Мастер-класс "Кирилл и Мефодий – первоучители славянские".
методическая разработка по теме

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам.

Задачи:

1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России. Причисленных Русской Православной Церковью к лику святых.

2. Сохранение и развитие традиций Православия.

 

3. Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций.

С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как возник у каждого народа его родной язык? Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как она зарождалась, и какие книги первыми были написаны на родном языке. Но у славянской письменности удивительное происхождение.  Славяне, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам, знают о том, как зарождалась славянская грамота. Мы не только с точностью до года можем определить время появления славянской азбуки, но знаем и имена творцов славянской письменности и их жизнеописания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 2. Этапы работы мастер-класса

Подготовительно-организационный:

 

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Слайд 3.

Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам.

Задачи:

1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России. Причисленных Русской Православной Церковью к лику святых.

2. Сохранение и развитие традиций Православия.

3. Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций.

Методы: поисковый, наглядный, словесный, творческий, анализ.

Содержание:

Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности
Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия                                                        Тайна славянской азбуки  
Великий подвиг братьев-просветителей  
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, раздаточный материал для работы в группах.

Слайд 1. Кирилл и Мефодий – первоучители славянские.

Тема: «Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»

Слайд 4. Эпиграф:

Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой.  Д.С. Лихачев                                                                           

Содержание этапа

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Слайд 5. Вступительное слово учителя.

С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как возник у каждого народа его родной язык?

Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как она зарождалась, и какие книги первыми были написаны на родном языке. Но у славянской письменности удивительное происхождение.  Славяне, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам, знают о том, как зарождалась славянская грамота. Мы не только с точностью до года можем определить время появления славянской азбуки, но знаем и имена творцов славянской письменности и их жизнеописания.

Если спросить у славян грамотеев: кто вам азбуку сотворил, или кто книги перевёл, - все знают и ответят: святой Константин – Философ и брат его Мефодий… И если спросить, когда это было, знают и это, и скажут: во времена греческого царя Михаила и болгарского князя Бориса, и моравского князя Растицы, и блатенского князя Коцела, в 6563 году после сотворения мира.

Слайд 6.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Святые учители словенские стремились к уединению в молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия золотыми буквами вписаны в историю православной святости. Их жизнь стала зримым исполнением Завета Спасителя, полученного Апостолами в Галелее.

Слайд 7.  «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…»

Евангелие от Матфея

Жертвенный подвиг учёных братьев на ниве просвещения заложил основы письменной славянской культуры и способствовал установлению многоликой восточной христианской цивилизации. Начало славянской миссии святых Кирилла и Мефодия относится к 863 году.

Деятельность участников

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. 

Следующий этап урока – выстраивание диалога с учащимися, который подведёт к основной части урока – раскрытию темы.

После вступительного слова учителя, учащиеся с его помощью выстраивают диалог, на основе тех знаний, которыми они уже обладают.

Необходимо вспомнить, что это было за время?

В 842 году прекращаются столетние богословские споры, Поместный Константинопольский собор учреждает праздненство «Торжество православия». На престол восходит император Михаил III, при котором  и началась апостольская и просветительская деятельность Кирилла и Мефодия.

О просветительской деятельности святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать миссионеров для распространения христианской проповеди среди славян, населявших Моравию и Паннонию. Пришествие праведных учителей упоминается в «Повести временных лет». Ученики могут рассказывать об этом, а могут прочитать выдержку из повести:

Слайд 8. «Однажды славянские князья Ростислав, Святослав и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы рассказать о книжных словах и о смысле их….Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия, и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю….Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие….И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своем языке…»

Великая Моравия, включавшая в то время отдельные области современной Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Румынии и Польши. Уже была христианской.  (Если это возможно, то всё, что касается географии, надо стараться показывать на карте. Детям трудно представить расстояние, которое они не проходили, и другие страны, где они не были). Но просвещало её немецкое духовенство, и всё богослужение, священные книги и богословие были латинские, для славян непонятные. Прибыв в Моравию, святые братья привезли с собой созданную незадолго до этого славянскую азбуку и переводы на славянский язык некоторых богослужебных книг. Самоотверженное служение святых в деле распространения христианской проповеди, их жертвенная готовность послужить людям «даже до смерти» снискали им любовь моравского народа, который всей душой принял благую весть о спасении и потянулся к христианству. На своём личном примере братья исполнили слова апостола Павла: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим». Посеянное ими семя «упало на добрую землю и принесло плод».

