как провести качественный урок
статья на тему

как поставить цели урока, провести анализ урока, выстроить конструктор урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon как провести качественный урок.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шевелева Е. Г.,

 учитель математики

Как провести качественный урок.

  1. Поставленные цели урока должны быть конкретными и наблюдаемыми во время урока. Поставленная цель должна пронизывать весь ход урока от начала до конца.

  1. Учитель должен уверенно (профессионально) владеть учебным материалом:
  1. свободно пользоваться понятийным аппаратом, спокойно, без напряжения излагать учебный материал;
  2. материал излагать интересно, увлекательно;
  3. не уходить от ответов на сложные вопросы, стимулировать задание их.

  1. Учитель должен демонстрировать правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную речь.

  1. Не допустимо на уроке учителю перебивать ученика, проявлять неприятие, раздражения, гнева, навязывать свою точку зрения.

  1. Устанавливать и использовать связи с другими предметами.

  1. Уместно использовать социальный опыт (личный, семьи, других людей, стран, народов).

  1. Использовать раздаточный материал: карточки, учебные пособия, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.

  1. Использовать динамические дидактические материалы: аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.д.

  1. При подаче домашнего задания можно использовать задание трех уровней образования:
  1. государственного стандарта (минимальный уровень);
  2. школьного;
  3. индивидуального компонента.

  1.   Поощрять (репликами или отметками):
  1. если учащиеся используют факты из других областей знаний;
  2. добровольное высказывание учащимися своего мнения о чем-либо.

  1.   Предлагать задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.

  1.  Обращать внимание на качество речи обучаемых. Следует отмечать не только речь с ошибками, но и хорошие образцы речи.

  1.   Заканчивать урок необходимо вовремя. После звонка большинство учащихся плохо воспринимают информацию учителя.

План урока

План конкретного урока — это личное дело учителя, у него есть право самостоятельно отработать свою модель плана, удобную и полезную именно ему.

Но пять моментов в плане должны быть отражены обя зательно:

  1.  Цели и задачи урока с конкретными указаниями, что ученики должны запомнить, понять, усвоить, какие навыки выработать.

  1.  Тема урока и план ее изложения. Эта часть плана составляется произвольно, по желанию учителя: в виде пунктов плана, тезисов, текста заданий, решения задач, формул и т. п.

  1.  Вопросы для опроса – это, в сущности, опорные сигналы темы, главное, на что обращается внимание учеников. Нельзя рассчитывать на память. Вопросы (задачи, задания, карточки) готовятся заранее и тут же прилагаются решения, варианты.

  1.  Задания для самостоятельной работы и закрепления (вопросы, параграфы учебника для чтения, упражнения, примеры).

  1.  Задание на дом с указанием, сколько времени нужно, чтобы их выполнить.

План урока — это план на тот или иной раздел темы, по этому считается, что учитель может пользоваться преж ними, но скорректированными планами. Требование состав лять планы на каждый урок в каждом классе (даже на одну тему), тем более в двух экземплярах, по единой (не редко усложненной) схеме ведет лишь к перегрузке учи теля.

В первую очередь учителю необходимо эффективно организовать подготовку к уроку. Если учитель планирует  не отдельные уроки, а тему целиком, то в этом случае значительно экономит свое время на подготовку, улучшив ее качество.

        Можно предложить следующую технологию подготовки темы (по А.Гину). Необходимо подготовить столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Спланировать обзорно все уроки параллельно.

Примерная последовательность действий:

  1. Базовый лист. Готовится «Базовый лист контроля». В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.
  2. Реквизит. Планируется реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т.д.
  3. Участие учеников. Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены?
  4. Организация повторения ранее изученных тем. На каких уроках и в какой форме организовано повторение?
  5. Контроль. На каких уроках и в какой форме организовать контроль?

Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Этапы урока могут быть реализованы различными приемами или их комбинацией.

Пример таблицы «Конструктора урока»:

Основные функциональные блоки

1

2

3

4

5

Разделы   урока

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам)

«Светофор»

Щадящий опрос

Идеальный опрос

Обсуждение выполнения д/з

Б. Объяснение нового материала

Привлекательная цель

Удивляй!

