Урок в 4 классе по математике «Краткая запись условия задачи как новое средство моделирования»
методическая разработка по теме

Смирнова Елена Георгиевна

 

На уроке учатся выделять и фиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования, знакомиться с новым способом моделирования задачи, анализировать свои действия, соотносить схему задачи с краткой записью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_4_klass.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №2 г. Серпухова Московской области

Урок в 4 классе по математике

«Краткая запись условия задачи как новое средство моделирования»

(в рамках преемственности между начальной школой и средним звеном)

Учитель начальных классов: Смирнова Е.Г.

23 апреля 2012 г.

Тема: Краткая запись условия задачи как новое средство моделирования.

Цель: выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования, познакомиться с новым способом моделирования задачи, анализировать свои действия, соотносить схему задачи с краткой записью.

Тип урока: моделирование и преобразование модели.

Ход урока.

I. Повторение изученного.

1) Игра «Калькулятор»

    Учащиеся следят за указкой, решают набранные учителем примеры и говорят ответ.

2) На доске: сравнить  именованные числа.

    5 км 64 м _ 564 м                                      5007 м _ 5 км 7 м

    65 дм _ 560 см                                           180 мм _ 1 дм 8 см

    140 см _ 14 дм                                            6 м 3 дм _ 603 дм

3) Прочитать числа, записанные на доске:

    7 031 005, 28 700, 1 037, 913 673.

    - Какие задания можете предложить классу?

    - Давайте узнаем сумму и разность самого большого и самого маленького

      числа.

4) Мозговая разминка.

    - Каких месяцев в году больше – где 30 или 31 день? (31 день)

    - Если за 3 дня до завтра был четверг, то какой день недели будет завтра?

       (Понедельник)

    - Что становится легче, когда увеличивается в размерах? (Воздушный ша-

       рик)

    - Как можно за 1 секунду снять колесо? (Сфотографировать)

    - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Что больше – сумма этих чисел или их произведе-

       ние? (Сумма, т.к. при умножении на 0 получается 0)

    - Назови два числа, которые одновременно делятся на 2, 3 и 5? (60, 90)

    - Часы показывают 12:50. Меняем часовую стрелку с минутной местами.

       Какое время показывают часы? (10 часов)

5) Рассмотрите пример. Не вычисляя, назовите ответ:

    278 326 : (4 016 : 4 016)  х (813 – 813) =

    - Скажите правила вычисления по порядку.

     (1 – Если число разделить на это же самое число, то получится 1.

      2 – Если из числа вычесть то же самое число, то получится 0.

      3 – Если число разделить на 1, то получится то же самое число.

      4 – Если число умножить на 0, то получится 0.)

6) - Внимательно послушайте задачи и запишите только ответы.

    * Найдите площадь цветочной клумбы, если известно, что клумба имеет

       форму квадрата и длина её стороны – 4 м. (16 кв.м)

  1. В классе, площадь которого 40 кв.м, обучается 20 ребят. Какая площадь приходится на одного ученика? (2 кв.м)
  2. 1\3 пути, который прошли туристы, 5 км. Найдите длину всего туристического маршрута. (15 км)

- Запишите ответы на доске. Какое число лишнее? Почему? (Лишнее число 15 км. Потому что оно является единицей измерения длины, а остальные числа являются единицами измерения площади)

II. Преобразование условия задачи.

- Когда мы с вами решаем задачи, то пользуемся двумя базовыми схемами.

- Какими? (Схема сложения и вычитания, схема умножения и деления)

- Изобразите их на доске.

а + в = с                                                                   m + n = k

с – а = в                                                                    k – m = n

с – в = а                                                                    k – n = m

- Сочетания этих двух типов схем дают возможность решать большинство задач.

III. Моделирование задачи.

- По схеме придумайте задачу про учеников нашей школы. (На доске схема)

                                                                               

Задача: В 1-А классе было а учеников, а в 1-Б на в учеников больше. Сколько учеников было в двух классах?

- Правильно придумали задачу?

- А я составила другую задачу: В 1-А классе было а учеников, их оказалось на в учеников меньше, чем в 1-Б. Сколько было учеников в двух классах?

- Отличаются эти задачи?

- Как назвать такие задачи? (Прямые и косвенные)

- Можно ли по схеме узнать текст задачи? (Нет)

Вывод: По схеме мы не можем однозначно установить, какими словами описаны отношения между величинами: в прямой форме или косвенной.

- Что помогло бы нам понять, каким был задан текст? Нужно какое-то дополнительное средство моделирования текстовой задачи. (Это составление краткой записи)

- Ставим цель перед собой: научиться составлять краткую запись к задачам.

IV. Преобразование модели.

Краткая запись к прямой и косвенной задачам:

I      a                                                    I      a    II – b  

II     I + b                                              II

V. Рефлексия.

- Открываем учебник: № 148(2,3,4)

- Что вам особенно запомнилось сегодня на уроке?

- Возникли ли какие-нибудь трудности?

- Чем мы будем заниматься на следующих уроках?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ "ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА "СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО МИКРОРАЙОНА"

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ "ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА "СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО МИКРОРАЙОНА"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7042572","attributes":{"alt":"","class":"media...

конспект урока 9 класс тема "Приспособления организмов к условиям среды"

конспект урока биология 9 класс тема "Приспособленность организмов"...

Рабочая программа элективного курса в 9 классе по математике «Практикум по решению задач для подготовки к ОГЭ.»

Данная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 17 часов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обу...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ ВЕЛИЧИН «НА» И «В НЕСКОЛЬКО РАЗ»

Цель урока:ü формирование общего представления о решении задач на увеличение или уменьшение  величин «на» и «в несколько раз.Задачи урока:Образовательные:ü закреплять умения и н...