаются. А податься им некуда, веками привыкли столоваться в определенных местах.

В связи с этим несколько лет назад возникла идея создания питомников для разведения стерхов в неволе.

На сегодня стерх как вид внесен в Приложение I Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозе исчезновения. Созданы генетические банки.

На местах зимовки в Индии в 1981 году создан национальный парк. На пролете птицы охраняются в Астраханском и наурзуском заповедниках. (Астраханский заповедник расположен в Северном Прикаспии, Астраханская область, Наурзумский – в Кустанайской области Казахской ССР.)

Учитывая, что белых журавлей осталась в природе в общем-то, обобразно говоря, «пернатая горсточка», принимаются меры для сохранения их в условиях полувольного содержания в питомниках и зоопарках. В Окском заповеднике, в специальном питомнике по состоянию на 1 января 1985 года содержалось 15 стерхов. В московском зоопарке живет пока «не результативная» пара. За рубежом: в США в питомнике, расположенном в штате Висконсин, 10 птиц, в ФРГ в орнитопарке несколько птиц. Это, по сути, первые шаги.

Трудностей в разведении стерхов немало. Они не скороспелы. Половая зрелость наступает после пятилетнего возраста. Не любят птицы «коммунальных квартир», в природе свои гнезда они располагают на отдельных участках, удаленных от соседних пар на несколько километров (2 – 5 и более). Эти исторически сложившиеся устои поломать трудно.

Однако стерх должен жить, и вокруг дела его охраны, его разведения в неволе следует создать деловую обстановку, соответствующее общественное мнение. Особенно потому, что в памяти-то народной запечатлен не серый и не черный журавль, а белый, стерх!

разно говоря, «пернатая горсточка», принимаются меры для сохранения их в условиях полувольного содержания в питомниках и зоопарках. В Окском заповеднике, в специальном питомнике по состоянию на 1 января 1985 года содержалось 15 стерхов. В московском зоопарке живет пока «не результативная» пара. За рубежом: в США в питомнике, расположенном в штате Висконсин, 10 птиц, в ФРГ в орнитопарке несколько птиц. Это, по сути, первые шаги.

Трудностей в разведении стерхов немало. Они не скороспелы. Половая зрелость наступает после пятилетнего возраста. Не любят птицы «коммунальных квартир», в природе свои гнезда они располагают на отдельных участках, удаленных от соседних пар на несколько километров (2 – 5 и более). Эти исторически сложившиеся устои поломать трудно.

Однако стерх должен жить, и вокруг дела его охраны, его разведения в неволе следует создать деловую обстановку, соответствующее общественное мнение. Особенно потому, что в памяти-то народной запечатлен не серый и не черный журавль, а белый, стерх!

Творческая мастерская «Спасите стерха!»

Сэротэтто Павел, 8б класс

                                                              Руководитель: Ничкова Т.А.

Сердце Ямала

Летят белые журавли…

Верю: будут они во все времена,

Как при предках моих,

Так и после меня.

Летят журавли большие,

Аж до боли светлы.

И мои , и чужие

Замечают следы.

Жить без стерхов не в силе,

В них надежда моя:

Они—сердце Ямала,

Они—гордость моя!

Хороля Наталья, 8б класс

Руководитель: Ничкова Т.А.

Крик о помощи

Люди! Услышьте мой крик:

Стерхи в опасности!

Дорог каждый миг!

Люди! Прошу: помогите сберечь

Стерхов красу,

Радость от встреч!

Сэротэтто Таня, 1 класс

Руководитель:    Солянова Н.А.

Когда ты вернёшься…

Мой клюв – игла…

Игла. Одна на целый свет,

Мой выделяет силуэт.

Сомненья, боль, терзанья, грусть…

И снова я...

Глухой, безжалостный, немой...

Игла и ты. Хоть волком вой.

Ослепший дьявол, впавший в шок,

Что слабость прячет в порошок -

Я указую путь наверх!

Я - звезды в небе, птица Стерх.

Ты горечь ран своей души

Зашить иглою не спеши.                                                                          

В крови заляпанный портрет

Отмою ль я, когда иль нет?