Пресс-конференция

Вопрос к тексту

Доклад

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку

Пресс-конференция

УМШ

Деловая игра «НИЛ»

Тренировочная контрольная работа

Г. Повторение

Своя опора

Свободная опора

Свои примеры

Опрос-итог

Обсуждаем д/з

Д. Контроль

Опрос по цепочке

«Светофор»

Тихий опрос

Программируемый опрос

Фактологический диктант

Е. Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Особое задание

Идеальное задание

Творчество работает на будущее

Ж. Конец урока

Опрос-итог

Отсроченная догадка

Роль «психолог»

Роль «подводящий итог»

Обсуждаем д/з

        Пользуясь таблицей «Конструктор урока» как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. У каждого учителя может быть свой конструктор. Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педтехники – инструмент творчества. Перечисленные выше техники можно разобрать в книге А.Гина «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность, Обратная связь. Идеальность».

        Технологическую карту можно определить как форму планирования педагогом учебного процесса, совмещенного в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Ее существенной характеристикой является представление учебного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся. Описание учебного процесса на таком уровне позволяет рассмотреть технологическую карту как основу управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и учителем и самими учениками.

        Планирование контроля с помощью карты, которая составляется на всю тему, и еще до начала изучения темы учитель составляет тексты контрольных работ. Учитель выделяет все учебные единицы (термины, факты, понятия, правила, законы), затем определяет на каком уровне будет изучена каждая из учебных единиц.

Контролю подвергается каждая учебная единица.

При выявлении учащихся, испытывающих затруднения в овладении знаниями на уровне стандарта, учитель организует им помощь здесь же,  на уроке.

        На основе технологической карты меняется и характер взаимодействия руководителя школы и учителя.  Для этого руководитель школы вместе с учителем осуществляют структурирование учебного материала, разрабатывают разнообразные варианты усвоения учащимися учебной темы, определяют контрольные уроки, на которых может присутствовать руководитель школы. В случае необходимости, используя технологическую карту руководитель школы может оказать методическую помощь учителю, выявить причины низкой результативности деятельности учителя.

        Технологическая карта предусматривает планирование усвоения знаний учащимися, формирование и развитие у них специальных и общих умений и навыков на определенном уровне.

Можно привести несколько примеров карт.

Пример 1

 Технологическая карта № n                                                     Класс

По теме: (тема раздела)

Номер урока по теме

1

2

  1. Тема урока

Цели урока

Вид учебных занятий

Актуализация темы

Изучение нового материала

Закрепление и применение знаний

Контроль учителя

Домашнее задание

Пример 2.

  1. Примерная форма технологической карты

(по Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко)

Номер  урока в курсе

Номер урока в теме

Тема урока

Что должен знать учащийся

Что должен уметь учащихся (специальные умения)

Закрепление и развитие общих учебных умений

Виды учебных занятий

Демонстрации

Контроль учителя

Контроль администрации

Пример 3.

Номер урока

Тема урока

Что должны знать учащиеся

Что должны уметь учащихся

Вид учебных занятий

Актуализация темы урока

Под руководством учителя

Самостоятельно

Изучение нового материала

Под руководством учителя

Самостоятельно

Закрепление и применение

Под руководством учителя

Самостоятельно

Контроль знаний, умений

Обобщение и систематизация

Оборудование

Домашнее задание

        Выбор и использование технологической карты – право каждого учителя  по своему усмотрению.

        Подводя итог можно выделить следующее:

  1. Технологическая карта позволяет планировать учебный процесс в системе.
  2. Позволяет создавать структуру урока общую, а приложения могут учитывать особенности каждого класса, и даже каждого ученика в отдельности.
  3. Технологическая карта – это мобильное поурочное и тематическое планирование.
  4. В форме технологической карты можно оформить «Тематическое поурочное планирование»

Группы целей урока.

        Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Именно они определяют систему действий учителя на предстоящем уроке. Основная логика урока и его ключевые моменты продумываются заранее как способ реализации поставленных целей.

        Вообще говоря, под целями урока понимаются те результаты, которых предполагает достичь учитель в процессе совместной деятельности с учащимися при их обучении, воспитании и развитии.

 

При подготовке урока необходимо определить цели урока:

  1. предметные цели ставятся к конкретному уроку,
  2. цели, ориентированные на развитие личности ребёнка ставятся к целой теме или разделу.

