Конспект урока "Род и семья - исток нравственных отношений"
план-конспект урока по обществознанию на тему

Шичкова Наталья Владимировна

Конспект урока по ОРКСЭ, курс основы светской этики (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_orks1.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по ОРКСЭ.

Тема: «Род и семья. Что это

исток нравственных отношений?».

Модуль: основы светской этики.

Цель: формирование представления  о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

Задачи:

1.Расширить представление детей о семье, роде, семейных традициях.

2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

3. Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье, уважение друг к другу, чуткое, ласковое, заботливое отношение к самым близким людям – своей семье; чувство семейной сплочённости, учить детей любить свою семью; воспитывать чувства гражданства.

Виды деятельности: беседа, элементы дискуссии, комментированное  чтение, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование: мультимедийная презентация; интерактивная доска; шаблоны для составления семейного букета; цитаты, пословицы, стихи, песня, тексы притч.

Ход урока.

Учитель: - Я спешу сказать вам -  здравствуйте!

                    Чтоб пожелать здоровья доброго.

                    Я спешу сказать вам – благости!

                    Чтоб пожелать вам счастья нового

                    Я спешу сказать вам – Радости!

                    Удач, успехов и везения!

                    Чтоб пожелать вам на уроке

                    Прекраснейшего настроения.

  1. Психологический настрой.

На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение.

Учитель: Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше нравится.

- Почему выбрали именно это солнышко?

- Вам больше понравилось улыбающееся солнышко потому, что у вас хорошее настроение.

- Так давайте улыбнемся друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам?

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будите активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте пожелайте друг другу удачи.

  1. Постановка проблемной ситуации (дети обыгрывают сценку).

Учитель: Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком и постарайтесь закончить ее  одним подходящим по смыслу словом.


Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

  1. Переход к изучению новой темы.

Учитель:    Кто загадку отгадает,

                    Тот своих родных узнает:

                     Кто-то маму, кто-то папу,

                     Кто сестренку или брата,

                     А узнать вам деда с бабой –

                     Вовсе думать- то не надо!

                     Все родные, с кем живете,

                     Даже дядя или тетя,

                     Непременно вам друзья,

                     Вместе вы – одна …….. (СЕМЬЯ).

Учитель:    

Вопрос: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(дети отвечают, учитель вешает на доску табличку со словом «СЕМЬЯ»)

- Итак, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье. Тема нашего урока: «Род и семья. Что это исток нравственных отношений?». Сегодня на уроке мы должны будем выяснить - что такое семья, род? Что объединяет членов семьи? Какой она должна быть?

- Как же образовалось это слово?

                   Семья – словечко странное,

                   Хотя не иностранное.

                  - Как слово получилось,

                   Не ясно нам совсем.

                   Ну, «Я» - мы понимаем,

                   А почему их семь?

                    Не надо думать и гадать,

                    А надо просто сосчитать:

                    Два дедушки,

                    Две бабушки,

                    Плюс папа, мама, я.

                    Сложили? Получается семь человек,

                    Семь «Я»!

                    А если есть собака?

                    Выходит восемь «Я»?

                 - Нет, если есть собака,

                    Выходит Во! – семья.

Учитель:    Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Все наши воспоминания из детства связаны с семьей.  «Семья» - это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкли, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.

Игра «Ассоциация».

Учитель:

Закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: «семья». Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение: «Семья – это …»  (дети придумывают ассоциации. Например: «семья – это дом, в котором меня всегда ждут и любят…») и напишите свои ассоциации на лепестках ромашек, которые лежат у вас на партах.

( дети пишут на заранее заготовленных ромашках понятие семьи).

- Учитель просит назвать и прикрепить ромашки на доску для составления семейного букета.

Учитель: Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это мама, папа, дедушка и бабушка …Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции .

Учитель: А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения. В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. “ Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?” - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и терпеливо стал писать на нём одно и тоже слово – “понимание”, - пока не написал его 100 раз.

“Так вот из чего вырастают любовь и дружба в семье! Из желания понять, а не осудить друг друга!” - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Учитель как итог вывешивает на доску слово ПОНИМАНИЕ.

3) БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ:

- Как вы думаете, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, отшлёпать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших самовар? Но он никогда не позволял себе и слова, произнесённого от неспокойного и злого сердца.

- Какими же чертами характера обладал этот человек, ведь именно за это и любили его близкие? (элемент дискуссии «Вертушка»)

(МУЖЕСТВО, ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ) – вывешивается на доску.

Учитель: Семья – это люди, которые не всегда живут вместе. Но они никогда не забывают друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Доброта и милосердие, которые мы ищем в своих родных и близких, и любим их за это.

Учитель: Роль семьи, её значение для каждого человека отражены в мудрости народной, примером которой являются пословицы и поговорки.

- Воспроизвести первоначальный вид пословиц (они разрезаны на части).

 (собери пословицу ).

Учитель:

Вопрос: Ребята, скажите, а какой должна быть семья?

(учитель подводит детей к понятию дружная, счастливая семья).

- Дети называют.

Учитель:

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».  

   Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Каких?