Слайд 9. Ученики равноапостольных братьев нашли убежище в Болгарии, которая стала новым центром славянской письменности. И уже через Болгарию наследие равноапостольных просветителей проникло в другие славянские земли и оказало огромное воздействие на религиозную жизнь и культуру Руси, Сербии, Чехии и Хорватии.

Слайд 10. Благодаря трудам святых равноапостольных Мефодия и Кирилла славяне услышали благую весть о Христе на своём родном языке.

Основная часть. 
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

1.Тайна славянской азбуки.

2.Структура азбуки.

3.Букварная истина, высшая часть азбуки.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

В основной части урока поэтапно раскрывается тайна создания славянской азбуки. Всё, что связано с таинственным, необычным привлекает любого человека. Предположительно, эта тема может увлечь и учащихся.

Тайна славянской азбуки.

В чём заключалась сложность создания азбуки.

Слайд 11. У славян не было письменности. Но даже не сам факт отсутствия букв представлял главную проблему. У них не было отвлечённых понятий и богатства терминологии, которое обычно складывается в «книжной культуре». Высокое христианское богословие, Писание и богослужебные тексты надо было переложить на язык, не обладающий к тому никакими средствами. Константин и Мефодий, справились с задачей. Буквы первого алфавита – глаголицы составили на основе греческой тайнописи, они соответствуют буквам греческого алфавита, но выглядят по-другому. Предстояло научить славян новым буквам, новому книжному языку, новому богослужению.

Слайд 12. Можно привести другую версию создания славянской азбуки. Многие ученые в наши дни предполагают, что святыми братьями Кириллом и Мефодием была создана «глаголица», которая больше была похожа на древнеболгарскую, чем на славянскую. А уже многим позже была составлена «кириллица» - уже есть славянская речь. Это видоизмененная «глаголица» более усовершенствованная как сказали бы сейчас. А создателем её является ученик праведных братьев - Климент Орхидский. Но как бы то не было, первостепенная заслуга в создании славянской письменности и азбуки принадлежит Кириллу и Мефодию. Даже если первоначальный вид их «детища - азбуки словенской» видоизменяли и дополняли, заслуги их неоспоримы.

Можно узнать, что думают ребята по этому поводу.

Что представляла собой старославянская азбука.

Слайд 13. Своё название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б.  Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро… Интереснейшим фактом является то, что древнеславянская азбука представляла собой граффити, т. е. надписи, нацарапанные на стенах. Первые славянские буквы появились на стенах церквей в Переславле приблизительно в IX веке, а уже к  XI веку древние граффити появились в Софийском соборе в Киеве, затем в Новгороде. Именно на этих стенах указывались буквы азбуки в нескольких начертаниях, а ниже приводилось толкование буквы-слова.

Слайд14. До IX века славяне пользовались неким древним алфавитом, схожим с руническим письмом, нанося ого на священные камни, деревья, оружие.

Структура азбуки.

Слайд 15. Если мы оглянёмся назад, то увидим, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Если вы посмотрите на исторические события, разница между которыми составляет всего 125 лет, то поймёте, что на самом деле путь утверждения христианства на нашей земле непосредственно связан с созданием славянской азбуки. Ведь буквально за одно столетие славянский народ искоренил архаичные культы и принял новую веру. Связь создания кириллицы и принятия христианства сегодня не вызывает никаких сомнений. Изучая старославянскую азбуку, многие учёные приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий философский и религиозный смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путём добавления новых буквенных форм. Интересно так же, что большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Причём, если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что её условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовём «высшая часть», а вторую «низшая».  

Слайд 16. Рассматриваются две части азбуки. Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части, и несут в себе негативный подтекст. Для того  чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово, ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин.