Сэротэтто Ада, 8б класс

Руководитель: Ничкова Т.А.

Прощание с тундрой

Осень! Крик прощальный журавлиный

Разрезает неба синеву…

Клином стерхи пролетают мимо,

Жаль, подняться с ними не могу.

Стерхи! Птицы! Дайте мне ответ!

Как хочу я с вами пролететь!

Пролететь над тундрою родной,

Насладиться родины красой!

Дайте мне на время два крыла,

Стану я свободной, как стрела.

Вашими глазами посмотрю

Я на землю ту, что так люблю!

Лаптандер Ольга, 9в класс

Руководитель:   Шишкина Л.Н.

Крик

Над цветущей тундрой рано утром,

В ярком, нежном всполохе зари

Я услышала печальный, такой грустный

Стерха белого пронзительный тот крик.

«Человек, хозяин всей вселенной,

Что же ты наделал, дорогой?

Из краев далеких я вернулся,

Возвратился будто не домой!

Я увидел, как тут кровоточит

Моей тундры гордой милый лик.

Уничтожил ты, себе в угоду,

Хрупкой жизни ласковый родник.

Отравил ты реки и озера,

Нефть качая, скважины буря.

Нет теперь привычных мне гнездовий…

Человек, ты это сделал зря!

И птенцы мои, те ласковые пташки,

Здесь не встанут больше на крыло…

А тебе нужны одни бумажки,

Те, что превращаешь в серебро…

Я люблю тебя, ты моя тундра,

Я люблю озер твоих бескрайних гладь!

Не губи же, человек, ты дай вздохнуть мне,

Просто жизни капельку мне дай!»

Я смотрю на эту всю картину

И тревожно сделалось в груди.

Стерх ты мой, Ямала белый символ,

Ты за все, за все меня прости!..

Ты прости за то, что отношусь я

К роду человеческому. Впредь

Буду я кричать ежеминутно:

Стерху белому не дайте умереть!

Пусть парит над тундрою, и лесом

Слышан пусть его протяжный крик.

Человек, хозяин всей вселенной,

Дай ты белой птице просто жить!

Рисунок «Журавлиный танец» 

Список используемой литературы:

Они должны жить. Птицы: Альбом / Худ. В.А. Горбатов. Авт. Текстов М.В. Черкасова.—М.: Лесная промышленность, 1984

Природа Севера Земли: Полярная энциклопедия школьника.—М.: Северные просторы, 1998

Редкие и исчезающие животные: По страницам Красной книги ССР / И.П. Сосновский.—М.: Лесная промышленность, 1987

Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого Автономного Округа: в 3 т. Т.3. Салехард: Издательство Тюменского государственного университета, 2004

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Стерх - символ надежды!"

Авторы: Ничков Н. В., учитель технологии, педагог дополнительного образования Ничкова Т.А., учитель русского языка и литературы   Форма: мастер-класс Тема: «Стерх – символ надежды!» Цели: ...

Классный час "Стерх - символ надежды"

Материал для проведения классного часа, посвященного Международному Дню журавля...

Мастер-класс "Стерх - символ надежды!"

Форма: мастер-классТема: «Стерх – символ надежды!»Цели: Сформировать представление о тематической систематизации материалов в единый сборник;Развивать воображение, логическое мышление;Сформировать пре...

Тема работы: «Символ верности, любви и надежды» - творческая работа учащихся

XVII городскаяолимпиада пошкольному краеведению,посвящённая 70-летиюПрохоровскоготанкового сражения...

Областной конкурс "Символы России в литературном творчестве". Работа учащегося

Работа Подольского Алексея, ученика МОУ СОШ №1 с УИОП г. Фрязино, лауреата муниципального этапа областного конкурса "Символы России в литературном творчестве" (номинация "Символы России воспеваю...")...

Областной конкурс "Символы России в литературном творчестве". Работа учащегося (2)

Конкурс "Символы России в литературном творчестве". Номинация "Символы России воспеваю..." (литературное творчество собственного сочинения (проза, поэзия)). Работа учащейся 10 "Б" класса Квасовой...