Главные вкладки

    Рабочая программа по Черчению 8-9 класс
    рабочая программа (8,9 класс) по теме

    Усова Людмила Николаевна

    Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

    Программа составлена на основе программы МОРФ Москва  «Просвещение» 2000. Автор:  Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы».АСТ. Астрель. Москва 2006.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_cherchenie.docx69.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассмотрена

    на заседании МО учителей

    гуманитарного цикла

    от .08.2012г  

    Протокол №

    Принята

    на заседании

    педагогического совета

    МКОУ Подгоренская СОШ

    от .08.2012г

    Протокол №

    Утверждена

    приказом директора

    МКОУ Подгоренская СОШ

    от .09.2012г №

    Директор школы…………………/Климова В.Н./

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Усовой Людмилы Николаевны,

    учителя высшей квалификационной категории

    МОУ Подгоренская СОШ

    по черчению

    8,9 классы

    Согласована

     Зам.директора по УВР

    …………./Соловьёвой Т.М./

    ……………..сентября 2012г

    2012-2013 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

    Программа составлена на основе программы МОРФ Москва  «Просвещение» 2000. Автор:  Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы».АСТ. Астрель. Москва 2006.

    Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.    

    Программа рассчитана на 70 учебных часов (35 часов в 8 классе и 35 часов в 9  классе по 1 часу в неделю).

    Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

    Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

    В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

    Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

    В изучении курса черчения используются следующие методы:

    Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

    Программа ставит целью:

    - научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

    В процессе обучения черчению ставятся задачи:

    - сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

    -ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

    -обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

    -развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

    -обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; -прививать культуру графического труда.

    Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной прграмме

     

    Учащиеся должны знать:

    Учащиеся должны знать:

     основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей,  приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.

     учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.

     

    Учащиеся должны уметь:

     рационально использовать чертежные инструменты;

     анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

     анализировать графический состав изображений;

     читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

     выбирать необходимое число видов на чертежах;

     осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

     применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

     выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.

    Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

    Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

    В процессе обучения используется текущая и итоговая  форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

    Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

    Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

    Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

    Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

    1.Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

    2.Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

    После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

    Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

    Формы контроля

    Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.

    В 8 классе Графических и практических работ – 11.

    В 9 классе Графических и практических работ -11.

    Рассмотрена

    на заседании МО учителей

    гуманитарного цикла

    от .08.2012г  

    Протокол №1

    Принята

    на заседании

    педагогического совета

    МКОУ Подгоренская СОШ

    от .08.2012г

    Протокол №

    Утверждена

    приказом директора

    МКОУ Подгоренская СОШ

    от .09.2012г №

    Директор школы…………………/Климова В.Н./

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Усовой Людмилы Николаевны,

    учителя высшей квалификационной категории

    МКОУ Подгоренская СОШ

    по черчению

    8 класс

    Согласована

     Зам.директора по УВР

    …………./Соловьёвой Т.М./

    ……………..сентября 2012 г

    2012-2013 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая  программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

    Программа составлена на основе программы МОРФ Москва  «Просвещение» 2000. Автор:  Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.

    Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работПрограмма детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных  стандартов основного общего образования (2004г.)

    Структура документа

    Рабочая  программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

    Общая характеристика учебного предмета

    Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

    Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

    В изучении курса черчения используются следующие методы:

    Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

    Цели и задачи курса:

    Программа ставит целью:

    научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

    В процессе обучения черчению ставятся задачи:

    Обобщить и расширить знания о геометрических  фигурах и телах,  обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

    Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

    Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

    Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

    Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно

    Изучение курса черчения в 8 классе рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю.

    Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8 класса

    Учащиеся должны знать:

    приемы работы с чертежными инструментами;

    простейшие геометрические построения;

    приемы построения сопряжений;

    основные сведения о шрифте;

    правила выполнения чертежей;

    основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

    принципы построения наглядных изображений.

