Традиции и инновации в информатике
статья по теме

Кисельман Надежда Юрьевна

Научно-исследовательская работа была представлена на конференции, где была оценена грамотой главы городского отдела образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_vozdvignet_tebya_k_nebesam_npk.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам!
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты!
Где куются ключи к судьбе?
Лишь в тебе!
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой.

               Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”

В ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.

Начало XXI века ознаменовано реформой российского образования. Современная школа и современный учитель должен решать не только задачу овладения знаниями, умениями и навыками, но и в значительной степени овладения опытом оценочной, эмоциональной и творческой деятельности на базе применения алгоритма и модулирования знаний.

Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.

Для педагогов, школьной администрации существуют различные возможности использования компьютера:

  1. организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, баз данных, содержащих информацию об учащихся школы и их родителей, о педагогическом составе и т.д.);
  2. использование компьютера для получения и работы с информацией на электронных носителях, из сети Интернет, для реализации общения с целью обмена опытом, методическими разработками и другой документацией;
  3. подготовка учебных пособий, методических разработок к уроку;
  4. подготовка и проведение уроков с использованием мультимедиа;
  5. компьютерный контроль знаний учащихся;
  6. организация школьного сайта, позволяющего связать между собой учеников, родителей и учителей, отразить внутреннюю жизнь школы.

Использование ИКТ способствуют росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного поиска, обработки и представления знаний, развитию личности учащихся и подготовке к комфортной жизни в условиях информационного общества.

                Современный урок ценен не только получаемой на нем информацией, но и прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

         

  В чем же должна тогда состоять цель изучения информатики в школе? Я полагаю, что в результате эффективного обучения, должна быть сформирована так называемая “компьютерная зрелость”, которая формируется постепенно, проходя следующие стадии:

  1. Компьютерная грамотность:
  1. осведомленность о предмете, первичное ознакомление;
  2. элементарная компьютерная грамотность (компьютер и ИТ здесь являются объектом усвоения в обучении).
  1. Компьютерная компетентность:
  1. функциональная;
  2. системная (компьютер и ИТ становятся средствами учебной деятельности, а затем и труда).
  1. Компьютерная зрелость:
  1. креативная компетентность (компьютер и ИТ выступают как объект творчества и средство созидания человеком себя как профессионала и личности).

               Методически обусловлено совместное и одновременное изучение родственных понятий, одновременное изучение взаимообратных действий. Естественно, что для этого требуется особый подход к изучению некоторых разделов информатики, а так же специальная система упражнений, использование образной информации и высокого уровня сложности изучаемого материала на всех этапах образовательного процесса.

                Усвоение предмета не возможно без активного участия самих обучающихся. Все ученики - разные, и довольно сложно обойтись без конфликтов, но нужно не избегать, а научиться ими управлять. Поэтому стоит проблема построения общего пространства жизни и деятельности всех участников процесса. Этому в значительной степени способствует совместное проектирование.

                 В процессе проектирования происходит интеграция образования и воспитания. Проектная деятельность характерна для сферы использования информационных технологий. Проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию способности действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими.

                 Работая над творческим проектом, дети открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. При этом радикально изменяется роль учителя. Он постепенно превращается в компетентного коллегу, в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта консультанта.

                 Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых “продуктов”.В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

  1. коммуникативные;
  2. личностные;
  3. социальные;
  4. литературно-лингвистические;
  5. математические;
  6. художественно-соматические;
  7. манипулятивные;
  8. технологические.

                 Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Метод проектов - универсальный метод в школьной практике.

                Приведу примеры заданий, используемых для работы со школьниками среднего возраста (5–6 класс) при изучении темы “ Текстовый и графический редактор”. Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы с упражнениями учитель может выбрать в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

Задание 1
Уберите в каждом слове одну согласную так, чтобы получилось новое слово.

     ВСЛАСТЬ, КРАСКА, СКЛОН, ПОЛК, ТЕПЛО, БЕДА, ЭКРАН


Задание 2
 Замените в каждом из приведённых слов одну букву так, чтобы получились названия городов, рек и новые слова.
Название города: СОКИ, УХА, ТУЧА, БАКИ.

