Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
методическая разработка на тему

 Разработка внеурочного мероприятия по учебному модулю    « Светская этика» курса ОРКСЭ.   ( 4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_i_semya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеурочного мероприятия по учебному модулю    « Светская этика» курса ОРКСЭ.            

( 4 класс)


 Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

                                                         

Исполнитель: Баранова Светлана Александровна,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка

 МОУ « ООШ с. Кочковатки» Харабалинского района.

Данное занятие проводится в 4-м классе с детьми и их родителями. Оно позволит затронуть вечную «проблему отцов и детей» и обрести новый смысл в отношениях поколений. Это одно из занятий, открывающих пути соприкосновения духовного мира взрослых людей и подрастающего поколения. В ходе данного занятия родители и их дети получат возможность взглянуть на себя со стороны и увидеть важность бережных отношений друг к другу в кругу семьи.

Цель занятия: помочь детям и их родителям обрести новый смысл в отношениях поколений.

Задачи:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- совершенствование  чуткого  отношения  друг к другу;
- помочь установить диалог между поколениями или наполнить его новыми смыслами в процессе коллективной мыследеятельности родителей и детей;
 - воспитание  взаимопонимания, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников;
- формирование навыков совместного взаимодействия детей и родителей.


Планируемый результат:  осознание учащимися ценности семейных отношений.

Подготовка к мероприятию:
- приготовить приглашения родителям;
- подготовить детей;
-подготовить родителей;
- домашнее задание детям и родителям:  

  1. 1 группа - подготовить проект « Моя родословная» (книжки-малышки, «древо жизни» и др.),  
  2. 2 группа – провести исследование « Мой род в истории села» .  (Подготовка и защита исследования совместно со старшеклассниками.);
  3. подобрать фотографии для фотовыставки «Традиции моей семьи»  и фотографии прошлых лет, военных лет;
  4. приготовить  любимое семейное блюдо.

Оформление зала.

Фотовыставка “О чём рассказала мне  старая фотография? ”.

Фонограммы “Песни о семье, о доме ”.

Родословные “Древо жизни”.

Выставка  рисунков “Моя семья”.

Презентация, сопровождающая мероприятие.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран;

Ход мероприятия.

   Ведущий:
( на фоне музыки)

Здравствуйте, уважаемые родители, дети, и все присутствующие гости. Мы рады приветствовать вас на нашем семейном празднике. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте сегодня за порогом этого зала и вместе с детьми  постарайтесь отдохнуть.
Сегодня наша программа посвящается семье. У каждого из нас есть семья. Но все мы живём в одном большом государстве… В одной большой дружной семье…

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством

мы зовем ее потому, что в ней жили испокон веков  отцы и деды наши.

Родиной

зовем её потому, что в этой стране родились, говорим на родном языке и все здесь нам родное.

А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

1 уч. Родина – мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой.
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой.
2 уч. Родина, Отечество святое –
Перелески, рощи, берега,
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от Луны стога .
3 уч. Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
4 уч. Родину себе не выбирают,
Начиная видеть и дышать .
Родину на свете получают
Непреложно, как отца и мать.

 Вед.: Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом. Это папа, мама, бабушка, дедушка ...

Легенда.

 Я расскажу вам одну легенду. В давние времена была семья –сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит,  семья – это не только любовь и заботы, трудности и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, это ещё и понимание.

                                                           Род и фамилия.

 Вед.: Мы хотим знать свое прошлое, биографию своих родных и близких, историю Отечества. Знаменитые люди (поэты, художники) создают свои музеи и оставляют их потомкам.

Как торжественно звучало раньше “род Пушкиных”, “род Толстых”. Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. Герб говорил о происхождении семьи, а текст девиза отражал смысл жизни представителей этой семьи: “Честь превыше всего”, или “Делами славен”.

Нелепо было бы среди нас искать представителей так называемой “Голубой крови”, но у каждого из нас есть большая родня – это наши предки.

Я думаю, вам было интересно работать над темой: « Мой род в истории села».

Защита проектов. ( Совместная работа со старшеклассниками, 2 группа);

 Вед.: Нельзя жить Иванами, непомнящими родства. Но прошлое – это не только перечень событий, это и яркие страницы биографий реальных людей, их переживания, чувства.

                                           Моя родословная

 Вед.: Помните, легенду про большую семью, где царило понимание. Был в старину еще один принцип. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека – отца взрослых. Подчинение было беспрекословным и полным:

– не сел отец за стол – никто не садится;

– если шёл отец – все замолкали, ждали, что он скажет.

Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто. Но вот беда: оно всегда рядом. Исследования показывают, что все передается по наследству. К сожалению, теперь сведения о наших предках скупы. А в старину было не так. Прежде чем женить сыновей или выдавать дочь замуж, люди узнавали наследственность будущих родственников до пятого колена …

Но во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем     колене .

“Помни корни свои и стар и млад -
Это вашей семьи история…”

Проект: «Моя родословная». Защита совместно с родителями.( 1 группа)

 Вед.: И пока еще живы старые родственники,  попробуйте восстановить эту цепочку поколений. Ведь это пригодится нашим детям.

                                                       Народная мудрость.

 Вед.: И в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки.

Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца.

Не красна изба углами, а …

(красна пирогами).

В гостях хорошо,…

(а дома лучше).

Где родился, …

(там и пригодился).

Мир да лад – …

(большой клад).

Нет ничего краше,…

(чем родина наша).

Не нужен клад, …

(когда в семье лад).

Люби своих …

(помни чужих).

Каждый кулик …

(свое болото хвалит).

Чем богаты, …

(тем и рады).

Дома – как хочу, …

(а в людях – как велят).

Какие корешки,

такие и ветки, …

(какие родители, такие и детки).

Материнский гнев –

что весенний снег: …

(много выпадает, да скоро растает).

«Загляните в семейный альбом…»

Вед.: Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают « сегодня» со «вчера», с «позавчера». Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, в именах, в любимых лицах.

Фотографии – как метки, по ним легче пробираться в минувшие года. До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центре, на видном месте, увеличенные портреты отца и матери.

В каждом доме хранятся старые фотографии. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы – их продолжение.

Чтец. Память многих лиц не сохранила,
Но, как луч сквозь непроглядный мрак,
Светит образ дедушки Данилы
И не меркнет в памяти никак.

(Обращение к выставке старых фотографий. )

Вед.: Одной из самых распространенных реликвий являются военные фотографии.

Чтец.  Вот глянут на тебя
С деревянной стены
Лица русских солдат,
Не пришедших с войны.
Перед ними всегда
В неоплатном долгу …
И от снимков свой взгляд
Оторвать не могу.

Слайд- шоу « О чём рассказала мне старая фотография»

 Вед.: Ребята, приведите в порядок свои альбомы, подклейте, надпишите ( память так коротка) имя, дату, обстоятельства той или иной съемки. Вам тоже когда-то придется рассказывать детям их историю. Докажем хотя бы сами себе, что мы не безродные.

Чтец. Храни семейные альбомы,
Слуг верных памяти своей!
Благодаря им в нашем доме –
Тревожный отблеск наших дней.
Со снимков бледных, пожелтевших
Глядят на нас с тобой в упор
Глаза родных, давно умерших,
Но не забытых до сих пор.

Традиции моей семьи.

 Вед.: И в наши дни фотографии помогают нам запечатлеть самые счастливые моменты. Давайте вспомним…

 Слайд- шоу фотографий семей учащихся.

                                          Подведение итогов. Рефлексия.

Вед.: У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди.

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи,
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

- Что же такое семья? ( Ответы детей)

Звучит песня “Родительский дом”. ( Родители приглашают гостей отведать пирогов.)

« Мы за чаем не скучаем». (Встреча заканчивается чаепитием, где мамы с детьми представляют свои блюда, рассматривают альбомы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Род и семья - источник нравственных отношений.

1.Вступительное слово учителя. 2.Создание игровой ситуации          через практическое задание 3. Работа  над новыми понятиями и определениями. ...

Урок ОРКСЭ по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок посвящен образу семьи в культурной традиции народов России и мира....

Конспект урока "Род и семья - исток нравственных отношений"

Конспект урока по ОРКСЭ, курс основы светской этики (4 класс)...

РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (Занятие-урок)

Ни для кого не секрет, что последние 1,5-2 десятка лет резко сокращается число полных семей. В классе,  в котором проводилось занятие, неполные семьи составляли 75%. Чаще ребенок остается с мамой...

Урок по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

урок на тему: "Род и семья - исток нравственных отношений"...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Методическая разработка урока предназначена для учителей ОРКСЭ. Урок направлен на выявление роли семьи в формирвании и повышении уровня навственности у детей....