Чтобы ученикам была понятна следующая часть урока. Раскрывать её содержание лучше с использованием приготовленных заранее каточек с изображением букв славянского алфавита, или таблиц.

Букварная истина, высшая часть азбуки.

В этой части раскрытия темы рассматриваются смысловые и числовые значения букв славянского алфавита.

Слайд 17. Азъ – это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение «я». Однако,  её коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне употребляли Азъ в контексте местоимения. Тем не менее, в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ, который обозначал «один», например «поеду азъ к Владимиру». Или же «начинать с азов» обозначало «начинать сначала». Таким образом,  славяне обозначили с началом азбуки весь философский смысл бытия, где без начала нет конца, без тьмы нет света, а без добра нет и зла. При этом главный акцент ставится на двойственности устроения мира. Собственно и сама азбука построена на принципе двойственности, где она условно разделена на две части: высшая и низшая, положительная и отрицательная.

Азъ имеет и числовое значение, которое выражается цифрой 1. У древних славян цифра 1 была началом всего прекрасного. Сегодня, изучая славянскую нумерологию, можно сказать, что славяне, как и другие народы, разделяли все числа на чёт и нечет. При этом нечётные числа были воплощением всего положительного, доброго и светлого. Чётные числа представляли тьму и зло. Единица считалась началом всех начал и очень почиталась славянскими племенами.

Буки (Букы) – вторая буква-слово в азбуке, цифрового значения не имеет. Однако имеет не менее глубокое философское значение. Буки - значит «быть», «будет», чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме. В этом слове наши предки выражали будущее как неизбежность, которая могла быть, как хорошей и радужной, так и мрачной и ужасной. Букам Константин не дал числового значения, однако многие учёные предполагают, что это связано с двойственностью этой буквы. 

Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание – как высший Божественный дар. Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!»  Таким образом, Константин показывал, что человек, открывший созданную им  азбуку, впоследствии будет обладать каким-то знанием. Не менее важна и числовая нагрузка этой буквы, ведь 2 – двойка, пара были не просто числами, у славян они принимали активное участие в магических ритуалах и были символами двойственности всего земного и небесного. Число 2 у славян обозначало единение Неба и Земли, двойственность человеческой натуры, добро и зло и т.д. Двойка была символом противоборства двух сторон, небесного и земного равновесия.

Славяне считали двойку дьявольским числом и приписывали ему массу негативных свойств, считая, что именно двойка открывает числовой ряд отрицательных чисел, которые несут человеку смерть. Именно поэтому рождение близнецов в старославянских семьях считалось плохим знаком, которые несли роду болезни и несчастья. Дурным знаком считалось вдвоём качать колыбель, двум людям утираться одним полотенцем, совершать вдвоём какое-либо действие. Несмотря на такое отношение к числу 2, славяне признавали его магическую силу. Например, многие ритуалы изгнания нечистой силы проводились с помощью двух одинаковых предметов или при участии близнецов.

Таким образом рассматриваются смысловые и цифровые значения других букв.

Слайд 18. Рассмотрев высшую часть азбуки можно констатировать факт, что она является тайным посланием Константина к потомкам. Попробуем прочитать все буквы, зная их истинный смысл. Если брать по несколько последующих букв, то складываются фразы-назидания:

Веди+Глаголь обозначает «ведай учение»;

Рцы+Слово+Твёрдо можно понять как фразу «изрекай  слово истинное»;

Твёрдо+Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон»…

А вы задумывались когда-нибудь, почему буквы в азбуке стоят именно в таком порядке, а не в каком-либо другом? 

Порядок высшей части букв кириллицы можно рассмотреть с двух позиций.

Во-первых, каждая буква-слово складывается в осмысленную фразу с последующей,  и это может означать неслучайную закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита. Во-вторых, старославянскую азбуку можно рассмотреть с точки зрения нумерации чисел. То есть каждая буква представляет собой ещё и число. Все буквы-числа расположены в порядке возрастания. Так, букве А – «аз» соответствует единица. С буквы К начинаются десятки, которые здесь перечислены аналогично единицам: 10, 20. 30, 40, 50, 60, 70, 80 и 100. Кроме того многие учёные заметили, что очертания букв «высшей» части азбуки графически просты, красивы и удобны. Они прекрасно подходили к скорописному письму.