Название реки: УПАЛ, ОСА, КАША, ВОЛНА.

Новое слово: МАРКА, КОРЖ, БУЛКА, ЛАПКА, ЗУБЫ, ПЕСОК, ГАЛКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, ПОЛЕНО.

Задание 3.

Удалить лишние слова, восстановив тем самым оригинальный текст стихов А.С. Пушкина.

У лукоморья дуб очень старый, но ещё зеленый;

Златая тяжелая цепь на дубе том:

И днем и ночью, утром и вечером кот ученый

Все ходит по цепи круг за кругом;

Идет направо – песнь тоскливую заводит,

Налево – страшную сказку говорит.

Там чудеса чудесные: там добрый леший бродит,

 Русалка распрекрасная там на ветвях сидит…

            Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества.

Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда”

              Создание проектов - как формы аттестации учащихся  целесообразно использовать для учащихся, прошедших курс обучения длительностью более 68 часов на базе кабинетов вычислительной техники, укомплектованных высокопроизводительным оборудованием, а также с использованием медиаресурсов школы.       

      Проект рекомендуется разрабатывать в индивидуальной или групповой форме под руководством учителя информатики и учителей предметников на протяжении одного - двух лет обучения информатике. Проектная работа включает в себя этапы моделирования, реализации и практического применения.

              Этап моделирования включает в себя сбор информации, разработку информационной структуры, наполнение структуры данными, выбор способа обработки информации и разработку модели представления результатов.

             Следующий этап представлен реализацией модели в электронной и материальных средах, презентации результатов.

Практическое применение полученных результатов проектирования может заключаться в проведении урока-конференции, доклада на школьной конференции, использовании результатов проектирования на уроке, поддержка школьного издательства, клубной деятельности, организации школьных зрелищных мероприятий, проведении конкурса научно-исследовательских работ и др.

Тема проекта

и форма реализации

Практическая значимость проекта

Компьютер и профессия (сайт, презентация, буклет, плакат)

Оснащение кабинета профориентации школы, проведение школьных конференций, создание наглядных пособий в кабинете

Новые носители информации (электронный документ, презентация, плакат)

Создание раздела электронного учебного пособия для уроков информатики, развитие школьного виртуального музея информатики

Правовые аспекты информационной деятельности (документ, инструкция по эксплуатации программного обеспечения, брошюра: оформляется на компьютере)

Сохранность программного обеспечения школы, защита от вирусов, обновление программного обеспечения

Разработка модели процесса из предметной области (презентация, продукт СУБД, электронных таблиц, среды черчения, компьютерная программа)

Конструкторская документация школьного здания, оформление интерьера школы, школьного участка, создание программы обслуживания лабораторного эксперимента по предмету, создание презентаций по проблеме для уроков по различным предметам

Разработка алгоритма и программы по теме научно-исследовательской работы (компьютерная программа)

Развитие школьной научно-исследовательской деятельности

Использование графических технологий в научно-исследовательской работе (презентация, видеофильм, компьютерные графические работы, графическое оформление школьной страницы в Интернете)

Школьное издательство, оснащение кабинетов школы электронными наглядными пособиями, поддержка уроков, секций, факультативов, зрелищных мероприятий школы визуальными продуктами

Использование средств настольных издательских систем в оформительской деятельности (документ, выпущенный в школьной  «мини-типографии» с использованием сканера, цифровой камеры, CD-библиотек, принтера, копировальной техники)

Регулярный выпуск предметного альманаха, выпуск и обновление школьного буклета, буклета «Выпускной класс», выпуск брошюры с докладами школьной конференции, брошюры с отчетами работы секций факультативов, брошюры по итогам предметных недель в школе, награждение учащихся школы грамотами, созданными в рамках проекта

Использование вычислительной среды в научно-исследовательской работе (продукт вычислительной среды)

Проведение компьютерного эксперимента по физике, экономике и пр.