Предметные цели могут начинаться с:

  1. Создать условия для …
  2. Обеспечить условия для …
  3. Помочь в усвоении (закреплении) …
  4. Содействовать в усвоении ….

Цели, ориентированные на развитие

 личности ребенка:

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

  1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  2. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

  1. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

  1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и пр.);
  2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
  3. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, законе и др.);
  4. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

  1. Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
  2. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

5. Цели, связанные с развитием у школьников организационно- деятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

  1. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
  2. Создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
  3. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

6. Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся:

  1. Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
  2. Обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.

7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

  1. Содействовать развитию у детей умений общаться;
  2. Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

  1. Создать условия для развития у школьников умения «приостановить» свою деятельность;
  2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
  3. Содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей действительности, ситуации взаимодействия;
  4. Обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

Учебное занятие и его связь

 с другими формами обучения

Предметная цель учебного занятия

Тип учебного занятия

Другие формы

  1. Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…
  2. Организовать деятельность учащихся по…
  3. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание…

Учебное занятие по изучению и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

  1. классический урок;
  2. лекция;
  3. семинар;
  4. игровые формы;
  5. дидактическая сказка;
  6. и тд.

Организовать деятельность учащихся  по закреплению знаний и умений…

Учебное занятие  закрепления новых знаний и способов деятельности.

- семинар;

  1. лабораторная работа;
  2. исследовательская лаборатория;
  3. педагогическая мастерская;
  4. «умники и умницы»;
  5. «Счастливый случай»;
  6. консультация

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и навыков по теме…

Учебное занятие комплексного применения  знаний и способов деятельности.

  1. практикум;
  2. семинар;
  3. урок - исследования «Эврика»;
  4. лабиринт действий;
  5. игра – путешествие.

Обеспечить систематизацию и обобщение знаний по теме…

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

  1. лекция;
  2. семинар;
  3. конференция;
  4. дискуссия.

Обеспечить проверку, оценку и коррекцию знаний и умений учащихся      

Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

  1. зачет;
  2. экзамен;
  3. смотр знаний;
  4. телепередача.

Памятка поддержания дисциплины на уроке

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, обязательно переведите взгляд на недисциплинированных ребят. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организационного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

  1. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Её можно приготовить на перемене, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.

  1. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение урока – дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 

  1. Увлекайте учеников интересным содержание материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушать рабочий порядок.

  1. Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.

  1. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указание ученику, над чем ему следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

  1. Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.

  1. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

  1. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

  1. Удерживайтесь от излишних замечаний.

  1. Обходитесь без помощи других. Помните: налаживание дисциплины, может быть, - единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу. Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.

  1. Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя, не говоря уже о тех случаях, когда вина его бесспорна, конфликт должен развязываться в пользу учеников.

  1. Помните слова  Н.А.Добролюбова:

           «Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».

Примерная схема самоанализа урока

  1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как этот урок связан с предыдущими, как «работает» на последующие уроки? Каков тип урока?

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей        учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

  1. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными? Как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп учащихся?

  1. Рационально ли было распределено время на всех этапах урока для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между этапами урока.

  1. На каком содержании  (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли главное, существенное на уроке?

  1. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Обоснование выбора методов обучения (обязательно!).

  1. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового ма териала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?

  1. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах, и какими методами осуществлялся?

  1. Как использовался на уроке учебный кабинет, средства обучения?

  1.  За счет чего обеспечивалась в классе высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

  1.  За счет чего поддерживалась на уроке хорошая психо логическая атмосфера,  в чем конкретно проявилась культура общения учителя с группой учащихся, классом? Как учитель ведет себя в критических ситуациях? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

  1.  Как и за счет чего обеспечивалась на уроке  (и в домашней работе) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?

  1.  Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока? Какие?

  1.  Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось - почему?