Учитель:  Какие же качества написала эта семья? Подумайте и назовите эти качества. Расположите эти качества по мере важности для вас. (элемент иерархической дискуссии)

(составление кластера. На доске : ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ПОМОЩЬЮ ДРУЖБА).

Учитель:  Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, т о в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Физминутка.

А сейчас поиграем в игру «Аплодисменты»
Встаньте те
- кто похож на папу? Аплодисменты!
- кто похож на маму? Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!
- кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!

Стихотворение (читает ученик)

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

  1. Историческая справка. Введение в понятие «род».

Учитель: А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было семьи?

- Вот послушайте:

«Давным –давно жили люди и не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а еще Родину любить и защищать. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом – вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков – «РОДОМ».

- Род это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника.

Учитель:  А какие по смыслу слова связаны с этим словом?

(дети называют: родственники, родня, родить, родители, родной, родословная, Родина).

- А как же складывались отношения в семье?

(работа с текстом)

- Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Нравственные отношения в роде. Чтение и анализ.

Прочитайте текст.  Как складывались отношения в семье? Выделите главное.

Составьте правила поведения в семье

Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была  очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним.

Детей  воспитывали в строгости. Дети почитали родителей на протяжении всей их жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу.  

Обычно делами сыновей занимался отец, делами дочерей — мать. Власть родителей на дочерей распространялась до их выхода замуж. Ни дочь, ни сын не могли покинуть родительский дом по своему желанию. Особое значение всегда придавалось родительскому благословению, знали: родительское слово на ветер не молвится. Родительское благословение давали перед свадьбой, перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся жизнь детей). Его получали и перед каким-либо ответственным делом (закладка дома, первый выезд в поле и др.). Народная мудрость поучала: «Живы родители — почитай, умерли — поминай».

Учитель:  Почитание родителей – основание человеческой культуры, залог чистой совести. Неуважение к ним – начало распада человеческого общества. Ребята, очень важно, чтобы каждый знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего.

- Скажите, как нужно относится к родным и близким людям?(элемент дискуссии «Вертушка»)

(правила заботливого сына, дочери – дети читают эти правила, заранее заготовленные на партах).

«Правила заботливого и любящего сына (дочери)»

  1. Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.
  2. Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.
  3. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
  4. Не вступайте в пререкания со старшими.
  5. Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.
  6. Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.
  7. Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на их глазах, ни где-либо ещё.
  8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
  9. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё никого нет, кроме тебя.

Правила семейной  педагогики  для детей.

  1. Будь предан своей семье.
  2. Будь верен и надежен.
  3. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
  4. Воспринимай людей как равных  себе.
  5. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
  6. Умей  прощать.
  7. Умей контролировать свои желания  и поступки.
  8. Проявляй чуткость.
  9. Стремись все делать как можно лучше.
  10.  Будь верен себе и своему дому.

Учитель:   Мой род – это дерево весной в цветах,

                   Семья – это ветка осенью в плодах,

                   Мой сад – это жизнь моих родных детей,

                   Они продолжают жизнь моих корней.

- Издревле символом семьи являлось древо, как показатель силы и мощи семьи.

– Скажите, какой орган дерева находится в земле? КОРЕНЬ. Как дерево берет свое начало от корня, так и нашим появлением на свет мы обязаны папам и мамам, а папы и мамы появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на земле появились ваши прабабушки и прадедушки. Каждому человеку нужно знать корни своей семьи – свою РОДОСЛОВНУЮ.

- История рода тема очень обширная. Это изучение происхождения фамилии рода, архивных документов, герба семьи. Вы только в начале этих исследований. Поэтому вашим домашним заданием будет составление своего семейного древа. Вместе р родителями нарисуйте свое семейное родовое древо.

Стихотворение  (читает ученик).

Любили тебя без особых причин:

За то, что внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей…

Учитель:   Ребята, так о чем же мы сегодня говорили с вами на уроке? Какие же чувства у вас вызвал наш сегодняшний разговор? ( дети поднимают таблички со смайликами).

Учитель:   Я надеюсь, ребята, что вы оправдаете надежны своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми, будите любить и уважать своих родителей, родных, свою семью и свою Родину.

        

(дети читают стихи и звучит песня «Моя семья»)

1.Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

2.Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

3.Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Род и семья - источник нравственных отношений.

1.Вступительное слово учителя. 2.Создание игровой ситуации          через практическое задание 3. Работа  над новыми понятиями и определениями. ...

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Разработка внеурочного мероприятия по учебному модулю    « Светская этика» курса ОРКСЭ.   ( 4 класс)...

Урок ОРКСЭ по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок посвящен образу семьи в культурной традиции народов России и мира....

РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (Занятие-урок)

Ни для кого не секрет, что последние 1,5-2 десятка лет резко сокращается число полных семей. В классе,  в котором проводилось занятие, неполные семьи составляли 75%. Чаще ребенок остается с мамой...

Урок по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

урок на тему: "Род и семья - исток нравственных отношений"...

Конспект урока на тему: "Семья и семейные отношения" 5 кл.

Конспект урока на тему: "Семья и семейные отношения" 5 кл....

Урок ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Методическая разработка урока предназначена для учителей ОРКСЭ. Урок направлен на выявление роли семьи в формирвании и повышении уровня навственности у детей....