Разработка базы данных для школьного архива - книг, личных дел, медицинских карточек (продукт СУБД)

Информатизация школьного архива

Использование web-технологий и дистанционной деятельности школы (web-сайт)

Организация дистанционного обучения детей, обучающихся на дому, проведение дистанционных олимпиад в регионе, презентация в школе

Использование Интернета в музейном деле школы (компакт-диск, сайт)

Создание компьютерной музейной экспозиции, музейной медиатеки

Использование электронной почты в школьном клубе (электронные письма, Интернет-страница)

Организация школьного музея переписки

Компьютер и здоровье (презентация)

Регулярный инструктаж по технике безопасности учащихся школы

Использование ИКТ для проведения школьной конференции (графические и текстовые работы на компьютере, электронные письма, обновление Интернет - страницы школы)

Проведение школьной конференции

            Современная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе.
Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели.      Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.

             Объектом исследования в моей работе является процесс обучения, а предметом – формы его организации.

Целью моей работы является выявление таких форм организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в традиционных и инновационных системах обучения. Если учитель правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.

        Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10 — 15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы.
Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

В. А. Сластёнин пишет «понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося»
         Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются традиционными, а коллективные – принципиально новыми в современном образовании.В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее распространённые: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки- конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В процессе изучения темы «Формы организации процесса обучения» особое внимание следует обратить на эффективность отдельных форм.

             Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Поэтому так важно именно в школе выявить всех тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Пожалуй, главная задача школы – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей.

               Современное содержание образования не может выдаваться ученику только с целью освоения учебного материала. Школьник создает творческий образовательный продукт и получает качественное образовательное приращение, когда овладевает основами креативной и когнитивной деятельности. Поэтому учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием. На сегодняшний момент образовательный процесс признает главной ценностью саму личность учащегося, его личностно-субъективные качества как основание организации учебного процесса.

             Несмотря на понимание необходимости развития познавательных способностей в процессе обучения в школе, реального внедрения технологий развития познавательных способностей учащихся не происходит. Связано это, с одной стороны, с тем, что учителя, в большом числе случаев, пока не овладели дидактическими основами развития познавательных способностей учащихся, не усвоили условий их успешного развития в процессе обучения, и, в связи с этим, не в состоянии использовать развивающие технологии в рамках "своего" учебного предмета. С другой стороны, это связано с недостатками современных учебников и учебных пособий, зачастую имеющих описательный характер.

Таким образом, потребностью сегодняшнего дня является переход с усвоения готовых знаний на уроке к самостоятельной исследовательской деятельности ученика.

Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать связи практической значимости, применимости результатов исследования, научной строгости и доказательности, наличие творчества.

Исходя из представляемых на научно-практических конференциях работ, можно выделить следующие виды работ:

Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Рефераты - работы, предполагающие подбор информации по выбранной теме из большого количества источников.

Эксперимент - работы, имеющие задачу визуализирования известных научных фактов, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Исследовательские работы по информатике можно разделить на 3 больших блока, включающих в себя все виды исследовательских работ описанных выше:

  1. доклады (рефераты);
  2. проекты, связанные с использованием языка (системы) программирования;
  3. проекты с применением современных информационных технологий (презентации, web-дизайн, flash-технологии).

При этом необходимо наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Персональный компьютер помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна.

Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Облегчение доступности базы знаний за счет применения постоянно совершенствующихся средств мультимедиа (цветовое и звуковое оформление, анимация) и методик дистанционного обучения (обучающе-контролирующие программы, диалоговый режим, различные уровни сложности) изменяет ролевую функцию учителя в образовательном процессе. Роль учителя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится роль интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса.

В нашей школе учащиеся с удовольствием берутся за проекты, основанные на межпредметных связях.

                  На современном этапе развития отечественного образования особую значимость приобретает научное направление, связанное с совершенствованием педагогических технологий, использующих средства информационных компьютерных технологий для преподавания общеобразовательных предметов.

                 Использование компьютерных программ, являющихся электронными учебниками, ориентировано на поддержку традиционного курса обучения, что не отвлекает детей от школьного предмета, а скорее способствует развитию у ребенка повышенного интереса к нему.

             В обучении предметных дисциплин должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации образования, внедрение новейших компьютерных технологий и дистанционного обучения.

