Главные вкладки

    Открытый интегрированный урок по ОПК в 4 классе
    план-конспект по теме

    Открытый интегрированный урок по ОПК в 4 классе. Проведён 6 декабря 2011 года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_4_klasse.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      Символика и архитектура Православного храма.

          интегрированный урок по православной культуре и

                                    художественному труду

                                                  4 класс

                                             Пономарева Елена Николаевна учитель МХК

                                            МБОУ СОШ с. Троекурово

    Цель урока: Дать общее представление о внутреннем устроении православного храма и его символах.

    Задачи.

    1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить понятия, данные на предыдущих уроках.

    2. Продолжать формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей.

    3. Формировать представление об общих элементах всех православных храмов: иконостас, алтарь, иконы, лампады. Подсвечники.

    4. Формировать интерес к изучению православной культуры.

    5. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

    6. Продолжать формировать представление о культурном единстве России, о православии как объединяющем явлении отечественной культуры, связывающем судьбы и творчество многих поколений россиян с современной жизнью в России.

    7. Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

    Средства обучения: компьютерное обеспечение, рабочие тетради учащихся под редакцией Л.И. Романовой, С.В. Веретенниковой 4 класс, цветная бумага, ножницы.

                                       

                                                  ХОД УРОКА

    I. Организационный момент. Психологический настрой. 

    -Сегодня у нас необычный, но очень интересный урок. Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем успеха.

    II. Сообщение темы урока. Слайд 1.

    - Здравствуйте, ребята! Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей с вами русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, древнерусские храмы спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники древнерусского зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это ещё и национальное сокровище, и святыни каждого государства.

    И сегодня на нашем необычном уроке мы и поговорим об особенности православного храма и значение храмов в жизни наших предков и современного человека.

    III. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.

    Ребята, я заранее давала вам вопросы и просила самостоятельно найти на них ответы. Итак, прежде чем мы перейдём непосредственно к изучению материала, маленькая православная викторина.

    1. Сколько дней, согласно Ветхому Завету, длилось сотворение Господом мира? ( 6 дней ).
    2. Какие два необычных дерева росли в раю? ( Дерево жизни, другое – дерево познания добра и зла ).
    3. Кто были первые люди? ( Адам и Ева).
    4. Из какой части тела Адама Господь сотворил Еву? ( Из ребра )
    5. Как звали сыновей Адама и Евы? ( Авель и Каин).
    6. Как называется главная книга православных людей? ( Библия ).
    7. Какого числа наступает праздник Рождества Христово? ( 7 января ).
    8. Как называется праздник Воскресения Господня? ( Пасха ).
    9. Что является символом Пасхи? ( крашеное яичко ).
    10. Какая птица, ставшая символом мира и благополучия, принесла Ною весть о том, что потоп закончился? ( голубь ).

    Сегодня на уроке при помощи техники оригами мы изготовим с вами голубя. Слайд 3.

    IV. Объяснение нового материала (беседа, использование мультимедийной презентации).

    - Что такое храм? (Дом Божий).

    После принятия христианства в 988 году на Руси начинается широкое храмостроительство. (слайд №4) Первые церкви строились в основном из дерева. Как вы считаете, почему? (Ответы учащихся)

     - Древнерусский храм всегда строился на возвышенности и располагался в живописном месте. (слайд №5) Наши предки всё лучшее, всё первое несли в храм.

     - Храмы Древней Руси имели узкие, устроенные в верхней части окна. От этого в них царил полумрак, даже в самый яркий день. Это символизирует земную человеческую жизнь, погружённую в сумрак греха и неведения, в котором, однако, господствует свет Веры, свет Божий. В Древней Руси на месте будущего поселения всегда возводилась церковь. Особенно много церквей строилось во время голода и других бедствий. Храмы в Древней Руси возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу.

     Сейчас давайте посмотрим видеоколлекцию «Зодчество Древней Руси».