Показатели оценки качества и эффективности учебных

 занятий

(по материалам Т.И. Шамовой и В.П. Симонова)

№ п/п

Блок

Показатели

Оценка в баллах (max 4)

Личные

 качества учителя

  1. Знание предмета и общая эрудиция

  1. Уровень педагогического и методического мастерства

  1. Культура речи, ее образность и эмоциональность

  1. Чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися

  1. Внешний вид, мимика, жесты

Особенности учебной деятельности учащихся

  1. Познавательная активность, творчество и самостоятельность

  1. Уровень развития общеучебных умений и навыков

  1. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе учебного занятия

  1. Проявление дисциплинированности, организованности в данном учебном предмете во время занятия

Содержа-ние изучаемого материала

  1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала

  1. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)

  1. Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации

  1. Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения

Эффективность преподавания

  1. Рациональность использования времени занятия оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности на занятии

  1. Целесообразность использования приемов наглядности и ТСО

  1. Рациональность и эффективность методов и организационных форм работы

  1. Характер обратной связи с учащимися

  1. Контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков

  1. Степень эстетического воздействия занятия на учащихся

  1. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности в ходе занятия

Цели и результаты проведенного занятия

  1. Конкретность, четкость и лаконичность формулировки цели учебного занятия

  1. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели

  1. Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники)

  1. Воспитательный эффект занятия

  1. Воздействие занятия на развитие учащихся


  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  2. АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
  3. (по материалам С.В. Кульневич, Т.П.Лакоцениной)

Педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:

  1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме.
  2. Правильность постановки цели урока
  3. Организация урока:
  1. Тип урока;
  2. Структура, последовательность этапов и дозировка по времени;
  3. Соответствие структуры урока его содержанию и цели;
  4. Подготовленность класса к уроку;
  5. Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная и др.;
  1. Содержание урока:
  1. Научность материала;
  2. Правильность подбора материала и видов деятельности для различных этапов урока
  3. Связь изучаемого материала с ранее изученным. Приемы повторения;
  4. Раскрытие практической значимости изучаемого материала;
  5. Межпредметные связи;
  6. Речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи;
  1. Методика проведения урока:
  1. Методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
  2. Соответствие применяемых методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся;
  3. Постановка перед учащимися цели урока и привлечение к подведению итогов урока;
  4. Работа с отстающими учащимися и учащимися проявляющими повышенный интерес к предмету;
  5. Система оценки знаний;
  1. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общаться с классом и отдельными детьми.
  2. Работа и поведение учащихся на уроке:
  1. Активность класса и отдельных учащихся;
  2. Заинтересованность учащихся изучаемым материалам;
  3. Отношение к учителю;
  4. Дисциплинированность, организованность
  5. Речь учащихся: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение задавать вопросы.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Основная учебная цель урока:

Цель сформулирована учителем в общем виде или в действиях учащихся;

Достижение цели на уроке: на различных этапах, на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и т.д. ;

Достижение на уроке предметной цели;

Достижение на уроке развивающей цели.

  1. Методическая логика урока

Структура урока, ее обоснованность;

Целесообразность распределения времени, хронометрирование урока;

Целесообразность и характер проверки домашнего задания;

Характер представления нового материала учителем;

Характер восприятия нового материала учащимися, степень их самостоятельности;

Развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков;

Оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся;

Характер домашнего задания, способы информирования о домашнем задании;

Результативность урока.

  1. Использование различных средств обучения:

Заданий различного характера, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, иллюстраций и др.);

Адекватность используемых средств основной цели урока;

Эффективность использования средств в данном классе;

Грамотное использование и сочетание различных средств обучения.

  1. Использование различных методических приемов:

Адекватность данного приема цели и задачам урока;

Обоснованность использования данного приема;

Эффективность использования данных приемов.

  1. Использование различных организационных форм обучения:

Индивидуальная,

Групповая,

Парная,

Фронтальная,

              Дифференцированные формы работы

Предупреждение неуспеваемости

1. Важным условием предупреждения неуспеваемости по математике является систематическое, последовательное изучение каждым учеником класса программного материала:

  1. установить связи нового материала с ранее изученным;
  2. научить выполнять самостоятельные работы по образцу;
  3. оказывать своевременную помощь ученикам.

2. Следующим условием является овладение каждым учеником необходимыми приемами самостоятельной работы.

Приёмы организации учебной деятельности учащихся

1. Методы работы с учебником математики.

        Хорошо организованная и систематически проводимая работа по учебнику является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний и навыков по математике.

        Чтению учебников математике надо специально обучать.