            Проекты, связанные с созданием сайтов были выбраны в качестве формы обучения по программе “Информационные технологии” в 10-11 классе, идущей параллельно с предметом “Информатика”. Работа над проектом начинается в 11 классе. В процессе разработки сайта предполагается достижение следующих целей:

  1. развитие творческих способностей учащихся;
  2. развитие навыков самостоятельной работы;
  3. умение работать в коллективе;

В процессе работы над проектом учащиеся знакомятся с различными принципами и формами представления и размещения информации на сайте, изучают технологии, с помощью которых создают свой сайт.

                       Этапами работы над проектом являются следующие: выбор темы, разработка концепции сайта, определение структуры размещения информации, названия рубрик, страниц и т. д., разработка дизайна сайта (цветовая схема, логотип, эффекты и т. д.), отбор информации для размещения на сайте, выбор технологий и инструментов для создания сайта, конструирование и отладка сайта, размещение в Интернете, сбор отзывов и окончательная доработка сайта, защита проекта.

              Проекты, связанные с созданием баз данных также требуют больших усилий со стороны участников процесса. Этапы работы над проектом базы данных :

  1. Определить предметную область будущего проекта.
  2. Сформулировать цели, на которые ориентирована будущая информационно-справочная система.
  3. Построить инфологическую модель системы, состоящей из объектов и их связей, необходимых для выполнения поставленных задач.
  4. Продумать структуру необходимых таблиц.
  5. В СУБД MS Access создать структуру таблиц.
  6. Установить связи между таблицами.
  7.  Создать форму для заполнения этой базы данных.
  8. Ввести сведения в БД (10 записей).
  9. Создать отчет по созданной базе данных.

Поручить выполнение проекта рабочим группам учащихся, на которые делится класс. Учащимся необходимо разделить функции, распределить роли для коллективного сбора данных и ввода их в базу. 

Можно предложить следующие варианты индивидуальных проектов:

  1. Больница (стационарное отделение).
  2. Больница (поликлиника).
  3. Расписание уроков в школе.
  4. Библиотека (книги, читатели, библиотекари).
  5. Дорожно-транспортные происшествия (участники, машины, обстоятельства ДТП).
  6. Футбольный чемпионат (команды, график игр, результаты игр, футболисты).
  7. Городская телефонная сеть (АТС, абоненты, оплата, переговоры).
  8. Авиарейсы (самолеты, пилоты, рейсы, пассажиры).
  9. Отдел кадров предприятия (отделы, сотрудники, должности, зарплата).
  10. Предприятие торговли (отделы, товары, продавцы, поставщики).
  11. Вступительные экзамены в ВУЗ (факультеты, специальности, абитуриенты, экзамены, оценки).
  12. Выборы в Государственную думу.
  13. Каталог программного обеспечения персонального компьютера.
  14. Календарь проводимых мероприятий по информатике.
  15. Художественная галерея.
  16. Склад товаров магазина «Детский мир».
  17. Биржа труда.

Итогом длительной работы класса по теме «Базы данных» являются созданные учениками информационные системы. Ученики вели групповую работу.

Каждая группа защищает свой проект.

Один из участников  группы рассказывает:

  1. тема проектной деятельности;
  2. участники группы и их функции при выполнении работы;
  3. комментарий к созданной работе;
  4. трудности, возникшие при работе;
  5. комментарии к созданным запросам.

Другой участник показывает созданную работу, форму к ней и отчет.

Учащиеся из других групп задают вопросы по БД и оценивают работу группы. Лидер группы может внести свои коррективы в оценку их работы с обоснованием  своей точки зрения.

                        Организация учебно-воспитательного процесса в рамках любой концепции тщательная подготовительная работа в соответствии с принятыми для данной концепции принципами. А если учебно-воспитательный процесс строится на основе развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, то это вдвойне усложняет задачу школы, но, несмотря на возникающие сложности, подобная концепция является приоритетным направлением любого инновационного образовательного учреждения.