Многие философы усматривают в численном расположении азбуки принцип триады и духовной гармонии, которой достигает человек, стремясь к Добру,  Свету и Истине.  

Учащиеся выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного

Следующая часть урока практическая, заключается в выполнении творческих  заданий.

Слайд 19. Тема происхождения письма вызывает у детей огромный интерес. Но её нельзя преподать только рассказом: надо и пописать самим, и показать образцы древнего знакового письма. Они есть во многих книгах.

  1. Учащимся даны карточки, на которых изображены буквы древнего славянского алфавита, или древнерусского. Попытайтесь повторить изображение, можно проявить творчество и продемонстрировать свои варианты, близкие к оригиналу, или свой вариант, выражающий смысловое значение буквы.
  2. Расшифруй послание. Это задание можно выполнять так же с использованием карточек, после его выполнения, озвучить свои варианты. А можно делать это коллективно в устной форме,  организовав обмен мнениями.

Слайд 20. Вариант перевода «высшей части азбуки»:

Я знаю буквы.

Письмо – это достояние.

Трудитесь усердно, Земляне!

Как подобает разумным людям.

Постигайте мироздание.

Несите слово убеждённо!

Знание – дар Божий.

Дерзайте, вникайте…

Чтобы Сущего свет постичь!

Слайд 21.

Другая расшифровка:

Аз Буки Веди – Я Бога ведаю.

Аз – основа, начало. Я – с меня начинается мой мир.

Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих.

Глаголь  Добро – говори, делай добро.

Глаголь – это и слово и дело одновременно.

Говорю – значит делаю, и делаю добро.

Добро есть  жизнь. Только добро создаёт жизнь.

Живите зело земля – живите землёю – она кормилица наша.

Како люди мыслите – наш он покой. Т.е. как вы, люди думаете, таков и ваш мир.

Рцы слово твёрдо – говори слово твёрдо. Сказал – сделал.

Слайд 22. Другие варианты перевода:

Аз Буки Веди – я буквы знаю.

Глаголь Добро – утверждай – добро есть.

Како люди мыслите – как праведные думайте.

Рцы слово твёрдо – исповедуй веру неуклонно.

Данное значение способствует пониманию Священного писания.

Афиширование-представление, обсуждение выполненных работ.
Заключительное слово. 

Слайд 23. Вывод: Изучив азбуку с самых «азов», мы можем прийти к выводу, что Константин и Мефодий оставили своим потомкам главную ценность – творение, которое призывает нас стремиться к самосовершенствованию, учению, мудрости и любви, поминая тёмные тропинки злобы. Зависти и вражды.

Слайд 24. Теперь, раскрывая азбуку, вы будете знать, что творение, появившееся на свет благодаря стараниям Константина Философа, является не просто перечнем букв, с которых начинаются слова, выражающие наши страх и негодование, любовь и нежность, уважение и восторг.

Слайд 25. Эти буквы полны содержания до краёв. Они несут в себе целый эпос об их создании, потребовавшем от создателей, с одной стороны, долгих лет упорного труда, с другой – всей без остатка жизни. Слайд 26.

Анализ ситуации по критериям: овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.

Учитель организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Почитание Кирилла и Мефодия

Слайд 27. Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Слайд 28. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1986 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Слайд 29. Русский народ отдает дань памяти и благодарности «славянских стран учителям... Божественных писаний, источник богопознания нам источивших». Это слова из церковных песнопений в день памяти святых Кирилла и Мефодия.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

Слайд 30. Хочется, чтобы, оторвав взгляд от последнего слова, ученик продолжил работу, поразмышлял, задумался. Солунские братья того стоят. Их жизненный, человеческий подвиг – создание и внедрение первой славянской письменности – отмечен не только причислением к лику святых христианской церкви. Этот подвиг обессмертил имена Кирилла и Мефодия в тысячелетней памяти народной.

