Конспект занятия элективного курса
методическая разработка (5 класс) по теме

Рогалева Ирина Евгеньевна

Конспект занятия №3 элективного курса "Литературное наследие малой родины" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_no3.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия № 3.

Тема: Стихи А.Н.Климовского.

Тип занятия: урок-знакомство.

Цель занятия:

Знакомство обучающихся с биографией и стихотворениями Александра Николаевича Климовского.

Задачи:

- формировать умения читать и воспринимать лирические произведения;

- прививать вкус к поэзии;

- развивать устную речь учащихся;

- воспитывать чувство гордости за своего земляка.

Оформление:

- стенгазета с личными фото, оформленная Г.Н.Киприяновой ко дню памяти А.Н.Климовского;

- грампластинка с голосом А.Н. Климовского и проигрыватель.

Предварительная подготовка: заранее раздать ребятам стихи для выразительного чтения.

Ход занятия

Слово учителя:

24 ноября – день памяти замечательного человека, талантливого исполнителя, «самородка» земли  Чушевицкой – Александра Николаевича Климовского. Он ушёл от нас 10 лет назад, но как будто вчера Александр Николаевич стоял на сцене Чушевицкого Дома Культуры, и мы слышали искромётные частушки, народные лирические песни, басни, полные резкой сатиры и доброго юмора, в его исполнении, а также наблюдали за прекрасной актёрской игрой этого удивительно талантливого человека. Замечательно, что голос А. Н. Климовского записан студентами Ленинградской консерватории на пластинку, выпущенную всесоюзной фирмой «Мелодия» в 1978 году.

Звучит запись песни в исполнении А.Н. Климовского.

В памяти земляков он остался не только как самобытный народный певец, но и как поэт. Александр Николаевич с удовольствием слагал стихи для  именинников и юбиляров и оформлял их в альбомах. Много добрых слов в его творчестве посвящено семье. Среди записей Александра Николаевича мы видим строки, посвященные единственной сестре Галине Николаевне Киприяновой, которая не однажды послужила музой поэту, создавшему прекрасный памятник в стихах русской женщине- труженице.

Чтение стихотворения учеником:

Говорят, что в сорок пять

Баба – ягодка опять.

Тут нельзя не согласиться,

Ведь точнее не сказать.

Кто сказал, что исчезает

Жизни смысл за 40 лет?

Женщина ведь продолжает

Излучать тепло и свет.

Хоть не красят её внешность

Пролетевшие года,

Но в душе любовь и нежность

Не исчезнут никогда.

Даже если в жизни личной

В чём-то вдруг не повезёт,

Переживёт. И так привычный

Крест свой тяжкий понесёт.

Не для собственного счастья,

Ради счастия детей,

Преодолеет все ненастья

Добрых с помощью людей.

Вопрос учителя: - Как вы думаете, какая тема является одной из главных в творчестве любого поэта? (ответы учеников)

В творчестве любого поэта одно из главных мест занимает тема Родины. Стихотворения А. Н. Климовского  не исключение. Глубокой любовью и гордостью за малую родину проникнуты строки «Чушевицкой сторонки».

Чтение стихотворения учеником:

Неглубока наша речка Вага,

Но прозрачна, как хрусталь, вода.

Чушевицы не Москва, не Прага,

Но не мимо нас идут года…

В клубе то концерт, то вечер танцев,

Дети стайками в кино бегут.

Каждый день гудит электростанция

На высоком важском берегу.

Чушевицы славятся талантами,

С давних пор об этом знает всяк,

Только плохо дело с музыкантами,

Ну не приживаются никак!

Ранним утром над речной долиною

Спит туман, как сероватый пух.

Снова слышишь песнь тетеревиную,

И невольно замирает дух!

И река, притихшая и сонная,

Не плеснёт, по камушкам журча,

Лишь заря, как девушка смущенная,

Полыхает ярче кумача.

В тихий вечер, словно у лебёдушки,

Звонко льются песни по весне.

Краше наших чушевицких девушек

Не найдёте даже на Луне…

Хороши у нас боры сосновые,

Воздух, как целительный бальзам,

Будут строиться курорты новые,

Запланируют один и нам.

Кто-то скажет: «Не люблю деревню,

Скучно жить в берёзовой глуши».

Я отвечу: «бросьте сказки древние!

Шире нет простора для души!»

А.Н. Климовский ценил юмор, любил исполнять басни. И в его творчестве встречаются стихи, полные, что называется «задора и огня». В 1986 году, отдыхая в санатории «Каменная гора», он написал полушуточное, полусерьёзное стихотворение, тема которого так актуальна в наши дни.

Чтение учеником стихотворения «В санатории «Каменная гора».

Ах, какое это чудо – санаторий на Колпи!

Здесь не надо мыть посуду; ешь, лечись, гуляй и спи.

Можно в ванной искупаться, в бор сосновый заглянуть,

По дорожкам прогуляться и душою отдохнуть.

Здесь всегда к услугам вашим телевизор и кино…

Лечат здесь недуги наши, запрещают пить вино.

Но беспечные мужчины – да и женщины порой –

«Загудеть» найдут причину, и в палате – пир горой!