    Учащиеся должны уметь:

    анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

    осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

    читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

    анализировать графический состав изображений;

    выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

    читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

    проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

    приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

    Учебно-тематический план

    п/п

    Тема урока

    Количество часов

    Количество контрольных, графических, практических работ

    1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).

    1

    Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

    1

    2

    Правила оформления чертежей.

    1

    3

    Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».

    1

    1

    4

    Шрифты чертёжные.

    1

    5

    Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.

    1

    6

    Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

    1

    1

    2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).

    7

    Проецирование общие сведения.

    1

    8

    Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

    1

    9

    Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

    1

    10

    Составление чертежей по разрозненным изображениям.

    1

    11

    Расположение видов на чертеже. Местные виды.

    1

    12

    Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

    1

    1

    3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)

    13

    Построение аксонометрических проекций.

    1

    14

    Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.

    1

    15

    Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

    1

    16

    Технический рисунок.

    1

    4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).

    17

    Анализ геометрической формы предмета.

    1

    18

    Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

    1

    19

    Решение занимательных задач.

    1

    20

    Проекции вершин, ребер и граней предмета.

    Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

    1

    1

    21

    Порядок построения изображений на чертежах.

    1

    22

    Построение вырезов на геометрических телах.

    1

    23

    Построение третьего вида по двум данным видам.

    1

    24

    Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».  

    1

    1

    25

    Нанесение размеров с учётом формы предмета.

    1

    26

    Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

    1

    27

    Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

    1

    1

    28

    Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

    1

    29

    Порядок чтения чертежей деталей.

    1

    30

    Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».

    1

    1

    31

    Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

    1

    1

    5. Эскизы (4 часа).

    1

    32

    Графическая работа № 9  по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

    1

    1

    33

    Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».

    1

    1

    34

    Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».

    1

    1

    35

    Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.

    1

    Итого:

    35

    11

    Содержание курса

    п/п

    Тема урока

    1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).

    1

    Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

    2

    Правила оформления чертежей.

    3

    Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».

    4

    Шрифты чертёжные.

    5

    Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.

    6

    Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

    2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).

    7

    Проецирование общие сведения.

    8

    Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

    9

    Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

    10

    Составление чертежей по разрозненным изображениям.

    11

    Расположение видов на чертеже. Местные виды.

    12

    Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

    3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)

    13

    Построение аксонометрических проекций.

    14

    Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.

    15

    Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

    16

    Технический рисунок.

    4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).

    17

    Анализ геометрической формы предмета.

    18

    Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

    19

    Решение занимательных задач.

    20

    Проекции вершин, ребер и граней предмета.

    Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

    21

    Порядок построения изображений на чертежах.

    22

    Построение вырезов на геометрических телах.

    23

    Построение третьего вида по двум данным видам.

    24

    Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».  

    25

    Нанесение размеров с учётом формы предмета.

    26

    Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

    27

    Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

    28

    Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

    29

    Порядок чтения чертежей деталей.

    30

    Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».

    31

    Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

    5. Эскизы (4 часа).

    32

    Графическая работа № 9  по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

    33

    Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».

    34

    Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».

    35

    Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.

    Календарно - тематическое планирование

    п/п

    Тема урока

    Количество часов

    Тип урока

    Оборудование

    Ключевые понятия

    Повторение

    Литература

    Дата проведения

    план

    фактически

    1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).

    1

    Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.

    1,2,3

    2

    Правила оформления чертежей.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение рамки и основной надписи  чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение  (под линиями) обычным почерком

    У№1

    1,2,3

    3

    Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».

    1

    Графическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24

    У№2

    1,2,3

    4

    Шрифты чертёжные.

    1

    Комбинированный

    Карандаши, бумага

    Выполнение  на листе формата А4 алфавита.

    У№3

    1,2,3

    5

    Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба.

    У№4

    1,2,3

    6

    Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

    1

    Графическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям.