    Ребята, посмотрите, какого вида бывают храмы: слайд 6

    1. Крестово – купольные слайд 7
    2. Шатровые слайд 8
    3. Ярусные (Ярусные храмы состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Верхние ярусы (один или два) предназначены для колоколов). Слайд 9
    4. Церкви – ротонды (. В этих храмах встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.) слайд 10
    5. Церкви – корабли (: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю.) слайд 11

    -  Одной из самобытных черт храмостроительства на Руси является многоглавие храмов. Купол – это сооружение, которым венчается храм. Первоначально купола имели форму «луковок», напоминали языка пламени  свечи. Слайд 12

    -  Как люди ведут себя в храме? ( Храм предназначен для молитв, и люди приходят в храм помолиться, все стараются не мешать друг другу, не толкаются, не разговаривают без крайней нужды. Когда приходим в храм то, ставим свечи, осеняем себя крестным знамением.) слайд 13

    - А сейчас мы поговорим о внутреннем устроении храма и храмовых предметах. (С использованием презентации). Слайд 14

    Иконостас – Перегородка с иконами, закрывающая алтарь от средней части храма. Через иконостас в алтарь ведут три двери. ( Слайд  15 )

    Средние двери называются Царскими Вратами, через них проходит священник для совершения службы. Слайд 16

    Важнейшая часть храма – Алтарь.  Алтарь находится за иконостасом. Там совершаются Богослужения. Простому человеку нельзя входить в Алтарь. Там может находиться только священнослужитель. Слайд 17

    V. Слушание притчи о Ноевом ковчеге.. слайд 18

    - Ребята, прежде чем мы начнём выполнять с вами поделку из бумаги, хочу прослушать с вами притчу ( т.е. маленький рассказ из Библии ) о Ноевом ковчеге. После прослушивания ответьте на вопрос: За что Бог наказал людей? Какая птица принесла весть о мире и прощении Господа? ( голубь ).

    ( Голубь —  принёс Ною зелёную ветвь и этим оповестил его об окончании Всемирного потопа и о том, что Божий гнев сменился на милость. С тех пор голубь с оливковой ветвью в клюве стал символом мира, новой жизни, души, познавшей Христа. В Священном Писании упоминается голубь как символ кротости, чистоты, доверия.)

    VI. Изготовление бумажного голубя ( техника – оригами ). Слайд 19

    Чтение стихотворения Б.Л.Пастернака «Учись прощать». Семенец Иван, 4 класс.

    VII. Подведение итогов урока. Слайд 20

    Итак, ребята, сегодня на уроке православия мы с вами познакомились с устройством православного храма, узнали как называются некоторые внутренние части храма. Назовите формы храмов? С какими новыми словами вы познакомились? ( Иконостас, Царские врата, Алтарь ).

    - Древнерусское зодчество наполняет нас гордостью за наших предков. Оно учит нас с уважением относиться к их труду, к их борьбе, к их заботам о

    благе своей родины. Сегодня, ребята, мы выяснили с вами, что храм имел

    огромное значение в жизни русского народа, что вся жизнь русских людей неразрывно была связана с храмом.

    VIII. Рефлексия.  Слайд 21

    Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте как это делают все в храме, напишем свои самые заветные желания на листике, положим их в эту волшебную коробочку. И оно непременно сбудется! Не забывайте, что желание должно быть добрым, светлым, чтобы оно не огорчило твою семью, а принесло только радость!

    IX. «Без комментария».

    Прослушайте песню-притчу «Близнецы».  О чём же эта притча? Как вы её поняли?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

    Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...

    Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

    Открытый интегрированный  урок по биологии и химии "Элементы жизни" в 8 классе был проведен в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

    Открытый интегрированный урок по математике и биологии. 6 класс. Тема: "Эколого-математический брейн-ринг"

    Цель данного урока закрепить практические умения и навыки действий с числами, применения  знаний при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами...

    Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе по теме: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

    Данный урок "Решение физических задач с помощью линейных уравнений" был проведен в рамках городского семинара для учителей физики и математики «Интеграция уроков физики и математики ка...

    Конспект открытого интегрированного урока "Музыка и движение" для 2 класса "Особый ребенок"

    Этот урок был проведен в февралегода на районный уровень.  Обучение происходит по "Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под ред.Баряевой Л.Б. и Яковлевой Н...

    Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".

    8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ»                   ТЕМА УРОКА №23:...

    Открытый интегрированный урок по математике, 5 класс. Действия с дробями

    Интегрированный урок включает и математику (основа), и историю, и литературу, и информатику...