Неужели этим людям непонятно до сих пор,

Что они ведут по сердцу своему огонь в упор.

Так давайте заниматься физзарядкой по утрам,

Чтобы реже обращаться за подмогой к докторам.

И на Каменную гору надо чаще восходить,

Друга чувствуя опору, чтоб хотелось долго жить.

Вопросы учителя:

- Что возмущает поэта в поведении людей, приехавших в санаторий?

- К чему призывает нас поэт?

- Вы согласны с этим призывом? Почему?

 

Иногда сюжетом стихотворения может послужить обычная житейская ситуация или встреча с новыми людьми. Но поэт тем и отличается от простых смертных, что в малом видит большое, в обычном – неведомое, в мимолётном – вечное. Стихотворение «Шахтёрам Инты» родилось во время поездки Александра Николаевича к брату, который работал в 1970 г. на шахте.

Чтение учеником стихотворения «Шахтерам Инты».

Я мчался к вам то медленно, то быстро,

Звала меня Инта в скупой рассвет.

Огонь моей души и сердца искры

Вновь принесли вам пламенный привет.

Пусть город ваш зимой занесен снегом,

Интинцев души греют и в мороз.

Шахтерский городок стремительным разбегом,

Как лань, взбегает на крутой откос.

Мне хочется сказать живущим в этом граде:

«Друзья, не вам ли славу заслужить?

Ведь вовсе не в стремлении к награде

Вы прибыли сюда и стали жить».

Я душами интинцев восхищаюсь,

Писать сказания о них готов.

В знак уваженья преклоняюсь

Перед такими, как шахтер Попов.

Я знаю только: он с девятой шахты,

Что комбайнер… и больше ничего,

Но как хотелось бы в день самой трудной вахты

Отгрохать честно смену за него!

Хоть не боюсь я северной простуды,

Но очень благодарен я ему

За то, что, не спросив, кто я такой, откуда,

Довез на «Волге» к брату моему.

И пусть ему, как и другим шахтерам,

Звезда удачи светит в вышине,

Чтоб ни в грядущем времени, ни в скором

Им не пришлось лежать в больничной тишине.

Пускай Инта растет и хорошеет,

Сверкает русской северной красой,

Как дева с бусами янтарными на шее,

Как северянка с русою косой.

Вопросы учителя:

- О чем это стихотворение?

- Почему жители города Инты вызывают у поэта чувство гордости и восхищения?

- За что Александр Николаевич благодарит шахтера Попова?

- Какими словами поэт передает свое отношение к труженикам, к городу?

Подведение итогов занятия.

Известный поэт Е. Евтушенко в одном из своих стихотворений сказал: «Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить». Наверное, это справедливо. Но мне бы хотелось, чтобы вы оставили свои отзывы о нашем земляке, стихи которого помогли нам вернуть его хотя бы на этот краткий миг.

Отзывы учеников:

«Я раньше не знала А. Н. Климовского. Меня потрясло его умение петь, сочинять стихи. Он донёс до нас то, что не смогут передать книги. Это песни. Жаль, что его уже нет в живых».(Ульяна Кондакова, 5 «б» кл.)

«Сегодня я узнал о том, каким хорошим, талантливым он был человеком. Александр Николаевич любил свой край, посвятил стихи своей малой родине». (Костя Михальченко, 5 «а» кл.)

«Мне очень понравились его песни. Он их пел особенно, с душой. Так не каждый умеет петь. У него великолепный голос».(Света Кулигина, 5 «а» кл.)

«А.Н. Климовский – наш земляк, талантливый человек. Ни один концерт в клубе не проходил без него. Этот человек ценил шутки, исполнял басни, писал стихи, любил петь. Память об этом хорошем человеке осталась в сердцах жителей нашего села».(Алина Кузнецова, 5 «а» кл.)

«Я горжусь тем, что в нашем селе жил такой человек, как Александр Николаевич Климовский!» (Кирилл Островский, 5 «а» кл.)

Заключительно слово учителя.

Я благодарю вас за работу и хочу пожелать, чтобы слова Александра Николаевича Климовского, обращенные к выпускникам 1971 г., прозвучали, как напутствие тем, кого так взволновало его творчество: «Жизнь есть жизнь, и, наверно, ещё ох как много предстоит вам решить в жизни трудных задач. Перед вами лежит неторная дорога, дай вам Бог и здоровья, и новых удач!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"

В конспекте  занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия....

конспект занятия элективного курса

Материал по теме "Окислительно-восстановительные реакции" с разбором заданий, тестом....

Конспект занятия элективного курса "Методы решения иррациональных неравенств"

Рассмативаются методы решения разных иррациональных неравенств, в том числе с параметрами....

Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»

      Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»...

Конспект занятия элективного курса «Биологическое действие и медицинское применение химических элементов»

Представлена разработка учебного занятия элективного курса по химии для обучающихся 9 класса...

Конспект занятия элективного курса "Основы правовых знаний" Тема: "Права и обязанности родителей и детей"

На занятии подробно разобраны права и обязанности родителей и детей в соответствии с Семейным Кодексом РФ...

Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"

На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу.  Называется она косилка рото...