    У№5

    1,2,3

    2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).

    7

    Проецирование общие сведения.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение изображения предмета на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины)

    У№6

    1,2,3

    8

    Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа предмета в двух видах.

    У№7

    1,2,3

    9

    Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа в трех видах.

    У№8

    1,2,3

    10

    Составление чертежей по разрозненным изображениям.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов.

    У№9

    1,2,3

    11

    Расположение видов на чертеже. Местные виды.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи.

    У№10

    1,2,3

    12

    Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

    1

    Графическая работа

    Проволока, картон, учебник, тетрадь

    Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.

    У№11

    1,2,3

    3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)

    13

    Построение аксонометрических проекций.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Построение осей фронтальной диметрической и изометрических проекций на стр. 49 рис.61

    У№12

    1,2,3

    14

    Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Построение изометрической проекции призмы на стр..63

    У№13

    1,2,3

    15

    Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием.

    У№14

    1,2,3

    16

    Технический рисунок.

    1

    Практическая работа

    Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение технического рисунка с натуры.

    У№15

    1,2,3

    4. Чтение и выполнение чертежей (18 часов).

    17

    Анализ геометрической формы предмета.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа.

    У№16

    1,2,3

    18

    Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Чтение и выполнение чертежа группы геометрических тел. Построение развертки геометрического тела по выбору.

    У№17

    1,2,3

    19

    Решение занимательных задач.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Решение занимательных задач.

    У№18

    1,2,3

    20

    Проекции вершин, ребер и граней предмета.

    Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

    1

    Графическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4.

    У№19

    1,2,3

    21

    Порядок построения изображений на чертежах.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально)  с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.

    У№20

    1,2,3

    22

    Построение вырезов на геометрических телах.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа геометрического тела с удалением его части (с вырезом или со срезом) по разметке.

    У№21

    1,2,3

    23

    Построение третьего вида по двум данным видам.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева).

    У№22

    1,2,3

    24

    Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».  

    1

    Графическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4.

    с. 91

    У№23

    1,2,3

    25

    Нанесение размеров с учётом формы предмета.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Нанесение размеров с учётом формы предмета.

    У№24

    1,2,3

    26

    Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Упражнение по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений.

    У№25

    1,2,3

    27

    Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

    1

    Графическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа «плоской» детали  с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4.

    с. 106

    У№26

    1,2,3

    28

    Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи, бумага, клей

    Выполнение развёрток поверхностей геометрических тел.

    У№27

    1,2,3

    29

    Порядок чтения чертежей деталей.

    1

    Комбинированный

    Задачи, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач (в том числе с элементами конструирования).

    У№28

    1,2,3

    30

    Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».

    1

    Практическая работа

    Учебник, тетрадь.

    Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием  (с элементами конструирования).

    У№29

    1,2,3

    31

    Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

    1

    Графическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета).

    У№30

    1,2,3

    5. Эскизы (4 часа).

    32

    Графическая работа № 9  по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

    1

    Графическая работа

    Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали.

    У№31

    1,2,3

    33

    Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».

    1

    Графическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение эскизов детали в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета).

    с. 122-124

    У№32

    1,2,3

    34

    Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».

    1

    Контрольная работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

    Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с натуры в необходимом количестве видов  (изображений).

    с. 123-124

    У№33

    1,2,3

    35

    Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.

    1

    Повторение

    Учебник, тетрадь

    Знания за курс 8 класса

    У№34

    1,2,3

    Перечень учебно-методического обеспечения

    Список литературы (основной)

    1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011

    Список литературы (дополнительный)

    2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.

    3.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.

    Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

    1. Б-Банк разработок Черчение.
    2. Графические и контрольные работы учащихся.
    3. Пособия к уроку (модели, таблицы)

    Рассмотрена

    на заседании МО учителей

    гуманитарного цикла

    от .08.2012г  

    Протокол №

    Принята

    на заседании

    педагогического совета

    МКОУ Подгоренская СОШ

    от .08.2012г

    Протокол №

    Утверждена

    приказом директора

    МКОУ Подгоренская СОШ

    от .09.2011г №

    Директор школы…………………/Климова В.Н./

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Усовой Людмилы Николаевны,

    учителя высшей квалификационной категории

    МКОУ Подгоренская СОШ

    по черчению

    9 класс

    Согласована

     Зам.директора по УВР

    …………./Соловьёвой Т.М./

    ……………..сентября 2012г

    2012-2013 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая  программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

    Программа составлена на основе программы МОРФ Москва  «Просвещение» 2000. Автор:  Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.

    Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных  стандартов основного общего образования (2004г.)

    Структура документа

    Рабочая  программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

    Общая характеристика учебного предмета

    Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

    Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

    В изучении курса черчения используются следующие методы:

    Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

     

    Цели и задачи курса:

    Программа ставит целью:

    Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

    В процессе обучения черчению ставятся задачи:

    Обобщить и расширить знания о геометрических  фигурах и телах,  обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

    Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

    Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

    Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

    Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно

    Изучение курса черчения в 9 классе рассчитано на один час в неделю. Всего  35 часов.

    Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 9 класса

     

    Учащиеся должны знать:

     основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей,  приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.

     учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.

    Учащиеся должны уметь:

    рационально использовать чертежные инструменты;

    анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

    анализировать графический состав изображений;

    читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

    выбирать необходимое число видов на чертежах;

    осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

    применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

    выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.

     

    Учебно-тематический план

    п/п

    Содержание

    Количество часов

    Количество контрольных, графических, практических работ

    1

    Повторение сведений о способах проецирования.

    1

    6. Сечения и разрезы

    2

    Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.

    1

    3-4

    Правила выполнения сечений.

    2

    5

    Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».

    1

    1

    6

    Назначение разрезов.

    1

    7-8

    Правила выполнения разрезов.

    2

    9

    Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.

    1

    10

    Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».

    1

    1

    11

    Графическая работа №14 по теме  «Чертёж детали с применением разреза».

    1

    1

    7. Определение необходимого количества изображений.

    12

    Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

    1

    13

    Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».

    1

    1

    14

    Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».

    1

    1

    8. Сборочные чертежи

    15

    Общие сведения о соединениях деталей.

    1

    16

    Изображение и обозначение резьбы.

    1

    17-18

    Чертежи болтовых и шпилечных соединений.

    1

    19

    Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».

    1

    1

    20

    Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.

    1

    21

    Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

    1

    22

    Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

    1

    23

    Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».

    1

    1

    24

    Понятие о деталировании.

    1

    25

    Графическая работа №19 по теме «Деталирование».

    1

    1

    26

    Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования».

    1

    1

    9. Чтение строительных чертежей

    1

    27

    Основные особенности строительных чертежей.

    1

    28

    Условные изображения на строительных чертежах.

    1

    29

    Порядок чтения строительных чертежей.

    1

    30

    Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».

    1

    1

    31

    Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

    1

    1

    32

    Разновидности графических изображений.

    1

    33

    Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.

    1

    34-35

    Повторение.

    2

    Итого:

    35 часов

    11 работ

    Содержание курса

    п/п

    Разделы и темы

    1

    Повторение сведений о способах проецирования.

    6. Сечения и разрезы

    2

    Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.

    3-4

    Правила выполнения сечений.

    5

    Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».

    6

    Назначение разрезов.

    7-8

    Правила выполнения разрезов.

    9

    Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.

    10

    Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».

    11

    Графическая работа №14 по теме  «Чертёж детали с применением разреза».

    7. Определение необходимого количества изображений.

    12

    Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

    13

    Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».

    14

    Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».

    8. Сборочные чертежи

    15

    Общие сведения о соединениях деталей.

    16

    Изображение и обозначение резьбы.

