Программа внеклассной работы по шахматам.
рабочая программа по теме

Шахматы положительно влияют на развитие и совершенствование у детей психических процессов, памяти, внимания, пространственного воображения, логического мышления, восприятия, воли.с этой целью мною разработана программа внеклассной работы по шахматам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneklassnoy_raboty_po_shahmatam.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский»  МО «Алданский  район»


678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,

ул. Ленина , 34 «а»,  тел. факс 8 (41145) 52-5-16,

 тел.  52- 5- 32     sh5len@rambler.ru

 

Программа внеклассной работы по шахматам.

Выполнила: Т. В. Кирюхина,

учитель СОШ №, 5, п. Ленинский,

Алданского района, САХА (Якутия).

2012 год.

Программа внеклассной работы по шахматам.

Составитель: Т. В. Кирюхина, учитель СОШ №, 5, п. Ленинский, Алданского района, САХА (Якутия).

Пояснительная записка.

Шахматы положительно влияют на развитие и совершенствование у детей психических процессов, памяти, внимания, пространственного воображения, логического мышления, восприятия, воли.

Шахматы учат управлять своим поведением, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, воспитывают организованность и дисциплину, чувство коллективизма, а также самокритичность.

Трёхлетний курс шахмат предназначен для подготовки юных шахматистов третьего разряда.

 Весь учебный материал программы рассчитан на 180 часов и распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.    

Программа направлена на развитие личности, расширение круга общения, полноценного самовыражения.

Цель программы:

Целенаправленное обучение юных шахматистов к выполнению третьего разряда.

Задачи:  

Привитие интереса к занятию шахматами;

Усвоение шахматных правил;

Овладение основами шахматной игры;

Изучение шахматной нотации;

Получение навыков участия  в соревнованиях;

Участие в соревнованиях различного ранга.

Тематический план.

Тема

Занятия

Всего

(часы)

Теория

Практика

Первый год обучения

Тема 1. История.

1

1

Тема 2. Правила  игры.

4

8

12

Тема 3. Простейшие окончания

1

1

Тема 4. Шахматная нотация

4

6

10

Тема 5. Дебют (начало партии)

4

6

10

Тема 6. Решение шахматных задач.

1

9

10

Тема 7. Игра в шахматы.

16

16

Второй год обучения

Тема 1. Повторение пройденного материала за первый год обучения.

4

6

10

Тема 2. История (чемпионы мира по шахматам).

2

2

Тема 3. Тактические приёмы.

1

3

4

Тема 4. Дебют.

1

3

4

Тема 5. Миттельшпиль. 

1

2

3

Тема 6. Эндшпиль.

1

4

5

Тема 7. Стратегия

1

2

3

Тема 8. Решение шахматных задач и выполнение упражнений.

1

5

6

Тема 9. Разбор шахматных партий.

4

2

6

Тема 10. Основы судейства. 

1

1

Тема 11.  Игра в шахматы.

16

16

Третий год обучения

Тема 1. Повторение пройденного материала за первый и второй год обучения.

4

6

10

Тема 2.Тактика.

2

6

8

Тема 3. Стратегия.

2

6

8

Тема 4. Разбор шахматных партий. 

2

6

8

Тема 5. Решение шахматных задач. 

2

8

10

Тема 6. Игра в шахматы.

16

16

Всего:

180 час.

Содержание программы.

Первый год обучения.

Тема 1. История ( 1 час).

История возникновения игры в шахматы.

Тема 2. Правила  игры (12 часов).

Шахматная доска. Шахматные фигуры: ладья, конь, слон, ферзь, король и пешка. Позиция; начальная позиция. Ферзевый и королевский фланг. Ход; ходы фигур и пешек. Горизонталь, вертикаль и диагональ на шахматной доске. Поля превращения; превращение пешки. Ценность фигур. Лёгкие и тяжёлые фигуры. Качество. Размен. Взятие; взятие на проходе. Нападение и защита. Особенности короля. Шах и его разновидности – двойной, вскрытый. Мат. Выигрыш, проигрыш и ничья как результаты шахматной игры. Разновидности ничьей: недостаточность шахматного материала для выигрыша, пат, вечный шаг, правило пятидесяти шагов, троекратное повторение позиции. Рокировка: короткая и длинная. Правила поведения во время игры. Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Тема 3. Простейшие окончания (1 час).

Линейный мат и его разновидности: мат двумя ферзями, мат ферзём и ладьёй, мат двумя ладьями. Мат ферзем. Мат ладьёй. «Тихий» ход. Основы эндшпиля – король с пешкой против короля: проходная пешка, правила квадрата, оппозиция, пешечный прорыв.

Тема 4. Шахматная нотация (10 часов).

Шахматная нотация: полная и краткая. Запись партий и решение задач полной и краткой нотацией.

Тема 5. Дебют (как начинать партию) (10 часов).

Развитие. Принцип быстрого развития. Темп. Центр; борьба за центр. Ошибочная игра в дебюте.