Слайд 31.

Слайд 32. Использованные источники:

  1. Azbukivedi-istoria.ru/zagadki_istorii
  2. www.pravmir.ru
  3. www.redstar.ru
  4. С.Х. Караславов «Кирилл и Мефодий. Москва. Издательство «Правда». 1987 г.

Примерное содержание карточек: (на примере древнерусской азбуки)

“АЗ” – первая буква алфавита, основа мира. Причудливый зверь симург, соединяющий в себе свойства птицы, зверя, человека, представляет соединение трёх царств: неба, земли и царства подземного. От этой буквы произошло название алфавита – “азбука”. Книжники Древней Руси отождествляли её с буквой “АЛЬФА” древнегреческого алфавита, “АЛЬФА”– это начало всех начал. “Я есть АЛЬФА и ОМЕГА”.

“БУКИ”– вторая буква русского алфавита. Есть поговорка “Не суйтесь, буки, поперёк аза”. Буки олицетворяют собой второе место в мире, потому фигурка человека как бы сдерживает движение. Сложное переплетение орнамента, напоминающего деревья, травы символизирует собой природу, в которую вплетается человек.

Буква “ВЕДИ” – восходит к слову ведать, знать. Маска– символ тайны, окружающий знание.

Буква “ДОБРО”– название равнозначно слову “добро”. На изображении буква ассоциируется с образом царя Давида– псалмопевца и поэта. Это образ, призывающий к стойкости духа в любых гонениях.

Буква “МЫСЛИТЕ” – изображается в виде двух диковинных симургов. Эти звери символизируют мироздание. Симметричность изображения означает восход и заход солнца. В центре из переплетения рождается символ амфоры – сосуда мудрости. Амфора премудрости переполнена, из неё как бы изливается мудрость.

Буква “ОН” – Царственный петух. Он символизирует собою солнце– свет, знания, источник мудрости.

Буква “РЦИ” – мы видим человека, в руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. Он трубит, о чем–то возвещая. О чём? “Говори и слушай премудрость!”

Буква “СЛОВО” – автор изображает её в виде пойманного сокола. Сейчас на соколе колпачок, а когда он будет снят, сокол устремится вперёд на ловлю премудрости. Это зримое напоминание поэтического образа в “Слове о полку Игореве”, где творчество сравнивается с соколиной охотой. Боян “пускал 10 соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал, та первой пела песнь”.

Древнерусские летописцы были не просто писцами, но и философами. Буквы, написанные ими, отражают целый мир славянской культуры, наполненный удивительными, диковинными существами.

Начертания букв славянского алфавита дают на возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Украшая буквы, древнерусские книжники украшали мысль и передавали её.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кирилл и Мефодий – первоучители славянские

Слайд 2

Этапы урока: Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). Содержание урока. План действий, включающий поэтапное раскрытие темы. Представление выполненных работ. Вывод. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.

Слайд 3

Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Задачи: 1 . Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых. 2. Сохранение и развитие традиций Православия. 3. Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций. Методы: поисковый, наглядный, словесный, творческий, анализ. Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, раздаточный материал для работы в группах.

Слайд 4

Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой. Д.С. Лихачев

Слайд 6

Вспоминают Кирилла с Мефодием , Братьев славных равноапостольных, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.

Слайд 7

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…» Евангелие от Матфея

Слайд 8

«Повесть временных лет» - первая русская летопись (фрагмент) «…когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие…И рады были славяне, что услышали о Величии Божьем на своём языке…»

Слайд 9

Как говорит наша «Начальная Летопись», «славянский же язык и русский есть один»

Слайд 10

Распространение кириллицы

Слайд 11

Первый алфавит – глаголицу – составили на основе греческой тайнописи. Буквы соответствуют буквам греческого алфавита, но выглядят по-другому.