    17-18

    Чертежи болтовых и шпилечных соединений.

    19

    Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».

    20

    Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.

    21

    Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

    22

    Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

    23

    Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».

    24

    Понятие о деталировании.

    25

    Графическая работа №19 по теме «Деталирование».

    26

    Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования».

    9. Чтение строительных чертежей

    27

    Основные особенности строительных чертежей.

    28

    Условные изображения на строительных чертежах.

    29

    Порядок чтения строительных чертежей.

    30

    Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».

    31

    Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

    32

    Разновидности графических изображений.

    33

    Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.

    34-35

    Повторение.

    Календарно - тематическое планирование

    п/п

    Тема урока

    Количество часов

    Тип урока

    Оборудование

    Ключевые понятия

    Повторение

    Литература

    Дата проведения

    план

    фактически

    1

    Повторение сведений о способах проецирования.

    1

    Комбинированный

    Учебные таблицы с задачами на построение чертежа в трёх видах по двум заданным.

    «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

    Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

    1,2,3

    6. Сечения и разрезы

    2

    Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Назначение сечений и правила их выполнения. Виды сечений.

    У№1

    1,2,3

    3-4

    Правила выполнения сечений.

    2

    Практическая работа

    инструменты, учебник, тетрадь

    Правила выполнения и обозначения вынесенных сечений.

    У№2-3

    1,2,3

    5

    Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».

    1

    Графическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи, ФА4 (клетка)

    Графическая работа (построение сечений).

    Рис 177.

    У№4

    1,2,3

    6

    Назначение разрезов.

    1

    Комбинированный

    Тетрадь, инструменты, чертежи

    Назначение разрезов. Отличие разрезов от сечений. Правила выполнения разрезов.

    У№5

    1,2,3

    7-8

    Правила выполнения разрезов.

    2

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Классификация разрезов. Правила выполнения разрезов.

    У№6-7

    1,2,3

    9

    Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.

    У№8

    1,2,3

    10

    Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».

    1

    Графическая работа

    ФА4 (клетка), инструменты, чертежи

    Эскиз детали с выполнением необходимого разреза

    У№9

    1,2,3

    11

    Графическая работа №14 по теме  «Чертёж детали с применением разреза».

    1

    Графическая работа

    ФА4, инструменты, чертежи

    Повторение материала по темам: «Простые разрезы» и «Разрезы в аксонометрических проекциях». Чертёж детали с применением разреза.

    У№10

    1,2,3

    7. Определение необходимого количества изображений.

    12

    Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

    У№11

    1,2,3,

    13

    Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».

    1

    Практическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты.

    Чтение чертежей.

    У№12

    1,2,3

    14

    Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».

    1

    Графическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи, ФА4 (клетка).

    Эскиз с натуры.

    У№13

    1,2,3

    8. Сборочные чертежи

    15

    Общие сведения о соединениях деталей.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Соединения деталей.

    У№14

    1,2,3

    16

    Изображение и обозначение резьбы.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Резьба, её обозначение.

    У№15

    1,2,3

    17-18

    Чертежи болтовых и шпилечных соединений.

    2

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Болтовые и шпилечные соединения, их особенности выполнения.

    У№16-17

    1,2,3

    19

    Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».

    1

    Графическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, ФА4, чертежи таблицы, чертежи.

    Чертежи резьбового соединения.

    У№18

    1,2,3

    20

    Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Шпоночные и штифтовые соединения, особенности выполнения шпоночных и штифтовых соединений.

    У№19

    1,2,3

    21

    Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

    1

    Комбинированный

    Учебник, таблицы. Карточки – задания.

    Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

    У№20

    1,2,3

    22

    Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Алгоритм чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

    У№21

    1,2,3,

    23

    Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Чтение сборочных чертежей.

    У№22

    1,2,3

    24

    Понятие о деталировании.

    1

    Комбинированный

    учебник, инструменты, чертежи

    Деталирование. Процесс деталирования.

