Мастер-класс по коррекции речи детей подготовительной речевой группы с диагнозом ОНР 3 уровня "Мой родной город"
материал по теме

Занятие  включает   дидактические  и  развивающие  игры  по  закреплению  и  отработке  лексической  темы  "Мой  родной  город"  с  детьми  подготовительной  речевой  группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_moy_gorod.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель: Сидорова Мария Ильинична, учитель-логопед МАДОУ №219, г. Кемерово

Рисунки выполнены пастельными мелками логопедом Сидоровой М.И.

Использованы два детских рисунка Лены Хапиной.

Мастер-класс  по  коррекции  речи  для  детей  подготовительной  речевой  группы   с  диагнозом  ОНР  3  уровня

Тема: лексическая тема «Мой город».

Цели: - активизация словаря по лексической теме «мой город».

- знакомство с однокоренными словами;

- согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже;

- практическое усвоение образования наречий от прилагательных;

- составление простого распространённого предложения;

- составление сложносочинённого предложения с противительным союзом А;

- составление рассказа «Мой город»;

- закрепление навыка чтения, понимания прочитанного текста.

Оборудование: плакаты, раздаточные карточки, картинки, фантики, конфеты, открытки с изображением достопримечательностей города Кемерово, кубик с цифрами.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Развитие сильного ротового выдоха.

У меня в руках тарелка с фантиками от конфет- имитация конфет.

-Дети, возьмите в руки по фантику. Не открывайте. Внутри ничего нет. Чувствуете, какие они лёгкие? Положите фантик на пол. Присядьте, наклонитесь как можно ближе к фантику, резко произнесите звук «к». Фантик сдвинется с места. У кого же дальше всех отлетит фантик?

  1. Объявление темы.

Ребус по первым звукам.

Карточка с картинками. Поставьте под картинку нужную букву. Прочтите слово. Что прочли? (Кемерово).

Что это за город? (Город, в котором мы живём, Город, в котором мы родились.)

  1. Беседа.

Лежат перевёрнутые картинки. На картинках предметы в единственном числе,

Дети, подойдите и возьмите каждый по одной картинке. Рассмотрите их. Ответьте на вопрос, используя название своей картинки,

Чего много в нашем городе?

В нашем городе много домов (улиц, проспектов, бульваров, заводов, театров, банков, школ, поликлиник, магазинов, аптек, оптик, больниц, вокзалов, парикмахерских, ресторанов, почт, ателье, кинотеатров, музеев, библиотек,)

Плакат «Мост».

Цель: развитие внимания.

-Сосчитайте, сколько мостов в нашем городе? (7)

-А что есть в нашем городе в одном экземпляре? (Филармония, аэропорт, цирк, цветомузыкальный фонтан)

Наш город какой? (Большой, яркий, чистый, красивый, зелёный…)

-А люди какие живут в нашем городе? (добрые, трудолюбивые, аккуратные, терпеливые, весёлые)

-А что делают люди в нашем городе? (трудятся, работают, строят, лечат, учат, кормят, убирают…)

  1. Плакат «родственные слова»: город, городок, городской, горожанин, горожанка, пригородный, пригород. Дети по очереди называют значение каждого слова.

Город – большой населённый пункт.

Городок – маленький город.

Городской – дом, транспорт…

Горожанин – житель города.

Горожанка- жительница города.

Пригородный – транспорт,

Пригород- населённый пункт возле города.

-Что это за слова? ( Это родственники слова город.)

  1. Занимательная считалка.

Цель: согласование порядкового прилагательного и числительного в роде, числе, падеже.

Вызываю двоих детей. Они по очереди проговаривают всю занимательную считалку:

-первый одноэтажный дом, первый двухэтажный дом, второй двухэтажный дом, первый трёхэтажный дом, третий одноэтажный дом, второй двухэтажный дом,  третий двухэтажный дом, четвёртый одноэтажный дом, четвёртый двухэтажный дом, второй трёхэтажный дом, пятый одноэтажный дом, пятый двухэтажный дом, третий двухэтажный дом, пятый одноэтажный дом, пятый двухэтажный дом, третий трёхэтажный дом, шестой одноэтажный дом, четвёртый трёхэтажный дом, шестой двухэтажный дом, седьмой одноэтажный дом, седьмой двухэтажный дом, восьмой одноэтажный дом, пятый трёхэтажный дом.

Выигрывает тот, кто допустит меньшее количество ошибок или не ошибётся вообще.

  1. Составление сложносочинённого предложения с союзом «а».

Карточка: проспект, бульвар. Лежат перевёрнутые карточки со словами: широкий, удобный, просторный, зелёный, красивый.