        Можно рекомендовать следующие формы постепенно усложняющейся работы с учебником математики в 5-9 классах:

  1. Чтение правил, определений, формулировок теорем после объяснения учителя.
  2. Чтение других текстов после их объяснения учителем.
  3. Разбор примеров учебника после их объяснения учителем.
  4. Чтение вслух учебников учителем с выделением главного и существенного.
  5. Чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы.
  6. Чтение пункта учебника, самостоятельное составление плана и ответ учащихся по составленному плану.

Необходимо обучать пользоваться не только текстом и иллюстрациями учебника, но и его оглавлением, записями и таблицами, помещенными на форзацах, аннотацией, предметным указателем. Правильное использование этим вспомогательным аппаратом учебника значительно ускоряет поиск нужного материала в учебнике.

2. Общий прием работы с учебником.

1. Найти задание по оглавлению.

2. Обдумать заголовок. Т.е. ответить на вопросы:

  1. О чём пойдет речь?
  2. Что мне предстоит узнать?
  3. Что я уже знаю об этом.

3. Прочитать содержание пункта (параграфа).

4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).

5. Задать по ходу чтения вопросы. Например такие:

  1. О чем здесь говориться?
  2. Что мне уже известно об этом?
  3. С чем это нужно не перепутать?
  4. Что из этого должно получиться?
  5. Для чего это делается?
  6. К чему это можно применить?
  7. Когда и как применять?

И ответить на них.

6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.

7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).

8. Изучить определения понятий.

9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, рисунок).

10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).

11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.

12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).

13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т. П., используя свои обозначения.

14. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, мнемонические правила).

15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.

16. Придумать и задать себе такие вопросы.

17. Если не все понятно, отметить неясное и обратиться к учителю (родителям, товарищам).

3. Общая организация домашней работы.

1. Осознать цели домашней работы и их важность.

2. Ознакомиться с заданиями, определить, в какой последовательности их лучше выполнять (чередуя устные и письменные, легкие и трудные).

3. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.

4. Прочитать и усвоить материал учебника.

5. Выполнить письменные задания.

4. Что надо знать о теории.

  1. Основные положения теории.
  2. Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории.
  3. Математический аппарат теории (основное уравнение).
  4. Круг явлений, объясняемых данной теорией.
  5. Явления и свойства, предсказываемые теорией.

 

5. Алгоритм решения задачи.

1.Уясни содержание задачи, установи, что неизвестно, и что дано и в чем состоит условие.

2. Изобрази схематически содержание задачи, разбив её на части по смыслу.

3. Установи зависимость между данными величинами и искомыми.

4. Вырази числовые данные всех неизвестных величин через известные,  и обозначенную величину на основе установленных между этими величинами закономерностей.

5. На основе сравниваемых величин составь уравнение или систему решений.

6. Проверь решение задачи известным тебе способом (составлением обратной задачи, решением данной задачи другим способом и др.)

6. Как решить задачу по геометрии.

  1. Прочитай внимательно условие задачи.
  2. Читая условие второй раз, установи зависимость между числовыми данными.
  3. Сделай чертёж соответственно числовым данным задачи.
  4. Запиши справа от чертежа условие задачи.
  5. Если надо, выполни дополнительные построения.
  6. Подумай, что надо для того, чтобы ответить на поставленный вопрос.
  7. Пользуясь условием задачи, чертежом и ранее изученным материалом, найди необходимые элементы.
  8. Затем определи искомые элементы.
  9. Когда у тебя есть общий план решения задачи, запиши его.
  10. Каждое действие сопровождай краткими объяснениями.
  11. Промежуточных наименований не пиши.
  12. Посмотри, удовлетворяет ли найденное решение условию задачи.
  13. запиши ответ задачи.
  14. Подумай, можно ли решить задачу другим способом.
  15. Решай геометрические задачи с главного вопроса.

7.Как доказать теорему.

Доказать какое-либо утверждение – значит перейти с помощью логических рассуждений от его условия к заключению.

Для этого:

  1. Необходимо прежде всего знать, в чём состоит условие и в чём заключение теоремы.
  2. Приступая к доказательству, выделите все пункты условия и заключения теоремы и в рассуждениях используйте условии теоремы полностью.
  3. Каждый термин замените его определением.
  4. Преобразуйте условие и заключение теоремы так, чтобы её легче было доказать.
  5. Пользуйтесь аналогиями с доказательствами известных теорем.
  6. Найдите другие методы доказательства.