                  В подобных учебных заведениях создаются научные общества учащихся. Главная задача этих обществ – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей, причем без всякого принуждения и насилия над личностью ребенка. В школах обучаются много учеников, которые ищут ответы по интересующим вопросам в различных областях науки и техники.

                    Систематическая самостоятельная работа школьников, активность школьников в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к творческой деятельности, качественная работа научно-методических советов школ способствует формированию и развитию у большинства старших школьников умений ведения исследовательской работы, овладению методами поисковой познавательной деятельности.

                    Таким образом, главнейшей задачей школы должна быть необходимость давать возможность учащемуся осознавать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомить с методами научной и творческой работы, развивать познавательный интерес, давать возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

               На протяжении нескольких лет учащиеся гимназии принимают участие в городских научно-практических конференциях по различным предметам, в том числе и по информатике. Последние годы радуют своими достижениями учащиеся среднего звена – неизменные участники трех НПК: Храмшин Тимур и Усольцев Роман (8 кл), которые выполняют совместные проекты в программе Macromedia Flash, Туезов Роман (7 кл), пробующий свои силы в графике.

        Самые серьезные работы показывает Садыков Альмир (11 кл), работающий в программе Delphi и создающий принципиально новую Базу данных, которая впоследствии может быть успешно использована как в школе, так и на других предприятиях.

                                В качестве итоговой работы 11-е классы выполняют творческий проект, который разрабатывается на протяжении всего учебного года в индивидуальной форме на уроках ИВТ под руководством учителя. И, при необходимости, с участием учителей-предметников создаются презентации по предметам, ведущимся в школе, а также разрабатываются новые практические работы, которые после доработки могут быть использованы для обучения будущих поколений.

                  Некоторые учащиеся выбирают проект в форме презентации на тему “Наш класс”. Выполнив его, все учащиеся имеют возможность насладиться этой работой.

                  Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий.

                 Информационные технологии открывают ребенку мир культуры, учителю – перспективу профессионального роста, руководителю – более эффективный механизм принятия решений и контроля за их исполнением.

В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.

               Информационно-компьютерная грамотность педагога должна развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

               В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам. Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. К сожалению ещё мало педагогов используют эту возможность для повышения уровня преподавания.

                 Сочетание различных видов работы на уроках с использованием ИКТ является важным элементом повышения мотивации учащихся, помогает сохранять их интерес к предмету в течение всего периода обучения. При наличии новейших технических средств педагогу легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс, решить извечную проблему “слабый-сильный ученик в одном классе”.

                Внедрение в образование новых информационных технологий на базе компьютерной техники – это требование времени.

                В современном гимназическом образовании, как и в целом в образовании российских школ, очень много проблем. И, если учесть факторы территориальной удаленности от ведущих образовательных и научных центров и административной закрытости нашего города, эти проблемы только усиливаются. Последнее время стало очень модно поднимать вопрос об информатизации образования, обоснованно считая, что развитие информационной компетентности педагогов позволит существенно увеличить качество и доступность образования. Но, по большому счету, какими бы не были инициативы Министерства образования и некоммерческих организаций (например, Федерация Интернет Образования), если сами образовательные учреждения (администрация, педагоги, ученики и родители) не будут предпринимать определенные шаги для развития образовательных информационных технологий, ничего не изменится. Очень многие школы, которые только начинают этот тернистый, и для каждой школы уникальный путь, спрашивают, с чего начать? Возможно, наш опыт окажется полезным.

               Моя позиция заключается в том, чтобы научить ребенка не пасовать перед трудностями, совершать выбор, научить его учиться самому, отстаивать свою точку зрения, подчеркивать свою “Самость” и “Я”. В своей деятельности я придерживаюсь слов Выготского, что “всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

традиции и инновации в преподавании математики

Текст выступления на районном семинаре учителей математики. В статье обосновывается необходимость введения разноуровневых групп, подводятся первые итоги....

Традиции и инновации на занятиях по прикладному искусству в дополнительном образовании

Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современно...

Традиции и инновации в образовании

Дана сравнительная характеристика традиционного и инновационного обучения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Именно инновационная деятельностьне толь...

мастер - класс "От традиций к инновациям"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.«ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...