-Дети, возьмите карточку, переверните, прочтите, положите карточку под словом ПРОСПЕКТ или под словом БУЛЬВАР. Когда все карточки разложены, я добавляю карточку с союзом «а».

-Дети, все карточки вы разложили под каким словом? (Под словом ПРОСПЕКТ)

-Нужно составить предложение, например: «Проспект широкий, а бульвар шире».

Дети составляют предложения:

-Проспект удобный, а бульвар удобнее.

-Проспект просторный, а бульвар просторнее.

-Проспект красивый, а бульвар красивее.

-Проспект зелёный, а бульвар зеленее.

-Проспект длинный, а бульвар длиннее.

  1. Игра «Переход»

Цель: составление предложений с приставочными глаголами. Плакат. Переход «Зебра». На каждой полосе «зебры» по одному слову: ходить, заходить, выходить, проходить, сходить, уходить, входить, отходить, подходить, переходить.

-Прочти слово. Составь предложение. Переходи по переходу.

Примерные фразы. Я хожу по улице. Я захожу в дом. Я выхожу из магазина. Я прохожу по парку. Я прохожу мимо памятника. Я схожу со ступенек дома. Я вхожу в дом. Я отхожу от дома. Я подхожу к перекрёстку. Я перехожу улицу на перекрёстке.

  1. Физкультминутка.

Шлёп,  шлёп, шлёп, иду по лужам. (Маршировать на месте.)

Хлоп, хлоп, хлоп, вода в ботинках. (Ладонями шлёпать по коленкам)

Кап, кап, кап, мне зонтик нужен.

Оп, оп, оп, вода по спинке. («Стряхнуть воду с рук»)

Буль-буль-буль,  упала шапка. (Присесть.)

Ой, ой, ой, кругом вода. (Покружиться.)

Да, да, да, себя так жалко. (Погрозить пальчиком.)

Одевайтесь в дождь всегда. (Маршировать)

  1. Игра. Цель: составление распространённых сложносочинённых предложений с противительным союзом «а», развитее внимания.

Две почти одинаковые картинки. Найди отличия.

-На первой картинке солнышко спряталось за облако, а на второй картинке облака нет.

-На первой картинке в середине 2 дома, а на второй картинке в середине 3 дома.

-На первой картинке в зелёном доме окна, а на второй картинке в зелёном доме балконы.

-На первой картинке лиственные деревья, а на второй хвойные.

-На первой картинке легковой автомобиль, а на второй грузовой автомобиль.

  1. Цель: составление сложноподчинённого предложений.

-Составь из карточек начало предложения, прочти и дополни его. Например.

-Город Кемерово спортивный, потому что в нём много стадионов,  бассейнов, кортов, катков.

-Город Кемерово культурный, потому что в нём много театров, институтов, университетов, музеев, филармония.

-Город Кемерово промышленный, потому что в нём много заводов.

  1. Игра в кубик.

Цель: закрепление знаний достопримечательностей города Кемерово, составление простого предложения.

На полу фотографии с достопримечательностями города Кемерово, расположенные дорожкой. Кубик, на гранях которого две цифры: 1 и 2. Большие фишки. Детей делю на две команды. У каждой команды своя фишка. Дети по очереди кидают кубик, передвигают фишку на выпавшее число, называют фотографию, на которую поставили фишку. Например.

-Это памятник Волкову. – Это драматический театр. Театральная площадь. Памятник Дружбы народов. Скульптура «Журавли». Скульптура Томь. Городской сад. Памятник Пушкину. Областная библиотека. Филармония. Цветомузыкальный фонтан. Цирк. Притомская набережная. Памятник шахтёрам. Памятник воинам и т. д.

  1. Рифмованная речь.

Цель: выразительное чтение стихов.

Один или два ребёнка рассказывают стихотворения  о нашем городе (по желанию.)

  1. Связная речь.

Цель: закрепление умений самостоятельно составлять короткий рассказ.

Дети из паззлов выкладывают предложение. Прочтите, что у нас получилось. Кто сможет составить рассказ, название которого мы только что выложили.

Примерный рассказ. Наш город называется Кемерово. Он большой, красивый. В нашем городе много разных высоких домов, школ, детских садов… В нашем городе много хороших, трудолюбивых, весёлых людей. Они работают на заводах и шахтах, лечат людей, учат детей, прибирают город. Я люблю свой родной город.

14.Итог. – Что легко вам удавалось на занятии? Что вызвало затруднения?

Литература.

  1. Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М., 2005. – 176 с.
  2. Комплект открыток «Кемерово». 18 сюжетов. – М., 1989.
  3. Набор из 24 открыток «Кемерово». – Кемерово, 2005.