Рекомендации по составлению разноуровневых

контрольных работ

  1. Контрольные работы проводятся с целью выявления уровней сформированности системы качеств знаний учащихся.
  2. Темы контрольных работ определяются в соответствии с ведущими идеями учебного предмета, курса.
  3. После выбора темы необходимо определить основные понятия, факты, законы, составляющие суть той или иной теории, качества усвоения которых должны быть проверены.
  4. При отборе содержания контрольной работы следует учитывать, что для получения объективной информации о конечном результате необходимо проверять знания на завершающем этапе их усвоения.
  5. При составлении заданий следует исходить из принципа «от простого к сложному». Каждое предыдущее задание должно помогать  выполнять последующее, а последующее – готовить к восприятию новых заданий и прикреплять предыдущее.
  6. Обязательна следующая последовательность заданий:
  1. Задание на воспроизведение определения понятия или формулировки правила, закона, теоремы с требованием указания всех величин, входящих в определение, закон и т.д.;
  2. Задание, требующее от учащихся применения знаний по образцу на основе первого задания (задания на решение задач по воспроизведенной в первом задании формуле, закону и т.д.);
  3. Задание конструктивного характера, при выполнении которого учащемуся приходиться использовать несколько алгоритмов, формул, теорем, если они даны в явном виде. Приступая к выполнению такого задания, ученик должен проанализировать возможные общие пути решения задач, отыскать характерные признаки познавательного объекта, т.е. увидеть в измененной ситуации образец;
  4. Задание творческого характера, при выполнении которого учащемуся необходимо найти выход из нестандартной ситуации.

Контрольная работа может быть рассчитана на 30-45 минут

Список литературы:

  1. «Предупреждение и преодоление недисциплинированности как причины отставания школьников в учении», г. Ростов-на-Дону, 1972

  1. «Организация работы с молодыми специалистами» (Методические рекомендации), сост. Белова В.А., Банина К.С., Москва, 1984

  1. Шамова Т.И., Давиденко Т.М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся. М., 1990

  1. Ю.А. Конаржевский «Анализ урока», М.: Центр «Педагогический поиск», 2000

  1. Журнал «Завуч» № 3 - 2004

  1.  Севрук А.И., Юнина Е.А. «Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России,2004

  1. М.Л. Портнов. «Уроки начинающего учителя», М.: Просвещение, 1993

  1. «Инициатива, творчество, поиск» - Информационный вестник, выпуск № 14. составитель Поваляева Л.Ю, Белгород 2002

  1. Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко Управление образовательным процессом в адаптивной школе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001

  1. Завельский Ю.В.  Как анализировать свой собственный урок, / журнал № 4 – 2000, стр. 92-93

  1. Завельский Ю.В.  Как подготовить современный урок (в помощь начинающему учителю), / журнал № 4 – 2000, стр. 94-97

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002

  1. Т.И. Шамова, В.А. Антипов, Т.М. Давыденко, Н.А.Рогачева

«Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт учителя», (методические рекомендации руководителям школ и учителям), Москва,1994

  1. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. «Управление образовательными системами»: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Шамовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн.для учителя/ О.Б.Епишева. – М.: Просвещение, 2003 (Библиотека учителя)

  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. для учителя/ С.Г. Манвелов. М.: Просвещение, 2002 – (Библиотека учителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как подготовить и провести интегрированный урок

Особенности интегрированного урока...

Как подготовить и провести современный урок? Как оценить? Рекомендации педагогам.

В  условиях  новых  ФГОС  остро  встает  вопрос  об  изменении  подходов  к  структуре  урока,  выбираемым  технологиям,  фор...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

«Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики»

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе....

как провести урок-проект за один урок?

В материале описываютсяметоды и премы проведения проекта в течении одного урока....

Как провести самоанализ урока физической культуры по ФГОС?

Как провести самоанализ  урока физической культуре по ФГОС? Статья, с которой я предлагаю Вам сегодня ознакомится, посвящена самоанализу проведенного урока по физической культуре учителем....

Как провести Первый урок физики

Возможный вариантЦель урока: создать условия для развития интереса к изучению наукиЗадачи:Образовательная подготовить учащихся, усвоивших следующие знания:физика, предмет изучения физики, физические т...