Конспект урока на тему: "Семья и семейные отношения" 5 кл.
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Чегина Екатерина Сергеевна

Конспект урока на тему: "Семья и семейные отношения" 5 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Семья и семейные отношения

(Тема урока)

  1. ФИО учителя: Чегина Екатерина Сергеевна
  2. Место работы: МОУ «Деревянкская СОШ №5»
  3. Должность: Учитель истории и обществознания
  4. Предмет: Обществознание
  5. Класс: 5
  6. Базовый учебник: Обществознание: учеб для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/под ред.  Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. –М.: Просвещение, 2015 

  1. Цель урока:

Учебная – создать условия для формирования представления о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека  объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.

Воспитательная  - формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.

Развивающая – развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с информацией, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

  1. Задачи:

Предметные:

давать характеристику семейных отношений

     Метапредметные: 

     сформировать  навыки сотрудничества, аргументировано выражать свое мнение;

     Личностные: 

     способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.

  1. Тип урока: открытия нового знания
  2. Формы работы учащихся: беседа, работа с учебником, иллюстрированным и раздаточным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге.
  3. Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание» 5 кл., компьютер, мультимедиапроектор, видеоролик
  4. Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивация

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. Учитель проверяет готовность детей к уроку

Приветствие учителя и друг друга

Личностные: формируется понимание необходимости создания семьи

Коммуникативные: развитие устной речи; применяют правила делового сотрудничества

2

Актуализация

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Помните, мы с вами на прошлом уроке подбирали ассоциации со словом подросток.

Сегодня, наоборот, ассоциации дам я вам, а вы мне назовете слово, которое все этот обобщает.        

- Что за цветок у меня в руке?

Сейчас вы будете отрывать лепесточек, и  читать слово. Остальные запоминают все слова.

СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом

Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное?

Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.

- Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске

Цель: узнать что такое семья, семейные отношения.

Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске

Задачи:

1. Узнать, что такое семья, какую роль она играет в нашей жизни

2. Познакомится с видами семей

3. Узнать о роли государства в жизни семьи

Ученики отрывают лепесточек, и читают слова. Выводят тему, цель и задачи урока, формулируют проблему урока. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока после предварительного обсуждения

3

Открытия нового знания

2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

- Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой? Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности.

- А когда отмечается этот праздник в нашей стране? С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране  с 8 июля.  

Попробуйте сформулировать определение, что же такое семья? Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.

А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?

Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.

Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…

А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло.

Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек.

Давайте посмотрим видеоролик - притча и определим о чем идет речь?

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» - думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

— Ну что ты так долго? Посмотрел?

— Да!

— Ну и как там у них?

— У них все виноваты, а у нас все правы.

В чем смысл этой притчи?

Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.

Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? 

А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки  к пенсии матери.

Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной?

А теперь давайте отгадаем загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

 

А одним словом папу и маму мы как называем? Родители

А для чего нужны родители?

Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны?

Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей.

Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения?

Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ. Давайте посмотрим, какие права закреплены в этом документе. Открываем учебники на с. 28, найдите внизу странички. Давайте зачитаем.

Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.  

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

Посмотрите на картинки в учебнике на с. 29.

Что общего на этих картинках и чем они отличаются?

Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети)

Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные.

А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четырехпоколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки.         

Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?

А теперь давайте перевернем страничку, посмотрите на картинку, что не так в этой семье?

Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными.

Отвечают на вопросы учителя:

-ромашка – олицетворение чистоты, порядка, красоты.

Ответы учеников:

Семья – это близкие родственники.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками.

Ученики ведут подсчет, и делать выводы. Отвечают на вопросы учителя.

Диалог с учителем и одноклассниками.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками.

Ученики отвечают на вопросы:

- Главная функция семьи: рождение детей и их воспитание.

- Государство помогает семьям. Дает нам образование, строит школы, сады и т.д.

- Главная функция семьи: рождение детей и их воспитание.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками.

- основной закон государства – Конституция РФ

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками.

Работа с учебником, размышления, выводы.

Работа с учебником, иллюстрированный материал.

Сравнивают и находят что общего, и что различного.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками.

Личностные - направленные на нравственно-этическую ориентацию,

Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

4

Физкульминутка

У некоторых из вас на партах лежат карточки со словами. 

Сейчас я буду называть слова, если вы обнаружили это слово у себя, то выходим к доске.

Итак… Бабушка Маша, мама Нина, папа Коля, Ваня. Какой тип семьи здесь представлен? 

Трехпоколенная.

Вова, мама Таня – неполная

Папа Дима, мама Наташа, Катя – двухпоколенная семья.

Папа Саша, мама Ирина, Лена, бабушка Соня, прадедушка. – четырехпоколенная.  

Работа с раздаточным материалом

5

Закрепление

ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча

  1. Главная функция семьи рождение и воспитание детей.
  2. Государство никак не заботится о семье.
  3. Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.
  4. Четырехпоколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.
  5. Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.
  6. Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.

Отвечают на вопросы, диалог с учителем и одноклассниками.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

6

      Домашнее задание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 

Необходимый уровень – параграф 3 прочитать и выполнить задание 4 на с. 32.

Повышенный – существует немало поговорок о семье. Ваша задача найти эти поговорки и понравившуюся изобразить на рисунке (можно шуточную).

Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание

7

Этап рефлексии учебной деятельности

  1. РЕФЛЕКСИЯ

И в заключении давайте выполним еще одно задание. Называется оно «Неоконченное предложение». На партах у вас лежат листочки. Переверните и выполните задание. 

  • было трудно…
  •  я научилась (научился)…
  •  меня удивило …
  •  мне захотелось …
  •  мне понравилось (не понравилось)
  •  мне было интересно…

Проводят рефлексию- выявляют, что получилось, что- нет.

Ставят себе отметки по шаблону.

Регулятивные: оценивание своей работы

Коммуникативные: высказывают собственное мнение

Личностные: самоопределение, корректировка личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Семья" для 5-6 классов

Цель занятия:   - Способствовать формированию положительного восприятия семьи;  - Развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания, помощи родным...

план-конспект урока по теме Семья" по УМК "Английский в фокусе"

Карточки к урокуПлан-конспект урока практикума и презентация к уроку...

Конспект урока по теме "Семья"

Цель данного урока - подготовка к монологическому высказыванию...

Конспект урока по теме "Семья - ячейка общества"

Урок обществознания в 6 классе по теме "Семья - ячейка общества"...

Конспект урока по теме "Семья" в 6 классе к УМК "Английский с удовольствием"

Конспект урока содержит раздаточный материал. лексические задания.подробный ход урока...

Конспект урока по теме "Семья" 6 класс

конспект урока по теме "Семья" к УМК М.З.Биболетовой 5-6 класс...

Конспект урока по теме "Семья" в 5 классе по учебнику Биболетовой М.З. 5-6 класс

Обобщить знания лексики по теме «Моя семья»; развивать умения монологической, диалогической речи учащихся при выполнении упражнений, проектной деятельности; учить строить высказывания о своей се...