Тема 6.  Решение шахматных задач ( 10  часов).

Две ладьи и король против короля. Ладья и король против короля. Ферзь и король против короля.

Тема 7.  Игра в шахматы ( 16 час).

Игра в шахматы на занятиях. Участие в школьных и районы  соревнованиях.

Второй год обучения.

Тема 1. Повторение пройденного материала за первый год обучения (10 часов).

Правила  игры. Простейшие окончания. Шахматная нотация. Дебют (начало партии).

Тема 2. История (чемпионы мира по шахматам) (2 часа).

Чемпионы мира классической эры. Чемпионы мира эпохи советского превосходства. Чемпионы мира, начиная с «Революции Фишера». Кто сегодня реальный чемпион мира?

Тема 3. Тактические приёмы (4  часа).

Вилка. Связка. Перегрузка. Двойной удар. Отвлечение фигур противника. Мешающие собственные пешки. Шахматные фигуры «видящие сквозь стену». Важность промежуточного хода.

Тема 4.  Дебют (4  часа).

Изучение и наработка определённой последовательности ходов в начальной стадии игры.

Тема 5. Миттельшпиль (3  часа).

Когда миттельшпиль переходит в эндшпиль.

Тема 6. Эндшпиль (5  часов). 

Общие принципы эндшпиля. Некоторые особенности эндшпиля.

Тема 7. Стратегия (3  часа).

Значение мобильности фигур и важность использования слабостей противника. Использование слабых полей противника.

Тема 8.  Решение шахматных задач и выполнение упражнений (6  часов).

Решение задач и выполнение упражнений по темам: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

Тема 9. Разбор шахматных партий (6  часов).

Запись своих партий и их разбор.

Тема 10. Основы судейства (1 час). 

Основные правила ФИДЭ.

Тема 11. Игра в шахматы (16  часов).

Игра в шахматы на занятиях. Участие в школьных и районы  соревнованиях.

Третий год обучения

Тема 1. Повторение пройденного материала за первый и второй год обучения (10 часов). 

История возникновения игры в шахматы. Чемпионы мира по шахматам. Правила  игры. Простейшие окончания. Шахматная нотация. Дебют. Миттельшпиль, эндшпиль. Основы судейства.

Тема 2. Тактика (8  часов).

Относительный и абсолютный материальный перевес. Использование относительного материального перевеса при атаке на короля. Тактика атаки короля.

Тема 3. Стратегия (8 часов).

Изучение дебютов и эндшпиля. Наработка и использование материала в дебюте и эндшпиле.

Тема 4. Разбор шахматных партий (8  часов). 

Запись своих партий и их разбор.

Тема 5.  Решение шахматных задач (10  часов). 

Решение задач и выполнение упражнений по темам: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

Тема 6.  Игра в шахматы (16  часов).

Игра в шахматы на занятиях. Участие в соревнованиях различного ранга.

Список литературы.

Костров В. В., Давлетов Д. А.

«Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей». Часть I.

– СП.: Издательский Дом «Литера»,. 2001. – 128 стр., ил.

Костров В. В., Давлетов Д. А.

«Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей». Часть II.

– СП.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 152 стр., ил.

Вольф П.

«Шахматы». М.: ООО «Издательство АСТ».

2003. – 413стр., ил.

Я. Б. Эстрин, Н. М. Калиниченко.

«Шахматные дебюты». Полный курс – М.: ФАИР-ПРЕСС,

2003, - 704 стр. – (Спорт).

Давыдюк С. И.

«Начинающим шахматистам». Упражнения, партии, комбинации. – Мн.: Беларусь, 2002 – 180 стр., ил.

Тишков А. А., Чепижный В. И.

«Шахматные задачи-миниатюры». М.: Физкультура и спорт,

1987, - 336 стр., ил.

Смыслов В. В.

«Тайны ладейного эндшпиля» - М.: ООО «Издательство АСТ»,

2003. – 95, ил. - (Теория шахмат).

М. Попова, В. Манаенков.

«30 шахматных уроков» (пособие для начинающих шахматистов) – Тула.

2003. 95, ил.

Журавлев Н. И.

«В стране шахматных чудес». – М.: А/О «Международная книга»,

1991. 128 стр. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Внеклассная работа по физическому воспитанию (баскетбол)"

Планирование работы секции баскетбола для трех возрастных групп.В приложении дается подробная сетка занятий для каждой возрастной группы....

Программа внеклассной работы по английскому языку для 1 класса

Программа расчитана на учеников первых классов для внеклассной работы согласно ФГОС НОО. Занятия проходят во внеурочное время, в рамках воспитательной работы.  Занятия стрятся в игровой форме и н...

Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"

Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...

Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».

Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников.                 Програм...

Программа внеклассной работы по волейболу.

                                                    ...

Программа внеклассной работы "Олимпиада начинается в школе"

Настоящая программа является ориентационной основой деятельности коллектива МОУ Гимназии № 16, определяющей систему организационных, содержательных условий, содействующих реализации одного из приорите...