Слайд 14

Новгородская берестяная грамота и её прорисовка

Слайд 18

Если брать по несколько последующих букв, то складываются фразы-назидания: Веди+Глаголь обозначает «ведай учение» ; Рцы+Слово+Твёрдо можно понять как фразу «изрекай слово истинное»; Твёрдо+Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон»…

Слайд 20

Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, Земляне! Как подобает разумным людям. Постигайте мироздание. Несите слово убеждённо! Знание – дар Божий. Дерзайте, вникайте… Чтобы Сущего свет постичь!

Слайд 21

Аз – основа, начало. Я – с меня начинается мой мир. Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих. Глаголь Добро – говори, делай добро. Глагол – это и слово и дело одновременно. Говорю – значит делаю и делаю добро. Добро –есть жизнь. Живите зело земля – живите землёю – она кормилица наша. Како люди мыслите – наш он покой - как вы, люди думаете, таков и ваш мир. Рцы слово твёрдо – говори слово твёрдо. Сказал – сделал.

Слайд 22

Данное значение способствует пониманию Священного Писания Аз Буки Веди – я буквы знаю. Глаголь Добро – утверждай – добро есть. Како люди мыслите – как праведные думайте. Рцы слово твёрдо – исповедуй веру неуклонно.

Слайд 23

Обретение славянскими народами письменности имело такое же историческое и геополитическое значение, как и открытие Америки.

Слайд 24

Совсем немногие народы удостоились чести иметь свой собственный алфавит. Это понимали уже в далёком IX веке. «Бог сотворил и ныне в наши годы – объявив буквы для знания языка вашего – то, чего не было дано никому после первых времён, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своём языке. Прими же дар ценнейший и больше всякого серебра и злата. И драгоценных камней, и всего приходящего богатства», - писал император Михаил князю Ростиславу .

Слайд 25

Русские буквы придумали православные монахи для церковных книг. В самом основании славянской книжности лежит не просто влияние и заимствование, а «трансплантация» византийской церковной книжности. Книжный язык, культурный контекст, терминологию высокой мысли создавали вместе с библиотекой книг апостолы славян святые Кирилл и Мефодий.

Слайд 27

Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев.

Слайд 30

Хочется, чтобы, оторвав взгляд от последнего слова, вы продолжили работу, поразмышляли, задумались. Солунские братья того стоят. Их жизненный, человеческий подвиг – создание и внедрение первой славянской письменности – отмечен не только причислением к лику святых христианской церкви. Этот подвиг обессмертил имена Кирилла и Мефодия в тысячелетней памяти народной.

Слайд 32

32 глаголица Кирилл и Мефодий 863 год славянская азбука перевод богослужебных книг кириллица

Слайд 33

Использованные источники: Azbukivedi-istoria.ru/zagadki_istorii www.redstar.ru С.Х. Караславов «Кирилл и Мефодий. Москва. Издательство «Правда». 1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кирилл и Мефодий - великие славянские просветители

Занятие с мультимедийной презентацией о Кирилле и Мефодии, о их роли в просвещении России....

Разработка урока "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - просветители Славянские"

Разработка  рассказывает о жизни и трудах святых братьев Кирилла и Мефодия ...

Кирилл и Мефодий - основатели славянской письменности

Презентация  "Кирилл и Мефодий..." может быть использована на уроке истории в 6 классе, на мероприятии. посвяшенном Дню славянской письменности....

Урок ОПК в 8 классе: "Кирилл и Мефодий - первые славянские просветители".

Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия, судьба славянской письменности....

Внеклассное мероприятие по литературе «Великие просветители Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»

Разработка внеклассного мероприятия по литературе ко Дню славянской письменности и культуры...

"Кирилл и Мефодий - великие славянские просветители"

Данная презентация является хорошим приложением к уроку истории  по теме "Кирилл и Мефодий - великие славянские просветители"...


 

Комментарии

Пантелейчук Полина Николаевна

Отличная разработка! Очень цельный и красиво выстроенный подход к теме, отбор и последовательная подача непростого материала. Постижение духовных ценностей всегда непросто донести до детских душ. Большое спасибо за замечательную работу!Всего Вам доброго!

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Спасибо, Полина Николаевна!