    У№23

    1.2,3

    25

    Графическая работа №19 по теме «Деталирование».

    1

    Графическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Повторение сведений о «Деталировании».

    У№24

    1,2,3

    26

    Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования».

    1

    Практическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Конструирование. Творческие задачи.

    У№25

    1,2,3

    9. Чтение строительных чертежей

    27

    Основные особенности строительных чертежей.

    1

    Комбинированный

    Тетрадь, инструменты, учебник.

    Строительные чертежи. Особенности выполнения строительных чертежей.

    У№26

    1,2,3

    28

    Условные изображения на строительных чертежах.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Условные изображения на строительных чертежах.

    У№27

    1,2,3

    29

    Порядок чтения строительных чертежей.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Порядок чтения строительных чертежей.

    У№28

    1,2,3

    30

    Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».

    1

    Практическая работа

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Чтение строительных чертежей.

    У№29

    1,2,3

    31

    Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

    1

    Графическая работа. Контрольная.

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы

    У№30

    1,2,3

    32

    Разновидности графических изображений.

    1

    Комбинированный

    Наглядные изображения, инструменты, чертежи

    Разновидности графических изображений.

    У№31

    1,2,3

    33

    Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.

    1

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Применение компьютерных технологий выполнение графических работ.

    У№32

    1,2,3

    34-35

    Повторение.

    2

    Комбинированный

    Учебник, тетрадь, инструменты, таблицы, чертежи.

    Темы за 8 и 9 классы.

    У№33-34

    1,2,3

    Перечень учебно-методического обеспечения

    Список литературы (основной)

    1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011

    Список литературы (дополнительный)

    2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.

    3.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.

    Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

    1. Б-Банк разработок Черчение.
    2. Графические и контрольные работы учащихся.
    3. Пособия к уроку (модели, таблицы)

    Приложения к программе

    №1 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

     

    Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

    В процессе обучения используется текущая и итоговая  форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

    Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

    Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

    Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

    Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

    1.    Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

    2.    Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

    После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

    Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

    При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

    а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

    б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

    в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

    Оценка «4» ставится, если ученик:

    а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

    б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

    в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

    Оценка «3» ставится, если ученик:

    а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

    б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

    в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

    Оценка «2» ставится, если  ученик:

    а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

    б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

    Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

    При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

    а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

    б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

     в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

    Оценка «4» ставится, если ученик:

    а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

    б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

    в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

    Оценка «3» ставится, если ученик:

    а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

    б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

    Оценка «2» ставится, если ученик:

    а) не выполняет  обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

    б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

    Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.

    №2 Инструменты, принадлежности и материалы для черчения

    1)Учебник «Черчение»;

    2) Тетрадь в клетку формата А4;

    3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4

    4) Миллиметровая бумага;

    5) Калька;

    6) Готовальня школьная

     (циркуль круговой, циркуль разметочный);

    7) Линейка 30 см.;

    8) Чертежные угольники с углами:

     а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.

    9) Транспортир;

    10) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;

    12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

    13) Ластик для карандаша (мягкий);

    14) Инструмент для заточки карандаша.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

    Рабочая программа по черчению...

    Рабочая программа по черчению для 9 класса

    Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

    Рабочая программа по черчению для 9 класса

    Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...

    Рабочая программа по черчению 8-9 классы

    Программа расчитана в каждом классе на 35 часов....

    Рабочая программа по черчению 8-9 классы

    Рабочая программа по черчению составлена на основе,  рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной ...

    Рабочая программа по черчению для 8 класса

    Рабочая программа по черчению для 8 класса с элементами компьютерной графики на основе использования системы КОМПАС-3D LT...

    Пояснительная записка Данная рабочая программа по черчению для 8 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004); Реализация рабочей программы осуществляется с использо

    Пояснительная записка Данная рабочая программа по черчению для 8 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004); ...